ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРВОБЫТНЫЙ, ИЛИ ПЕРВИЧНЫЙ, ОБРАЗ

ПЕРВОБЫТНЫЙ ОТЕЦ

Найдено 2 определения термина ПЕРВОБЫТНЫЙ ОТЕЦ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРВОБЫТНЫЙ ОТЕЦ

primal father)См.ПЕРВОБЫТНЫЙ.

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ПЕРВОБЫТНЫЙ ОТЕЦ (ПРАОТЕЦ)

термин, использованный З. Фрейдом для характеристики предводителя первобытной орды. Психоаналитические взгляды на роль первобытного отца в орде содержались в таких работах З. Фрейда, как «Тотем и табу» (1913), «Массовая психология и анализ человеческого „Я“ (1921).

   Опираясь на гипотезы Ч. Дарвина и Дж. Аткинсона о первичном состоянии человека, З. Фрейд отталкивался от положения, согласно которому в первобытной орде вся власть принадлежала жестокому и ревнивому отцу-деспоту. Этот праотец был образцом, которому завидовали и которого боялись его сыновья. Первобытный отец единолично распоряжался своими женщинами и творил суд над сыновьями, пытавшимися завоевать право на такое же владение женщинами, как и их отец.

   Между праотцем и его сыновьями постоянно разыгрывалось соперничество на сексуальной почве. Сильный отец одерживал верх над своими сыновьями, подавлял их сексуальные влечения, изгонял подросших мужчин из первобытной орды. Это продолжалось до тех пор, пока однажды изгнанные братья не объединились между собой. Совместными усилиями они убили праотца. Отцеубийство имело далекоидущие последствия, поскольку, по словам З. Фрейда, оно лежало в основе возникновения религии, нравственности, культуры.

   С точки зрения З. Фрейда, первой формой замены праотца стало животное-тотем, которому стали поклоняться братья, заключившие между собой союз. Позднейшей формой замены первобытного отца стал Бог, в образе которого праотец вновь обрел человеческий лик. С возникновением отцовского божества не знавшее отца общество превратилось в патриархальное.

   В семье как бы восстановилась прежняя первобытная орда, где отец вновь обрел свое могущество. Обновление отцовского авторитета привело к воспроизведению амбивалентных чувств детей, вызвавших к жизни эдипов комплекс. Этот комплекс является напоминанием человеку о тех далеких событиях, когда в первобытной орде было осуществлено убийство праотца.

   Давая психоаналитическое объяснение психологии человеческой массы, З. Фрейд сравнивал массу людей с вновь ожившей первобытной ордой. При этом он обращал внимание на два вида психологии: психологию масс и психологию отца, вождя. Их различие состоит в том, что отдельные индивиды массы эмоционально связаны между собой, в то время как отец первобытной орды свободен. По выражению З. Фрейда, на заре истории человечества праотец был именно тем сверхчеловеком, которого немецкий философ Ф. Ницше ожидал лишь в будущем.

   Праотец препятствовал удовлетворению сексуальных потребностей своих сыновей, принуждал их к воздержанию. Тем самым он способствовал формированию у сыновей массовой психологии, основанной на эмоциональных связях с ним и друг с другом. Сексуальная зависть праотца и его нетерпимость к сыновьям стали, по мнению З. Фрейда, причиной массовой психологии.

   Вождь массы – это своего рода праотец. Он становится идеалом массы. Составляющие ее индивиды идеализируют вождя, стремятся во всем подражать ему.

   Праотец как идеал находит свое отражение не только в массовой, но и в индивидуальной психологии. В массовой психологии таким праотцем становится вождь, предводитель, политический или религиозный лидер. В индивидуальной психологии праотец воплощается в идеал-Я или в Сверх-Я.

В идеале-Я каждый человек сохраняет память о праотце; в Сверх-Я – память об эдиповом комплексе. Согласно З. Фрейду, по мере психосексуального развития ребенка его эдипов комплекс уступает место образованию у человека Сверх-Я. Это Сверх-Я олицетворяет собой совесть и родительский авторитет.

   Таковы, с точки зрения З. Фрейда, истоки возникновения эдипова комплекса, уходящие своими корнями в первобытную орду и связанные с амбивалентными отношениями сыновей к праотцу. Понимание роли праотца в первобытной орде, возникновения массовой и индивидуальной психологии, специфики эдипова комплекса оказываются нанизанными на одну нить психоаналитического толкования человека, общества, культуры.  

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено научных статей по теме — 7

«Отец» или «Руководитель»?

Овчаренко Л.И., Бган С.И., Кухарева Н.Г.
Психология спорта так и не выработала модель идеального тренера, универсальную для всех видов спорта и для всех спортсменов. Осуществляется попытка указать на характеристику идеального тренера, наличие которой одинаково значимо при любых обстоятельствах. «Тренер-отец», делающий ставку на человеческие отношения, имеет наградой благодарность своих подопечных. «Тренер-руководитель» при неудаче остается один на один со своим провалом и своим одиночеством.
Скачать PDF

Проблема межпоколенных отношений по мужской линии (дед отец сын)

Севастьянова Ульяна Юрьевна
В статье представлен теоретический обзор исследований межпоколенной связи и наследования. Дается историческое описание отношений между тремя поколениями по мужской линии (дед отец сын). Представлены предварительные результаты исследования особенностей межпоколенного отношения (связи) в трех поколениях дед отец сын.
Скачать PDF

Хочу быть как мой отец! роль отца в воспитании дошкольника

Урбаньска-Булас Моника, Пастернак Агнешка
Слово «отец» у каждого вызывает различные воспоминания, ассоциации и ожидания. У старшего поколения отец ассоциируется, как правило, с человеком строгим, который общался с детьми только через мать. Для среднего поколения, пережившего период оккупации, отец это, прежде всего, хозяин семьи. Современные отцы все чаще участвуют в процессе воспитания детей, много играют и общаются с ними.
Скачать PDF

Мать, отец, ребенок в сложной системе взаимоотношений в семье

Шкурко Т.А.
В статье базовые социально-психологические потребности родителей (во включении, в контроле, в любви) рассматриваются в качестве фактора взаимоотношений в семье. В статье представлены результаты исследования супружеских пар и их детей-дошкольников, которое показало, что социально-психологические потребности матери и отца обусловливают параметры взаимодействия в парах «мать-ребенок» / «отец-ребенок», отношения матери /отца к семье, мужу /жене, отношения ребенка к матери /отцу.
Скачать PDF

Исследование особенностей межпоколенной связи в семье по мужской линии (дед - отец - сын)

Севастьянова Ульяна Юрьевна
В статье отражены результаты исследования межпоколенной связи и наследования в семье по мужской линии (дед отец сын). В исследовании приняли участие три поколения мужчин в рамках одной семьи (32 семьи). Дается описание особенностей отношений между тремя поколениями по мужской линии (дед отец сын). Анализируется взаимодействие поколений внутри семьи.
Скачать PDF

Взаимосвязь имени и отчества пары «Отец - сын» с психологическими свойствами личности

Петрова Александра Сергеевна
В статье рассмотрена история происхождения имён собственных и отчества личности, а также культурологические аспекты, объясняющие природу процесса имянаречения. Эмпирически на выборке испытуемых, носящих отчество Сергеевич, Александрович, Владимирович и их отцов, обнаружены статистически значимые взаимосвязи определённых психологических черт, а также обнаружена схожесть пары «отец сын» по определённым психологическим чертам.
Скачать PDF

Защитно-адаптивные ресурсы юношей в отношениях «Отец - сын»

Семенова-Полях Галина Геннадьевна, Юсупов Ильдар Масгудович, Махмудов Георгий Муратович
Мировая статистика отмечает сверхсмертность мужского населения планеты. Одним из ее факторов является стресс. Адаптация к стрессу актуализирует систему защитных и совладающих стратегий поведения личности, формирование которой происходит задолго до взрослости в условиях семейного взаимодействия, в частности в отношениях между сыном и отцом. Проблема зависимости защитно-адаптивных ресурсов личности юношей от отношений с отцом в семье недостаточно изучена. Поэтому целью настоящего эмпирического исследования стало установление зависимости защитно-адаптивных ресурсов юношей от рефлексии отцовского отношения к ним. Применялись известные валидные, шкалированные методики. Обследовались 100 юношей в возрасте 16-18 лет, проживающие в полных семьях. Проведен парный линейный регрессионный анализ Пирсона и статистическое сравнение показателей по t-критерию Стьюдента. Доказано, что защитно-адаптивный потенциал личности юношей зависит от сложившихся отношений в диаде «отец сын». При доверительных отношениях с отцом у юношей преобладают продуктивные совладающие стратегии поведения (оптимизм, активный отдых, широкие дружеские контакты и стремление к достижениям в деятельности), растет личностный адаптивный потенциал. Отвергаемые юношами отношения с отцом снижают у них адаптивный ресурс, вызывая астенические расстройства, склоняют к выбору неэффективных копинг-стратегий (самообвинение и несовладание). Конкретизированы реактивные образования юношей, обуславливаемые определенным сценарием отцовского отношения: враждебность отцов усиливает астенизацию сыновей, склонность к разрядке напряжения и/или пассивному бездействию; непоследовательное отцовское поведение осложняет трудности самоконтроля у сыновей; автономность со стороны отцов снижает моральную нормативность сыновей и поиск ими духовной опоры.
Скачать PDF