ОПЕРАЦИЯ
- способ выполнения действия, обусловленный конкретными условиями.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
ОПЕРАЦИЯ
система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Операция
в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
ОПЕРАЦИЯ
лат. operatic - действие) - единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Операция
(в психологии) - одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т.е. с задачей.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Операция
(operation) — термин использовался Ж. Пиаже для обозначения комплекса внутренних абстрактных обратимых схем, которые впервые наблюдаются у ребенка в возрасте примерно 6 лет.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
операция (в психологии)
(от лат. operatio – действие) – единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной, ситуации. Понятие о. как единицы деятельности введено А.Н.Леонтьевым.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Операция
Выполнение какого-либо действия. В психологии термин чаще всего используется как синоним умственного или логического действия. Таким образом, если нас просят выполнить арифметические вычисления в уме, мы выполняем мысленную операцию.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
ОПЕРАЦИЯ
от лат. operatio - действие] - хирургическое вмешательство (непосредственное механическое воздействие на ткани и органы), предпринимаемое с лечебной (иногда диагностической) целью при некоторых заболеваниях, врожденных дефектах или травмах
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ОПЕРАЦИЯ
структурный элемент действия, составляет высший этап развития действия. О. первоначально усваивается как развернутое действие (напр., арифметические О.), затем, после его автоматизации, включается в другие действия как их составной элемент. О. мыслительные – усвоенные и автоматизированные способы познавательной деятельности. О. – практическое или умственное действие человека, обладающее свойством обратимости, т.е. действие, к–рое можно выполнять как в прямом, так и в обратном порядке, возвращаясь к его исходному положению или повторно воспроизводя полученный результат (Ж. Пиаже).
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ОПЕРАЦИЯ
действие, направленное на выполнение, осуществление чего-либо. О. может быть практической, если она выполняется с реальными физическими объектами, и умственной, если она выполняется в уме, с так называемыми «идеальными объектами», например с образами или понятиями. В специальных значениях О. может означать: 1. Способ выполнения действия (в теории деятельности А.Н. Леонтьева). 2. Обратимое умственное действие (в теории структуры интеллекта и его развития по Ж. Пиаже), т. е. такое действие, которое может быть выполнено в прямом и обратном порядке с изменением и восстановлением исходной ситуации. См. деятельности теория, интеллекта теория Ж. Пиаже, операция конкретная, операция формальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ОПЕРАЦИЯ
В общем – выполнение, проведение или выполняемое действие. Действие может быть эмпирическим, если производятся манипуляции с аспектами физической действительности, логическим или математическим, если изменяются отношения между символами формальной системы, как в символической логике, или когнитивными или психическими, если изменяются психические состояния, идеи, мысли, образы и т.д. Обратите внимание, что эти способы употребления располагаются в диапазоне от объективного и физического до субъективного и психического и различные производные от этого термины могут отражать один или более этих аспектов значения. Например, понятие операционализм подчеркивает внешний, физический и объективный аспекты, в то время как большинство сложных терминов в теории Пиаже (например, операциональное мышление) имеет дело с процессами, которые являются скрытыми и субъективными.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ОПЕРАЦИЯ
в психологии) (англ. operation).
1. О. - одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т. е. с задачей.
А. Н. Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.
Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления др. действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. - это результат обучения, Овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия (напр., в счетах оформлены счетные операции). Сознательная О. первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая О. - сознательная.
2. Согласно взглядам Ж. Пиаже, О. - это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при этом закону целостности. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и т. д. Подробнее см. Операции интеллектуальные.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ОПЕРАЦИЯ
1. Структурная единица деятельности, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной - внешней или мысленной - ситуации. Понятие операции как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым в теории деятельности и используется при изучении относительно законченных, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав некоего действия. По существу, уровень операций заполнен навыками и действиями автоматическими, и характеристики последних есть в то же время характеристики операций.
Операции - относительно самостоятельные акты, содержание коих отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в коих он находится. В отличие от деятельности и действия, операции детерминируются не мотивами и целями, а условиями предметной ситуации, в коих экстериоризованы, воплощены в виде значений различные общественно выработанные схемы поведения, полностью обусловливающие содержание операции (например, схемы употребления орудий или принятые в определенной культуре нормы этикета).
Устойчивый направленный характер протекания операции определяется установкой операциональной.
Операции бывают двух родов:
1) одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; они практически неосознаваемы и не могут вызываться в сознание даже специальными усилиями;
2) другие возникают из действий путем их автоматизации; они находятся на границе сознания и легко могут стать сознаваемыми.
Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя подлежащих им операций. Граница слоев действий и операций подвижна: ее движение вверх означает превращение некоих действий, в операции - укрупнение единиц деятельности; движение вниз означает превращение операций в действия - дробление деятельности (-> действие | операция).
В зависимости от происхождения выделяются:
1) операции приспособительные;
2) операции сознательные.
2. Согласно Ж. Пиаже - интериоризованные действия, практические или умственные действия, скоординированные в связные структуры, за счет чего возможен процесс мышления. Основным законом развития операторных структур является закон саморегуляции. Операции характерны обратимостью - возможностью выполнения и в прямом, и в обратном порядке, возвращаясь при этом к исходному положению либо воспроизводя полученный результат.
Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и пространства.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ОПЕРАЦИЯ
от лат. operatic — действие) — понятие, употребляемое в инженерной психологии в двух смыслах. 1. Психологическая О.— одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, способ выполнения действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия. Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления другого действия, обеспечивающим достижение новой цели. Сознательная О. первоначально формируется в качестве действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.). Согласно некоторым взглядам, О.— это интериоризированные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. 2. Производственная О.— наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью на одном рабочем месте или группой при помощи однотипных инструментов, приспособлений или сочетаний трудовых приемов. С психологической точки зрения производственная О.— это предметное действие, процесс переработки информации о текущем состоянии объекта (заготовки, полуфабрикаты) для осуществления целесообразных (преобразующих, управляющих) воздействий на них. Производственные О. делятся на основные и вспомогательные. ОсновныеО. направлены на заданное преобразование деталей или информации, вспомогательные О. обеспечивают условия для такого преобразования. Последние допускают применение большого числа непроизводительных приемов: время их выполнения более вариативно. Анализ производственных О., выполняемых одним человеком, носит преимущественно психофизиологический характер. При изучении О., выполняемых группой людей, применяются также методы социальной психологии. Полученные в результате этого изучения данные — характер раздражителей (модальность, сенсорные характеристики), осуществляющих сигнальную функцию при выполнении производственных О.; пространственные характеристики (особенности двигательного маршрута рабочих органов); оптимальный темп работы; факторы, определяющие отношение рабочего к производственной О. (содержательность, сложность, повторяемость), используются при проектировании производственных О. Таким образом, понятие О: в первом (психологическом) значении используется в общей психологии, отчасти в эргономике при построении психологической теории деятельности; в инженерной психологии и психологии труда понятие О. используется преимущественно во втором значении и в большинстве случаев совпадает с понятием действие.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
ОПЕРАЦИЯ
единичный акт, единица деятельности, модус-способ-прием и исполнение каких-либо действий, кот. дефиницируются условиями экстеросреды, социоситуаций и обусловливается ментально-интеллектуальными потенциями-интенциями субъекта; понятие О. было введено в теорию выд. отеч. псих. Леонтьевым (см.) и используется в совр. псих. для иссл. итогово-законченных и, как максима, перцептивно-автоматизированных, ментально-автоматизированных, мнемико-автоматизировакных, кинетико-автоматизированных актов, продуцирующих модель того или иного действия-движения-операции-акта; модели О. обуславливаются, что не учел А. Леонтьев, и установками, и мотивами, и целями индивида, а также условиями самой предметной ситуации, в коих они могут быть интероизированными-экстероизированными в матрицах-формах дифференциальных индексов-ориентиров-значений и репродуцировать т.о-, различные схемы-модели-структуры поведенческих реакций-паттернов; применительно к онтосу, социуму, в зависимости от генезиса можно выделить три базальные формы О.: 1) ситуативно-адаптивные, 2) ментально-осознанные, 3) целеситуационные; первая форма в кардинальном порядке относится к мультиреактивному уровню реагирования на стимулы экстеросреды и, как считал А.Леонтьев, такая форма возникает, в основном, в процессах имитационно-непроизвольного подражания или аккомодации субъекта к объект-предметным условиям обстоятельств, к примеру, аккомодация ребенка к вербально-лингвистическим условиям, в результате чего он усваивает дифференциально - грамматические модели-схемы, используемые в вербально-коммуникативных актах; аккомодационные формы О. модальноизируются специфико-непроизвольными особенностями по модусам самой регуляции, они, как считал ученый, интродуктивно почти неосознаваемые, а по генезису-динамике своего протекания ригидны, рутинны; вторая форма О. проявляется-репродуцируется вследствие автоматизации действия-движения, но добавим, что она может автоматизироваться вследствие ментально-рефлексивного акта, включенного-подсоединенного в микромодель О.; субстанциональный смысл формы 2, заключается в том, что по ходу неоднократных реверсивных повторений какого-либо действия-движения, например, переключение скорости на коробке передач шофером, содержание самой задачи-цели, осознаваемых субъектом, занимает-денотатируется в модели уже другого действия, как денотат, как феномен, детерминирующий его исполнение, а вследствие трансформации задачи в модели деятельности и интенции самой цели на условие-феномен, на другую модель действия, кои происходят при автоматизации действия, уже данное-базальное действие и может инкарнироваться-метаболизироваться в ментально-осознанную динамическую операцию; третья форма О., как бы дополняет вторую форму и киберноизирует-регулирует ментально-сознательные О. субъекта, кои становятся т.о. произвольно-осознанно-контролируемыми, безлабильными-устойчивыми и могут, в зависимости от задач-целей, преобразовывать-реконструировать модель субстанциального действия при задействованных элементах-единицах, имплицированных с его референцией-выполнением; само же действие, трансформируя свою интенцию может стать условием, послужить моделью для генерации-репродукции другого действия и т.д., кот. и обеспечивает достижение значимо-приматной для субъекта цели; дискурс-резюмируем, что несмотря на несомненную оригинальность высказанных Леонтьевым идей, он не уделил внимания дескрипции, тектонике сознательных операций, кои продуцируют-эволюционизируют в качестве интенционально-сознательного действия дифференциальные дискурсивно-логическо-ментальные построения, детерминирующие механизмы сознательной деятельности, наряду с тем, что он не усмотрел кардинальные проблемы, связанные с неосознанно-операциональными феноменами, продуцируемыми ментальным аппаратом и психическими актами субъекта, кои уже проступают-транслируются на объекты-предметы объективной реальности в качестве неосознанно-нецелеинтенциональных действий-актов-операции.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.