Отношение к человеку

Предыдущий термин:
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Следующий термин:
ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИНСКОЕ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Отношение к человеку

качественная определенность взаимодействия. Общие характеристики любого отношения суть пространственные, временные, энергетические, отношения упорядоченности и принадлежности. Самые общие виды отношений - это связи и соотношения. Связи объективны (онтологичны); они так или иначе объединяют отдельности. Соотношения субъективны (гносеологичны); они устанавливаются между взятыми отдельностями субъектом, к-рый соотносит эти отдельности между собой по актуальным основаниям. В психологии связи обозначены прежде всего как ассоциации: пространственные и временные, более или менее прочные, структурированные, раскрывающие особенности душевной организации. Соотнесение в психологии рассматривается как общий механизм познавательной деятельности при проверке гипотез («догадок») - как механизм различения (отнесения к категории) и опознания, или установления особенного в отдельном наряду с общим. Отношение человека к человеку - это психич. отражение отношений между людьми, к-рые, по В. М. Мясищеву, являются содержанием их О. При этом формой О. является обращение людей друг с другом. Т. о., межчеловеческие отношения прежде всего объективны. Физически это притяжение и отталкивание, совместность и избегание. Собств. человеческие, социальные отношения возникают и развиваются в условиях совместной жизни и постоянной коммуникации из самых общих отношений между людьми как живыми существами одного вида. Это взаимная зависимость, партнерство и соподчинение, сотрудничество и соперничество, взаимная помощь и вредительство. В условиях и на фоне объективных отношений возникают и развиваются субъективные отношения человека к человеку. Самые общие из них - непосредственные субъективные отношения - коренятся в филогенезе психики высших животных. Это прежде всего отношения симпатии-антипатии, привлекательности-отвращения, авторитетности-ничтожности. У человека эти непосредственные отношения опосредствуются социальными отношениями. В результате социального опосредствования объективная взаимная зависимость субъективно раскрывается как ожидания (требования), или экспектации, от человека, с одн. стор., и как ответственность перед ним - с др. стор. Партнерство характеризуется как позиционное равенство людей, а соподчинение представляется в форме признания складывающихся отношений управления. Один выступает как руководящий, другой - как подчиняющийся. Причем генетически исходными для отношения руководства - подчинения являются отношения «лидер - ведомый». Сотрудничество как координируемая совместная деятельность раскрывается субъективно через принятие человека человеком. Если такое принятие взаимно, то говорят о психол. совместимости и о срабатываемости людей. Соперничество, в зависимости от его культурного фона, приобретает формы соревнования и/или конкуренции. Помощь другому человеку в крайних формах приводит к иждивенчеству (в пределе - к паразитизму), с одн. стор., и к благородству и великодушию - с др. стор. Вредительство раскрывается прежде всего в нерефлексивных, эгоцентричных формах: человек не отдает себе отчета в происходящем и не считается с тем, что своим «естеств.» поведением причиняет неудобство др. людям. Крайние формы вредительства выражаются в целенаправленных и организованных деструктивных (насильственных) действиях - как по отношению к другим, так и, в конечном счете, по отношению к себе. Субъективные аспекты отношения к человеку суть частные производные психич. отражения этого человека. Складывающиеся у людей «имплицитные теории человека» задают ситуативные критерии для познания ими окружающих и становятся субъективными основаниями для собств. человеческого отношения. Анализ каждого такого отношения как психол. образования приводит к выделению в нем познавательной (рациональной) и аффективной сторон. Причем аффективная сторона, в свою очередь, имеет пассивную («страдательную», эмоциональную) и активную («деятельную», регулятивную) составляющие. В практике межчеловеческих отношений их объективные и субъективные аспекты едины. Важно осознавать общность, лежащую в основе этих отношений, сами эти отношения и их особенности: симметрию и асимметрию, меру их рефлексивности, своеобразие транзитивности (или переноса: особого вида обобщенности субъективного отношения как психич. образования). Понятие общности становится главным, когда речь заходит о взаимности: о взаимодействии, о взаимном влиянии, о коммуникации, а также о взаимном познании (восприятии, оценивании, понимании), в т. ч. о «межличностном познании». Б. Д. Парыгин говорит о 3 уровнях психол. общности как «взаимопонимания». На первом уровне совпадают системы значений - как социальных, так и индивидуальных. На втором уровне совпадают также взаимные оценки людей. На третьем уровне общности уже высока степень взаимного доверия и открытости друг другу. Симметрия отношений имеет место при партнерстве. Его уровень определяется включенностью людей во взаимодействие: как индивидов, как личностей, как частных лиц, как субъектов, как индивидуальностей. Межиндивидное взаимодействие предполагает учет особенностей друг друга как живых существ. При межличностном взаимодействии учитываются уже характеристики друг друга как членов общества: цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы. Причем могут быть существенными как общие социальные характеристики людей, так и ситуативные. Возникновение межличных (межперсональных, интимных) отношений имеет место при общности частной жизни. Это бывает при родственных, дружеских и/или любовных связях. Межсубъектное взаимодействие предполагает особую активность каждой из сторон с установкой на преодоление препятствий, на преодоление сопротивления др. стороны. Наиболее ярко межсубъектность выражена при соперничестве во всех его формах: от игровых и спортивных до раздела имущества и сфер влияния. Специфика межиндивидуального взаимодействия раскрывается при совместной духовной деятельности: при выражении и соотнесении субъективных картин мира в их принципиальных аспектах. Асимметричны отношения зависимости, подчинения, помощи, вредительства и производные от них. Они могут быть дополнительными, удовлетворяющими обе стороны, или односторонними, при к-рых взаимность редуцируется вплоть до исчезновения. Так, дополнительными являются отношения взаимной подстройки субъективных позиций. Э. Берн конкретизировал разл. варианты отношений человека к человеку, симметричных и асимметричных, на основе представлений об актуализации в О. разл. подструктур («состояний») Я: «Детского Я», «Родительского Я», «Взрослого Я». Застревание людей на неконструктивных формах отношений и фактическая ритуализация таких форм в повседневной жизни были названы «человеческими играми». Конструктивное преодоление «игровой» позиции обеспечивается за счет систематической рефлексии своих отношений, активизации своего «Взрослого Я» и принципиальной перестройки своего «жизненного сценария». Отношения человека к людям, а затем и к самому себе перестают быть аморфными, глобальными, становятся более дифференцированными, произвольными и ситуативно адекватными. Лит.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992; Гозман Л. Я. Психология отношений. М., 1987; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979; Парыгин Б. Д. Общение и социальные отношения: Учеб. пособие, 2003. Б. А. Еремеев
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Современные взгляды на проблему отношения человека к самому себе

Церковский А.Л.
Обзорная статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии личности отношения человека к самому себе. Социально-психологическая и медицинская значимость самоотношений человека определяется непосредственной связью его с благополучием, психическим и физическим здоровьем человека, а также с его удовлетворенностью своими социальными отношениями. В статье рассматриваются основные подходы и классификации самоотношений, затрагиваются многочисленные вопросы, связанные с их структурой. Кроме этого, акцентируется внимание на психологических механизмах защиты самоотношения, так как оно имеет для субъекта непреложную значимость и всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами и включением защиты.
Скачать PDF

Эмоциональные отношения в структуре мотивации человека

Пырьев Евгений Александрович
Раскрывается проблематика эмоциональной мотивации личности. Дается определение данному явлению. Предлагаются способы диагностики этого феномена психики человека. Истоки эмоциональной мотивации выводятся из эмоционального аспекта отношений личности к различным сторонам ее жизнедеятельности. Проявляясь в отношениях человека, эмоциональная мотивация имеет предметное содержание, на которое оказывает влияние.
Скачать PDF

Жизненные стратегии человека как проявление ценностного отношения к жизни

Федорова Елена Прокопьевна
В статье автор рассматривает жизненные стратегии и утверждает, что они являются содержательной характеристикой жизненного мира человека в процессе его становления как самоорганизующейся психологической системы. Представленный факторный анализ результатов исследования жизненных целей студентов позволил автору выделить пять факторов, проявляющих ценностно-смысловое отношение человека к жизни и характеризующих его жизненный м
Скачать PDF

Соотношение типа экологического сознания и уровня потребительского отношения человека к природе

Фетисова А.С.
Приведены результаты исследования, проведенного на базе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Анализируются факторы, детерминирующие взаимосвязь типа экологического сознания и отношения человека к природе.
Скачать PDF

Отношение человека к экономическим реалиям и их связь с психическим состоянием

Троицкая И. В.
С позиций гуманистической экономической психологии автор в ходе эмпирического исследования выявляет особенности содержания эмоционального компонента отношения трудоспособных людей к деньгам, сбережениям, собственности, работе, труду, и др. в зависимости от таких характеристик индивидуально-личностного состояния, как вегетативный тонус, нервно-психическое благополучие, тип мотивационной активности.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы отношения человека к своему здоровью

Некрасова Т. А.
Статья посвящена вопросам формирования отношения человека к своему здоровью. Проанализированы основные социально-психологические факторы, влияющие на формирование отношения индивида к своему здоровью. Рассмотрены основные причины формирования неоднозначного отношения человека к вопросам сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.The author reviews the basic socio-psychological factors influencing the individual attitude to health. The article discusses the main reasons for the ambiguous mind-set to the preservation and promotion of health and healthy lifestyle
Скачать PDF

Отношения с матерью как эмоционально поддерживающий ресурс для человека с интеллектуальной недостато

Бондаренко О. Р., Куликов Л. В.
Отношение матери рассмотрено как ресурс эмоциональной поддержки, который необходим для успешной адаптации человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в разных сферах жизни. Выявлено, что отношения равенства и партнерства, позитивное принятие матерью своего сына или дочери, отсутствие доминирования матери повышают активность, удовлетворенность жизнью и положительный чувственный тон ребенка. Отрицательные чувства матери (особенно высокая тревога, растерянность, напряжение, досада), а также неудовлетворенность матери своей семейной ролью связаны с возникновением эмоционального неблагополучия у ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Скачать PDF

Содержательные характеристики отношения человека к деятельности

Зобков Валерий Александрович
В статье рассматривается отношение человека к деятельности как совокупность структурно-содержательных «внутренних условий». Показано, что доминирующими составляющими «внутренних условий» отношения человека к деятельности являются мотивация и самооценка, от внутреннего содержания которых зависит структурно-содержательная организация качеств и черт личности. Мотивация и самооценка определяют форму и содержание отношения человека к деятельности, что позволило автору употребить словосочетания личность/отношение, самооценка/ отношение. Сущность данных понятий состоит в том, что они несут в себе содержание, характеризующее единство внутреннего и внешнего. Дано определение деловой коллективистской и лично престижной мотивации как Я-отношения к деятельности, от содержания которых зависит продуктивность деятельности. Самооценка рассмотрена как внутренний регулятор действия. Приведены разновидности самооценки.
Скачать PDF

Отношение человека к жизнедеятельности

Зобков В.А.
Отношение человека к жизнедеятельности рассматривается в статье как индивидуальная форма развития человека, в которой находят проявления содержательно-смысловые характеристики отношения к себе, к деятельности к другим людям. Это триединство отношения человека к жизнедеятельности, накладывающее отпечаток на формирование и развитие гармонии человека и общества, на наш взгляд, имеет на этапах возрастного и личностного развития, профессионального становления свою структуру и логику развития. Названное триединство можно представить в форме равнобедренного треугольника включённого в окружность, вершины которого обозначены названными видами отношения. Мы предполагаем, что отношение к себе, как индивидная форма проявлений ребёнка в жизни, активно формируется на первых семи годах его жизни. В данном случае отношение к себе в треугольной схеме занимает верхнюю доминирующую позицию, а отношение к делу (деятельности), к другим людям - подчинённые. Период возрастного и личностного развития с шести-семи лет до 21-22 лет мы связываем с активным формированием отношения к деятельности (на структурной схеме треугольник вращается на третью часть круга, когда на доминирующую позицию выходит отношение к деятельности). Отношение к людям в триаде отношений человека к жизнедеятельности, на наш взгляд, занимает доминирующую позицию, начиная с вступления человека-деятеля в процесс выполнения профессионально-трудовых обязанностей (начиная с 21-22лет) до выхода человека на пенсию, до окончания трудовой деятельности. Показано, что гармоничное развитие триединства отношений человека обуславливает субъектную позицию его в жизнедеятельности.
Скачать PDF

Особенности отношения человека к правде и лжи

Романова Н. М.
Скачать PDF

Значимые отношения: значимый другой или близкий человек?

Кошелева Ю.П.
В статье рассматриваются ключевые понятия, входящие в категорию «отношения» «общественные отношения», «межличностные отношения», «значимый другой», «значимые отношения», «близкие отношения» и характеристики значимых отношений позиция, обязанность и дистанция, а также предлагается вариант их смысловых связей на основе результатов эмпирического исследования.
Скачать PDF

Концепция психологических отношений человека: пространственный и временной аспекты

Позняков Владимир Петрович
В статье представлен анализ некоторых итогов и перспектив использования категорий пространства и времени для теоретического анализа и эмпирических исследований феномена психологических отношений человека, их структуры и динамики. Показано, что пространственный и временной аспекты изначально заложены в теоретические представления о феномене психологических отношений как целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных временных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Психологические отношения определяются нами как динамические характеристики индивидуального и группового сознания субъектов, в которых представлен временной континуум изменения условий и характера активности и которые сами характеризуются сочетанием устойчивости и изменчивости во времени в связи с происходящими социальными изменениями. Пространство психологических отношений личности включает в себя психологические отношения к различным объектам и явлениям окружающего мира, к другим людям, с которыми личность связана теми или иными видами взаимодействия, отношение к самому себе. Использование категории пространства применительно к исследованию психологических отношений человека связано прежде всего с анализом местоположения образов объектов этих отношений, в том числе других людей и самого себя, в субъективном пространстве человека. Главным критерием такого расположения выступает субъективная значимость объекта отношения для его субъекта. Временной аспект психологических отношений связан с их процессуальным, динамическим характером и представленностью в содержании актуального отношения субъекта временного континуума: ретроспективной оценки объекта отношения и прогноза его изменения в будущем. В статье подчеркивается значение категории совместной жизнедеятельности для анализа пространственного и временного аспектов социальнопсихологических отношений. В качестве механизмов динамики социальнопсихологических отношений рассматриваются процессы внутригрупповой интеграции и межгрупповой дифференциации.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: