ОДАРЕННОСТЬ
наличие у человека задатков к развитию способностей.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Одаренность
наличие у человека хорошо Выраженных задатков к развитию многих способностей с детства.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
одаренность
совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ОДАРЕННОСТЬ
— общие способности, могущие обеспечить индивиду возможное высокопродуктивной деятельности в одном направлении.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
ОДАРЕННОСТЬ
генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Одаренность
(gifted) — обычно используется для обозначения очень высоких показателей интеллектуального развития (IQ около 130-140), но может обозначать выдающиеся способности в одной или нескольких областях, например в математике, музыке, запоминании информации.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
Одаренность
в одних психологических подходах это понятие характеризует степень выраженности той или иной общей или специальной способности; в других «рассматривается как системное качество», отдельные грани которого проявляются в качественной специфике отдельных способностей.[92]
Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016
Одаренность
Система внутренних диспозиций, развивающихся в жизни на основе врожденных задатков, вследствие которых человек способен выполнять определенную деятельность при условии, что другие личности и социальные условия не мешают, а способствуют этому. Психические расстройства, в особенности в раннем возрасте, отражаются неблагоприятно на реализации О.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Одаренность
индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности. Высокие достижения рассматриваются как продукт О., личностных характеристик и социального окружения (К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд).
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ОДАРЕННОСТЬ
1. Наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями. 2. Системное, развивающееся в течение всей жизни человека свойство, позволяющее ему добиваться исключительных успехов в одном или нескольких видах деятельности. См. гениальность, задатки, способности, талант, талантливость.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ОДАРЕННОСТЬ
1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Одаренность
можно понимать как: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал - интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).
Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий
Одаренность
сочетание ряда способностей, обеспечивающих успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой-либо деятельности. Однако такое понимание О. соотносимо только с интеллектуальными видами деятельности. Если говорить об О. к физической деятельности (в частности — спортивной), следует учитывать не только психологические, но и физиологические, а также морфологические (конституциональные) особенности человека. Так, выдающиеся гимнасты, пловцы, баскетболисты обладают разным телосложением, а бегуны, конькобежцы, специализирующиеся на длинных дистанциях, лыжники характеризуются высоким уровнем максимального потребления кислорода. Кроме того, в понятие О. может быть включена психологическая (психическая) устойчивость человека, если его деятельность связана с экстремальными условиями.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ОДАРЕННОСТЬ
1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения - психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ОДАРЕННОСТЬ
многозначный термин, предполагает: 1) качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков; природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина «О.» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Различают общую и специальную О., или общие и специальные моменты в О. Общая О. существует постольку, поскольку в разных видах или формах деятельности имеются общие моменты. Так, общая умственная О. проявляется в овладевании всеми видами деятельности, для успешного осуществления к–рых необходимы определенные умственные качества. Высокая общая О., как правило, носит разносторонний характер (напр., у Леонардо да Винчи, А.Дюрера, М.В. Ломоносова и др.), специальная О. связана с определенными видами деятельности, в к–рых она более всего раскрывается (О. математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Высшими уровнями О. являются талант и гениальность.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Одаренность
нет никакой «одаренности вообще», но существуют различные, специальные предрасположения к той или иной деятельности. (3.1, 349) Одаренность представляет собой не цельную функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее. В зависимости от этого стоит наше представление об одаренности как об оформленной функции. (1.5.5, 144) Невроз, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции свидетельствуют о фиктивной цели, направляющей весь жизненный план по ложному пути и искривляющей лейтлинию жизни и характер ребенка. Неудавшаяся компенсация превращается в защитную борьбу при помощи болезни; побежденный защищается своей слабостью. Между этими двумя полюсами, крайними случаями располагаются все степени компенсации – от минимальной до максимальной. Это и есть та наиболее часто констатируемая нами и встречающаяся в практике детская одаренность. (1.5.7, 160) термин, обозначающий уровень психологического или интеллектуального развития, уровень и качество предрасположений, задатков, способностей . В прикладной психологии намечается тенденция свести абстрактную способность и одаренность к понятию ряда специальных конкретных форм одаренности и пригодности (социальной, профессиональной, школьной). (12.1, 120) гораздо важнее то, почти не знающее исключений правило, согласно которому эти преждевременно созревшие вундеркинды, которые, если бы развивались нормально, должны были бы превзойти всех известных в истории человечества гениев, обычно по мере своего созревания утрачивают свой талант, и творчество их не создает и до сих пор не создало в истории искусства ни одного сколько-нибудь ценного произведения. (11.1, 32) ребенок, действительно одаренный, талантливый, гениальный поражает вас наличием симптомов, свойственных его собственному возрасту, но только доведенных до исчерпывающего, богатого, полнокровного, полносильного развития их. Вундеркинд характеризуется тем, что в его развитии наличествуют симптомы забегающих вперед возрастов, а настоящий, талантливый, одаренный ребенок характеризуется тем, что в его развитии доминируют признаки, характерные для данного возраста, но только возраст этот необычно творчески богато переживаем. (7.1, 50) См. Возраст, Развитие, Способность, Функция
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
ОДАРЕННОСТЬ
АДОРАНАСЦЬ / GIFTEDNESS– наличие у человека благоприятных задатков и способностей, проявленных в каком-либо одном или нескольких видах деятельности. Об О. человека можно судить по характеру развития способностей и овладению знаниями, навыками, умениями, успехам и уровню достижений в профессиональном труде. Часто люди добиваются выдающихся достижений благодаря тому, что не являются узкими специалистами, а интересуются смежными областями науки и искусства, постоянно повышают свое общее развитие и культуру. Научное изучение О. началось с работ Ф. Гальтона («Наследственность таланта. Ее законы и последствия», 1875), Г. Жоди («Психология великих людей», 1884), В. Освальда («Великие люди», 1910). Возросший в начале XX в. интерес к проблеме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. П. Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни», Я. Зеленкевич– книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками. После революции проблемы О. изучали психологи В. М. Экземплярский, Н. В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б. М. Теплова изучались соотношение способностей и О., специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты О. представлены в работах Ю. З. Гильбуха, Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, В. Н. Чудновского, В. С. Юркевич. Интенсивно развивающаяся психология О., разрабатывающая проблемы диагностики и развития творческого потенциала человека, тесно взаимодействует с другими областями психологического знания, в особенности с психологией творческого мышления, исследующей общепсихологические механизмы креативности, с возрастной психологией способностей, изучающей их онтогенез, а также с педагогикой творчества и акмеологией, разрабатывающими образовательные программы развития одаренных учащихся. Для этих дисциплин в последнее время характерно обращение к изучению роли рефлексии в развитии одаренных детей. Главным условием развития детской и подростковой О. называют потребность в познании, в самоактуализации (В. С. Юркевич, Л. Термен и др.). В прикладном аспекте также рассматриваются структура О. (познавательная активность, умственные способности, виды деятельности одаренного ребенка), общая и специальная О., когнитивные, личностные особенности одаренных детей, особенности процесса их развития, взаимоотношения в семье и группе, подходы к созданию обучающих программ и др. Значение О. для настоящего и будущего признано мировым сообществом. Более 40 лет действует Европейская ассоциация по одаренным и талантливым детям. В настоящее время создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, задачи которого– выявление и изучение детей с О. и создание специальных программ по их развитию (см. также Креативность, Талант, Творчество). Е. А. Бакланова
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ОДАРЕННОСТЬ
свойство-предикат специфических корреляций способностей субъекта, кот. обеспечивают приемлемость-удачность-успешность выполнения им самим тех или иных действий-операций, а сама суммация способностей-одаренностей, представляющих оригинальную модель, и позволяет т.о. индивиду компенсировать негативность-нерациональность-недостаточность тех или иных качеств-способностей-свойств, за счет приоритетной эволюции других; О. - это и умственно-интеллектуальный потенциал, это и моделесистемная индивидуально-эмпирическая характеристика гностических потенций и способностей самого субъекта к обучению; О. - это и базальные способности, кот. детерминируют субстанциально-широкие ментально-виртуальные, психическо-виртуальные потенции индивида, кои он может результировать в своей деятельности-активности; это и аддитивность-ассимиляция мультизадатков, генетическо-природных данных, отражающих-выражающих специфичность генезисно-эволюционных способностей субъекта, его талантливость, а также наличие дифференциально-имманентных феноменов, для достижения самим индивидом гениальных, выдающихся достижений в той или иной науке, культуре, сфере искусства; феномены-модели О. требуют базально-комплексного иссл., включающего в свой контекст модусы-методики дифференциально-психологической ориентации, а также социоонтологическо-психологической, нейрофизиологической, психофизиологической и т.д.; в псих. как науке изучаются специальные задатки-мультиодаренности детей, кои в раннем возрасте обнаруживают оригинальную О. к литературе, музыке, спорту, живописи, технике, программированию на ЭВМ; а сами фазы-этапы-модели О. иссл. диагностируют, изучая-интерпретируя феномены ментальной эволюции ребенка, т.е. тех модальностей-характеристик, кои указывают-эксплицируют, что сам ребенок, практически при равных условиях развития, опережает своих сверстников; применяются в этих модусах диагностики дифференциальные тесты ментальности-интеллектуальности, связанные с одаренностью ребенка для регистра-установления коэффициента ментальности-интеллектуальности; многими иссл. установлено, что художественно-эстетическая одаренность детей чаше всего обнаруживается в сфере музыки, живописи, спорта, литературы; история знает примеры феноменов талантливой одаренности, к примеру, Моцарта, кот. писал произведения в 5 лет, Гюго, Есенина, Блока, Гете, Рембо, Ламартина, Лермонтова и др., кот. создавали свои оригинальные поэтические произведения, стихи в весьма раннем возрасте, блестящую шахматную О., кот. проявили Морфи, Капабланка, Ботвинник, Каспаров, демонстрируя-показывая высокие шахматные результаты в детстве, но следует учитывать, что ребенок может обладать другими специфическо-оригинальными способностями в противовес ментально-интеллектуальным; сам детей, кои обладают необычайно одаренным умственным потенциалом и в раннем возрасте достигают чрезвычайно высоких достижений-успехов, называют вундеркиндами; но история, онтология знает немало примеров, когда выдающиеся задатки, одаренности, проявленные ребенком в раннем возрасте не могли проявляться столь высоко-аппогейно в будущем и не послужили тем самым, залогом для эволюции его гениальности, таланта; генетическо-врожденные задатки — это феномен того сложного процесса эволюций-становления психоиндивидуально-онтологическо-эмпирических особенностей, зависящих от окружающей среды, онтоса, от характера самой деятельности-активности субъекта и т.о., сама одаренность ребенка, его выдающиеся способности не могут быть даны-заданы от самой природы в готовых моделях-формулах-классификациях; сами же критерии одаренности не могут также базироваться на тестировании, поскольку невероятно сложно предвидеть-установить этапы-фазы дальнейшей эволюции самой одаренности субъекта; истории известно немало случаев, когда вундеркинд, проявляющий-демонстрирующий удивительно-оригинальный умственный потенциал в раннем возрасте, не мог в дальнейшем показывать те же феномены одаренности-талантливости в более позднем возрасте; некот. ученые считают, например, что высокая талантливость-одаренность-оригинальность, проявляющаяся на ранних этапах эволюции субъекта, часто приводит к деградации-снижению феноменов его талантливости-одаренности-самобытности уже в более зрелом возрасте.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ОДАРЕННОСТЬ
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют «о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу [РКО, 1998. с. 20]». Данное определение представлено в разработанной коллективом ВНИКа МО РФ1 отечественной «Рабочей концепции одаренности». То, что понятие одаренности может быть раскрыто лишь в рамках системного подхода, было осознано классиками отечественной психологии. Так, С. Л. Рубинштейн еще в 1935 г. писал, что «Одаренность нельзя отождествлять с качеством одной функции – даже, если это мышление» (Рубинштейн С. Л., 1948). К такому же выводу приходит позже Б. М. Теплов: «В этой характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество» (Теплов Б. М.,1968, с. 103). Праотцом научного изучения О. явился Ф. Гальтон. Он начал с обособления наивысшего проявления психики – гениальности. По его мнению, она отражает сплав трех важных компонентов: таланта (как высшего проявления ума), характера (как личностных и мотивационных черт, обеспечивающих его реализацию) и выносливости, способности к усердной работе (как энергетического показателя) [Galton, Наследственность таланта и характера, 1865, с. 322]. В начале ХХ в. появляются книги Г. Жоди «Психология великих людей» и в 1910 г. «Великие люди» В. Освальда. Возросший в начале XX в. интерес к проблеме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых характерен и для российской психологии. П. Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни». В ней он подчеркивает значимость эмоционального переживания в научной деятельности: «Изучать науку – значит не только овладевать ее методом, но и подвергаться своеобразному умственному возбуждению, сообщаемому данной наукой» (П. Ф. Каптерев. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. М.,1897). Значимой фигурой в понимании О. в начале становления советской психологии стал В. М. Экземплярский. Им четко сформулированы как понимание О., так и «гордиев узел» проблемы: «Мы хотели бы оставить в дальнейшем обозначении проблемы одно слово «одаренность», имея в виду, что в качестве идеальной задачи стоит, конечно, определение высоты развития всех основных свойств психической жизни, и интеллектуальной, и эмоциональной, и волевой, и лишь недостаточность имеющихся у нас экспериментальных методов для определения высоты развития эмоционально-волевой сферы и, наоборот, значительное развитие методики количественного исследования интеллекта, ограничивают до сих пор по преимуществу интеллектуальной сферой разрешение проблемы. С этим ограничением естественно придется считаться и в самом принципиальном выяснении проблемы и путей к ее разрешению…» (Экземплярский В. М., Проблемы одаренности //Новые исследования в психологии; Серия А, Прикладная психология. 1923, с. 264). Солидарную позицию занимает и европейский ученый Г. Ревеш, говоря, что систематически наблюдается лишь интеллект (1924 г.). Таким образом, на многие десятилетия в психологии воцарилось редуцированное представление об одаренности и сведение ее измерения к IQ. Значит, раскрытие понятия определяется способом измерения. Данная тенденция четко прослеживается на протяжении XX в. при классификации видов одаренности на академическую, интеллектуальную и творческую, которым соответствуют способы измерения по отметкам, баллам тестов интеллекта, баллам тестов креативности. Тестологическая парадигма вызывает к жизни также тенденцию рассматривать и одаренных детей, и слаборазвитых как отклонение от нормы, в основе которой лежат статистические представления о нормальном распределении (Я. Зеленкевич и др.). Работы Н. С. Лейтеса в середине ХХ в. вносят существенный вклад в проблему О., позволяя дифференцировать ее от проявлений ускоренного развития детей. В русле отечественной деятельностной парадигмы ведутся исследования в рамках детской психологии В. Т. Кудрявцевым и О. М. Дъяченко, которые считали, что специфика умственной О. в дошкольном детстве заключается не в ускорении развития ребенка, а во все более полном освоении форм действенного опосредования. В 80-х гг. открывается Центр одаренности в Институте общей и педагогической психологии АПН во главе с А. М. Матюшкиным, который устанавливает контакты с американскими психологами. Центр использует методы и методики, разработанные в тестологической парадигме, что способствует широкому их внедрению в отечественную практику. В 1997 г. в рамках «Библиотеки одаренных» Федеральной программы «Одаренные дети» выходит книга «Современные концепции творчества и одаренности» (ред. Д. Б. Богоявленская), в которой представлены статьи ведущих психологов по исследованию одаренности, отражающих всю палитру подходов в ее исследовании. Отечественных – как работающих и развивающих отечественную парадигму – Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, О. М. Дъяченко, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, так и сочетающих ее с тестологической – В. Н. Дружинин, Д. В. Ушаков, Е. И. Щебланова, В. С. Юркевич; зарубежных, представляющих полимодальный подход в понимании одаренности (включающий мотивацию и социальные факторы в ее структуру) – Боно де Э., К. Клюге, Р. Милгрем, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Е. Григоренко, К. А. Хеллер. Таким образом, понятие О. данное в вышедшей в 1998–2003 гг. «Рабочей концепции одаренности» позволяет отойти от сложившегося на определенном этапе в рамках тестологической парадигме представления об О. лишь как количественной степени выраженности способностей: выше статистически среднего.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ОДАРЕННОСТЬ
высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности. Научное изучение О. началось с работ Ф. Гальтона «Наследственность таланта». Ее законы и последствия, Г. Жоди «Психология великих людей» и В. Освальда «Великие люди». Возросший в начале XX в. интерес к проблеме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. П.Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни», а Я. Зе- ленкевич - книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками. После революции проблемы О. изучали психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и О., специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты О. представлены в концепциях ЮЗ. Гильбуха, НС. Лейтиса, А.М. Матюшкина,
В.Н. Чудновского и B.C. Юркевич. Интенсивно развивающаяся в XX в. психология О., разрабатывающая проблемы диагностики и развития творческого потенциала человека, тесно взаимодействует с другими областями психологического знания, в особенности с психологией творческого мышления, исследующей общепсихологические механизмы креативности с возрастной психологией способностей, изучающей их онтогенез, а также с педагогикой творчества и акмеологиеи, разрабатывающих образовательные программы развития одаренных учащихся. Для этих дисциплин, в последнее время характерно обращение к изучению роли рефлексии в развитии одаренных детей. Так, в психологии творчества показана важная роль рефлексии в регуляции мыслительного процесса решения творческих задач; в возрастной психологии стали исследоваться особенности рефлексивной регуляции в онтогенезе (у дошкольников, школьников и взрослых учащихся); в педагогике творчества и акмеологии разрабатываются образовательные программы, нацеленные на развитие рефлексивных способностей учащихся. В целом, роль рефлексии в развитии О. заключается в обеспечении ее саморегуляции в процессах накопления творческих достижений, осознания творческого опыта и са- моосмысления творческого саморазвития. Развитие О. осуществляется в экзистенциально-маргинальных для личности условиях и ускоряется в проблемно-конфликтных для ее интеллекта ситуациях. Именно в конструктивном преодолении экзистенциальной маргинальное™ и в продуктивном разрешении проблемно- конфликтных ситуаций состоит значение личностной и интеллектуальной рефлексии для творческого развития О. Учет этого необходим при разработке диагностических средств и обучающих программ развития одаренных учащихся, так как соотношение у них различных форм интеллектуальной и личностной рефлексии наиболее значимо для развития творческих способностей, реализуемых в последующей профессиональной деятельности. Оценка роли рефлексии в творческом развитии О. учащихся проводится в рамках рефлексивно-акмеологического подхода к творческой одаренности опирающегося на классическую и современную психологию и педагогику.
Экспериментально установлено, что у одаренных младших подростков, творческая активность сопровождается иногда неустойчивыми и кратковременными проявлениями рефлексии. В целом рефлексия у них пока еще недостаточно развита, носит некритический, непроизвольный характер и слабо дифференцирована на формы (интеллектуальная и личностная).
Для умственной активности одаренных старших подростков характерна уже достаточно развитая рефлексия в вцде способности к обдумыванию, рассуждению, анализу, критичности, сознательности. Эти качества интеллектуальной рефлексии тесно взаимосвязаны в своем развитии с остальными видами рефлексии, прежде всего личностной, которая проявляется в виде самооценки, самоанализа, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих личностный рост, творческое развитие, самовоспитание одаренных подростков. Свойства интеллектуальной и личностной рефлексии существенно усиливаются у одаренных взрослых учащихся (студентов и профессионалов), которые совершенствуют свои творческие способности и профессиональное мастерство в процессе непрерывного образования и самообразования. У взрослых рефлексивная обусловленность О. проявляется в период профессиональной реализации творческого потенциала в виде совершенствования профессионального мастерства. При этом важное значение имеет как репродуктивный компонент рефлексии в виде осознания стереотипов мышления и экспликации способов осуществления интеллектуальных операций, так и ее продуктивный компонент - в виде осмысления содержаний сознания (путем их замыкания на Я-концепцию) и их эвристического переосмысления (путем размыкания на «образ себя и мира») для инновационного продуцирования новых личностных психотехнологий, обеспечивающих развитие мастерства. У каждого профессионала имеется своя интуитивно складывающаяся программа культивирования рефлексии как предпосылка развития творческих способностей и О., накопление своего эвристического потенциала и его реализации в виде психологии профессионального мастерства. В случае индивидуальной реализации указанной программы имеет место культивирование природных способностей и творческой О., ведущее к ярким, талантливым инновациям, часто имеющим культурное значение. Однако имеются технологические для концентрации творческих возможностей профессионалов в системе непрерывного образования в тех случаях, когда используются интенсивно-игровые методы для культивирования рефлексивной культуры взрослых учащихся. При этом организуется групповая работа, направленная на осознание стереотипов, их разрушение и переосмысление отрываемых в результате инновационных поисков содержаний сознания путем специ&тьно формируемой смыслотехники с использованием различных видов рефлексии: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной, культо- ральной. Лишь во взаимодействии индивидуальных и групповых форм развития рефлексивной культуры мышления осуществляется становление профессионального мастерства на базе раскрытия творческого потенциала О. человека.
Источник: Акмеологический словарь.