Операционный процесс подавления мыслей ОПЕРАЦИЯ MAGPI

ОПЕРАЦИЯ

Найдено 11 определений термина ОПЕРАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОПЕРАЦИЯ

лат. operatic - действие) - единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.

Оцените определение:

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ОПЕРАЦИЯ

- способ выполнения действия, обусловленный конкретными условиями.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

ОПЕРАЦИЯ

1. Структурная единица деятельности, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной - внешней или мысленной - ситуации. Понятие операции как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым в теории деятельности и используется при изучении относительно законченных, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав некоего действия. По существу, уровень операций заполнен навыками и действиями автоматическими, и характеристики последних есть в то же время характеристики операций.

Операции - относительно самостоятельные акты, содержание коих отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в коих он находится. В отличие от деятельности и действия, операции детерминируются не мотивами и целями, а условиями предметной ситуации, в коих экстериоризованы, воплощены в виде значений различные общественно выработанные схемы поведения, полностью обусловливающие содержание операции (например, схемы употребления орудий или принятые в определенной культуре нормы этикета).

Устойчивый направленный характер протекания операции определяется установкой операциональной.

Операции бывают двух родов:

1) одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; они практически неосознаваемы и не могут вызываться в сознание даже специальными усилиями;

2) другие возникают из действий путем их автоматизации; они находятся на границе сознания и легко могут стать сознаваемыми.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя подлежащих им операций. Граница слоев действий и операций подвижна: ее движение вверх означает превращение некоих действий, в операции - укрупнение единиц деятельности; движение вниз означает превращение операций в действия - дробление деятельности (-> действие | операция).

В зависимости от происхождения выделяются:

1) операции приспособительные;

2) операции сознательные.

2. Согласно Ж. Пиаже - интериоризованные действия, практические или умственные действия, скоординированные в связные структуры, за счет чего возможен процесс мышления. Основным законом развития операторных структур является закон саморегуляции. Операции характерны обратимостью - возможностью выполнения и в прямом, и в обратном порядке, возвращаясь при этом к исходному положению либо воспроизводя полученный результат.

Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и пространства.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ОПЕРАЦИЯ

в психологии) (англ. operation).

1. О. - одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т. е. с задачей.

А. Н. Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.

Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления др. действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. - это результат обучения, Овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия (напр., в счетах оформлены счетные операции). Сознательная О. первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая О. - сознательная.

2. Согласно взглядам Ж. Пиаже, О. - это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при этом закону целостности. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и т. д. Подробнее см. Операции интеллектуальные.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Операция

Выполнение какого-либо действия. В психологии термин чаще всего используется как синоним умственного или логического действия. Таким образом, если нас просят выполнить арифметические вычисления в уме, мы выполняем мысленную операцию.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ОПЕРАЦИЯ

В общем – выполнение, проведение или выполняемое действие. Действие может быть эмпирическим, если производятся манипуляции с аспектами физической действительности, логическим или математическим, если изменяются отношения между символами формальной системы, как в символической логике, или когнитивными или психическими, если изменяются психические состояния, идеи, мысли, образы и т.д. Обратите внимание, что эти способы употребления располагаются в диапазоне от объективного и физического до субъективного и психического и различные производные от этого термины могут отражать один или более этих аспектов значения. Например, понятие операционализм подчеркивает внешний, физический и объективный аспекты, в то время как большинство сложных терминов в теории Пиаже (например, операциональное мышление) имеет дело с процессами, которые являются скрытыми и субъективными.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Операция

в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

ОПЕРАЦИЯ

от лат. operatic — действие) — понятие, употребляемое в инженерной психологии в двух смыслах. 1. Психологическая О.— одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, способ выполнения действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия. Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления другого действия, обеспечивающим достижение новой цели. Сознательная О. первоначально формируется в качестве действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.). Согласно некоторым взглядам, О.— это интериоризированные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. 2. Производственная О.— наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью на одном рабочем месте или группой при помощи однотипных инструментов, приспособлений или сочетаний трудовых приемов. С психологической точки зрения производственная О.— это предметное действие, процесс переработки информации о текущем состоянии объекта (заготовки, полуфабрикаты) для осуществления целесообразных (преобразующих, управляющих) воздействий на них. Производственные О. делятся на основные и вспомогательные. ОсновныеО. направлены на заданное преобразование деталей или информации, вспомогательные О. обеспечивают условия для такого преобразования. Последние допускают применение большого числа непроизводительных приемов: время их выполнения более вариативно. Анализ производственных О., выполняемых одним человеком, носит преимущественно психофизиологический характер. При изучении О., выполняемых группой людей, применяются также методы социальной психологии. Полученные в результате этого изучения данные — характер раздражителей (модальность, сенсорные характеристики), осуществляющих сигнальную функцию при выполнении производственных О.; пространственные характеристики (особенности двигательного маршрута рабочих органов); оптимальный темп работы; факторы, определяющие отношение рабочего к производственной О. (содержательность, сложность, повторяемость), используются при проектировании производственных О. Таким образом, понятие О: в первом (психологическом) значении используется в общей психологии, отчасти в эргономике при построении психологической теории деятельности; в инженерной психологии и психологии труда понятие О. используется преимущественно во втором значении и в большинстве случаев совпадает с понятием действие.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

операция (в психологии)

(от лат. operatio – действие) – единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной, ситуации. Понятие о. как единицы деятельности введено А.Н.Леонтьевым.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Операция

(в психологии) - одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т.е. с задачей.

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

ОПЕРАЦИЯ

от лат. operatio - действие] - хирургическое вмешательство (непосредственное механическое воздействие на ткани и органы), предпринимаемое с лечебной (иногда диагностической) целью при некоторых заболеваниях, врожденных дефектах или травмах

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Показать все [+8] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций

Езова Светлана Андреевна
Основываясь на терминологическом анализе понятий «общение», «культура общения», их библиотечных модификаций, сделана попытка их эмпирического уточнения, т. е. операционализации. Рассмотрены взаимосвязь индикаторов этих понятий между собой, их влияние друг на друга.
Скачать PDF

Развитие интеллектуальных операций у младших школьников, переживших физическое насилие

Нямаа Жанцан
В статье анализируются особенности развития интеллектуальных операций у детей, переживших физическое насилие. Обследованы 96 младших школьников и проведено сравнение результатов исследования, полученных в группе детей, не имеющих травматического опыта, и группе детей, испытавших физическое насилие. В исследовании установлено, что на низком уровне у детей, переживших физическое насилие, сформирована способность выделять существенные признаки предметов и способность выводить умозаключение на основе несколько существенных признаков, а также способность мыслить в идеальном плане.
Скачать PDF

Психическая трансформация личности участника контртеррористической операции

Метелев А.В.
Скачать PDF

Некоторые интеллектуальные и операциональные аспекты профессионализма выпускников образовательных уч

Гельманов А.Г., Гонтарь С.А.
Скачать PDF

Особенности психологической поддержки женщин, перенесших операцию по поводу рака молочной железы, в

Симаева И. Н., Ецина И. Г.
Исследуются особенности психологической поддержки женщин, перенесших операцию по поводу рака молочной железы, проживающих в условиях малого города, и динамика эмоциональных состояний в ходе проведения специально разработанной для этой цели программы активного психолого-педагогического сопровождения реабилитации.
Скачать PDF

Особенности операционализации понятия «Инновационный потенциал личности»

Клочко Виталий Евгеньевич, Краснорядцева Ольга Михайловна
Обсуждаются существующие стратегии операционализации новых для науки понятий: элементаристская стратегия, концептуалистская стратегия, комплексная стратегия, методологически ориентированная стратегия. Рассматриваются методологические основания процедуры операционализации понятия «инновационный потенциал личности». Обсуждаются концептуальные основания системной антропологической психологии, позволяющие рассматривать инновационный потенциал личности в контексте понимания механизмов саморазвития человека как открытой самоорганизующейся системы. В контексте данного подхода инновационный потенциал человека понимается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения.
Скачать PDF

Динамические аспекты развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы

Морозова И.С., Бугакова Е.О.
Статья посвящена исследованию динамических аспектов развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы в среднее звено обучения. В работе выявлены возрастные особенности развития обобщения детей младшего и среднего школьного возраста.
Скачать PDF

Феноменологические и операциональные характеристики психологической компетентности в области педагог

Яценко Татьяна Евгеньевна
В статье приведено определение психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия. Выделены ее функции, феноменологические и операциональные характеристики.
Скачать PDF

Системно-информационная организация операций слежения у человека в условиях направленного воздействи

Ивашев С.П., Журавлев Б.В.
Скачать PDF

Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации: част

Ким Татьяна Дмитриевна, Первухина Елена Сергеевна
Статья является продолжением публикации результатов исследования инновационного потенциала профессионала (ИПП). Представлено продолжение обзора исследований ИПП, рассматриваются новые подходы к изучению инновационного поведения профессионала. Предлагается уточненная модель ИПП, подход к ее операционализации в виде многофакторного опросника, а также план его эмпирической проверки.
Скачать PDF

Психологические особенности пациентов, перенесших операцию коронарного шунтирования, в зависимости о

Зеленская Ирина Александровна, Лубинская Екатерина Игоревна, Великанов Арсений Апетович, Демченко Елена Алексеевна
Данная работа посвящена изучению психологических особенностей больных ишемической болезнью сердца, перенесших операцию коронарного шунтирования, в зависимости от их приверженности к участию в реабилитационной программе. Были исследованы такие характеристики, как отношение к болезни, выраженность тревоги и депрессии, копинг-стратегии. Установлено, что у пациентов активных участников реабилитационной программы реже встречаются проявления эмоционального дискомфорта и астенического компонента тревожности. Также установлено, что пациенты, изначально имеющие тип реагирования на болезнь, с ненарушенной существенно психической и социальной адаптацией, в дальнейшем чаще становятся участниками многопрофильной реабилитации, соблюдают режим. Лица, с преобладанием неконструктивных поведенческих копинг-стратегий, в меньшей степени готовы к регулярному наблюдению.
Скачать PDF

Психологическое состояние пациентов в период ожидания хирургической операции протезирования клапанов

Гуреева Ирина Лазаревна, Исаева Елена Рудольфовна
Приведены результаты психологического исследования психоэмоционального статуса пациентов кардиохирургического отделения перед операцией протезирования клапанов сердца. В основу работы легло предположение, что состояние ожидания и неопределенности исхода, в котором находится пациент перед операцией, может спровоцировать развитие невротических и тревожно-фобических расстройств, которые неблагоприятным образом могут повлиять на течение болезни. Выявлено, что у большинства пациентов в период ожидания хирургической операции повышенный уровень тревожности, депрессии и напряжения. Констатируется наличие экзистенциальных и духовных проблем, проявляющихся в низком осмыслении своей жизни и заниженной оценке своей личности. Установлено, что в условиях ожидания операции, пациенты чаще реагируют усилением таких защитных механизмов, как «отрицание», «регрессия», «реактивные образования». Раскрываются взаимосвязи между показателями личностных характеристик и психопатологической симптоматикой, а также между тревожностью и защитными механизмами пациентов. В заключение конкретизируются направления психологического сопровождения и коррекции психоэмоционального состояния пациентов в период ожидания операции протезирования клапанов сердца.
Скачать PDF