Общение как восприятие людьми друг друга Общение как предмет междисциплинарного изучения

Общение как лечебный фактор

Найдено 1 определение:

Общение как лечебный фактор

использование механизмов и разл. форм О. для профилактики и преодоления отклонений в психич. функционировании и личности субъекта. Использование О. как лечебного фактора имеет 2 осн. аспекта: 1) групповые формы психол. профилактики при внебольничной психол. помощи и 2) групповые формы психол. коррекции в медицинской практике. Групповая и индивидуальная психопрофилактическая работа находит в последние годы все более широкое применение в самых разл. формах внебольничной помощи: группы социально-психол. тренинга, деловые и организационноуправленческие игры, клубы, группы и вечера О., семейная психотерапия, игровая психол. коррекция О. «проблемных» дошкольников и школьников, психол. консультации, телефон доверия и др. Все эти формы деятельности ставят задачу воспитующего и духовно развивающего О. через формирование и развитие навыков диалогического открытого, аутентичного и адекватного ситуации О., а также коррекции стихийно сложившихся неэффективных и неадекватных способов и форм О. В групповой психопрофилактической работе используются разные виды групповой деятельности: групповые дискуссии, ролевые игры, тренинг сенситивности и эмоциональной децентрации, групповое художественное творчество, драматизация, библиотерапия (обсуждение образов и обобщений из литературных произведений), психогимнастические невербальные упражнения, элементы релаксации, рисунок, пантомима, схемы (напр., симпатий - антипатий), широко используются ассоциации, образы, метафоры, музыка, танцы-импровизации и др. методы групповой арт-терапии. В результате социопсихол. тренинга у участников группы формируется активная установка на гуманное отношение к окружающим, к-рая становится основой самовоспитания в деле достижения адекватной социальной адаптации и важнейшим фактором профилактики межличностных конфликтов (семейных, производственных, школьных и др.), а также профилактики невротических конфликтов личности, повышения резистентности к неудачам и трудностям, формирования готовности и обеспечения успешности школьного обучения, к-рые зависят не только от сформированности познавательных умений, но и от овладения навыками О. Нарушенное О. лечится организацией полноценного диалогичного межличностного О. Лит.: Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Мясищев В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1998. Ж. М. Глозман
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов

Полякова Ольга Борисовна
Рассматривается проблема преодоления состояний деперсонализации специалистов психологов и педагогов посредством уточнения феномена самоконтроля в общении. Выявлены особенности проявления самоконтроля в общении: доминирование позиции «взрослый», умение подать информацию владение синергическим коммуникативным стилем, наличие определенного негативизма в суждениях о людях, в восприятии собеседника и стиле общения. Обращается внимание на необходимость психологической коррекции у будущих психологов и педагогов в различных аспектах коммуникативного стиля, среди которых: брюзжание, выраженность эмоционального напряжения, завуалированная и открытая жестокость. В статье представлены данные эмпирических исследований.
Скачать PDF

Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта

Самохвалова Анна Геннадьевна, Копылова Полина Владимировна
Статья посвящена описанию результатов исследования, направленного на выявление трансформаций гендерной идентичности женщин, работающих в правоохранительных органах. Рассматривается специфика затрудненногобщения субъекта и роль гендерной идентичности в осознании и преодолении коммуникативных трудностей.
Скачать PDF

Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.
Скачать PDF

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С.В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения. Изучена связь актуальных эмоциональных переживаний в разных условиях коммуникативного взаимодействия с личностными особенностями субъекта речи. Показано влияние эмоционально-личностных факторов на структуру и качество устного высказывания, отражающих тот или иной индивидуально-типологический способ речевой деятельности в разных условиях общения.
Скачать PDF

Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста

Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Проанализированы результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативную деятельность детей. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений.
Скачать PDF

Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей

Шипицына Людмила Михайловна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучается эмоциональный компонент общения умственно отсталых детей. Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной экспрессии умственно отсталых подростков в различных социальных условиях (семья, учреждения интернатного типа). Подростки с умственной отсталостью не осознают многих эмоций в контексте различных ситуаций общения. В общении они пользуются устойчивыми стереотипами восприятия. развитие экспрессивных средств коммуникации во многом обусловлено их личным опытом. При воспитании детей-сирот в условиях депривации значительно осложняется формирование эмоционального компонента общения.
Скачать PDF

Роль социального фактора в развитии общения детей-сирот с умственной отсталостью

Защиринская Оксана Владимировна
В статье приводятся современные исследования общения детей-сирот с умственной отсталостью. Показано, что под влиянием интернатных условий воспитания у них отмечается меньше изменений в сфере общения. Отсутствие возможностей психологической компенсации вызывает у умственно отсталых детей-сирот изменения коммуникативных качеств. Это проявляется к 5-7-му классам в уменьшении потребности в общении со сверстниками. Нарушение интеллекта снижает способность к рефлексии, критичность к своему поведению, затрудняет осознание собственного стиля общения.
Скачать PDF

Компетентность в общении как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек

Мерзлякова Светлана Васильевна
Одной из причин возникновения дисфункций в современной семье является низкая степень коммуникативной компетентности. Развитие навыков межличностного общения способствует оптимизации процесса семейного самоопределения молодежи: культивирование брачносемейных ценностей, стремление к реализации семейных ролей (отца, матери, жены, хозяина, хозяйки, дочери), актуализация мотивов заключения брака. При оценке связи коммуникативных свойств и характеристик межличностного взаимодействия с компонентами семейного самоопределения у юношей и девушек наблюдаются как общие, так и специфические особенности.
Скачать PDF

Факторы затрудненного общения ребенка

Самохвалова Анна Геннадьевна, Кашницкий Виктор Ильич
В статье обобщаются результаты многочисленных исследований феномена коммуникативной компетентности личности и проблемы затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза, проводимых на кафедре социальной психологии КГУ имени Н.А. Некрасова. Представлена классификация факторов затрудненного общения, описано влияние некоторых биологических и социальных факторов на возникновение коммуникативных трудностей у детей и подростков.
Скачать PDF

Факторы затрудненного общения ребенка

Скачать PDF

Супружеское общение как фактор субдепрессивных состояний у замужних женщин

Завражин Сергей Александрович
На основании данных эмпирического исследования уточняются основные причины возникновения субдепрессии у женщин в супружеских коммуникациях. Субдепрессивные проявления рассматриваются как сигналы неудовлетворенной потребности женщин в любви. Дается описание стиля общения, характерного для супругов без депрессии и с субдепрессией у женщин.
Скачать PDF

Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассматриваются стили межличностных отношений и актуальные коммуникативные трудности акцентуированных подростков; доказывается, что каждый тип акцентуаций связан с возникновением у подростка специфических коммуникативных трудностей (базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: