Общение: возрастные типы это что такое Общение: возрастные типы: определение — Психология.НЭС
Общение: виды ОБЩЕНИЕ: ДЕФИЦИТ

Общение: возрастные типы

Найдено 1 определение:

Общение: возрастные типы

Возрастные типы общения (В. т. о.) - совокупность характеристик относительно постоянных для О. людей, принадлежащих к опр. возрастной группе: круг О. и дифференциация входящих в него людей по степени эмоциональной близости; содержание О. и соотношение диалогов разл. типа с партнерами разл. возраста, пола, степени эмоциональной близости и функц. характера взаимодействия; предпочитаемые места О. с разл. партнерами т. д. В. т. о. отражают лишь наиболее общие характеристики О. людей на том или ином этапе жизненного цикла. Они не включают в себя этноконфессиональных., социокультурных, субкультурных, групповых и индивидуальных вариаций. Каждый возрастной тип нельзя рассматривать как нечто замкнутое в рамках одного возраста: подвижны не только их возрастные границы, но и выраженность отдельных характеристик О. в зависимости от нек-рых условий жизнедеятельности человека. Выделяется несколько В. т. о.: 1. Детский В. т. о. (1-3-й классы). С приходом в школу происходит своеобразное «свертывание» О. ребенка, что объясняется переходом в новую социальную ситуацию. Ребенок постепенно осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Ему необходимо разобраться и присвоить правила и нормы О. в процессе познания в учебном процессе, имеющего своеобразные отличия, а также приспособить уже приобретенные в дошкольном детстве к специфическим условиям школьной деятельности и игры. В младшем школьном возрасте содержание О. со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности детей: процесс учебной работы в школе и дома; информирование взрослых о делах своих и класса и др. Оценка взрослым тех или иных сверстников оказывает прямое воздействие на желание ребенка общаться с товарищами. Контакты детей друг с другом возникают преим. на основе предыдущего опыта О.; пространственной близости (место жительства, соседство в классе); совместной деятельности и игры. В 1-2-м классе содержание О. определяется гл. обр. учебой и игрой. С 2-го полугодия 2-го класса начинает снижаться роль учебы как содержательного основания О., расширяться тематика разговоров. Преобладает информационный монолог (умение вести диалог развито слабо), а также товарищеское О. (протекает в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, к-рая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей). Приятельское О. («дружба») реализуется гл. обр. в процессе игр, связано в осн. с О. лиц одного пола, протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне ее. По выбору пространства О. младшие школьники подразделяются на 2 группы: 1) ориентированных на О. дома и в школе: им свойственно стремление к уединению, чаще всего связанного с каким-либо предметным занятием, фантазированием; 2) ориентированных на О. на улице: для них характерен широкий круг разновозрастного О.; ориентация на О. в процессе подвижных игр и разл. «мероприятий» - походов в кино, парк, соседний двор и т. п.; меньше О. со взрослыми. 2. Подростковый В. т. о.: появляясь у отдельных групп школьников, преим. девочек, в 3-м классе, он характерен для учащихся 4-6-го классов и сохраняется у части ребят, преим. у мальчиков, в 7-8-м классах. О. протекает гл. обр. в процессе предметно-практической деятельности, спорт. занятий, игры и т. п. Круг О. состоит из взрослых (родителей, родственников, учителей), сверстников своего и противоположного пола, иногда старших и младших ребят. Взрослые зачастую не рассматриваются как возможные партнеры по свободному О., а воспринимаются как источник организации и обеспечения жизни. Последовательно сокращается время О. и количество вопросов, обращенных к учителям и родителям. Уменьшается число вопросов этического характера, а также запросов подростками оценок действий своих и сверстников. О. со старшими и младшими ребятами возникает у подростков в процессе жизнедеятельности, организуемой педагогами, и вне ее. Более всего подростки общаются со сверстниками своего пола, при этом О. подразделяется на товарищеское и приятельское, у части ребят, более развитых интеллектуально или психосексуально, как самостоятельное выделяется дружеское О. О. подростка со сверстниками протекает в виде информационных и дискуссионных диалогов. Темы, связанные с личными проблемами подростков, их отношениями с людьми, обсуждаются преим. в событийнодейст венном аспекте, с экспрессивными оценками, без аргументации и соотнесения с оценками партнеров. Зачастую спор заканчивается ссорой, чаще всего недолговременной. Структура О. подростков довольно подвижна, но она различна в классе и вне его. В классе О. подростков происходит в составе разл. временных объединений, организуемых педагогами для выполнения того или иного дела. Свободное О. в классе и вне его протекает в 4-5-м классах в приятельских группах нестабильного состава (3-4 человека), а к 6-му создаются, как правило, группы внутри класса (2-3 человека) стабильного состава. Сокращается число ребят, ориентированных преим. на О. дома и в школе, увеличивается - направленных на О. на улице, а также в кружках, секциях и т. п. 3. Переходный В. т. о.: появляясь у отдельных групп в 5-6-м классах, переходный тип О. характерен для 7-8-го классов, сохраняется у части ребят, преим. мальчиков, и в старших классах. Учеба, как правило, не является значимой, хотя и занимает осн. часть школьного времени; резко меняются увлечения и интересы учащихся. Кризисные явления возникают в сфере О.: со сверстниками своего и противоположного пола, со взрослыми (меры и направленности, эмоциональной вовлеченности и т. п.). Существенную роль может играть характерная для данного возраста застенчивость, к-рая нередко маскируется развязностью. Значительное место в жизни старшего подростка занимает поиск О. со сверстниками: стремление выйти за рамки имеющегося круга О. или увеличить степень психол. близости с кем-либо из лиц, и ранее входивших в круг О. Поиск О. ведет к тому, что старших подростков привлекают те сферы жизнедеятельности и такие формы ее организации, к-рые создают благоприятные возможности для дружбы. У ребят, направленных на О. в школе и дома резко уменьшается число совместных занятий и время, на них затрачиваемое, увеличивается время, проводимое на улице. В разговорах старших подростков все большее место начинает занимать их собственное Я. Обсуждение все большего числа тем начинает связываться с имеющимся индивидуальным опытом, проецированием своего Я на интересующую ситуацию, тему. Появляется новый тип диалога - фатический, к-рый появляется как в свободном О., так и в О. в разл. сферах жизнедеятельности. Возрастает роль дружеского О., его интенсивность между мальчиками и девочками. Со старшими ребятами общаются преим. трудные и интеллектуально или физически более развитые мальчики и девочки. О. со старшими по степени эмоциональной близости подразделяется на приятельское и дружеское и происходит чаще всего вне школы. О. с младшими сокращено до минимума. У отдельных ребят проявляются новые тенденции - доверительное О. со взрослыми и рост потребности в уединении. Для структуры круга О. старших подростков характерно сочетание малочисленных групп с довольно стабильным составом и больших компаний. 4. Юношеский В. т. о. проявляется у отдельных школьников в 6-7-м классах и как тенденция у части ребят в 8-9-м классах, занимает доминирующее положение в старшем школьном возрасте. Эмоционально-смысловой доминантой О. юношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается Я старшеклассника, к-рое анализируется в О. в самых разл. аспектах. Наряду с фатическим, информационным и дискуссионным диалогом развивается исповедный диалог. Для юношеского О. типичны состояние ожидания и поиска О., наличие дружеских контактов со сверстниками своего и противоположного полов. Старшеклассники различают дружбу и приятельство. Они могут входить одновр. в неск. групп: диаду, небольшую приятельскую (5-6 человек) и большую компанию (12-15 человек). Для О. в этих группах характерно то, что предмет их занятий становится лишь поводом, фоном О. Круг О. старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола. О.основывается на избирательности предпочтений и приобретает явно выраженный сексуальный оттенок, к окончанию школы около трети приобретают сексуальный опыт. Увеличивается объем О. со старшими ребятами, а О. с младшими остается незначительным. Содержание О. со старшими и взрослыми включает в себя проблемы познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, информацию, связанную с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого. Смысл доверительного О. со взрослыми для старшеклассников состоит гл. обр. не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места О. Достигает максимума число юношей и девушек, общающихся преим. дома и в школе. Нек-рая часть старшеклассников предпочитает уединение как наиболее приемлемый вид свободного времяпрепровождения. Лит.: Кон И. С. Дружба. М., 2005; Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. А. В. Мудрик, М. В. Шакурова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение: возрастные типы — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Типы возрастной динамики некоторых черт темперамента

Петросян Е. Ю., Савченков Ю. И.
С помощью вопросника DOTS А.Томаса у большого числа респондентов (более 3000) разного возраста (от 16 до 75 лет) была исследована степень проявления 13 черт темперамента (общая активность, приближение, настроение, чувствительность, интенсивность, отвлекаемость, ритм сна, ритм еды, ритм привычек, настойчивость и гибкость поведения). Описаны четыре типа возрастной динамики черт темперамента: 1) прогрессирующее увеличение степени проявления той или иной черты; 2) прогрессирующее снижение соответствующей величины; 3) увеличение показателя в зрелом возрасте и снижение в старости; 4) изменение показателя только у пожилых людей. Высказывается мнение, что эти особенности определяются закономерными морфофункцио-нальными изменениями в мозгу и в организме в целом, связанными с процессами общего старения организма.
Скачать PDF

Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике

Артемцева Наталья Георгиевна
Скачать PDF

Типы психологического компонента гестационной доминанты у матерей, родивших ребенка с детским церебр

Спицына Н.К.
Изучены типы психологического компонента гестационной доминанты у матерей, родивших ребенка с детским церебральным параличом, с нарушением ритма сердца по типу экстрасистолии и здорового ребенка. Рассмотрены связи этих типов с условиями протекания беременности и воспитания детей.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Библиотечное общение в ракурсе мыслительной деятельности библиотекаря

Езова Светлана Андреевна
Делаются попытки раскрыть значимость различных видов мышления в осознании библиотекарями смысла библиотечного общения.The author tries to reveal the importance of different types of thinking for a librarian to realize the essence of library communication.
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты и типы поведения лиц с гомосексуальной идентичностью

Константинова Т. В., Фомина А. В.
В данной статье изучаются личностные особенности лиц с гомосексуальной идентичностью. Выявлены основные стереотипы восприятия людей с гомосексуальной идентичностью. Определены и статистически обоснованы характерные для лиц с гомосексуальной идентичностью механизмы психологической защиты, типы поведения и доминантные социальные инстинкты.
Скачать PDF

Психологическая защита у младших школьников: типы механизмов и взаимосвязь с когнитивным развитием

Головина С.Г.
В статье приводятся результаты исследования особенностей психологической защиты в младшем школьном возрасте, констатируются выявленные взаимосвязи между механизмами защиты и когнитивным развитием младших школьников, а именно уровнем развития интеллекта, вербальной и образной креативностью.
Скачать PDF

Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций

Езова Светлана Андреевна
Основываясь на терминологическом анализе понятий «общение», «культура общения», их библиотечных модификаций, сделана попытка их эмпирического уточнения, т. е. операционализации. Рассмотрены взаимосвязь индикаторов этих понятий между собой, их влияние друг на друга.
Скачать PDF

Индивидуальная психокоррекция и типы женщин

Бузунова Л. Г.
Вводится понятие «базовая функция женщины», рассматривается ее структура. Индивидуальная психокоррекция основывается на учете несформированности той или иной функции или отдельных ее структурных компонентов. Исходя из характера выполняемых женщиной функций, раскрываются типы женщин. На конкретных примерах показана сложность перехода женщины от патриархальной женственности к современной. Эффективность психокоррекционного процесса подтверждается результатами многолетней практической деятельности автора.
Скачать PDF

Мотивационные типы современных руководителей

Ярыгина Яна Николаевна
С целью повышения эффективного ведения организационной деятельности руководителей в работе делается попытка выделить мотивационные типы руководителей на основе теста «Мотивационный профиль» авторов Ш.Ричи, П.Мартина
Скачать PDF

Формирование позитивной установки на общение у учащихся с психическим недоразвитием

Буфетов Д. В.
Свойственные детям с психическим недоразвитием нарушения в общении, возникающие на основе низкой познавательной активности, негативно влияют на развитие личности, существенным образом осложняют процесс профессиональной подготовки и интеграции в общество. В статье обобщаются результаты практического исследования, направленного на изучение возможностей установки личности в процессе формирования социальной компетентности детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать PDF

Личностные типы будущих и действующих предпринимателей

Колодина Анастасия Викторовна
В статье описываются результаты исследования карьерных ориентаций, ценностей, отвественности, локуса контроля и личностных типов современных предпринимателей, находящихся на разных этапах карьеры
Скачать PDF

Похожие термины: