Общие понятия о памяти это что такое Общие понятия о памяти: определение — Психология.НЭС
Общие положения по применению и тактике когнитивной терапии Общие понятия о чувственном процессе

Общие понятия о памяти

Найдено 1 определение:

Общие понятия о памяти

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей. Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний. Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.  
Оцените определение:

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме Общие понятия о памяти — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психология оценки: общие представления, дифференциация понятий и области изучения

Батурин Николай Алексеевич
В работе содержатся общие представления об оценке как особом психическом феномене, являющимся важнейшим атрибутом психики, и играющим ключевую роль в управлении, как поведением любого человека, так и управлении любой производственной деятельности. В статье отстаивается понимание оценки как специфического способа отражения объективных и выражения субъективных отношений. Проведена дифференциация понятий оценка и эмоции, оценка и измерение.
Скачать PDF

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллических структур мозга.
Скачать PDF

Процессы актуализации долговременной памяти при отмеривании интервалов времени у человека

Ходанович Марина Юрьевна, Бушов Юрий Валентинович, Вячистая Ю. В.
Исследованы связанные с событиями потенциалы мозга (ССПМ) при отмеривании интервалов времени. Испытуемым предъявлялись цифры (1, 3, 4, 5) разных цветов на экране монитора. В первой серии (А) все цифры задавали интервалы времени, которые необходимо было отмерить двойным нажатием на клавишу «пробел». Во второй серии (Б) в ответ на предъявление цифры красного цвета необходимо было отмерить соответствующий интервал времени, в ответ на предъявление цифры синего цвета нажать на клавишу соответствующе число раз, цифры других цветов не требовали реакции испытуемого. Обнаружено, что ранние различия ССПМ на стимулы разных цветов возникают только в том случае, когда цвет стимула имеет сигнальное значение. Найденные различия между ССПМ при отмеривании и выполнении конкурирующего задания на участке 350-500 мс от начала зрительного стимула, связаны с анализом сигнальной значимости стимула и выбором моторной программы. Наиболее вероятным коррелятом обращения к долговременной памяти для извлечения субъективного эталона времени (СВЭ) при наличии конкурирующего задания аналогичной сложности является негативный компонент, возникающий за 250-150 мс до отмеривания интервала времени. Установлено, что источник этого компонента находится в теменной части поясной извилины правого полушария
Скачать PDF

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка. Палеолитические петроглифы и наскальная живопись предельно конкретны они не передают обобщенный образ зверя, но изображают конкретных животных, населявших некогда ледниковую Европу. Автор предполагает, что в процессе запоминания облика и поз животных не последнюю роль сыграл эффект запоминания незавершенных действий (т. н. феномен Зейгарник). Иными словами, на роль «матрицы» натуралистических изображений эпохи палеолита с наибольшей вероятностью могут претендовать эйдетические воспоминания, подкрепленные (или даже прямо спровоцированные) незавершенным действием неудачной охотой.
Скачать PDF

Психолингвистические модели функционирования памяти при синхронном переводе

Андреева Н.В.
Рассматриваются современные психолингвистические модели функционирования памяти в процессе синхронного перевода. Обращение к данной проблеме продиктовано целями обучения синхронному переводу, где в качестве одной из основных выделяется развитие памяти студентов, как предпосылки формирования навыков и умений синхронного перевода.
Скачать PDF

Методика изучения и модель информационной структуры памяти человека

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Попечителев Е.П.
Скачать PDF

Развитие рабочей памяти с помощью компьютерных тренажеров как средство преодоления объективных трудн

Пигарев А. Ю.
Предлагается методика развития рабочей памяти для студентов, испытывающих объективные трудности в изучении математических дисциплин по причине недостатка рабочей памяти. Методика основана на компьютерных тренажерах, созданных автором (http://mathtutor.narod.ru). Теоретической основой работы является теория рабочей памяти Алана Бэддли, а также данные эмпирических исследований о высокой корреляции между параметрами рабочей памяти и способностями к изучению математики.
Скачать PDF

Содержание автобиографической памяти и профессиональное самоопределение студентовюристов

Костенко Ю.Б.
Скачать PDF

Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики

Иванова Валентина Петровна
Приведено определение интеллектуальной культуры на основе анализа методологической, психологической, педагогической литературы. Рассмотрены функции, свойства, формы существования интеллектуальной культуры, а также детерминанты ее развития.
Скачать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Статья посвящена выявлению особенностей самосознания в период первого подросткового кризиса. Результат исследования позволили выявить изменения в самосознании младшего подростка вследствие «интеллектуализации памяти» осмысления центральной психической функции младшего школьного периода развития. Экспериментальное изучение памяти в контексте возрастных особенностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов позволило выявить психологические характеристики детей разного психологического возраста.
Скачать PDF

Общие основы семейной акмеологии

Толстов Сергей Николаевич, Шмелева Елена Александровна, Зобнина Татьяна Венеровна
В статье рассмотрены вопросы семейной акмеологии как раздела акмеологического знания, изучающего проблемы формирования здорового образа жизни.
Скачать PDF

Особенности памяти студентов и школьников с разным уровнем специальных химических способностей

Волкова Е.В.
В статье приводятся данные, обосновывающие существование специальной «химической» памяти, психическим носителем которой могут выступать концептуальные структуры химии. Зрелость данных структур обуславливает избирательность, прочность, объем сохранения химической информации в памяти. Показано различие структурной организации памяти студентов с разным уровнем специальных химических способностей. В группе более успешных химиков, помимо структур долговременной памяти на химическую информацию и структур, обеспечивающих возможность запоминания информации в разных форматах, выявлены структуры «общих химических закономерностей».
Скачать PDF