ГИПОТАЛАМУС Гипотеза ad hoc

ГИПОТЕЗА

Найдено 18 определений термина ГИПОТЕЗА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГИПОТЕЗА

от греч. hypothesis - основание, предположение) - предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез необязательно должны быть теоретические понятия, процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез может быть интуитивными, без рефлексии логических оснований.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ГИПОТЕЗА

научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. В психологии - предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. В ситуациях неизвестности вначале формируются весьма общие гипотезы, за счет проверки коих выбирается более определенное направление Поиска. В качестве общих гипотез не обязательно должны предлагаться теоретические понятия: процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез могут быть интуитивными, без рефлексирования их научно-логических оснований.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ГИПОТЕЗА

от греч. hypothesis - основание, предположение) - в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа ("идеи") решения.

Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.

Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г. рассматриваются с т. зр. их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с т. зр. результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Г. исследуется как механизм этого процесса, как само движение мысли.

Центральная психологическая проблема, поставленная в первых исследованиях Г. и не утратившая актуальности, - как совершается процесс "генерирования", возникновения тех или иных Г. Не менее существен вопрос о "силе" Г. - субъективной вероятности ее истинности, не совпадающей, как правило, с объективной вероятностью (вытекающей из объективной информации, на основе которой строится Г.).

Современные исследования процесса формирования Г. показывают, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него в нач. решения неопределенной. Поэтому он строит максимально широкие, общие Г. в отношении той области, в которой следует искать решение, чтобы установить для себя направление поиска. Функции таких Г. не обязательно выполняют категориальные понятия, "общие суждения". "Представителем" общей Г. м. б. конкретная, частная Г., но если она непригодна, субъект резко меняет направление поиска и не выдвигает однородных Г. В случае подтверждения Г. относительно области поиска на смену общим Г. человек выдвигает более частные, не выходящие за пределы этой области, а затем конкретные. Однако этот процесс не носит характера последовательного суждения об объеме Г.: в решении задачи наблюдается непрерывное чередование более общих и более частных Г., и чем сложнее задача, тем сложнее их иерархия.

Процессы оперирования Г. зависят от опыта и знаний человека, связанных с задачей, субъективных установок личности, качества саморегуляции мышления, в частности его гибкости или инертности.

В оперировании Г. взаимодействуют интуитивные и дискурсивные процессы мышления; процесс выдвижения Г. может совершаться интуитивно, без осознания ее логических оснований (см. Интуиция), а ее верификация происходит в форме логического дискурсивного анализа. Возможно и обратное: сама Г. - это рациональный компонент решения, а ее верификация опирается на интуитивное заключение. На начальных стадиях решения сложной задачи обычно выдвигаются интуитивные Г., позволяющие очертить область поиска, на заключительных стадиях решения повышается роль логически обоснованных и контролируемых Г. Т. о., в решении задачи осуществляется переход от правдоподобных рассуждений к доказательствам; без доказательства задача не может считаться окончательно решенной. См. также Эвристика.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Гипотеза

Hypothesis). Определенное предсказание о связи между двумя или более переменными, логически вытекающее из теории.

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности"

Гипотеза

hypothesis) - предположение о том, что некоторые переменные определенным образом связаны между собой.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Гипотеза

проверяемый прогноз или догадка, обычно выводимые из теории, которые могут быть либо подтверждены, либо опровергнуты эмпирическим путем.

Источник: Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге

Гипотеза (Hypothesis)

предположение исследователя о том, что он или она обнаружит.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге

Гипотеза

Утверждение, которое делается в начале исследования и служит для предсказания или объяснения событий. Основным требованием к любой гипотезе является возможность ее проверки на практике. Затем гипотеза принимается в виде рабочей теории либо отвергается как неверная.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Гипотеза

Словообразование. Происходит от греч. hypothesis - предположение.

Категория. Элемент познавательного процесса.

Специфика. Предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается направление дальнейшего поиска. В качестве оснований для выдвижения гипотез могут быть теоретические понятия. Вместе с тем процесс выдвижения гипотез может быть интуитивным, без рефлексии логических оснований.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ГИПОТЕЗА

1. В научной работе – любое утверждение, предложения или предположение, которое служит как предварительное объяснение определенных фактов. Гипотеза всегда представляется таким образом, чтобы она могла быть подвергнута эмпирической проверке и затем или подтверждена или отклонена в результате доказательства. 2. Более широкое значение – стратегия, принятая для того, чтобы решать некоторую проблему. В наиболее сложных экспериментах по научению, таких как решение проблем, формирование понятий, принятие решений и т.п., субъект обычно проявляет постоянство от попытки к попытке, действуя как будто на основании некоторой гипотезы, такой как: "если будут условия х и у, я буду отвечать реакцией А, а если нет, то попробую реакцию В". Строго говоря, сама гипотеза – внутреннее, скрытое явление, существование которого должно быть логически выведено из поведения субъекта. Если субъект – человек, логический вывод обычно делается на основе устного сообщения субъекта об этом эффекте, что он фактически использовал такую-то и такую-то гипотезу – если данные эксперимента согласуются с устным утверждением. Если субъект – животное (или человек, который не может говорить, например, младенец), логический вывод становится проблематичным. Многие из современных исследований научения более низких видов проводятся на основе квазикогнитивных процессов, вызывающих бесконечные споры с учеными, строго придерживающимися бихевиористских взглядов. Прилагательное – гипотетический.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Гипотеза

Hypothesis) — подвергаемое проверке предположение, описывающее взаимосвязь, которая, возможно, существует между событиями.

Источник: Дэвид Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс./Глоссарий по книге

Гипотеза

Набор представлений о природе мироздания, обычно касающихся связи между двумя или несколькими переменными.

Источник: Дайана Халперн. Психология критического мышления, 2000 г./ Термины по книге

Гипотеза

форма развития научных знании, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлении действительности. При этом под гипотезой понимают не любую догадку или фантазию, а лишь опирающиеся на научные данные предположения.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ГИПОТЕЗА

от греч. hypothesis – основа, предположение) – 1. Научное утверждение, истинное значение которого неопределенно. 2. Метод развития знания, включающий в себя выдвижение и последующую эмпирическую проверку предположений. 3. Структурный элемент научной теории. Г. всегда выдвигается в контексте развития научной дисциплины с целью решения конкретной проблемы, которую ранее не удалось решить. Напр., чтобы дать объяснение новым экспериментальным данным, снять противоречие между фундаментальной теорией и результатами экспериментов, построить на основе такой теории частные теории или прикладные модели и т. д., Г. должна содержать какую-то новую научную информацию, обладать дополнительным по сравнению с др. Г. или теориями содержанием. Важное свойство научных Г. – их верифицируемость, т. е. возможность эмпирической проверки (И. П. Меркулов, 2001). Такая проверка м. б. проведена после выдвижения гипотезы или в будущем. Отечественная конфликтология характеризуется наличием значительного количества Г. разного уровня, обладающих различным объяснительным потенциалом. В зависимости от того, какую стадию диагностики и управления конфликтом характеризует Г., выделяют следующие их виды: Г., развивающие описательную модель конфликтов; Г., характеризующие закономерности эволюции и динамики конфликтов; объяснительные Г.; прогностические Г.; Г. в отношении профилактики конфликтов; Г., характеризующие процесс завершения конфликтов. Проблема четкого разделения гипотетического и доказанного знания в отечественной конфликтологии пока не решена.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Гипотеза

греч. hypothesis - основание, предположение) - 1. научное предположение, требующее проверки и подтверждения с тем, чтобы получить статус научной теории: 2. стратегия решения проблемы.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Гипотеза

hypothesis). Научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически.

Источник: Дж. Гудвин. Исследование в психологии методы и планирование. 2004 г

гипотеза

(греч. hypotesis – основание, предположение) – форма существования научного знания (научная гипотеза). Чтобы быть научной г. должна удовлетворять следующим требованиям: 1) проверяемости, то есть следствия, выведенные из нее путем логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке; 2) общность и предсказательная сила, то есть г. должна объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления и служить основой для вывода заключений о неизвестных еще явлениях; 3) отсутствие в г. логических противоречий. 1-е и 2-е требования отличают научную г. от так называемой рабочей г., представляющей собой предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которых в данный момент не может быть проверена и доказана, и рассчитанной только на "условное объяснение" данного явления. Г. обычно предшествует и психологическому исследованию и направляет его ход, лежит в основе выработки той или иной методики.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Гипотеза

описание отношений, которые, как предполагается, имеют место в реальности. Вслед за гипотезой должно проводиться исследование, призванное подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Гипотеза "аксиальной некрофилии" (по следам произведений Э. Фромма)

Федоров Игорь Алексеевич
In the article, it is assumed that 'the dying world' inevitably implies necrophiliacs discarding, filtering or distorting the sensations tolerable for other types of personality
Скачать PDF

Гипотеза о природе сознания и разумности на основе анализа человеческого языка и биологической эволю

Цаплин В.С.
Анализируется лингвистическое сравнение проявлений сознания и ощущений (чувств). Сделан вывод об их неразрывной связи или полном смысловом совпадении, что можно объяснить, только предположив, что сознание и ощущение (чувство) это разные названия одного и того же явления. Природная функция сознания (ощущений) сводится к созданию временной задержки в цепи раздражитель реакция организма, достаточной для выбора адекватной линии поведения при неясной природе раздражителя, приведшей к появлению homo sapience и появившейся в процессе эволюции. Отсюда, в частности, следует, что широко распространенные представления о способности животных, лишенных сознания, испытывать чувства или что-либо ощущать, являются заблуждением. Вывод о природе сознания подтверждает ранее высказанное предположение, что интуиция, эмоция, настроение и т.п., представляют собой не более чем разные уровни обычного мышления.
Скачать PDF

О биологическом и социальном в сексуальной ориентации человека: хемокоммуникационная гипотеза

Даев Евгений Владиславович
Недопонимание роли биологических и социальных факторов в формировании некоторых социально значимых признаков у человека могут приводить к возникновению неоправданной напряженности в межличностных отношениях. Это связано с частой недостоверностью информации, ее искаженным восприятием, размытостью из-за нечеткости используемой терминологии и, как следствие, невозможности ее корректного анализа воспринимающим человеком. На примере признака «сексуальная ориентация» показано, как генетические представления о формировании признака и данные о механизмах контроля формирования пола могут уточнить и дополнить наши знания по этому вопросу. В рамках темы рассмотрена гипотеза о хемокоммуникационной модели формирования «сексуальной ориентации» у человека.
Скачать PDF

КОСМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РЕЛИГИОЗНОГО ЧУВСТВА (ВОЗМОЖНАЯ ГИПОТЕЗА)

Петренко Виктор Ф.
Статья посвящена взаимоотношению науки и религии, как важным составляющим человеческой культуры и человеческой ментальности. Утверждается, что наука тесно связана с сознанием и описывается на языке жестких формализмов. Язык религии метафоричен, принадлежит к «мягким языкам» и тесно связан с образами и архетипами коллективного бессознательного. В плане мировосприятия наука и религия находятся в отношении дополнительности. Отмечается ценность форм «религиозного многообразия» человеческой культуры. Отмечается, что благодаря феномену ЭПР (или квантовой телепортации) возможна передача (нельзя сказать информации, возможность которой ограничена в силу огромных космических расстояний) квантовых состояний в форме синхронии. Выдвигается гипотеза, что источником религиозного чувства является космическое коллективное бессознательное инопланетных цивилизаций, опередивших земную в сроках возникновения и имплицитно влияющих на земную эволюцию.
Скачать PDF

Эволюция насилия и динамика компромисса: коэффициент кровопролитности как верификатор гипотезы техно

Назаретян А.П., Ениколопов С.Н., Литвиненко В.А., Сердюкова О.О.
Скачать PDF

Анализ «Эколого-эволюционных» гипотез женской привлекательности проверка связи между привлекательнос

Рухленко Илья Александрович, Рогачева Анна Валериевна, Никитина Инна Владимировна, Рухленко Диана Эдуардовна
Работа посвящена проверке справедливости «эколого-эволюционных» гипотез привлекательности. Проведена попытка установления связи между привлекательностью женского лица и воспринятым и актуальным здоровьем женщины. В качестве исходного материала для исследований использовались фотографии и медицинские карты 43 девушек, студенток вуза. В ходе исследований установлен сильный эффект так называемого «ореола привлекательности» (связь между привлекательностью женского лица и воспринятым здоровьем женщины), но одновременно не выявлено никакой связи между привлекательностью и актуальным здоровьем женщины. На основании этих результатов и данных зарубежных исследований сделан вывод, что «эколого-эволюционные» гипотезы привлекательности пока остаются не подтвержденными в основной своей части.
Скачать PDF

Анализ эколого-эволюционных гипотез эстетической привлекательности проверка связи между привлекатель

Рухленко Илья Александрович, Колотыгина Ирина Вячеславовна, Рухленко Диана Эдуардовна
Была проведена попытка проверки связи между физической привлекательностью женского лица и репродуктивным здоровьем женщины. Эта проверка проводилась в рамках анализа справедливости эколого-эволюционного подхода к проблеме физической привлекательности человека, где предполагается, что физическая привлекательность (в том числе, лица), является индикатором каких-то биологически полезных качеств организма. Проведенная проверка возможной связи дала отрицательный результат имеющийся материал продемонстрировал отсутствие статистически значимых связей между физической привлекательностью женского лица и репродуктивным здоровьем женщины.
Скачать PDF

Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространств

Муравьева Ольга Ивановна
В статье анализируется проблема общения и коммуникативной компетентности на основе теоретической модели психологических пространств существования человека, разрабатываемой автором. Выдвигается положение о том, что жизнь человека «разворачивается» в четырех базовых психологических пространствах: витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном. В каждом из них общение характеризуется своими специфическими особенностями и осуществляется при помощи определенных коммуникативных стратегий, подробная характеристика которых изложена в данной работе. Проблема коммуникативной компетентности решается как проблема выбора коммуникативной стратегии, которая бы соответствовала, была адекватной задачам того психологического пространства, которое актуализировано в каждой конкретной ситуации общения.
Скачать PDF

Проверка эколого-эволюционных гипотез наличия эстетических предпочтений путем сравнения характера эс

Рухленко Илья Александрович, Фатьянова Татьяна Вячеславовна, Рухленко Диана Эдуардовна, Пастухова Александра Юрьевна, Бунтова Л.А.
В рамках анализа справедливости эколого-эволюционного подхода к проблеме физической привлекательности человека (где предполагается, что наши эстетические предпочтения являются биологическими адаптациями, позволяющими выявлять какие-то биологически полезные качества возможного партнера) была проведена попытка сравнения характера эстетических предпочтений в отношении человеческого лица с характером эстетических предпочтений в отношении нейтральных биологических объектов («|ица» кошек и собак). Установлено, что эстетические предпочтения в отношении «|иц»кошек и собак имеют такой же характер, что и эстетические предпочтения в отношении человеческого лица. А именно, установлен факт единства эстетических предпочтений людей (разных возрастов) в отношении исследовавшихся объектов. Сделан вывод, что данный результат исследований не вписывается в рамки эколого-эволюционного подхода.
Скачать PDF

«Проблема красоты» в биологии. Часть II: краткий обзор и анализ существующих гипотез эстетической пр

Рухленко Илья Александрович
В работе проводится обзор и анализ современного состояния различных гипотез эстетической привлекательности человеческого тела. Показано, что ни одна из существующих гипотез привлекательности пока не подтверждается фактами в полной мере. Наименьшее соответствие прогнозов обнаруженным фактам демонстрирует группа «социально-психологических» гипотез. Сделан вывод, что проблема причин наличия единых эстетических предпочтений Homo sapiens в отношении привлекательности человеческого тела продолжает оставаться открытой.
Скачать PDF

К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты

Вараксина Евгения Васильевна, Демина Людмила Денисовна
Представлены результаты исследования возрастной динамики смысла любви в период с 15 лет до 21 года (ранняя юность, юность). Основными методами исследования являлись проективный метод (рисунок «мой образ любви»), анкетный опрос (модификация методики предельных смыслов Д.А. Леонтьева), психосемантический дифференциал. В ходе исследования была подтверждена гипотеза о связи типа динамики смысла любви с полом испытуемого. Доказано, что в данном возрасте происходит трансформация, смена смысла любви для мужской ментальности и эволюционное развитие женских представлений о любви.
Скачать PDF

О гипотезах, связывающих биологию и социальное поведение человека

Романенко Владимир Николаевич, Никитина Галина Васильевна
Приводятся соображения о связи генетически закрепленной информации и поведения человека. Отмечается наличие двух стадий взаимодействия среды и объекта. Предполагается проявление закрепленных личностных свойств в социальной области.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!