Общий фактор интеллекта

Предыдущий термин:
Общий фактор

Следующий термин:
ОБЩИНА БРАТСКАЯ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Общий фактор интеллекта

general intelligence factor) Гипотезу о существовании общего фактора всех когнитивных способностей выдвинул еще Ф. Гальтон, однако Ч. Э. Спирмен был первым, кто подверг эту гипотезу эмпирической проверке. Общий фактор, обозначенный Спирменом буквой g, был положен в основу созданной им двухфакторной теории, согласно к-рой любой психол. тест позволяет оценить лишь 2 фактора: фактор g, общий для всех тестов, и фактор s, специфический для каждого теста. Разработанный Спирменом метод факторного анализа сделал возможной точную оценку того, в какой степени каждый тест из батареи разнообразных тестов измеряет фактор g, общий для всех входящих в данную батарею тестов. Эта степень есть не что иное, как факторная нагрузка теста по общему фактору g, или просто его g-нагрузка; ее можно представить себе как корреляцию между показателями по конкретному тесту и фактором g, если бы гипотетический тест мог измерять только g и ничего больше. Предложенный Спирменом принцип "индифферентности индикатора" означал, что фактор g мог быть измерен бесконечным количеством всевозможных тестов, независимо от сенсорной модальности, специфического содержания знаний или особых навыков, требуемых для выполнения конкретного теста. Поскольку тесты, предполагающие выявление отношений и улавливание смысла понятий, умение рассуждать на абстрактном уровне и решать нестандартные задачи, имеют самые высокие нагрузки по фактору g и наиболее четко дифференцируют людей с предположительно высоким и низким интеллектом, фактор g стал практически синонимом общего интеллекта. На уровне исслед. методами факторного анализа нет оснований сомневаться в существовании фактора g в области когнитивных способностей. Обнаружение сильно нагруженного фактора g - всего лишь следствие более общего явления: все когнитивные тесты, сколь бы разнообразными они ни были, демонстрируют положительные интеркорреляции в репрезентативных выборках из генеральной совокупности. Но столь же очевидно, что для объяснения всех этих интеркорреляций между тестами помимо фактора g необходимо использовать др. факторы. Эти дополнительные факторы, общие только для определенных групп тестов, получили название "групповые факторы". Метод многофакторного анализа с вращением (преобразованием) факторов для приближения к критерию "простой структуры" наиболее ясно продемонстрировал существование групповых факторов, которые Терстоун назвал "первичные умственные способности". Считается установленным наличие следующих первичных факторов: логическое рассуждение, вербальное понимание, беглость речи, легкость числовых операций, пространственная визуализация, перцептивная скорость и ассоциативная память. Однако мат. сущность предложенной Терстоуном модели факторного анализа препятствовала выявлению фактора g, к-рый оказался замаскированным среди первичных факторов. Кажущееся исчезновение фактора g Спирмена в работах Терстоуна и его последователей породило немало теорет. споров, пока исследователи не пришли к выводу, что это мат. артефакт конкретного метода факторного анализа. Сам Терстоун в конце концов признал, что при вращении осей первичных факторов для получения наилучшего решения в соответствии с критерием простой структуры они становятся облическими (начинают коррелировать между собой), и факторный анализ интеркорреляций между первичными факторами дает фактор второго порядка, к-рый есть не что иное, как фактор g Спирмена. Этот тип иерархического факторного анализа, при к-ром g выявляется как фактор второго (высшего) порядка, стал в настоящее время наиболее предпочитаемым методом извлечения фактора g. Оказалось, что невозможно разработать тесты, являющиеся чистыми факторными мерами первичных умственных способностей. Тесты первичных умственных способностей всегда существенно коррелируют между собой, что объясняется вкладом фактора g во все когнитивные тесты. Т. о., самые "чистые" тесты, к-рые только можно придумать, измеряют одну из первичных умственных способностей в сочетании с фактором g, причем фактор Спирмена обычно объясняет более значительную часть общей дисперсии (индивидуальных различий) тестовых показателей. В настоящее время не существует общепринятой теории в отношении фундаментальной природы фактора g, и мы по-прежнему далеки от понимания механизмов мозга, к-рыми можно было бы объяснить фактор Спирмена. Хотя фактор g не имеет пока удовлетворительного теорет. обоснования, он, без сомнения, служит сильнейшим источником индивидуальных различий в любой мало-мальски сложной познавательной деятельности, проявляясь в форме поведения, к-рое можно оценить с позиции объективного стандарта выполнения. См. также Интеллект человека А. Р. Дженсен
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентн

Берестнева О.Г., Дубинина И.А.
Рассматривается проблема успешной интеллектуальной самореализации студентов технических специальностей. Приводятся результаты экспериментальных исследований и данные об особенностях конвергентных и дивергентных способностях студентов, способствующих формированию интеллектуальной компетентности
Скачать PDF

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности

Щербаков С. В., Исхакова А. Р.
В статье описываются результаты исследования социального интеллекта и профессиональной успешности инженерно-технических работников Уфимского спиртоводочного комбината. Описана оригинальная методика диагностики социального интеллекта на материале решения конфликтных задач.
Скачать PDF

Тип эмоционального интеллекта лидера как фактор, влияющий на функциональный тип лидерства

Кравцова Анна Константиновна
В статье рассматриваются существующие концепции эмоционального интеллекта, выдвигается гипотеза о связи его и ордерных типов лидерства, описываются его различные типы, ставятся задачи по изменению организационной культуры посредством работы с компонентами эмоционального интеллекта лидера.
Скачать PDF

Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.
Скачать PDF

Социальный интеллект и самооценка как факторы профессиональной успешности будущих психологов

Барабанщикова Татьяна Алексеевна, Рязанова Марина Михайловна
В статье социальный интеллект рассматривается как необходимое условие успешности профессиональной деятельности будущего психолога. Первокурсники психологического факультета испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что, как было установлено, связано c недостаточно адекватным отношением к себе. Корреляционный анализ установил пары между компонентами социального интеллекта и проявлениями самооценки и уровня притязаний, опора на которые сделает процесс профессионального обучения более эффективным.
Скачать PDF

Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития

Ларионова Л.И.
Представлена авторская модель интеллектуальной одаренности. Она включает интеллект, креативность, духовность и факторы, влияющие на ее развитие. Представлены результаты экспериментальных исследований интеллектуальной одаренности, которые проведены на основе использования разработанной модели.
Скачать PDF

Социальный интеллект как фактор эффективной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы

Кретова Екатерина Павловна
В статье рассматриваются представления о социальном интеллекте, концепции социального интеллекта. Выделяется структура социального интеллекта и источники его развития, приводится сравнение эмоционального и социального интеллектов. Указывается на особенности отношений у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Скачать PDF

Психологические факторы становления эмоционального интеллекта

Степанов Игорь Сергеевич
В данной статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт. Рассмотрены различные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. В данной работе развитие эмоционального интеллекта рассматривается как условие формирования социальной успешности личности, обосновывается необходимость его развития. Изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством. Выявлены психологические факторы становления эмоционального интеллекта. Рассмотрены взаимосвязи эмоционального интеллекта с рядом личностных характеристик. Уточнено определение эмоционального интеллекта как системно-функционального свойства личности. Приведены эмпирические исследования гендерных особенностей эмоционального интеллекта на примере руководителей.
Скачать PDF

Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д.

Скачать PDF

Развитие социального интеллекта будущих педагогов-психологов как фактор их адаптации к учебно-профес

Федоренко Алла Владимировна
Статья посвящена проблеме адаптации будущих педагогов-психологов к учебно-профессиональной деятельности. На основе результатов пилотажного исследования показана значимость социального интеллекта для успешности социально-психологической адаптации будущих педагогов-психологов к учебно-профессиональной деятельности. В статье описаны психолого-педагогические условия развития социального интеллекта, изложены задачи, методы и средства по его формированию у студентов, будущих педагогов-психологов.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект как индивидуально-психологический фактор социальной дезадаптации несовершенн

Верхозина Ольга Александровна
Статья посвящена изучению психологических факторов социальной дезадаптации несовершеннолетних. Рассматривается проблема эмоционального интеллекта как индивидуально-психологического фактора социальной дезадаптации несовершеннолетних. Результаты исследования подчеркивают связь между характеристиками эмоциональной сферы и проявлениями дезадаптации у несовершеннолетних.
Скачать PDF

Факторы становления и развития социального интеллекта личности

Демина Людмила Денисовна, Лужбина Наталья Анатольевна
Рассматривается проблема социального интеллекта как интегральной интеллектуальной способности, определяющей успешность общения и социально-психологической адаптации личности, что приобретает актуальность в современных социокультурных условиях. Используется модель исследования социального интеллекта, разработанная Дж. Гилфордом. Выделяются такие факторы становления и развития социального интеллекта личности в раннем юношеском возрасте, как профиль обучения, успеваемость, социальное и материальное положение семьи, семейное положение родителей и количество детей в семье.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!