Общение: экопсихологический подход

Найдено 1 определение:

Общение: экопсихологический подход

В экологическом подходе в кач. исходного основания для О. как объекта и предмета психол. исследования используется системное отношение «человек - окружающая среда (природная, социальная)». Это отношение конкретизируется в виде ситуаций учебного, коммуникативного, профессионального и т. п. взаимодействия человека с окружающей природной и/или социальной средой. Выделяется 6 базовых типов экопсихол. (в данном случае - коммуникативного) взаимодействия: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-совместный и субъект-порождающий (Панов, 2004, 2007). Напр., указанные типы коммуникативного взаимодействия применительно к ситуациям профессионального О. выглядят так: 1) объект-объектный тип - взаимодействие в системе «чиновник-клиент» имеет сугубо абстрактный и формальный характер и характеризуется пассивной позицией каждого из участников, и в этом смысле объектностью с обеих сторон; 2) объект-субъектный тип - чиновник занимает пассивную позицию при обсуждении дела клиента и, по сути, подчиняется тем требованиям, к-рые предъявляет к нему клиент; 3) субъект-объектный, когда, напротив, чиновник активно воздействует на клиента, занимающего позицию объекта, пассивно принимающего воздействие со стороны чиновника; 4) субъект-субъектный, когда компоненты системы «чиновник-клиент» активно взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может иметь разл. аспекты, сосуществующие и сменяющие друг друга или же, напротив, исключающие друг друга: а) субъект-обособленный, когда и чиновник, и клиент занимают активную позицию, пытаясь убедить другого в необходимом ему решении проблемного вопроса, но при этом не учитывая и не принимая во внимание мнение (субъектность) др. стороны, вследствие чего диалог между ними оказывается невозможным, каждый в споре остается «при своем». Поэтому собственно взаимодействия между ними не получается; б) субъект-совместный, когда взаимодействие между чиновником и клиентом имеет характер конструктивного диалога и в этом смысле совместного действия. Взаимодействие носит характер «встречи и диалога с Другим», подчиненных совместному достижению какой-либо цели, выполнению общей задачи и т. д. Субъектное воздействие одного субъекта на другого в системе «чиновник-клиент» строится здесь с учетом субъектных особенностей этого др. субъекта (ценности, установки, способы действия и т. п.). Однако подобный учет интересов другого не предполагает и не требует изменения своей собственности субъектности; в) субъект-порождающий, когда взаимодействие в системе «чиновник-клиент» имеет совместно-распределенный характер, в ходе к-рого происходит взаимное изменение исходной позиции каждого из участников диалога, подчиненное нахождению приемлемого для обеих сторон решения вопроса. Важно отметить, что порождение субъектности здесь проходит неск. этапов, важнейшими из к-рых являются порождение субъектности единого (совокупного) субъекта совместно-распределенного действия, а затем и порождение обновленной субъектности каждого из его со-субъектов после освоения и выполнения этого действия. Аналогично может быть проведен анализ коммуникативного взаимодействия в системах «учитель-учащийся», «руководитель-подчиненный», «родители-ребенок», «образовательная среда - учащийся» и т. д. Лит.: Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М., 2004; Он же. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. В. И. Панов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Современные подходы к изучению категории влияния: экопсихологический аспект

Шлимакова Ирина Ивановна
Статья посвящена теоретическому анализу категории влияния с учётом экопсихологического подхода. Показано значение данной категории в психологической науке, представлены особенности содержательной сущности значения слова «влияние» в украинском и русском языках.Проанализированы современные подходы к определению феномена влияния, к выделению объекта и субъекта влияния. Охарактеризована типология влияний, осмыслены основные методологические проблемы, связанные с классификацией влияний, соотношением интрасубъектных (внутренних) и интерсубъектных (внешних) влияний. Осмыслена целесообразность изучения феномена влияния в контексте экологической психологии. Определено, что экопсихологический подход даёт возможность изучать интрасубъектные влияния как важный элемент целостной системы функционирования индивида, который мобилизует собственные возможности субъекта, а также его индивидуальную систему внутренней регуляции, которая опосредует интерсубъектные влияния.Сделана попытка систематизации экопсихологических влияний, выделено три системы: «человек окружающая среда», «человек человек», «Я система».
Скачать PDF

Методика оценки образовательной среды учреждения с позиции экопсихологического подхода

Капцов Александр Васильевич, Колесникова Екатерина Ивановна
В статье рассмотрена методика, позволяющая определять базовые типы экопсихологического взаимодействия учащихся с тремя компонентами образовательной среды (пространственно-предметным, коммуникативным, технологическим). Приведено описание методики для учащихся школ и студентов. Оценка надежности и валидности методик свидетельствует о возможности использования их в практической работе.
Скачать PDF

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ СРЕДЫ СПОРТСМЕНА С ПОЗИЦИИ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Веселова Полина Алексеевна
В статье рассмотрена методика, позволяющая определить типы экопсихологического взаимодействия спортсменов с тремя компонентами тренировочной среды (пространственно-предметным, коммуникативным, технологическим). Приведено описание методики. Оценка надежности методики свидетельствует о возможности использования её в практической деятельности.
Скачать PDF

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ: ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Сараева Надежда Михайловна
Актуальность изучения субъектности студентов университета определяется социальным запросом на формирование активности, самостоятельности, ответственности специалистов в процессе их подготовки. Актуальность на научном уровне состоит в необходимости углублённого изучения субъекта и субъектности. Проблема исследования состоит в определении этапа становления субъектности студентов. Цель статьи представить результаты эмпирического исследования субъектности студентов, выполненного с позиций не применявшегося ранее экопсихологического подхода к развитию психики (В. И. Панов). Согласно такому подходу, человек в своём становлении как субъекта проходит путь в континууме от носителя непроизвольной активности до субъекта творчества. Становление субъектности происходит в процессе взаимодействия человека со средой при овладении деятельностью. Исследование проведено на базе ЗабГУ Объём выборки 178 чел. Параметры диагностики субъектности студентов: активность, автономность в учебной деятельности, самоорганизация, жизнестойкость. Эмпирический метод исследования -тестирование. В работе применяли опросник учебной активности студентов А. А. Волоч-кова, опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой и тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой. В результате исследования установлено, что большая часть студентов в выборке, обучающихся в стандартных условиях и не предполагающих обязательной специальной деятельности преподавателей по формированию, развитию у тех, кого они учат, свойств субъектности, находятся на четвёртом этапе становления субъектности этапе произвольного выполнения действия при внешнем контроле со стороны педагога.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Теоретические подходы к определению насилия

Цокуренко С.С.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Новые подходы фармакотерапии когнитивных расстройств при дисбалансе эстрогенов

Федотова Ю.О.
В настоящее время известно, что для коррекции обмена веществ, при возникающих гормональных сдвигах в гипофизарно-овариальной системе у женщин, как правило, назначают стандартную заместительную гормонотерапию. Показания к заместительной гормонотерапии распространяются на всю симптоматику климактерического синдрома и сопутствующий ему комплекс метаболических расстройств, однако ни один из используемых вариантов гормонотерапии не может воспроизвести утраченный естественный гормональный статус, особенно индивидуальный циркадный ритм. Кроме того, заместительная гормонотерапия не может всесторонне имитировать всю совокупность индивидуального адекватного гормонального фона. При этом, положительный результат данной терапии нередко сопровождается рядом побочных явлений, весьма губительных для отдельных пациенток. Так, длительное применение эстрогенсодержащих препаратов в качестве заместительной терапии в большинстве случаев приводит к резким нарушениям в сердечно-сосудистой и гепатобилиарной системах, а также к появлению новообразований. Следует отметить, что в эти схемы лечения не входит оптимальная нормализация мнестических процессов пациента, а сведения о какой-либо фармакологической коррекции нарушений высших функций мозга при патологическом функционировании гипофизарно-овариальной системы, кроме заместительной гормональной терапии, отсутствуют. В работе обсуждаются проблемы разработки новых подходов к фармакокоррекции, при которых используемые различные нейротропные препараты или их комбинация с эстрогенами в минимальных дозах прямо или опосредованно модулируют функциональную активность нейромедиаторных или гормональных систем, приводя к улучшению или полной нормализации процессов высшей нервной деятельности мозга. Проведенный в работе анализ эффектов комбинированной терапии нейротропными веществами с 17β-эстрадиолом открывает перспективы для создания новых фармакологических препаратов, сочетающих в себе одновременно гормональный и нейромедиаторный агенты. На основе экспериментальных данных могут быть предложены новые подходы к применению нейротропных средств и/или их комбинациий с гормональными препаратами для эффективной фармакокоррекции расстройств высших функций мозга при дисбалансе эстрогенов в организме. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант РГНФ № 06-06-00551а.
Скачать PDF

Пректный подход к образованию педагога-психолога как перспектива построения его профессиональной дея

Пахомов В.П., Постоева В.А., Шелехов И.Л.
В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психологаIn this article the main a problem is to define the plot of the psychologist service in the education. The transition to building of activity of a school psychologist is on the base of practical project of the plot on the professional education of a pedagog-psychologist and his personality. The aim of this structural building is to work out the principles of integration of the pedagogicale and psychological knowledge in education of pedagog-psychologist
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: