Невербальное общение : направления исследований

Найдено 1 определение:

Невербальное общение : направления исследований

Несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения (Н. о.) специалистов из разл. областей, большое количество исследований разл. ориентаций и появление специальных журналов (напр., Journal of nonverbal behavior), в настоящее время в этой области наблюдается спад в результате ряда неудачных попыток найти универсальное решение ряда «старых» проблем, поставленных еще предшественниками и последователями Ч. Дарвина. Первая проблема обозначилась как терминологическая путаница, возникшая в результате расчлененности самого феномена Н. о. на отдельные его проявления. Критике подвергается сам термин «невербальное», к-рый стал категорией, объединяющей разл. явления, и превратился в самое широкое понятие - «несловесный язык». Оно объединяет большой круг явлений и включает не только движения тела человека, но и самые разл. предметы труда, быта, одежду, косметику, окружающую среду, архитектуру, такие виды искусства, как балет, музыка и живопись. Разл. составляющие «несловесного языка» являются предметом специального обсуждения в соответствующих областях философии, лингвистики, литературоведения, искусствознания, культурологии, психологии. Все они сообщают категории Н. о. расширительное толкование, сближающее ее с такими категориями, как коммуникация, взаимодействие и т. д., и вводят ее в ранг суперкатегорий, имеющих важное социокультурное значение. Но такой подход к трактовке Н. о. размывает предметную область и не освобождает от необходимости занять опр. позицию, - возникает ряд понятийных проблем и трудностей стратификации феноменов. Др. проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать Н. о., - замена терминов «невербальные коммуникации», «экспрессивное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела» (bodily communication, bodily cues), т. е. сведение понятия Н. о. к кинесике либо к отдельным его функциям. Вместе с этим начинает просматриваться тенденция сведения Н. о. к комплексу разнообразных движений тела, что выносит за пределы средств Н. о. такие явления, как среда, костюм, архитектура, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово - движение тела». Но если попытаться свести Н. о. к комплексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движениях идет речь. Совр. представления о совокупности движений человека, имеющих отношение к Н. о., рассматриваются как средство и как способ передачи опр. информации. Они базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и др. Исходя из работ перечисленных выше ученых, система движений, введенных в контекст психологии Н. о., включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикосновения; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве. В зависимости от степени их формализованности они относятся то к невербальному поведению, то к невербальным коммуникациям. В отеч. психологии понятие О. охватывает широкий круг явлений, включающих процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания. В социальной психологии принято рассматривать О. как особый вид психол. деятельности, результатом к-рой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы и т. д.), в эмоциональной сферах личности (чувства, состояния и т. д.), изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к др. людям. Исходя из такого подхода к О., можно выделить деструктивное и конструктивное Н. о. (successful - nonsuccessful nonverbal communication), монологическое и диалогическое; личностно-направленное и социально ориентированное; непосредственное и опосредованное средствами массовой информации (телевидение, радио). Наряду с такими видами Н. о., можно говорить, опираясь на социально-психол. характеристики О., о «примитивном», «манипулятивном», «конвециальном», «доверительном», «деловом» и «личностном» Н. о. Классификации Н. о. не исчерпываются теми, к-рые приведены выше, но они свидетельствуют о том, что Н. о. имеет разл. виды и типы, к-рые могут стать как самостоятельным предметом изучения, так и рассматриваться в рамках, напр., психологии манипуляций, деловых отношений, психосемиотики, психологии средств массовой коммуникации, в психологии развития личности и т. д. Анализ литературы позволяет заключить, что Н. о. это такой вид О., для к-рого является характерным использование в кач. главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на др. человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Из этого определения следует не только то, что невербальные средства полифункциональны, но и то, что термин «невербальное О.» объединяет явления разл. природы, интегрированности, сложности. Исходя из принятых в отеч. психологии трактовок общения и его феноменов, следует подчеркнуть, что Н. о. не может быть сведено ни к феномену «невербальные коммуникации», ни к феномену «невербальное поведение», «паралингвистика», «кинесика», «экспрессия», что часто наблюдается в текстах. Причина путаницы и в том, что термин nonverbal communication, к-рый имеет ряд толкований в англо-американской науч. литературе, по многим параметрам не соответствует сформировавшемуся в отеч. психологии понятию О. Некритическое заимствование термина невербальные коммуникации, отсутствие дифференциации в его толкованиях обесценивают для науки и психол. практики данное явление. Еще одна причина: и отеч., и зарубеж. психология Н. о. (коммуникации, поведения) формировалась как некое противопоставление вербальному О., поведению, коммуникации. Отсюда термин невербальное не столько существует для того, чтобы очертить область исследований, сколько употребляется для того, чтобы подчеркнуть, что речь пойдет о явлениях, не имеющих отношения к слову. Благодаря работам зап. психологов в 1940-1970 гг. изменился статус психологии Н. о., невербальных коммуникаций, невербального поведения, но у нас до сих пор преобладает паралингвистический подход и лингвоцентрический взгляд, когда невербальные средства анализируются на основе лингвистических критериев. Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка О. описал Р. Харрисон. В кач. критериев анализа невербального языка им выбраны те, с помощью к-рых характеризуется вербальный язык: дискретность, произвольность, определенность, абстрактность. Невербальный язык отличается от вербального по этим параметрам тем, что он континуальный, непроизвольный, вероятностный, конкретный. С т. зр. происхождения обоих языков фиксируется, что невербальный является природным, первичным, правополушарным. Исходя из происхождения обоих языков, Р. Харрисон вводит следующие характеристики: когнитивный - аффективный, логический - интуитивный, сознательно употребляемый неосознанно используемый, целенаправленный - нецеленаправленный, интенциональный - непреднамеренный. С т. зр. пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки отличаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И, наконец, вербальный язык - это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений. К перечисленным особенностям невербального языка следует добавить также и то, что значительная часть невербальных текстов вообще не может быть переведена в код какого-либо языка, без существенной потери их смысла для партнеров. Кроме этого в англо-американской литературе наблюдается, по мнению Р. Харрисона, приравнивание понятия «коммуникация» к понятию «передача». Поэтому многих исследователей невербальной коммуникации интересуют ее сигнальные функции и в кач. предмета изучения ими рассматриваются способы, каналы передачи невербальной информации (визуальные, слуховые, тактильные, ольфакторные). Понятие Н. о. является более широким, чем понятия невербальные коммуникации и невербальное поведение. Анализ определений этих 2 понятий приводит к выводу о том, что самая распространенная точка зрения - это отождествление невербального поведения и невербальной коммуникации, это подмена одного термина другим, либо включение невербального поведения в состав невербальных коммуникаций и наоборот. С нашей т. зр., понятие «невербальное поведение» более широкое, чем невербальные коммуникации, но более узкое, чем Н. о. Главное отличие между вербальными-невербальными коммуникациями и невербальным поведением заключается, по мнению П. Экмана и Р. Шерера, в том, что у невербального поведения есть 3 главные характеристики, принципиально отделяющие его от невербальных коммуникаций и словесного языка: 1) континуальность против дискретности; 2) вариабельность против инвариантности; 3) непроизвольность против произвольности. К этим характеристикам можно добавить целостность, пространственно-временную нерасчлененность элементов структуры невербального поведения. Т. о., совокупность движений, комплексов движений, образующих структуру невербального поведения, отличает его от др. видов действий, движений тем, что они представляют из себя целостность, трудно разложимую на отдельные единицы, что в структуре невербального поведения преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. В конце 1950-х - нач. 1960-х гг. в результате соединения усилий психологов, психиатров, психотерапевтов стала складываться традиция экспериментального исследования невербальной интеракции, в основе возникновения к-рой лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения. В реальном акте О. невербальное поведение партнеров представляет разл. уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования невербального поведения друг друга до полного рассогласования между ними, приводящего к разрушению самого феномена «невербальная интеракция». Центральной характеристикой, создающей эффект «невербальной интеракции», является взаимодействие между кинесической структурой невербального поведения и пространственно-временными компонентами О. - проксемикой. Невербальная интеракция, как и любой вид взаимодействия, является не только формой О. или объективно наблюдаемым фактом О., это не только обмен программами невербального поведения или невербальной коммуникации, но и результат данного обмена, к-рый по своему психол. смыслу гораздо богаче и глубже, чем взаимодействие. В связи с этим у ряда исследователей просматривается попытка отождест вить феномен невербальной интеракции с феноменом Н. о. В действительности невербальный контакт выступает только в кач. единицы невербального О. и в этом статусе выполняет все его функции, но не замещает процесс О., разворачивающийся в пространстве и времени. В совр. психологии Н. о. имеют место 2 предметные области: закономерности индивидуального невербального поведения, невербальных коммуникаций и закономерности функционирования невербальных интеракций или невербального поведения диады и группы. Исследователи, работающие в этих 2 областях психологии Н. о., стремятся определить насколько связано невербальное поведение со структурой личности и динамическими процессами в группе, насколько оно устойчиво-изменчиво и, наконец, что свидетельствует о том, что невербальное поведение может быть рассмотрено как личностное, диадное или групповое образование. Если поставленные в связи с изучением невербального поведения и невербальной интеракции вопросы объединить, то их комплекс образует центральную проблему психологии Н. о. - проблему взаимосвязи невербального поведения с психол. и социально-психол. характеристиками личности и группы. Уровень осмысления данной проблемы, выбор в соответствии с ним направлений решения определяет меру доверия диагностическим, коммуникативным, регулятивным, психокоррекционным возможностям невербального поведения. Иными словами, оценка научности-практичности психологии Н. о. во многом зависит от того, как решается в ней проблема жесткости-вариативности связей между невербальным поведением и психол., социально-психол. характеристиками личности и группы. Решая эти и многие др. задачи, экспериментальная психология Н. о. накопила огромное количество интересных данных, но попытки создания концепций, объединяющих исследователей, касающихся природы, источников, условий формирования Н. о. и личности, как субъекта данного О., не увенчались большими успехами. Одна из множества причин заключается в том, что многие исследовательские традиции в психологии Н. о. сложились под сильным влиянием естеств.-науч. подхода и лингвоцентрических идей. Длительное развитие психологии Н. о. в рамках этих подходов привело к возникновению ситуации, для к-рой является характерным все большее противопоставление 2 позиций. Первую из них можно сформулировать как позицию гиперболизации жесткости связей между невербальным поведением и психол. характеристиками личности, а вторую позицию определить как позицию отчуждения «языка тела» от личности и превращения его в «текст», систему знаков, в некий культурный символ. Углубляющийся разрыв между 2 позициями в исследовании Н. о. вновь и вновь ставит вопрос об определении невербального поведения и невербальных коммуникаций, об особенностях понимания и интерпретации невербального поведения в О. На первых этапах осмысления проблематики психологии О. формируется ряд подходов к Н. о.: социальноперцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Н. о. становится предметом рассмотрения в рамках когнитивной социальной психологии в связи с изучением аттитюдов, эталонов, стереотипов поведения. Оно занимает центральное место в разл. школах символического интеракционизма, в теориях ролевого поведения, в процессе изучения средств взаимодействия и их значений. На него обращают внимание психоаналитики, изучая детско-родительские отношения, взаимодействие психотерапевта и клиента. Невербальное поведение давно стало предметом изучения в разл. школах бихевиористского направления. Наиболее древнее направление изучения Н. о. - изучение его в связи с речевым поведением человека. В совр. психологии оно представлено в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, психосемиотика, социолингвистика и т. д. Каждый из названных подходов имеет свою предысторию и историю становления, свои акценты в рассмотрении Н. о. Но важным на сегодняшний день является то, что психология Н. о. все чаще выступает в роли интегратора усилий специалистов, причисляющих себя к разл. школам и направлениям. В связи с этим она получает не только междисциплинарный статус, но и превращается в область психол. знания, интегрирующую теории, подходы, сформировавшиеся в разл. теоретико-методологических ориентациях. В каждом из этих направлений проблемы психологии Н. о. решаются в соответствии с тем, что вкладывается в понятие коммуникация, интеракция, социальная перцепция или социальное познание. В целом подход к Н. о. определяется тем, как трактуется собственно феномен О. и как решается проблема взаимосвязи души и тела, внешнего и внутреннего, на стыке каких областей психологии оно рассматривается. Лит.: Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. 2002; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. 1999; Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. М., 2002. Экман П. Психология лжи. СПб., 2003; The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / Ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer. Oxford, 2005. В. А. Лабунская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Роль невербальных средств в межличностном общении

Оксюта А.А.
Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек». The basic elements of nonverbal behaviour are various movements and attributes of a person's appearance. They are closely related to dynamics of psychological state changes of an individual. Formation of these skills and acquired habits are important for professional training of specialists of the "person-to-person" sphere.
Скачать PDF

Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования

Чуганская Анфиса Анваровна
Статья посвящена изучению невербальной знаково-символической коммуникации в рамках социальной психологии. Раскрываются взаимосвязи данного понятия с понятиями ценностей, социального познания, категоризации. Определяется социально-психологические характеристики и структура невербальной знаково-символической коммуникации как одного из видов коммуникации. Особое внимание уделяется орнаменту как специфическому знаку невербальной коммуникации в социальных группах различной этничности.
Скачать PDF

Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей

Шипицына Людмила Михайловна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучается эмоциональный компонент общения умственно отсталых детей. Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной экспрессии умственно отсталых подростков в различных социальных условиях (семья, учреждения интернатного типа). Подростки с умственной отсталостью не осознают многих эмоций в контексте различных ситуаций общения. В общении они пользуются устойчивыми стереотипами восприятия. развитие экспрессивных средств коммуникации во многом обусловлено их личным опытом. При воспитании детей-сирот в условиях депривации значительно осложняется формирование эмоционального компонента общения.
Скачать PDF

Современные исследования невербальной коммуникации умственно отсталых детей

Защиринская О. В.
В статье показано, что невербальная коммуникация является важной составляющей межличностного взаимодействия умственно отсталых детей с окружающими людьми. Анализируются затруднения в понимании и использовании различных экспрессивных средств общения. Рассматривается роль невербального репертуара в социализации умственно отсталых лиц.
Скачать PDF

Невербальные компоненты традиционного общения народов Северного Кавказа

Ногерова Марьям Татуевна
Невербальные компоненты поведения играют важную роль в формировании стереотипных представлений о личности как субъекте общения. Данное исследование направленно на изучение невербальных компонентов традиционного общения народов Северного Кавказа. Анализ этноспецифических компонентов невербального поведения осуществлен в русле индикативного и сравнительного подходов.
Скачать PDF

Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения

Арбузова Елена Николаевна, Дубнякова Анастасия Игоревна
В работе представлены эмпирические результаты исследования особенностей аргументации у курсантов университета МВД. Аргументация рассматривается как форма проявления личностных, в том числе интеллектуальных особенностей человека. Исследуется динамика изменений типов аргументации в процессе обучения от спекулятивных форм аргументации к максимально эффективным риторическим формам
Скачать PDF

Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассматривается проблема затрудненного общения на детских этапах онтогенеза; представлены результаты серии экспериментальных коммуникативных проб, выявляющих возрастные особенности стратегий поведения детей в ситуации затрудненного общения; описаны объективные и субъективные характеристики затрудненного общения.
Скачать PDF

Исследование особенностей общения детей 6-7 лет со взрослыми

Moustafina Anna Robertovna
Communication of children with adults is characterized by several features. Adults speak with 6-7 year-old children on different topics, where topics of everyday actions and social interaction norms prevail. The leading communication from for 6-7 year-old children is out-of-situation personal interaction.
Скачать PDF

Применение вербального и невербального семантического дифференциала в исследовании этнической иденти

Бублик Мария Михайловна
Раскрыты основные преимущества применения методов психосемантики в изучении этнической идентичности. Произведено качественное и количественное сравнение семантических пространств этнической идентичности молодежи, построенных на материале вербального и невербального семантического дифференциала.There are revealed the main advantages of the method of psychosemantics in the research of ethnic identity. There is given the qualitative and quantitative comparison of the semantic spaces of the ethnic identity of the youth made on the basis of t he material of the verbal and non-verbal semantic differential.
Скачать PDF

Исследование понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером

Бабанин Л.Н., Нафтульев А.И.
Анализируется психологические представления о понятии как структурном компоненте понятийного мышления. Обосновывается, что словесное значение является не статическим образованием, а динамическим: лексическое значение есть процесс его построения. Предлагается под понятием понимать структурный компонент значения экспериментального исследования. Разработан сценарий работы с понятием на основе метода определения понятия. Этот сценарий включает в себя производство первичных определений (суждений о понятии), производство оригинальных определений, анализ данных определений и производство уточняющих определений. Достоинством методики является возможность ее реализации как человеком-экспериментатором, так и компьютером. В проведенном исследовании, апробирующем методику, анализировалась специфика понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером, по сравнению с непосредственным общением с экспериментатором. Слова, используемые в психологическом эксперименте, подобраны с помощью Словаря ассоциативных норм русского языка и Словаря русского языка. В эксперименте приняло участие около 120 испытуемых. При анализе учитывалось число определений, количество признаков определяемого слова, изменение состава признаков, вариации предметной отнесенности слова. В результате исследования получено, что при опосредствовании компьютером понятийное мышление направлено на отработку определений одного содержания, оно относительно одноплановое, в то время как в диалоге с экспериментатором оно связано с анализом различных содержаний, т.е. более многоплановое. Установлен новый феномен понятийного мышления вариативность понятийного компонента словесного значения в зависимости от условий деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: