НОВОРОЖДЕННОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Новорожденность
Категория. Возрастной период от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста.
Специфика. В этот период происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.
Динамика. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется "социальная" улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

НОВОРОЖДЕННОСТЬ
это возрастной период, когда происходит первоадаптация к жизни вне утробы матери, примерно от 4 до 7 недель после рождения; иссл. что ребенок располагает потенциями для восприятия экстеромира, а у него достаточно эволюционизированы-развиты кинестетическая сензитивность, обоняние, тактильная чувствительность, болевая чувствительность; а при отсутствии в первые дни после рождения аудиального и визуального сосредоточения, новорожденный ребенок обнаруживает способность слышать и дифференцировать акустические звуки по тональности, тембрации, высоте звука, а также видеть и дифференцировать оптико-кинетические стимулы по модальности-голограммности-параметральности и может проявлять т.о. при перцептивных актах селективно-дифференциальную сензитивность к воздействиям из экстеросреды; в эволюционных фазах Н. на поведенческих актах ребенка генетически сказываются феномены таких врожденных рефлексов, как ориентировочный, пищевой и оборонительный.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Новорожденность
возрастной этап, охватывающий примерно 4—6 недель после рождения ребенка, на котором происходит первичное приспособление к жизни вне утробы матери. К моменту рождения ни один из органов новорожденного не заканчивает своего развития, но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. Уже в первые дни после рождения ребенок обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека. В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми людьми. При правильном воспитании со 2 — 3-й недели возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце первого — начале второго месяца появляется первая «социальная» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода Н. Благополучное течение периода Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этом этапе — создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов. С. Ю. Мещерякова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

НОВОРОЖДЕННОСТЬ
англ. newborn) -возрастной период, в который происходит приспособление к жизни вне утробы матери (ок. 4-6 нед после рождения), 1-й этап младенческого возраста. К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития (см. Потальный, Пренатальное развитие), но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестезическая чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения, новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.
В период Н. в поведении большую роль играют безусловные рефлексы - сосательный, оборонительный, ориентировочный. Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы (Моро, ладонный, переступания, ползания, Бабинского и др.). Быстрота и скорость образования условных рефлексов зависят от условий жизни: при 1-м прикладывании к груди через 20-30 мин после рождения условный рефлекс (на прикосновение, положение тела) вырабатывается после 2-3 подкреплений в течение сут., а через 16-20 ч после рождения - лишь на 10-12-й день после многократных повторений. К концу Н. дети начинают держать голову, а 25 % - самостоятельно переворачиваться.
В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2-3-й нед. возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го - нач. 2-го мес. появляется первая "социальная" улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода Н. (см. Комплекс оживления).
Благополучное течение Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этапе Н. - создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов. (С. Ю. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
12.79 мб

Результаты использования иммуноглобулина человеческого в лечении гемолитической болезни новорожденно

Харченко М. В., Заболотских Т. В., Жданова Г. П., Коломиец О. Е.
Читать PDF
197.58 кб

Личность обвиняемой (подозреваемой) в доказывании убийства матерью новорожденного ребенка, совершенн

Лукомская Анастасия Сергеевна
Рассматриваются вопросы характеристики личности обвиняемой (подозреваемой) матери, совершившей убийство своего новорожденного ребенка.
Читать PDF
469.11 кб

Исследование ценности новорожденного у несовладающих женщин

Золотова Ирина Александровна
В статье отражены особенности формирования отношения к ребенку у несовладающих женщин;описывается взаимосвязь между психологическим компонентом гестационной доминанты и эмоциональнымкомпонентом отношений как отражение ценности реб
Читать PDF
186.23 кб

Признаки алекситимии беременности и психофизиологические показатели новорожденного

Шкуротенко Ольга Степановна
Для успешного ведения беременности недостаточно традиционно оценивать медицинские параметры, важно также учитывать различные психологические данные.
Читать PDF
237.71 кб

Адаптация семьи к появлению в доме новорожденного

С. В. Трифаненкова
Читать PDF
28.14 мб

Особенности когнитивного развития детей, перенесших в анамнезе судрожный синдром новорожденного

Туровская Н.Г., Алехин А.Н.
Читать PDF
39.23 кб

Смерть новорожденного ребенка после получения внутриутробного ножевого ранения

Платонов Е. А.
Читать PDF
797.41 кб

Роль сенсорного контакта с матерью в профилактике боли у новорожденного

Коротаева Наталья Владимировна, Ипполитова Людмила Ивановна, Лобанова Ольга Алексеевна, Когутницкая Марина Игоревна
В статье описаны результаты проспективного контролируемого рандомизированного исследования у 336 новорожденных детей, которым с целью уменьшения болевых ощущений при проведении медицинских манипуляций применяли различные методы об
Читать PDF
215.76 кб

СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН, СОВЕРШИВШИХ УБИЙСТВО НОВОРОЖДЕННОГО, П

Качаева Маргарита Александровна, Русина Виктория Викторовна
В статье анализируются клинические и социальные факторы риска убийства женщинами новорожденных, отмечаются неоднородность рассматриваемого контингента, расхождение имеющихся клинических и криминологических данных.
Читать PDF
553.77 кб

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, ПЛАНИРУЮЩЕЙ ОТКАЗ ОТ НОВОРОЖДЕННОГО

Ярославцева Татьяна Геннадиевна, Лазарева Лариса Владимировна
В статье анализируется многолетний опыт работы организации, работающей с семьями, планирующими отказаться от новорожденного.
Читать PDF
308.25 кб

Состоние иммунного статуса новорожденного при осложненном гестозом течении беременности у матери

Яхамова Н. Н., Чеснокова Н. П.
Читать PDF
464.85 кб

О повреждении мозга плода и новорождённого при цитомегаловирусной инфекции

Кудашов Н. И., Орловская И. В., Озерова О. Е., Калинина Е. Н.
Читать PDF
34.96 кб

Клиническая шкала оценки недоношенного новорожденного

Буштырев В. А., Задириева С. В., Оборотова И. Н., Абрамова М. В.
Читать PDF
0.00 байт

Обряды социализации новорожденного в традиционной культуре бурят

Николаева Д. А.
Рассмотрен комплекс ритуалов социализации и адаптации новорожденного в традиционной культуре бурят
Читать PDF
0.00 байт

Табачный синдром новорожденного

Бочкова Л. Г., Ершова М. В., Поповский А. И., Киреев Р. А.
Целью исследования явилось изучение неонатальной адаптации у новорожденных от курящих матерей.

Похожие термины:

  • АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЁННОГО

    комплекс изменений в орга низме новорожденного, развивающейся под влиянием кислородной недостаточности, наступившей в результате нарушения дыхания. В зависимости от причины можно выделить след
  • Рефлекс шейный тонический асимметричный у новорожденного

    Повышение тонуса мышц-разгибателей конечностей на стороне, в которую повернуто лицо ребенка, с одновременным повышением тонуса мышц-сгибателей конечностей на другой стороне. Рефлекс физиологиче
  • ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ПЛОДА И НОВОРОЖДЁННОГО

    (m. haemolyticus neonatorum; эритробластоз плода) – врожденное заболевание, характеризующееся усиленным распадом эритроцитов (гемолиз) и рядом симптомов (отёки, анемия), обусловленных токсическим действием п
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО

    учетно-оперативный документ, заполняемый на каждого новорожденного в родильном доме, предназначенный для регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья ребенка, а также о проведе
  • Рефлекс Моро у новорожденного

    При внезапном раздражении (громкий хлопок, удар по постели и т.п.) у лежащего на спине ребенка происходит разгибание шеи, туловища, ног; руки при этом разводятся в стороны и сгибаются в локтевых суст
  • Оценочная шкала поведения новорожденного

    (Neonatal Behavioral Assessment Scale) — стандартизованная процедура оценки статуса развития новорожденных — с ее помощью измеряются как рефлексы, так и ранние формы адаптивного поведения.
  • Рефлекс Переса у новорожденного ребенка

    Указательным пальцем проводят по позвоночнику ребенка, лежащего на животе, от шеи к копчику. В ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком, усилением поясничного лордоза с при
  • Рефлексы новорожденного

    рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из которых исчезает к концу 2-4-го месяца его жизни.
  • Рефлекс шаговой у новорожденного

    Если ребенок в возрасте до 3 месяцев приподнимается обследующим таким образом, что ноги его опираются о горизонтальную плоскость (стол, постель и т.п.), то дополнительный легкий наклон его туловища
  • Рефлекс шейный тонический симметричный у новорожденного

    Повышение тонуса сгибателей рук и разгибателей ног при наклоне головы вперед. Физиологический постуральный рефлекс у детей в возрасте до 3 месяцев. В более позднем возрасте – возможный признак де
  • Экстремально низкий вес новорожденного

    (extremely low birth weight) — вес ниже 1000 граммов (2,2 фунта).
  • Крайне низкий вес новорожденного

    (very low birth weight) — вес ниже 1500 граммов (3,3 фунта).
  • Низкий вес новорожденного

    (low birth weight) — дети, которые родились с весом ниже 2500 граммов (5,5 фунтов) и составляют группу риска, включающую преждевременно рожденных детей (недоношенных) и рожденных в срок, но с низким весом.
  • Убийство матерью новорожденного ребенка

    во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, н
  • НОВОРОЖДЕННОСТИ ПЕРИОД

    период времени жизни ребенка от его рождения до 2—3 месяцев. Н.п. выделяется в психологии как период, характеризующийся специфическими особенностями психического развития ребенка, и отличающийся