уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О.о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Предположение о существовании общей одаренности впервые выдвинул в 19 в. Ф. Гальтон.
ОБЩАЯ ОДАРЕННОСТЬ
Одаренность общая
Источник: Словарь по психогенетике
ОБЩАЯ ОДАРЕННОСТЬ
интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Данное понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном. В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом. При факторного анализа выделены художественная и практическая одаренность.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Общая одаренность
Автор. Ф. Гальтон (середина XIX в.).
Категория. Интегральный уровень развития специальных способностей.
Специфика. Связана с развитием частных способностей, но достаточно от них независима. В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом.
Виды. При помощи факторного анализа выделены:
- художественная одаренность,
- практическая одаренность.
Категория. Интегральный уровень развития специальных способностей.
Специфика. Связана с развитием частных способностей, но достаточно от них независима. В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом.
Виды. При помощи факторного анализа выделены:
- художественная одаренность,
- практическая одаренность.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ
интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.
Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.
При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.
Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.
При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Общая одарённость
интегральный уровень развития интеллектуальных и специальных способностей индивида, обеспечивающий возможность успешного выполнения им той или иной деятельности за счет гибкого выбора и эффективного использования в ее рамках различных интеллектуальных и специальных способностей; уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О. о. — основа развития специальных способностей, но сама представляет независимый от них фактор. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. П. Торранса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о двух видах одаренности: интеллектуальной и творческой одаренности (креативности). При факторно– аналитических исследованиях выявлены независимые типы «художественной» и «практической» одаренности.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ
англ. general aptitude, gift) - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О. о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании О. о. выдвинул в середине XIX в. англ. ученый Ф. Гальтон. Ч. Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта (1929), которая объясняла высокие корреляции разнородных тестов общим фактором умственной энергии. Множество специальных факторов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного времени шла дискуссия сторонников множественности первичных интеллектуальных способностей (Э. Торндайк, Л. Терстоун) и сторонников -"общего фактора" (Г. Айзенк, С. Берт и др.). Сегодня признается наличие как О. о., так и ее внутренней структуры. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о 2 видах О. о.: интеллектуальной и творческой одаренности {креативности). В факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы "художественной" одаренности и "практической" одаренности. Люди, обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов. (В. Н. Дружинин)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004