НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Найдено 1 определение
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания.
На протяжении долгого времени предпринимались разнообразные попытки выявить причины школьной неуспеваемости, сводившиеся преимущественно к поиску таковых в особенностях личности, познавательной и мотивационной сферы самого ученика. Вот лишь некоторые примеры такого подхода, по своему небезынтересного, но, похоже, отнюдь не исчерпывающего.
Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во– первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие: 1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит, 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы), 3) не подмечает своих неудач и трудностей, 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу, 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно, 6) индифферентно относится к результатам работы. Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.
Еще один вариант психологической типологии неуспеваемости предлагает Н. И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников V–VIII классов. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач, формальным усвоением знаний. Стремясь избежать умственной работы, неуспевающие ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости мыслить. Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что низкие показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно работать. Здесь также можно почерпнуть материал для характеристики неуспеваемости, и он во многом совпадает с тем, что мы находим у П. П. Блонского.
Более частные характеристики даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, и различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
Любой подобный подход привлекает наше внимание к негативным особенностям ученика, что зачастую справедливо, но напоминает скорее констатацию.
Обширный и многообразный педагогический опыт постепенно привел к осознанию того факта, что Н. школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Тем не менее в педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин Н. к отстающим ученикам по сей день применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин Н. А эти причины могут быть различны; в основе Н. может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности.
К основным причинам Н. психологи относят, вопервых, разного рода недостатки познавательной деятельности, вовторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей. В первом случае затруднения в учении проявляются в том, что школьник плохо понимает преподаваемый материал, не способен качественно его усвоить, не умеет на необходимом уровне осуществлять учебные действия. Среди конкретных психологических причин, относящихся к первой группе отрицательных факторов, выделяются следующие: несформированность приемов учебной деятельности; недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы). Ребенок, поступивший в школу, и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти правильные приемы работы. Любое действие, которое предстоит освоить в школе, может быть выполнено разными способами, но не все эти способы эффективны. Если не обучать ребенка навыкам учебной работы, то он может самостоятельно выбрать не самый правильный и успешный способ письма, счета, заучивания и т. д. К таким малоэффективным способам относится механическое (без логического осмысления) заучивание материала, поспешное выполнение упражнений без предварительного усвоения необходимых правил и т. п. Относительная легкость учебного материала на начальных этапах школьного обучения позволяет на первых порах пользоваться неэффективными способами работы без заметного отставания. При отсутствии должного контроля за способами учебной работы происходит закрепление нерациональных приемов деятельности, что по мере усложнения материала неизбежно приводит к затруднениям в его освоении. Психологически обоснованные методы начального обучения предусматривают не только преподавание школьникам определенных знаний и умений, но и формирование собственно учебной деятельности. При явном несовершенстве приемов учебной работы целесообразны коррекционные занятия с помощью школьного психолога.
Недостатки психических процессов, лежащие в основе Н., далеко не всегда связаны с низким уровнем интеллекта. Чаще они выступают проявлением недостаточной готовности к школьному обучению, когда ребенок в течение жизни до школы не прошел определенный путь умственного развития, не овладел необходимыми интеллектуальными навыками и умениями. Обучение в школе требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают типичные затруднения. Ребенок не может отвлечься от значения слова и сосредоточиться на тех его свойствах, которые характеризуют его как часть речи; ему трудно найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий; при изучении математики возникают трудности в подведении задачи под общий вид. Ребенок затрудняется выделить существенные признаки предметов и явлений, путает их с несущественными и потому не может правильно усвоить понятия. Еще одна характерная особенность детского мышления – неспособность одновременно оперировать всеми условиями, необходимыми для решения, одновременно выполнить все требуемые действия, рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон. Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная работа оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьника. Формируется так называемая интеллектуальная пассивность – отказ от активной мыслительной работы. Поэтому особую важность приобретает проблема подготовки к школьному обучению, которая не исчерпывается усвоением определенных навыков, но обязательно предусматривает формирование умственной деятельности, соответствующей задачам обучения. В школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость уже в младших классах порождают во многих школьниках разочарование и снижение интереса к учебе. Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы, и неуспеваемость рискует стать хронической. Ребенку, утрачивающему учебную мотивацию, необходимо помочь преодолеть формирующийся "комплекс неуспевающего".
Во второй половине ХХ в. наметилась новая тенденция в борьбе с Н. Прозвучали резонные соображения: если даже не отдельные дети (которых можно было бы отнести к малоспособным и плохо обучаемым), а значительное число учащихся оказываются не в силах освоить школьную программу, то, может быть, дело не в учениках, а программе? А программа, в свою очередь, может страдать двумя принципиальными недостатками: либо она чересчур сложна и громоздка и потому непосильна обычному ребенку, либо материал в ней представлен в такой форме и преподносится такими методами, которые не способствуют адекватному усвоению, и следовательно – школьной успешности. Соответственно необходимо либо пересмотреть программу в сторону ее облегчения, либо перестроить процесс преподавания.
Первый вариант чрезвычайно соблазнителен в своей простоте. Настолько соблазнителен, что по сей день в нашей стране раздаются настойчивые призывы детей не перегружать и отказаться от напичкивания их бесполезными знаниями. При этом предлагается взять за образец зарубежную школу, в первую очередь американскую, в которой полное благополучие якобы уже давно достигнуто за счет максимальной гуманизации (фактически – профанации) процесса обучения. Справедливости ради стоит отметить, что неуспеваемость таким радикальным способом действительно можно свести на нет. Если не нагружать ученика непосильными ему задачами, тогда и двойку ставить будет не за что.
Впрочем, здравомыслящими учеными и педагогами предлагается и иной подход – разработка таких методов и форм преподавания, которые максимально способствуют усвоению учебного материала и позволяют даже малоспособным ученикам достигать в учении известных успехов.
В Америке Дж. Брунером еще в начале 60х была предложена новаторская концепция совершенствования преподавания естественных и точных наук. Взгляды Брунера нашли отражение в его книге «Процесс обучения», получившей всемирное признание (книга переведена на 19 языков, причем в первую очередь на русский). В ней Брунер в очередной раз утверждает, что «любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания» По мнению Брунера, учение – это процесс создания ребенком собственного «культурного опыта», который носит социальный характер и обусловлен конкретным культурноисторическим контекстом. Соответственно он развивал идею спиралевидной (постепенно усложняющейся) программы обучения как активного приобщения ребенка к культуре.
Многочисленные попытки совершенствования процесса обучения предприняты и в нашей стране. К ним следует отнести разработки всевозможных форм так называемого развивающего обучения, в рамках которых, по утверждению их создателей, освоение учебного материала протекает настолько успешно, что практически сводит на нет неуспеваемость. Следует, однако, отметить, что практическое воплощение разных вариантов такого подхода заставляет несколько умерить оптимизм – реальные результаты, хотя и весьма впечатляющие в ряде конкретных случаев, еще далеки от того идеала, который провозглашен теоретиками развивающего обучения. Правильнее в данном случае говорить и намеченной тенденции, практическому воплощению которой предстоит уделить еще много творческих усилий.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
197.86 кб

Школьная неуспеваемость как реакция ребенка на развод родителей

Читать PDF
555.06 кб

Неуспеваемость в вузе с точки зрения выпускников-дипломантов

Артищева Елена Константиновна, Брызгалова Светлана Ивановна
Рассматриваются подходы к изучению неуспеваемости в вузе как дидактического явления.
Читать PDF
187.13 кб

Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования

Меретукова Зара Кадыровна, Полушина Наталья Анатольевна
В статье обосновывается актуальность проблемы неуспеваемости школьников; выявлены существующие в психолого-педагогической литературе причины и признаки неуспеваемости; проанализированы определения понятия «неуспеваемость»; предлож
Читать PDF
113.99 кб

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ПЕРСПЕКТИВЫ МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Завадская Маргарита Андреевна
Статья посвящена вопросам применения микросоциологических подходов к исследованию феномена академической неуспеваемости в российских вузах.
Читать PDF
251.52 кб

Психолого-педагогический и нейропсихологический подход к решению проблемы неуспеваемости младших шко

Осипова В. В.
В статье анализируются причины неуспеваемости младших школьников с точки зрения психологии, педагогики и нейропсихических процессов детского организма, подчеркивается важная роль базовых факторов в психическом развитии ребенка.
Читать PDF
163.12 кб

Психологические аспекты неуспеваемости школьников

Максименкова Лариса Игоревна
Читать PDF
111.19 кб

Развитие субъективной концепции неуспеваемости у студентов-педагогов

Моисеев К. А.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей развития субъективной концепции неуспеваемости у студентов-педагогов, обучающихся посредством академических форм работы и в форме выполнения специально сконс
Читать PDF
1.38 мб

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Дувалина Ольга Николаевна, Карачун Екатерина Александровна
В статье рассматриваются основные причины низкой успеваемости учащихся младших классов.
Читать PDF
569.31 кб

Теоретико - методические особенности преодоления неуспеваемости младших школьников

Читать PDF
112.21 кб

Причины неуспеваемости младших школьников и некоторые пути их коррекции

Гайнанова А. С.
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития речи и навыков устного счета младших школьников как одни из главных причин их неуспеваемости.
Читать PDF
115.49 кб

Плохое здоровье как одна из причин неуспеваемости младших школьников

Гайнанова А. С.
В статье рассматривается проблема здоровья младших школьников в современных сельских общеобразовательных учреждениях, как одна из причин неуспеваемости.
Читать PDF
294.63 кб

Комплексное изучение типичных причин неуспеваемости младших подростков

Столповская Ольга Николаевна
Представлены локальные результаты экспериментального исследования причин неуспеваемости младших подростков в ходе специально организованной совместной деятельности учителей и школьных психологов.
Читать PDF
192.74 кб

Причины академической неуспеваемости учащихся-билингвов в американской школе

Хакимуллина Наиля Ильдусовна
В статье анализируются причины возникновения академической неуспеваемости двуязычных учащихся в процессе обучения по двуязычным программам на основе анализа американской педагогической литературы и практических реализаций билингва
Читать PDF
127.29 кб

Причины неуспеваемости современных школьников

Тончева Анна Валерьевна
Проанализировано влияние активной компьютеризации современного общества и некоторых других причин на успешность обучения школьников.
Читать PDF
276.73 кб

Дидактические причины неуспеваемости учащихся

Федорова Т. Т.
Важными средствами предупреждения неуспеваемости учащихся являются педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия, воспитательное воздействие; взаимосвязь познавательной, практической, игровой деят

Похожие термины:

  • АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

    Неспециальный термин, используемый для обозначения случаев, когда у учащихся возникают проблемы в учебе, не связанные с расстройствами, которые могли бы их вызвать, такими, например, как расстройс
  • СИНДРОМ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

    (греч. syndrome — стечение) — понятие и термин психологии труда и педагогической психологии: совокупность стойких ошибочных действий в процессе обучения, связанных с недостатком определенных способ