(греч. hypothesis — предположение) эффективен в любой области как способ генерации идей, развития интеллектуальных параметров креативности (прогнозирования, гипотетичности). «Я понял, — писал К. С. Станиславский, — что творчество начинается с того момента, когда в душе и воображении артиста появляется магическое творческое «если бы». С момента появления «если бы» артист переносится из плоскости действительности реальной жизни в плоскость иной, создаваемой, воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить» («Моя жизнь в искусстве»).
Предлагается сконструировать версии ответов на проблему. Этапы: Выбор оснований для конструирования версий. Участники предлагают исходные позиции, точки зрения на проблему, усваивают разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем формулируют варианты своих ответов, опираясь на логику и интуицию. Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если…». Предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что–либо изменится (все люди переселятся на луну, хищники станут травоядными, исчезнет музыка, объемные геометрические фигуры станут плоскими и т. д.). Выполнение подобных заданий не только развивает гипотетичность и воображение, но и позволяет лучше понять устройство мира, взаимосвязь всего во всем, фундаментальные свойства различных наук. История культуры показала, что самая невероятная фантастика сбывается. Так, например, Леонардо да Винчи в XVI веке прогнозировал, что люди будут разговаривать между собой из разных отдаленных стран.
Игры: «Последствия невероятных событий» (Е. П. Торранс); «Чего на свете не бывает? — предлагается придумать и нарисовать «нереальные» явления; «Я — волшебник» — предлагается «совершать чудеса», делать то, «чего сейчас нет, но может быть».
Метод фантастических гипотез
Метод фантастических гипотез
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014