Общение в экстремальных условиях деятельности

Найдено 1 определение
Общение в экстремальных условиях деятельности
Экстремальность есть крайнее выражение любого вида воздействий. Как условие жизнедеятельности в ее крайних параметрах, экстремальность требует от человека исключительных духовных, нравственных, психофизич. качеств, обеспечивающих ответное системное деяние в виде мужества, преодоления, взвешенной разумности. При этом экстремальность не есть что-то необычное, ибо она генетически носила роль естеств. отбора, сформировала в человеке потенциал генома выживания через механизмы оценки угрозы, наслаждения, добра и зла. Природа в ее очеловеченном виде заложила доселе неизвестные многомерные резервы тонкого мира, опережающее отражение предвидимого будущего, наделив нас сверхчувствительностью, инсайтом, откровением, духом, выходящим в четвертое измерение, и возможностью мобилизации в запредельных для человека условиях. В экстремальной ситуации есть 2 вида реакций: условно-безусловно рефлекторный с опорой на стереотипию в действиях и эвристический. Между ними встречаются противоречия, усугубляемые социальными и нормативными установками. Из всех видов экстремальности наиболее опасна и разрушительна для индивида, личности, общества экстремальность информационная, она воздействует на сознание, психич. процессы, состояния, интеллект, чувства, волю, душу и дух человека, дезорганизуя его Веру в справедливость, добродетельность, созидательный смысл существования. Экстремальность это вызов разуму, удар по организму, дезорганизующий регуляцию Высших чувств к себе как данности. Процесс О., включенный в производственную деятельность, представлен как обмен информацией, отношениями и действиями как в производственном, так и в духовном пространстве. Духовность О. охватывает обществ. связи, выраженные через межличностные отношения, что способствует более глубоким симпатиям и эмпатиям, помогающим сотворять единый дух коллективизма путем синергии и дополнительности душевных качеств, профессиональных способностей, единых целей достижения результатов совмест. деятельности. В опасных профессиях при работе команд, экипажей, групп специалистов духовность руководителя проецируется во внутр. мире каждого участника не в виде профессиональной операции, а в виде нравственных посылов: ответственности, чести, долга, готовности к жертвенности. В духовном О. особой трансформации подвергаются взаимоотношения мотивов общающихся специалистов, когда профессионально-личностные мотивы в экстремальной ситуации центрируются вектором единого образа, напр., в нештатной, аварийной полетной ситуации. В этом случае разл. профессиональные обязанности приобретают разный вес и допускают смену ролевых функций членов экипажа. Коллективизм О. может приобретать индивидуальный стиль, нацеленный на решение минимизации опасности. Вместе с тем функция контроля и самоконтроля за общей ситуацией обогащается профессиональным опытом каждого с учетом особенностей языка, мимики, жестов, интонационных характеристик, особой лексики, непредусмотренной уложениями и стандартами. О. как процесс отношений и взаимодействия, как личностные взаимосвязи определяет групповую деятельность и спаянность коллектива. В системе О. экипажей летательных аппаратов, подводных лодок, космических кораблей информационно-коммуникативная функция управления регулируется вербализацией сенсорно-перцептивных образов. Наиболее сложно в экстремальной ситуации регулируются аффективно-коммуникативные функции, относящиеся к эмоциональной сфере. И одним из наиболее эффективных приемов руководства здесь является авторитарный стиль при наличии правильных команд и групповой совместимости. С позиции надежностных характеристик О., как совмест. деятельности, ведущую роль играют психич. состояния: стрессоустойчивость, предуготовленность к преодолению опасности, активация волевых, умственных и творческих функций, усиливающих инсайт, прогноз, образность, смена алгоритмов, уход от стереотипизации действий, психич. воздействие через духовный канал на веру в удачу, в судьбу, в себя, в благополучный исход. Психич. состояние имеет свойство индуцировать как отрицательное, так и положительное влияние. В экстремальном случае О. с особой силой формирует «единый» дух, интеллект, мозговой штурм, психич. выдержку как концентрацию доминанты на выходе из экстремальной ситуации. Действенная доминанта с включением хронотопа и пространства развития события и предвидения противодействия явно продуктивнее авторитарного стиля. Интеллектуальность, нравственные резервы, духовные свойства личности, обогащенные профессионализмом, формируют не реактивный ответ, а образы-смыслы, смыслообразующую цель, вектор-мотив на победу. Профессиональный опыт способствует возможности опережать время развития события и оказаться впереди ситуации. Воображение, образ последствий переводит мобилизационный духовно-соматический резерв в «пиковый» режим работы, подключая каналы космического порядка. Опыт исследования поведения человека в экстремальных условиях с реальной угрозой жизни на примере летно-космического труда показал, что в момент опасности способности человека «открываются громадным скачком, расширяя свои имеющиеся возможности по упреждению, приему и анализу информации, переходя на режим заблаговременных действий, не вдогонку, а навстречу развивающимся опасным событиям. Это сверхтонизирующее, раскрепощающее сознание длится доли секунды. У человека появляется ощущение наличия второго „Я“ или же управляющей информации извне» (Ю. Жучков, летчик-испытатель). Т. о., экстремальности противодействует надситуационная информационная программа более разумного видения своего предназначения. Это программа включает высшие оценочные механизмы: дух, нравственность, трансцендентность мира. Экстремальности не в меньшей мере противодействует асимметричный, нестандартный, высокоорганизованный коллективный разум, нравственный опыт и профессионализм всех членов команды, их духовный ответ, просветленный не столько фактом, сколько истиной происходящего. Лит.: Буева Л. П. Общественные отношения и общение. М., 1975; Леонов А. А., Ломов Б. Ф., Лебедев В. И. К проблеме общения в интернациональных космических полетах // Вопр. филос., 1976, № 1; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984; Пономаренко В. А. Безопасность полета боль Авиации. М., 2007. В. А. Пономаренко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011