Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии

Найдено 1 определение:

Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии

Активное исследование О. в зарубеж. социальной психологии началось во 2-й пол. XIX в. и было представлено публикациями, касающимися роли языка и обычаев, связанными с психологией народов. Рост интереса к проблемам О. в ХХ в. был вызван потребностями учета межличностных и ролевых отношений в разного рода объединениях, разных видах деятельности и взаимодействия людей в группах и коллективах. Выделились основные теорет. направления или ориентации - необихевиористкая, психоаналитическая, когнитивисткая и интеракционисткая, а также фр. школа социальных представлений. В русле необихевиористкой ориентации изучались закономерности контактов и межличностного взаимодействия, связанные с нек-рыми состояниями индивидов. Опр. законы и закономерности О. здесь объяснялись с помощью теории агрессии и фрустрации, модельно-стимульной теории, теории межличностного взаимодействия как обмена. В теории агрессии и фрустрации (Н. Миллер и Д. Доллард) рассматривались причины агрессивного поведения и проявление негативного отношения к др. людям, был установлен механизм смещения агрессии на «безобидный объект» и др. С помощью модельно-стимульной теории (А. Бандура и Р. Уолтерс) было установлено значение подражания и имитации, роль отрицательного опыта и ожидаемых последствий в подкреплении мотивации О. В теории межличностного взаимодействия как обмена (Дж. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманс и др.) дана характеристика ценности издержек и вознаграждений, установлено значение механизмов комплементарности и таких факторов выбора партнеров, как «уровень сравнения», «уровень сравнения альтернатив», а также показана роль «исходов» взаимодействия. Была выяснена роль поощрения и состояния ожидания индивида, исследован механизм интерактивного обмена оперантами и знаками аттитюдов и чувств. В рамках психоаналитической ориентации изучались вопросы О. и взаимоотношений людей, связанные с их мотивационно-потребностной сферой и опытом отношений в семье. В. Шутц исследовал возрастные особенности идентификации, последствия не реализованных в детстве потребностей в любви, включения в группу и особенностей контроля со стороны взрослых на О. и взаимодействие индивида с др. людьми. В. Беннис и Г. Шепард обратили внимание на значение ряда аспектов групповой культуры. Они исследовали принципы доверительного О. и установили важность феноменов «размораживания», «сбрасывания фасада» и др. Согласно теории трансактного анализа Э. Берна, в О. и отношениях людей следует учитывать их эго-состояние, тип и содержание ситуации, называемой сценарием. Когнитивисткая ориентация включает в себя теории, в к-рых объясняются закономерности социальной перецепции, специфика межличностной и массовой коммуникции. Были выявлены механизмы баланса и транзитивности отношений, конгруэнтности, законы категоризации и стереотипизации (Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, С. Эш, Д. Креч, Р. Крачфилд и др.). В число исследований, связанных с данным направлением, входит отмеченная Нобелевской премией работа Д. Каннемана, - обнаруженные им эффекты эвристики, репрезентативности, якорный эффект и эффект приспособления имеют большое практическое значение, позволяя прогнозировать стратегии взаимодействия человека с др. людьми. Интеракционистская ориентация обращена к вопросам отношения человека к самому себе, ролевым взаимоотношениям и конфликтам, групповым нормам, проблемам статуса и престижа личности, значения для личности референтной группы. В теориях символического интеракциониза разрабатывались понятия «символ», «значимые жесты», «роль», «обобщенное Я». Дж. Мид и Ч. Кули исследовали символическую коммуникацию. Изучая проблемы отношения человека к самому себе, они учитывали принятие роли другого и разработали такие категории, как символ, значимые жесты, роль, «обобщенное Я». Авторы ролевых теорий (Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон и др.) изучали ролевые взаимоотношения, ролевое поведение, ролевые конфликты и выясняли способы уменьшения ролевой напряженности. В теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком, Р. Мертон, М. Шериф) были обнаружены и объяснены механизмы действия стандартов поведения референтной группы и самосанкционирования, изучены нормативные и сравнительно-оценочные функция референтной группы и описаны феномены стандартов, престижа и статуса. Исследуя особенности коммуникации, Г. Лассуэл представил характеристику структуры коммуникативного акта как единицы анализа коммуникативных процессов. В психол. теориях массовой коммуникации прослеживается 2 парадигмы, определяющие специфику исследований и анализ результатов: «медиацентрированная» и «человекоцентрированная». В медиацентрированной или медиаориентированной парадигме осн. внимание уделяется исследованию воздействия канала массовой коммуникации на аудиторию, подчинению человека силе воздействия массовой коммуникации. В рамках человекоцентрированной парадигмы акцент делается на потребителе массовой коммуникации. Здесь изучаются психол. потребности, свойства, возможности, интересы радиослушателей, читателей газет, телезрителей, пользователей Интернета. Применение первой парадигмы характерно для представителей школы «эксперим. риторики» или школы «убеждающей коммуникации», которая получила известность благодаря исследованиям Йельского ун-та в 1950-е гг. (К. Ховланд, И. Дженнис, М. Шериф, П. Вайс, Г. Келли и др.). Широкую популярность приобрела разработанная исследователями «Ассимиляционноконтрастная» теория коммуникации. По сути, эта теория является моделью убеждающей коммуникации, разработанной М. Шерифом и К. Ховландом. Обнаружено 2 важных эффекта - «контрастный эффект» и «ассимилятивный эффект», отражающие отношение реципиентов к содержанию сообщения и коммуникатору. В теории массовой коммуникации выделяется концепция «использование и удовлетворение». С позиций, релевантных этой парадигме, начинали свои исследования потребностей реципиентов в массовой коммуникации Е. Катц, Г. Хаас, М. Гуревич. В 1980-х гг. значительную роль в исследовании О. и массовой коммуникации стал играть социальный конструкционизм. Его осн. положения касались проблемы конструирования людьми собственной картины мира в процессах восприятия и интерпретации сообщений, получаемых с помощью массовой коммуникации. Фр. школа социальных представлений исследовала О. как коммуникацию и обществ. явление. В теории С. Московичи большое значение уделяется информации и показывается роль коллективных представлений для формирования обществ. мнения. Вышеперечисленные теории, позитивно, но критически оцененные отеч. психологами, взаимодополняют друг друга и в совокупности позволяют понимать многие функции, структуру и механизмы разных видов О., закономерности его протекания, а также возникающие нарушения и условия их коррекции. Лит.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. М., 2001; Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. М., 1992; Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971; Пашукова Т. И. Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 1; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. М., 1997; Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию: Европейский подход. М., 2004. Т. И. Пашукова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Групповая преступность подростков в современных зарубежных социально-психологических исследованиях

Романова Наталья Михайловна
Статья посвящена анализу социально-психологических факторов, влияющих на формирование группового криминального поведения подростков по материалам современных зарубежных социальнопсихологических исследований; показана актуальность исследования проблемы; раскрыты причины вовлечения подростков в групповую преступность. Рассмотрены отличия групповых преступников от индивидуальных; проанализированы и описаны индивидуальные влияния среды на личность. Представлены результаты исследований зарубежными учеными особенностей социального © Романова Н. М., 2016 Психология контроля, специфики психологических установок и представлений о себе членов асоциальных подростковых групп; раскрыт характер отношений с асоциальной группой ее членов. Изучено влияние макроуровневых факторов и описан вклад семейных, личностных и средовых детерминант в содержание феномена вовлечения подростков в групповую криминальную активность.
Скачать PDF

Психология лжи как новое направление исследования в социальной психологии (из опыта преподавания спе

Грушко Наталья Викторовна
The article contains a review of famous foreign and Russian scientists’ approaches to lie psychology research and examples from an operational experience with students participants in this special course. The purpose of the article is to make the review of approaches, theories of the given theme and also to show problematic and novelty of the investigated team.
Скачать PDF

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИДЕРСТВА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Логвинов И.Н., Логвинова Т.И.
В статье проанализированы основные направления современных исследований феномена лидерства зарубежными психологами, рассмотрены различные позиции относительно сущности данного явления, обозначены в рамках данной проблематики актуальные для исследований области психологии.
Скачать PDF

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ

Винокурова Н.Г., Марихин С.В., Уманец Д.М.
Рассмотрены механизмы социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров. Установлено, что элементом социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров могут быть не только реалистичные представления о диапазоне собственных возможностей и зрелые когнитивные схемы, но и переживание безопасности в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений.
Скачать PDF

Выявление скрытых закономерностей в социально-психологических исследованиях

Муратова Е.А., Берестнева О.Г.
Рассматриваются методы выявления скрытых закономерностей, позволяющие выявить присущие исследуемой предметной области устойчивые закономврноаи в виде логических правил, с последующим поароением их метааруктуры. Описывается принцип формирования фиктивных бинарных переменных. Построение метааруктуры является весьма существенным для построения баз знаний, требующих ввода понятий, метапонятий и семантических отношений на основе множества фрагментов знаний о предметной облааи.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основы исследования проблемы психологического и социального здоровья

Байкова Л.А.
Скачать PDF

Самоактуализация личности как один из компонентов исследования психолого-социальной компетентности с

Беркович Л.С.
Скачать PDF

Исследование социально-психологических детерминант смысложизненных ориентаций в различных социальных

Берсим А. В., Прокопьева С. А.
Скачать PDF

Исследование социально-психологических аспектов функционирования студенческих групп в процессе учебн

Усольцев Борис Петрович, Шансков Михаил Алексеевич, Пономарев Геннадий Николаевич, Горбунов Геннадий Дмитриевич
Проведено исследование социально-психологических аспектов функционирования учебных групп среди студентов вузов, обучающихся по специальностям «менеджмент в спорте» и «физическая культура». Для будущих спортивных менеджеров существенными будут роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. Обе роли осуществляются у них через поведенческий компонент психологического климата. Ведомые студенты в учебной группе выбирают поведенческую стратегию, основанную на минимизации взаимодействия с лидерами и нейтралами.
Скачать PDF

Экстремизм и нетерпимость в среде молодежи: опыт социально-психологического исследования

Шогенов Мурат Замирович
Статья посвящена исследованию актуальных для современного общества вопросов, связанных с проявлениями экстремизма и нетерпимостью. Автор ставит перед собой цель рассмотреть опыт социально-психологического исследования рассматриваемых явлений в среде молодежи. Представлены результаты собственных исследований экстремистского потенциала студенческой молодежи Кабардино-Балкарской республики. Объектом анализа в статье являются ценностно-нормативные и поведенческие установки студенческой молодежи. В качестве предмета исследования выступают значимые в соответствии с задачами исследования социально-психологические характеристики молодежи. В заключение автор делает вывод об адекватности и эффективности использованной исследовательской методики и рекомендует ее для дальнейшего мониторинга рассматриваемого явления.
Скачать PDF

Психологическое исследование структуры социальных представлений

Чернов А.Ю.
Скачать PDF

Проблема релевантности социально-психологических исследований

Ставропольский Юлий Владимирович
Статья обращена к актуальной проблеме объяснения процессов, связанных с межгрупповым поведением. Проблема релевантности возникает не по поводу необходимости разграничения фенотипического и генотипического. Сложнее разграничить «индивидуальное» и «общее» социальное поведение. Необходимо выработать такую систему интерпретации, которая была бы адекватна многим проблемам, решаемым социальными науками, и было бы неприменимо разделение на «общее» и «индивидуальное».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: