Методические подходы в психотерапии это что такое Методические подходы в психотерапии: определение — Психология.НЭС
Методики-упражнения для учителей Умею ли я слушать МЕТОДИЧЕСКИЙ

Методические подходы в психотерапии

Найдено 1 определение:

Методические подходы в психотерапии

средства и способы (техники) системного влияния на личность пациента (клиента) с лечебной или адаптогенной целью. Наиболее общим традиционным основанием для классификации методов психотерапии является их разграничение на вербальные и невербальные. Однако истинная специфика методов психотерапии определяется прежде всего концептуальным содержанием и лишь затем психотехническим инструментарием основных психотерапевтических течений, среди которых выделяется собственно клинический (медицинский) и внеклинический (психологический, психоаналитический) уровни и диапазоны воздействия. В зависимости от предмета нацеленности (личностное благоразумие, личностное и социальное здоровье, психическое и психосоматическое здоровье) варьируются и методы психотерапии. В современной мировой практике можно выделить следующие основные психотерапевтические концепции, предполагающие использование соответствующих им психотерапевтических методов. Психодинамический подход (классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, неофрейдисты Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливэн и др.) предполагает использование следующих психотерапевтических техник: метода свободных ассоциаций; толкования сновидений; интерпретацию высказываний; анализ сопротивления; анализ переноса; ассоциативное (управляемое) воображение; анализ личностной позиции клиента и личностной динамики развития; анализ ранних сновидений и личностных приоритетов; подбадривание; поощрение инсайта; парадоксальная интенция; постановка целей и принятие обязательств и др. Назначение методов психотерапии, применяемых в психодинамических концепциях, состоит в обеспечении достижения личностной интеграции, индивидуации, изменения стиля жизни. Поведенческий подход (В. М. Бехтерев, Дж. Уотсон, Дж. Вольпе, Б. Скиннер и др.) имеет в своем распоряжении следующие методы: гипноз (классический и неклассический — эриксоновский, нейро-лингвистическое программирование); аутосуггестия; систематическая десенсибилизация; тренинг релаксации (аутогенная тренировка); функциональный тренинг поведения; аверсивная терапия; метод погружения и др. Психотерапевтические методы данного подхода предназначены для коррекции нарушений поведения. Телесно-организмический подход (В. Райх, А. Лоуэн и др.) предполагает использование следующих психотерапевтических техник: специальных физических упражнений; интенсивного дыхания; интенсивной вокализации (например, техники "первичного крика"); особых разновидностей массажа (напр. "рольфинг"), смысл которых состоит в снятии мышечных зажимов, напряжений, в обеспечении эмоционального отреагирования и гармонизации самоощущения и самовыражения. Когнитивный (рационально-познавательный) подход (А. Эллис, А. Бек и др.) имеет в своем распоряжении следующие психотерапевтические техники: убеждение-разъяснение; опровержение иррациональных взглядов и установок (контр-пропаганда); самоанализ; юмор; ирония; обобщение автоматических навязчивых мыслей; операционализация негативных конструктов; фокусировка на невротических страхах с целью их преодоления и т. п. Техники (методы) данного направления предназначены для изменения системы личностных установок и отношений пациента (клиента). Синтетический подход (В. Кречмер, М. Е. Бурно и др.), в русле которого осуществляется целостное воздействие на пациента (клиента) как биологическое, психологическое и духовное существо. Методы психотерапии включают: комплексы телесных и ориентированных на самопознание упражнений; самораскрытие путем погружения в мир искусства; занятия трудом, живописью, графикой, пластикой, музыкой, пением, литературным творчеством; танцами; драмой, равно как и общение с высоким и подлинным искусством во всех его видах и жанрах — библиотерапия; этнотерапия; метод автобиографического самоисследования; свободное фантазирование и т. п. Общее назначение методов, относящихся к данному подходу, состоит в создании компенсаторных условий для максимально утонченного и полного самовыражения, самоосуществления личности пациента (клиента) в собственно человеческих, символических, культурных аспектах индивидуального и надиндивидуального бытия. Экзистенциально-гуманистический подход — одно из основных направлений в психотерапии. К нему относят (1) экзистенциальную терапию К. Ясперса, Л. Бинсвангера, Р. Мея, В. Франкла и др.; (2) терапию, центрированную на клиенте К. Роджерса; (3) гештальт-терапию Ф. Перлса; и др. Представители этого направления склонны видеть человека прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, способным к позитивному личностному росту. Усилия психотерапевта направлены на личностный рост клиента, достижение им более высокого уровня осознания. Терапевтический союз — это взаимоотношения одной личности с другой. Психотехнические приемы психотерапевта направлены на проникновение в феноменологический мир клиента, сосредоточивают активность на рефлексии, комбинируют действие с интроспекцией. Патология (по А. Маслоу — одному из основателей гуманистической психологии) — это ослабление человека; она понимается как результат неосуществленности его возможностей, блокирования внутренних переживаний, уменьшения способности к самовыражению.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Методические подходы в психотерапии — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Диалогово-феноменологическая психотерапия психических расстройств: особенности подхода

Погодин Игорь Александрович
В работе представлена попытка описать условия, при которых была бы возможна психотерапия психических расстройств в рамках методологии диалогово-феноменологической психотерапии. Автор рассматривает «безумие» в качестве культурального мифа, функционирующего на правах концептуального вируса. Отсюда же и вытекают особенности соответствующей психотерапии, предлагаемой в работе.
Скачать PDF

Методологические основания разработки комплексного подхода в психологической коррекции и психотерапи

Серый Андрей Викторович, Яницкий Михаил Сергеевич, Солодухин Антон Витальевич, Трубникова Ольга Александровна
Описываются методологические основания выбора психокоррекционных и психотерапевтических методик для работы с пациентами кардиологического профиля до и после коронарного шунтирования. Исследованы и описаны особенности когнитивно-эмоциональной сферы пациентов с нарушениями по типу «лобного» синдрома. С учетом нейропсихологической симптоматики и специфики эмоционально-волевой сферы данной категории пациентов предложен комплекс методик, базирующийся на техниках и приемах когнитивно-бихевиорального подхода психотерапии и методах программированного обучения больных с «лобным» синдромом Л.С. Цветковой и восстановления планирования речевого высказывания М.К. Шохор-Троцкой. В предлагаемом комплексе выделено три блока по формированию и закреплению определенных психологических навыков: рационально-поведенческий, прогностический, когнитивно-коммуникативный.
Скачать PDF

Методические подходы к разработке содержания профессионально-прикладной физической подготовки

Ханжин Алексей Владимирович, Бандаков Михаил Петрович
Статья посвящена анализу системы физической подготовки военнослужащих силовых ведомств России в современных условиях. Авторы изучают состояние вопроса взаимосвязи уровня физической подготовленности военнослужащих силовых структур и готовности к профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость проведения профессиографических исследований с целью разработки профессиограммы военнослужащих силовых ведомств России как условия для обоснования содержания профессионально-прикладной физической подготовки.
Скачать PDF

Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психо

Хвеженко Сергей Петрович, Матусееич Марина Степановна
Основным содержанием работы является комплексное исследование наркомании как сложного социального и психологического явления. В рамках работы описывается системный подход к решению проблем наркомании, включающий в себя учет внутренних ресурсов наркозависимого и ресурсов его сетевого окружения. Исследуются особенности и эффективность социальных сетей наркоманов. На основании полученных выводов автором разработана оригинальная психолого-педагогическая программа локального характера, направленная на снижение риска формирования наркомании в молодежной среде. Предлагается система мониторинга психологического компонента программы.
Скачать PDF

Методические подходы к исследованию понимания политических текстов

Анисимова Т. В., Чешуина Т. В.
В статье представлены основные теоретические подходы к пониманию политической информации, а также разработанные нами модификации методов понимания. В качестве апробации методов в статье подробно изложены результаты пилотажных исследований: выявление психологических детерминант, влияющих на понимание политической информации, и интерпретация политических терминов
Скачать PDF

Методологические и методические принципы преподавания психотерапии клиническим психологам

Кулаков Сергей Александрович
В преподавании психотерапии клиническим психологам сделан акцент на полипрагматических, синтетических, транстеоретических, мультимодальных тенденциях в понимании психотерапии. Приведенные алгоритмы построения психотерапевтического диагноза позволяют будущему специалисту осуществить как планирование психотерапии, так и минимизацию ошибок при проведении психотерапевтических вмешательств.
Скачать PDF

Научно-методические подходы к изучению и профилактике нарушения социально-психологической адаптации

Гольменко Александр Дмитриевич, Хаптанова Валентина Абавна, Выговский Евгений Леонидович
Синдром выгорания мы рассматриваем как нарушение социально-психологической адаптации человека. Причиной выгорания служат организационные недостатки на работе, конфликты или разногласия с коллегами,усталость от работы и др. Наиболее подвержены синдрому выгорания специалисты со стажем 0-5 лет и 20-25 лет, причем женщины в 4 раза чаще. Использование психологических тестов позволяет в короткие сроки, без больших финансовых затрат получить и оценить уровень адаптационных возможностей человека.
Скачать PDF

Психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у де

Смолонская Анна Николаевна
В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей. Проводится мысль о том, что методическое обеспечение формирования жизненных компетенций у детей должно быть направлено на формирование умения конструктивно действовать, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Скачать PDF

Методический подход коценке ценностных ориентаций руководителей органов внутренних дел

Марьин Михаил Иванович, Бочкова Алена Александровна
В статье обосновывается необходимость в изучении ценностных ориентаций руководителей органов внутренних дел как значимого компонента регуляции их служебной деятельности, поскольку число преступлений, нарушений служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел остается на достаточно высоком уровне. Описана методика оценки ценностных ориентаций у сотрудников органов внутренних дел. В качестве объекта исследования выступили руководители служб и подразделений ОВД. Всего в исследовании приняло участие 321 человек. С помощью экспертной методики (программа «Мониторинг») выборка была разграничена на две группы руководителей, склонных и не склонных к нарушению правовых, нравственно-этических норм служебного поведения. Приведены результаты исследования, показывающие особенности в структурах ценностных ориентаций сотрудников, склонных и не склонных к противоправному поведению. Сделан вывод о влиянии структуры ценностных ориентаций на формирование психологического механизма возможного противоправного поведения среди руководителей правоохранительных органов.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF