Отношение к человеку

Найдено 1 определение
Отношение к человеку
качественная определенность взаимодействия. Общие характеристики любого отношения суть пространственные, временные, энергетические, отношения упорядоченности и принадлежности. Самые общие виды отношений - это связи и соотношения. Связи объективны (онтологичны); они так или иначе объединяют отдельности. Соотношения субъективны (гносеологичны); они устанавливаются между взятыми отдельностями субъектом, к-рый соотносит эти отдельности между собой по актуальным основаниям. В психологии связи обозначены прежде всего как ассоциации: пространственные и временные, более или менее прочные, структурированные, раскрывающие особенности душевной организации. Соотнесение в психологии рассматривается как общий механизм познавательной деятельности при проверке гипотез («догадок») - как механизм различения (отнесения к категории) и опознания, или установления особенного в отдельном наряду с общим. Отношение человека к человеку - это психич. отражение отношений между людьми, к-рые, по В. М. Мясищеву, являются содержанием их О. При этом формой О. является обращение людей друг с другом. Т. о., межчеловеческие отношения прежде всего объективны. Физически это притяжение и отталкивание, совместность и избегание. Собств. человеческие, социальные отношения возникают и развиваются в условиях совместной жизни и постоянной коммуникации из самых общих отношений между людьми как живыми существами одного вида. Это взаимная зависимость, партнерство и соподчинение, сотрудничество и соперничество, взаимная помощь и вредительство. В условиях и на фоне объективных отношений возникают и развиваются субъективные отношения человека к человеку. Самые общие из них - непосредственные субъективные отношения - коренятся в филогенезе психики высших животных. Это прежде всего отношения симпатии-антипатии, привлекательности-отвращения, авторитетности-ничтожности. У человека эти непосредственные отношения опосредствуются социальными отношениями. В результате социального опосредствования объективная взаимная зависимость субъективно раскрывается как ожидания (требования), или экспектации, от человека, с одн. стор., и как ответственность перед ним - с др. стор. Партнерство характеризуется как позиционное равенство людей, а соподчинение представляется в форме признания складывающихся отношений управления. Один выступает как руководящий, другой - как подчиняющийся. Причем генетически исходными для отношения руководства - подчинения являются отношения «лидер - ведомый». Сотрудничество как координируемая совместная деятельность раскрывается субъективно через принятие человека человеком. Если такое принятие взаимно, то говорят о психол. совместимости и о срабатываемости людей. Соперничество, в зависимости от его культурного фона, приобретает формы соревнования и/или конкуренции. Помощь другому человеку в крайних формах приводит к иждивенчеству (в пределе - к паразитизму), с одн. стор., и к благородству и великодушию - с др. стор. Вредительство раскрывается прежде всего в нерефлексивных, эгоцентричных формах: человек не отдает себе отчета в происходящем и не считается с тем, что своим «естеств.» поведением причиняет неудобство др. людям. Крайние формы вредительства выражаются в целенаправленных и организованных деструктивных (насильственных) действиях - как по отношению к другим, так и, в конечном счете, по отношению к себе. Субъективные аспекты отношения к человеку суть частные производные психич. отражения этого человека. Складывающиеся у людей «имплицитные теории человека» задают ситуативные критерии для познания ими окружающих и становятся субъективными основаниями для собств. человеческого отношения. Анализ каждого такого отношения как психол. образования приводит к выделению в нем познавательной (рациональной) и аффективной сторон. Причем аффективная сторона, в свою очередь, имеет пассивную («страдательную», эмоциональную) и активную («деятельную», регулятивную) составляющие. В практике межчеловеческих отношений их объективные и субъективные аспекты едины. Важно осознавать общность, лежащую в основе этих отношений, сами эти отношения и их особенности: симметрию и асимметрию, меру их рефлексивности, своеобразие транзитивности (или переноса: особого вида обобщенности субъективного отношения как психич. образования). Понятие общности становится главным, когда речь заходит о взаимности: о взаимодействии, о взаимном влиянии, о коммуникации, а также о взаимном познании (восприятии, оценивании, понимании), в т. ч. о «межличностном познании». Б. Д. Парыгин говорит о 3 уровнях психол. общности как «взаимопонимания». На первом уровне совпадают системы значений - как социальных, так и индивидуальных. На втором уровне совпадают также взаимные оценки людей. На третьем уровне общности уже высока степень взаимного доверия и открытости друг другу. Симметрия отношений имеет место при партнерстве. Его уровень определяется включенностью людей во взаимодействие: как индивидов, как личностей, как частных лиц, как субъектов, как индивидуальностей. Межиндивидное взаимодействие предполагает учет особенностей друг друга как живых существ. При межличностном взаимодействии учитываются уже характеристики друг друга как членов общества: цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы. Причем могут быть существенными как общие социальные характеристики людей, так и ситуативные. Возникновение межличных (межперсональных, интимных) отношений имеет место при общности частной жизни. Это бывает при родственных, дружеских и/или любовных связях. Межсубъектное взаимодействие предполагает особую активность каждой из сторон с установкой на преодоление препятствий, на преодоление сопротивления др. стороны. Наиболее ярко межсубъектность выражена при соперничестве во всех его формах: от игровых и спортивных до раздела имущества и сфер влияния. Специфика межиндивидуального взаимодействия раскрывается при совместной духовной деятельности: при выражении и соотнесении субъективных картин мира в их принципиальных аспектах. Асимметричны отношения зависимости, подчинения, помощи, вредительства и производные от них. Они могут быть дополнительными, удовлетворяющими обе стороны, или односторонними, при к-рых взаимность редуцируется вплоть до исчезновения. Так, дополнительными являются отношения взаимной подстройки субъективных позиций. Э. Берн конкретизировал разл. варианты отношений человека к человеку, симметричных и асимметричных, на основе представлений об актуализации в О. разл. подструктур («состояний») Я: «Детского Я», «Родительского Я», «Взрослого Я». Застревание людей на неконструктивных формах отношений и фактическая ритуализация таких форм в повседневной жизни были названы «человеческими играми». Конструктивное преодоление «игровой» позиции обеспечивается за счет систематической рефлексии своих отношений, активизации своего «Взрослого Я» и принципиальной перестройки своего «жизненного сценария». Отношения человека к людям, а затем и к самому себе перестают быть аморфными, глобальными, становятся более дифференцированными, произвольными и ситуативно адекватными. Лит.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992; Гозман Л. Я. Психология отношений. М., 1987; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979; Парыгин Б. Д. Общение и социальные отношения: Учеб. пособие, 2003. Б. А. Еремеев

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Отношение человека к жизнедеятельности

Зобков В.А.
Отношение человека к жизнедеятельности рассматривается в статье как индивидуальная форма развития человека, в которой находят проявления содержательно-смысловые характеристики отношения к себе, к деятельности к другим людям.
Читать PDF

Человек в системе социальных отношений

Желтов Михаил Павлович
Рассмотрена проблема взаимоотношений человека и общества. По мнению автора, умонастроение общества зависит от ценностей, вырабатываемых человеком. Дан анализ ценностей общества.
Читать PDF

Адаптивность в отношении человека к миру

Горнова Г.В.
В статье рассматриваются такие формы отношения человека к миру, как адаптивность и активность. Адаптивность является проявлением органической целесообразности.
Читать PDF

Символика флоры в отношении человека к миру

Гольский Иван Александрович
Исследование заключается в том, что символика флоры репрезентирует стратегические модели структурирования отношений человека к миру.
Читать PDF

Человек, искусство, межкультурные отношения

Мальцева Людмила Валентиновна
В статье рассмотрено, как искусство, межкультурные отношения повлияют на повседневные процессы жизнедеятельности человека. повседневными процессами жизнедеятельности человека
Читать PDF

Страх как форма отношения человека к смерти

Антипов М. А.
В статье предпринимается попытка раскрыть сущность страха смерти. Для этого автор анализирует взгляды различных западных философов о причинах и сущности страха смерти и приводит свое мнение по данной проблеме.
Читать PDF

Предметное бытие: отношение человека к вещам

Моторина Любовь Евстафьевна, Сытник Вероника Михайловна
В проблемном поле исследований человека можно выделить два методологических концепта, обозначающих «мир человека» (отношение к себе) и «человека в мире»: отношения человека к миру вещей (предметное бытие), отношение к другому чело
Читать PDF

Человек в сфере приватно-публичных отношений

Ю. В. Шкудунова
Читать PDF

Человек в сфере приватно-публичных отношений

Ю. В. Шкудунова
Читать PDF

Особенности отношения человека к правде и лжи

Романова Н. М.
Читать PDF

Человек как субъект социокультурных отношений

Игнатов Сергей Александрович
В статье рассматривается формирование концепции культурной среды. Проводится сравнительный анализ социологического и культурологического подходов к рассмотрению человека как субъекта социокультурных отношений.
Читать PDF

Вопросы прав человека в отношениях Индии и США

Захаров Алексей Игоревич
В статье представлен краткий обзор отношений Индии и США в период нахождения у власти правительства Н. Моди и администрации Б. Обамы соответственно.
Читать PDF

Основные типы отношения человека к угрозе небытия

Финогентов В.Н.
В статье обсуждаются основные типы отношения человека к угрозе небытия. Предлагается соответствующая классификация мировоззрений. Анализируются достоинства и недостатки различных типов отношения человека к угрозе небытия.
Читать PDF

Отношение к смерти Платона и современного человека

Розин Вадим Маркович
В статье анализируется понимание Платоном смерти в рамках его учения анамнезиса.
Читать PDF

ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГЕРМАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Цвык Анатолий Владимирович
В статье рассматривается влияние проблемы прав человека в КНР на развитие германо-китайских политических отношений на современном этапе.

Похожие термины: