ОШИБКА
ОШИБКА
неверность, неправильность в действиях, мыслях.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ОШИБКА
результат ошибочного действия. Эти два понятия часто не различают, что мешает их изучению, оценке и профилактике.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Ошибка
это неправильная оценка состояния больного, неправильный выбор метода и его процедуры, которые могли вызвать или вызвали осложнение или ухудшение состояния (неучтенные или незамеченные опасности).
ОШИБКА
действия или мысли, в той или иной степени не соответствующие ситуации, на основе восприятия которой они предприняты. Эмоциональные конфликтные реакции на изменение ситуации без анализа причин и последствий этих изменений часто бывают О.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ОШИБКА
англ. error) - несоответствие между целями пользователя и ответом системы (по определению стандарта ISO 9241-13- Межд. Организации по Стандартизации). Определение предполагает, что О., вызванная не сложностью задачи, а сложностью орудия (напр., компьютерной системы), является не О. пользователя, а О. разработчиков этого орудия. См. Надежность человека-оператора. (К. В. Самойлов.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Ошибка
рус. шибать – ударять) – 1. высказывание, действие, неадекватность которых не вызвана намерением вводить кого-то в заблуждение или психическим отклонением; 2. неадекватное высказывание или действие, вызванное неосознаваемым агрессивным или деструктивным побуждением. Это те самые случаи, когда ошибка иногда бывает хуже, чем преступление. Иногда говорят, что «свободный» человек «имеет право на ошибку», но обычно это демагогический прием. Это такое же неотъемлемое конституционное право, как «право» заболеть шизофренией или употреблять наркотик. Нормальный, зрелый индивид прилагает массу усилий с целью контролировать себя, не допустить, во-время исправить ошибку или учиться на ошибках, как чужих, так и своих собственных.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОШИБКА
Существует несколько общихзначений этого термина. 1. Отступление от правильной модели. 2. Ошибочное убеждение. 3. Состояние, когда кто-то придерживается ошибочного убеждения. 4. В статистике – отклонение от истинного значения; см. отклонение 5. В эксперименте – любое изменение зависимой переменной, вызванное факторами, отличными от варьирования независимой переменной. 6. Неадекватная или неправильная реакция, которая приводит к задержке усвоения правильной реакции. Имеется также множество специализированных моделей употребления этого, по сути, интересного термина. В следующих словарных статьях приводятся наиболее часто применяемые в психологии способы использования. Обратите внимание, что часто используются определения, чтобы указать источник или характер ошибки.
ОШИБКА
результат ошибочного действия. Эти два понятия – ошибка и ошибочное действие – часто не различаются, что мешает их изучению, оценке и профилактике. Наиболее полно вопросы типологии ошибок (в педагогической психологии) и технологии их учета представлены Д. Толлингеровой. Она выделяет: громадную и единичную О., допустимую и недопустимую, необходимую и случайную О., «умную» О. Громадная О. – это О., допускаемая большинством учащихся, в отличие от единичной О., встречающейся только у отдельных индивидов. Громадная О. происходит, как правило, от ошибочной методической деятельности учителя и должна осмысливаться им как сигнал необходимой корректировки собственного действия, в то время как единичная О. происходит от неправильной деятельности ученика и должна пониматься как сигнал поправки действия ученика. Допустимая О. не касается предмета усвоения, а только сопровождает его ход, а недопустимая О. является симптомом неверного понимания целей и предмета действий при работе с учебным материалом. Корректировка допустимых ошибок наносит учебному процессу, как правило, больше вреда, чем пользы: О. обладает сильной тенденцией фиксироваться в памяти. «Умная» О. происходит не от незнания или неумения, а определяется поисковой интеллектуальной деятельностью ученика, присутствием творческих процессов мышления. О. такого рода приносит делу обучения больше пользы, чем безошибочное действие. Учитель может помогать проявлению таких О., и сам демонстрировать их (Ш.А.Амонашвили), используя так называемый корректировочный метод обучения, суть к–рого заключается в обучении на основе опознания и причинного осмысления О. (Д. Толлингерова).
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Ошибки (I и II рода)
errors (type I and II)) Когда статистический анализ используется для проверки гипотез, экспериментаторы обычно еще до начала сбора данных формулируют вероятностное предположение особого рода, называемое нулевой гипотезой (H0). Такое предварительное постулирование предусматривает оценку результатов исслед. на основе теории выборочного распределения и нормального закона распределения вероятностей. Нулевая гипотеза отражает связь между переменными и формулируется таким образом, чтобы она сама или ее отрицание приводили к информ., к-рую можно было бы использовать для повышения ранга исследовательских гипотез. После того как данные собраны и статистически обработаны, исследователь должен принять решение о том, отклонять ли ему нулевую гипотезу или нет. Логика принятия такого решения предполагает возможность четырех исходов, два из которых яв-ся ошибочными. О. I р. совершается в тех случаях, когда принимается решение отклонить H0, хотя в действительности H0 верна. О. II р., напротив, состоит в решении не отклонять H0, хотя в действительности H0 неверна. Два др. возможных исхода - это правильное решение отклонить Н0 (когда она на самом деле неверна) или правильное решение не отклонять ее (когда она действительно верна). Собственно говоря, нулевую гипотезу как таковую невозможно доказать без знания "истинного" положения дел, но ее можно опровергнуть, если вероятность того, что полученные результаты согласуются с ней, чрезвычайно мала. Поэтому решения, принимаемые на основе проверки статистической гипотезы, обычно формулируются в виде утверждений, содержащих указание уровней вероятности или уровней достоверности правильности различных исходов в свете H0. Вероятность совершить О. I р. обозначается символом ? (альфа) и контролируется непосредственно экспериментатором. Задавая величину ?, экспериментатор точно определяет уровень вероятности, связанный с решением отклонить H0 на основе доли случаев, когда такое решение будет правильным. Уровень ? также называют уровнем достоверности или уровнем значимости. В соц. и поведенческих науках принято формулировать нулевую гипотезу в форме отрицания теорет. ожидания экспериментатора или выдвинутой им поисковой гипотезы. Тогда, если уровень ?, как это обычно бывает, выбирается равным 0,05 или 0,01, а величина выборочной стат. достигает ее критического значения для выбранного уровня ? или превышает таковое, появляется возможность отклонить H0 и сделать следующий вывод: шансы того, что эксперим. воздействие действительно производит измеряемый эффект, равны соответственно 95 из 100 или 99 из 100. Вероятность О. II р. обозначается символом ? (бета) и не может непосредственно контролироваться, так как зависит, помимо всего прочего, от величины экспериментального эффекта и "истинного" положения дел, к-рое нам в принципе неизвестно. Кроме того, выбор более жесткого уровня ? увеличивает шансы совершения О. II р., поскольку неизбежно приводит к тому, что для своего обнаружения эксперим. эффект должен быть более выраженным (по величине). Тогда как H0 предполагает только одно выборочное распределение, альтернативная гипотеза чаще всего точно не определяется, и величина ? будет варьировать в зависимости от того, какое из почти бесконечного ряда альтернативных выборочных распределений окажется для нее справедливым. Если выбирается конкретная альтернативная гипотеза, можно вычислить ? и обратную ей величину: 1 - ? называемую мощностью критерия. Единственный способ, каким экспериментатор может повысить мощность критерия и уменьшить ?, состоит в увеличении числа изучаемых случаев. С увеличением объема выборки уменьшается стандартная ошибка используемой стат., а значит, и область критических значений последней, что позволяет легче отклонить Н0. Поэтому задание уровня ? и выбор объема выборки имеют решающее значение при проверке статистической гипотезы и должны диктоваться соображениями сравнительной серьезности совершения О. I и II р. См. также Проверка гипотезы, Измерение, Методология (научных) исследований С. Урбина
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006