Общение как лечебный фактор Общение как процесс

Общение как предмет междисциплинарного изучения

Найдено 1 определение:

Общение как предмет междисциплинарного изучения

Феноменология, закономерности и механизмы познания человеком действительности, отношение к ней и поведение в интегрированном виде прослежены российскими психологами в осн. в общей психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и др.), хотя они обращались и к исследованиям естеств. и обществ. наук. Феномен О. при последовательном рассмотрении всех его макро-, мезо- и микрохарактеристик, прослеживании взаимосвязей между ними, механизмов, действующих при их актуализации, а также установлении причин, к-рые их обусловливают, предстает как сложный, многокомпонентный, многоуровневый и многовариантный процесс это предмет междисциплинарного исследования. В О. участвуют отдельные люди и самые разные группы и общности, существенным признаком к-рых является социальность. Важнейшей характеристикой О. оказывается прямое или опосредованное техническими устройствами, явное или воображаемое взаимодействие и воздействие его участников друг на друга. Одновр. происходит и самовоздействие. Кроме того, О. происходит с помощью сформировавшихся в фило-, онто- и социогенезе средств и способов, дающих людям и их общностям возможность обмениваться имеющейся у них информацией, влиять как на эмоциональное состояние друг друга, так и на собственные состояния, побуждать и инициировать более или менее масштабные по их общесоциальной или индивидуально-личностной значимости деяния и поступки. Изучение всего этого требует привлечения комплекса наук. Во взаимодействии, находящем форму своего выражения в О., участники различаются по параметрам активности и результативности. Психич. процессы: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь, эмоции и чувства, воля, внимание - в разных взаимосвязях актуализируются у человека по ходу процесса О. Участвует в нем, как правило, и моторика, соответствующая движениям тела. Представленность у общающихся чувственных и словесно-понятийных образов друг друга и самих себя всегда сказывается на характере О., на речевой и неречевой инструментовке взаимопередачи и приема той информации, к-рую каждый партнер хотел бы сделать достоянием др. партнера с желательным для себя результатом. Поэтому необходимую роль при исследовании О. играют психолингвистика, психосемиотика и психосемантика. О. может быть самост. видом взаимодействия людей, а может быть элементом, органично входящим в структуру той или иной совместной деятельности, - это исследуется в психологии труда, искусства, политики, управления, педагогической психологии, юридической и экономической. Человек в психол. науке изучается в неск. ипостасях: как индивид, как личность и как субъект, поэтому психология О. использует знания, полученные в психогенетике, в нейрои общей физиологии человека, в возрастной и гендерной физиологии и психологии, в психологии личности и профессий. Поскольку общающиеся люди могут принадлежать к разным этнич. общностям, представлять разные национ. объединения и этнич. культуры, что накладывает свою печать на их О., необходимо учитывать и наработки этнопсихологии и этноэтики, этнолингвистики, этнокультуры и др. Взаимодействие людей в О., как правило, происходит в соответствии со сложившимися в обществе нормами и правилами, но могут наблюдаться большие или меньшие отклонения от соблюдения этих норм, что в одних случаях оказывается социально-культурной деформацией, а в других приобретает патологический характер. Психология О. устанавливает здесь контакты с криминологией, социальной педагогикой, социальной экологией и др. Для диагностики выявления и описания типологии проявлений, закономерностей и механизмов возникновения отклонений и их коррекции психологии О. необходимы данные из неврологии, психиатрии и разработок реабилитационных центров. С 1980-х гг. набирают вес средства массовой информации и Интернет, и широко распространяется т. наз. виртуальное О., к-рое имеет свою специфику и негативные последствия. Обогащая индивидный, личностный и субъектный потенциал их пользователей, такое О. может быть и разрушительным для личности. Решить эту проблему в состоянии лишь содружество наук, в к-ром особо конструктивными должны быть психология (не только социальная), имиджелогия и др., необходимы знания, накопленные науками при изучении внутр. речи, физиологии, нейропсихологии, рефлексии и др. О. зависит от того, какие ценности жизни и культуры определяют способы обращения людей др. с др. Эта функция О. должна изучаться психологией в сотрудничестве с этикой, аксиологией, педагогикой, имиджелогией, конфликтологией, интерактивной социологией, а также кибернетикой, теорией информации и синергетикой. Особая проблема - снятие трудностей в О. Причины их могут быть различны - от личной несовместимости общающихся и профессиональной некомпетентности до культурно-языковых барьеров и мн. др. Здесь необходимы социальная педагогика, игротехника, контактология и разл. формы тренинга со своим инструментарием и технологиями. Феномен О. по форме своего выражения настолько содержательно богат, а закономерности и механизмы его являют собой настолько сложную систему, что раскрытие его общих, особенных и единичных характеристик и обусловливающих их детерминант требует творческого сотрудничества большого ряда наук. Лит.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 1968; Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность, восприятие, общение. М., 2004; Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008; Бодалев А. А. Психология общения. М., 1996; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997; Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981; Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1995. А. А. Бодалев
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Предметные области междисциплинарного поля изучения мотивации к получению заочного высшего профессио

Шиляева Вера Ивановна
Рассматриваются различные дисциплинарные подходы к изучению мотивации на получение заочного высшего профессионального образования.
Скачать PDF

Коммуникативность личности как предмет научного изучения

Кашницкий Виктор Ильич
Скачать PDF

Оценка уровня сформированности качеств личности безопасного типа поведения при изучении предмета &#3

Степанов Игорь Олегович.
Скачать PDF

Интерес студентов инженерно-педагогического факультета к изучению предмета «Детали машин»

Лысенко Екатерина Евгеньевна, Нестерова Ольга Сергеевна
Интерес к учебному предмету формируется в процессе его изучения и превращается в сильный мотивационный фактор. В статье анализируются результаты эмпирического исследования факторов формирования интереса к предмету «Детали машин», дается оценка реального уровня сформированности этого интереса, и раскрываются механизмы его формирования в учебном процессе.
Скачать PDF

Изучение динамики конфликтов в изменяющемся мире: перспективы перманентно формирующейся предметной о

Базиков Михаил Васильевич, Задорожнюк Иван Евдокимович
Обобщаются исследования проблемы конфликтов представителями ижевской научной школы. Отмечен процесс институциализации конфликтологии в научном и организационно-практическом планах. Выявляются теоретико-методологические основания изучения конфликтного поведения. Отмечены авторский подход Н.И. Леонова и его вклад в расширение понятийного аппарата конфликтологии.
Скачать PDF

Теоретические основы изучения проблемы одиночества и ее взаимосвязь с общением в социальных сетях

Токарева Мария Николаевна
В настоящее время одиночество уже проблема не отдельных индивидов, а социума в целом. Трудности в адаптации к изменяющимся условиям жизни более всего присущи современной молодежи, что заставляет ее искать новые способы компенсации одиночества. В статье рассматриваются разные точки зрения на один из таких способов общение в социальных сетях.
Скачать PDF

Состояние проблемы изучения нарушений речевого развития и общения детей с расстройствами аутистическ

Щукина Д. А. , Логинова Е. А.
Скачать PDF

Здоровье педагога и руководителя образовательного учреждения: предмет изучения

Томилина Наталья Владимировна, Томилина О.В.
Скачать PDF

К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии

Палт Екатерина Александровна, Корецкая Ирина Александровна
В статье рассматривается понятие «стили делового общения» (СДО), отличие от других терминов (виды общения, средства общения, коммуникативная компетентность). Проводится анализ перехода от индивидуального стиля деятельности к стилям делового общения. Указываются перспективы изучения стиля профессионального общения в профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Изучение видоводиночества, переживаемого юношами и девушками, увлеченными виртуальным общением

Желонкина Ольга Кимовна, Сафонова Марина Вадимовна
В статье обсуждаются результаты изучения видов одиночества, переживаемого юношами и девушками, увлеченными виртуальным общением. В исследовании приняли участие 200 респондентов: юноши и девушки в возрасте от 16 до 21 года. Прослежены связи между типом переживаемого одиночества и психологическими особенностями юношей и девушек, описаны тенденции поведения в виртуальном пространстве. Показано, что переживание одиночества преимущественно связано с проявлением подозрительного и подчиняемого типов отношений к окружающим, наличием внутриличностных конфликтов, дисбаланса процессов идентификации и обособления.
Скачать PDF

СРЕДНЯЯ ГРУППА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Карпов Анатолий Викторович, Власов Никита Анатольевич
В статье описываются методологические аспекты изучения средней социальной группы как принципиально новой формы групповой организации. Впервые анализируются причины недостаточной изученности наукой данного феномена несмотря на его значимость, связанную с нормальным распределением показателей различных групповых особенностей и объективно большой численностью такого рода общностей людей. Приводятся основные количественные и качественные критерии отграничения ее от малых и больших групп. Далее описываются виды средних групп: территориальные, деятельностные, реальные и номинальные. Заключается статья описанием видов и особенностей средних социальных общностей. К таковым можно отнести трансформацию количественных характеристик группы в качественные, проявление в усеченном виде различных показателей больших и малых групп, динамику изменения феномена распределения ответственности и специфику субъект-объектного взаимодействия в вопросе принятия групповых решений.
Скачать PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Малашкина Елена Сергеевна
Анализируется понятие «педагогическая миссия». Ее осознание рассматривается как один из возможных критериев культуры педагогической деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: