Первобытное мышление
Первобытное мышление
primitive mentality) Представители зап. стран, вступавшие в контакт с дописьменными культурами, зачастую бывали поражены странностью мышления, лежащего в основе их религиозных практик или проявлявшегося в объяснениях этих практик. Исследователи, к-рым не довелось самим участвовать в экспедициях, изучавших дописьменные культуры, собрали свидетельства подобных наблюдений и выдвинули гипотезу о "П. м.", согласно к-рой склад мышления людей в примитивных об-вах не только количественно, но и качественно отличается от склада мышления людей, живущих в цивилизованных об-вах. Леви-Брюль описывал П. м. как дологическое (т. е. нечувствительное к противоречиям) и мистическое (т. е. подразумевающее веру в тайные силы). Со временем он пришел к выводу, что эта широкая гипотеза была ошибочной и что мистическое мышление присуще любому чел., но "легче наблюдается у примитивных народов". Авторами, считавшими мыслительные процессы первобытных и цивилизованных людей радикально различающимися, такое различие объяснялось по-разному: генетическими факторами, традиционным для данного об-ва способом мышления или неопределенным "статусом развития". См. также Аккультурация, Интеллект человека, Социальное влияние И. Л. Чайлд
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
МЫШЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЕ
первоначальное, как оказалось впоследствии, ошибочное название необычного для европейцев вида мышления, впервые открытого в XIX в. у неизвестных или мало известных для них народов, находящихся на сравнительно низкой ступени социо-экономического и культурного развития и проживающих в географическом отдалении от развитых стран Европы и других центров мировой цивилизации. При ближайшем и внимательном изучении этого вида мышления оказалось, что так называемое М.п. на самом деле является довольно сложным и необычным, что в нем есть своя, отличная от привычной для европейцев логика, и от унижительного названия «первобытное» в характеристике этого мышления пришлось отказаться, заменив его другими, более подходящими названиями, например, «магическое мышление», «пралогическое мышление». Наибольший вклад в научное изучение М.п. внес Л. Леви-Брюль. Автор характеризует его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое) по способу организации. Такое мышление является нечувствительным к логическим противоречиям и непроницаемым для не согласующегося с ним опыта. В отличие от логического мышления, М.п. не ориентировано на установление строгих логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), в силу которого предметы объединяются не по существенным для них свойствам и признакам, а по приписываемым им мистическим качествам. См. мышление магическое, мышление пралогическое.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007