ОПЕРАЦИЯ КОНКРЕТНАЯ
Конкретная операция
Мыслительный процесс, направленный непосредственно на осязательную реальность, а не чисто вербальные предпосылки. Конкретные операции появляются, примерно, к 7-8-летнему возрасту, а к 12-13 годам заменяются формальными операциями, которые делают возможным гипотетикодедуктивное рассуждение.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ОПЕРАЦИЯ КОНКРЕТНАЯ
(по Ж. Пиаже)-когнитивная операция, характерная для ребенка, находящегося на стадии интеллектуального развития, которая называется стадией конкретных операций. Существует несколько видов поведения, которые, как предполагается, можно назвать О.к. Они характеризуются, по Пиаже, как способы логической группировки и связывания в единый блок информации об окружающем мире. О.к. могут касаться объектов, характеризующих внешний физический мир и конкретные (физические) действия человека в этом мире. О.к. отличаются от абстрактных или формальных операций. См. когнитивный, операций конкретных стадия, операция, операция формальная, Пиаже Жан.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ОПЕРАЦИЯ КОНКРЕТНАЯ
понятие концепции интеллекта операциональной Ж. Пиаже, означающее логические операции, выполняемые на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет (=> операция интеллектуальная). Теперь, на уровне операций конкретных, ранее сформированные мыслительные действия обретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным их обращение, то есть мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке - вплоть до начального положения.
На этой стадий развития интеллектуального понятийное отображение внешней среды обретает черты стабильности, что становится возможным за счет создания структур познавательных, названных группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие; в 9-12 лет он овладевает системой координат и проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия.
На базе выполнения операций конкретных ребенок обретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Однако на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, отчего в различных областях предметных развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы Bf7"8 лет; принципом сохранения веса - к 9-10 годам; принципом сохранения объема - лишь в 11-12 лет. Кроме того, на этом этапе операции конкретные еще не объединены в единое целое.
На этой стадий развития интеллектуального понятийное отображение внешней среды обретает черты стабильности, что становится возможным за счет создания структур познавательных, названных группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие; в 9-12 лет он овладевает системой координат и проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия.
На базе выполнения операций конкретных ребенок обретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Однако на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, отчего в различных областях предметных развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы Bf7"8 лет; принципом сохранения веса - к 9-10 годам; принципом сохранения объема - лишь в 11-12 лет. Кроме того, на этом этапе операции конкретные еще не объединены в единое целое.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998