Огульное обвинение ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ

ОДАРЕННОСТЬ

Найдено 9 определений термина ОДАРЕННОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОДАРЕННОСТЬ

— общие способности, могущие обеспечить индивиду возможное высокопродуктивной деятельности в одном направлении.

Оцените определение:

Источник: Юридическая психология словарь терминов

Одаренность

наличие у человека хорошо Выраженных задатков к развитию многих способностей с детства.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

ОДАРЕННОСТЬ

1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения - психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ОДАРЕННОСТЬ

1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Одаренность

можно понимать как: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал - интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Одаренность

нет никакой «одаренности вообще», но существуют различные, специальные предрасположения к той или иной деятельности. (3.1, 349) Одаренность представляет собой не цельную функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее. В зависимости от этого стоит наше представление об одаренности как об оформленной функции. (1.5.5, 144) Невроз, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции свидетельствуют о фиктивной цели, направляющей весь жизненный план по ложному пути и искривляющей лейтлинию жизни и характер ребенка. Неудавшаяся компенсация превращается в защитную борьбу при помощи болезни; побежденный защищается своей слабостью. Между этими двумя полюсами, крайними случаями располагаются все степени компенсации – от минимальной до максимальной. Это и есть та наиболее часто констатируемая нами и встречающаяся в практике детская одаренность. (1.5.7, 160) термин, обозначающий уровень психологического или интеллектуального развития, уровень и качество предрасположений, задатков, способностей . В прикладной психологии намечается тенденция свести абстрактную способность и одаренность к понятию ряда специальных конкретных форм одаренности и пригодности (социальной, профессиональной, школьной). (12.1, 120) гораздо важнее то, почти не знающее исключений правило, согласно которому эти преждевременно созревшие вундеркинды, которые, если бы развивались нормально, должны были бы превзойти всех известных в истории человечества гениев, обычно по мере своего созревания утрачивают свой талант, и творчество их не создает и до сих пор не создало в истории искусства ни одного сколько-нибудь ценного произведения. (11.1, 32) ребенок, действительно одаренный, талантливый, гениальный поражает вас наличием симптомов, свойственных его собственному возрасту, но только доведенных до исчерпывающего, богатого, полнокровного, полносильного развития их. Вундеркинд характеризуется тем, что в его развитии наличествуют симптомы забегающих вперед возрастов, а настоящий, талантливый, одаренный ребенок характеризуется тем, что в его развитии доминируют признаки, характерные для данного возраста, но только возраст этот необычно творчески богато переживаем. (7.1, 50) См. Возраст, Развитие, Способность, Функция

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

одаренность

совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

одаренность

биологически, генетически обусловленное сочетание способностей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ОДАРЕННОСТЬ

наличие у человека задатков к развитию способностей.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Интеллектуальная одаренность и совладание с трудностями

Хазова Светлана Алексеевна
Скачать PDF

Отсталость и одаренность (социокультурный контекст)

Захарова Анастасия Владимировна
Purpose: The main idea of ​​this study was to determine the influence of social and biological factors on the abilities and inclinations of abnormal children. Methodology: Study analyzes problem of the «phenomenon of giftedness» from the point of view of the cultural and historical development. Results: The study showed the dependence of the formation of giftedness in children from possible use in the activities of cultural practices and operations. Practical implications: Psychology & Education. Findings: Abnormal children have the ability and inclination to different activities. Their specific activity caused by a decline of motivation and inability to use the "cultural practices" to improve the final result of the activity.
Скачать PDF

Социальная одаренность менеджеров: психологический аспект

Ивенских Ирина Валентиновна, Хрусталева Татьяна Михайловна
В статье рассматривается психологический аспект социальной одаренности менеджера. Описывается актуальность выделения социальной одаренности, рассматриваются теоретические взгляды на проблему способностей менеджера, представлен вариант модели социальной одаренности менеджера и понятие,
Скачать PDF

Музыкальная одаренность школьников

Лосева Светлана Николаевна
Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании, в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности.
Скачать PDF

Одаренность как теоретический конструкт

Баграмянц Марина Левенбертовна
Скачать PDF

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания

Мильчарек Н.А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии. Определены основные критерии одаренности в музыке, дано обоснование выхода за рамки взаимосвязи "музыкальные способности музыкальная одаренность".
Скачать PDF

Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование

Хрусталева Татьяна Михайловна
Проанализированы современные представления об одаренности. Раскрыто понятие педагогической одаренности. Представлены результаты эмпирического исследования педагогической одаренности школьников. Выявлена структура одаренности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Раскрыты основные направления ее развития: стабилизация, обогащение, возрастная изменчивость. Показана сензитивность подросткового возраста к развитию педагогической одаренности.
Скачать PDF

Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности

Панов В.И.
В статье обозначены понятийный, диагностический и теоретико-методологический парадоксы, которые заставляют поставить вопрос о единой природе одаренности. В качестве ответа предлагается экопсихологический подход к одаренности, позволяющий представить развитие одаренности как переход одаренности из потенциальной формы в явную одаренность индивида. Выделены семь этапов становления субъектности индивида как субъекта одаренности определенного вида.
Скачать PDF

Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности и конфликты

Акованцева Людмила Ивановна
Современное состояние психологии одаренности, и в отечественной, и в зарубежной науке характеризуется крайней фрагментарностью, дискуссионностью и разнообразием подходов и направлений. Тем не менее, в ней можно выделить два направления: одаренность выдающихся людей и одаренность детей. Многие авторы предлагают определять детскую одаренность лишь как потенциал: благоприятные внутренние условия для будущих высоких достижений. В многочисленных исследованиях показано, что одаренные дети для раскрытия своего высокого потенциала нуждаются в обучении, соответствующем их особым познавательным возможностям, потребностям и интересам. В большинстве европейских стран одаренные учащиеся обучаются в обычных классах массовой школы. Цель нашего исследования выявить одаренных обучающихся и определить уровень их мотивации, успеваемости, психологического благополучия/неблагополучия. В исследовании показано, что психологическое благополучие учащихся представляет собой специфическое эмоциональное состояние, обусловленное переживанием состояния защищенности, комфорта, отсутствием тревожности, страха, фрустрации и стрессов. Показатели психологического благополучия учащихся отсутствие страха перед педагогами; самостоятельность и независимость учащихся от мнения окружающих; успешное построение взаимоотношений со сверстниками; удовлетворенность условиями школьной среды; низкий уровень тревожности, напряженности и стрессов. Эти показатели зависят от характера общения и взаимодействия учителя и учащихся, а также от способности педагога поддержать творческую (креативную) атмосферу на уроке. На основе концепции личностно-профессионального развития нами разработана и внедрена в образовательный процесс школы специальная коррекционно-развивающая программа «Учитель Одаренный ребенок».
Скачать PDF

Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы

Сальников Виктор Александрович, Хозей Сергей Павлович, Ревенко Евгений Михайлович
В статье рассматриваются тенденции в плане отбора и ориентации одаренных детей как основополагающий момент для последующих достижений в различных видах спорта. Однако поиск и развитие одаренных детей и подростков только на основании отбора и последующего технологического подхода, направленного на достижение максимально возможного результата без выявления и учета, общих индивидуально-психологических особенностей, едва ли приведет к желаемому результату. Наиболее важным представляется отличать, что в составляющих одаренности является возрастным и изменяется в процессе взросления и то, что собственно индивидуальное, которое является менее изменчивым и будет определять последующее развитие.
Скачать PDF

Одаренность и феномен социальных ожиданий

Арпентьева Мариям Равильевна
Статья посвящена проблемам поддержки одаренности в рамках специализированных форм обучения, раскрываются проблемы и аспекты отношений и обучения, препятствующие реализации одаренности в традиционной школе, а также необходимые изменения отношений в образовательных и семейных системах, предназначенных для развития одаренности. Деструктивный эффект сегрегации детей по категориям «одаренности неодаренности» объясняется автором в терминах стратегий социального взаимодействия. Предлагается решение проблемы посредством организации для одаренных детей профессиональной и личностной ориентации, помощи в овладении стратегиями самораскрытия.
Скачать PDF

Ранняя одаренность и особые психические состояния

Панов В.И.
В статье с позиции экопсихологического подхода к одаренности дается анализ особых психических состояний, которые переживаются детьми с ранней ярко выраженной одаренностью в условиях напряженной образовательной среды.
Скачать PDF