Гипотеза (Hypothesis)
предположение исследователя о том, что он или она обнаружит.
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Гипотеза
(Hypothesis) – прогноз исследователя до того, что он обнаружит.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Гипотеза
hypothesis). Научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически.
Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004
Гипотеза
hypothesis) - предположение о том, что некоторые переменные определенным образом связаны между собой.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Гипотеза
Набор представлений о природе мироздания, обычно касающихся связи между двумя или несколькими переменными.
Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000
Гипотеза
Hypothesis). Определенное предсказание о связи между двумя или более переменными, логически вытекающее из теории.
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Гипотеза
Hypothesis) — подвергаемое проверке предположение, описывающее взаимосвязь, которая, возможно, существует между событиями.
Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007
Гипотеза
проверяемый прогноз или догадка, обычно выводимые из теории, которые могут быть либо подтверждены, либо опровергнуты эмпирическим путем.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Гипотеза
греч. hypothesis - основание, предположение) - 1. научное предположение, требующее проверки и подтверждения с тем, чтобы получить статус научной теории: 2. стратегия решения проблемы.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Гипотеза
описание отношений, которые, как предполагается, имеют место в реальности. Вслед за гипотезой должно проводиться исследование, призванное подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003
ГИПОТЕЗА
Предположение, сделанное на основании наблюдения или умозаключения и позволяющее делать прогнозы, которые можно опровергнуть. Любое предположение, которое можно проверить и опровергнуть.
См. также гипотеза нулевая.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Гипотеза
Утверждение, которое делается в начале исследования и служит для предсказания или объяснения событий. Основным требованием к любой гипотезе является возможность ее проверки на практике. Затем гипотеза принимается в виде рабочей теории либо отвергается как неверная.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Гипотеза
форма развития научных знании, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлении действительности. При этом под гипотезой понимают не любую догадку или фантазию, а лишь опирающиеся на научные данные предположения.
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
Гипотеза
(греч hypothesis — основание, предположение) — компонент процесса творческого мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ГИПОТЕЗА
от древнегреческого ὑπόθεσις – «основа, предположение» – с психологических позиций, - компонент мышления, который путем предположительного дополнения субъективно недостающей информации, направляет поиск решения определенной задачи. Посредством формулировки Г. исследователи в конце ожидают получить результат. Важной функцией Г. следует считать то, что она стимулирует к проведению новых наблюдений и исследований, следствием которых предположение может быть подтверждено, опровергнуто или изменено.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
Гипотеза
Словообразование. Происходит от греч. hypothesis - предположение.
Категория. Элемент познавательного процесса.
Специфика. Предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается направление дальнейшего поиска. В качестве оснований для выдвижения гипотез могут быть теоретические понятия. Вместе с тем процесс выдвижения гипотез может быть интуитивным, без рефлексии логических оснований.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ГИПОТЕЗА
научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. В психологии - предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. В ситуациях неизвестности вначале формируются весьма общие гипотезы, за счет проверки коих выбирается более определенное направление Поиска. В качестве общих гипотез не обязательно должны предлагаться теоретические понятия: процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез могут быть интуитивными, без рефлексирования их научно-логических оснований.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ГИПОТЕЗА
1. Предположение научного характера, суждение или утверждение, используемое как опытное объяснение определенной совокупности фактов и требующее доказательства его правильности. Г. в этом понимании – правдоподобное допущение, которое доказывается с помощью теоретических, логических рассуждений или экспериментальным путем. Г. не может быть очевидное, не требующее доказательства, утверждение. Если Г. научно доказана, то она становится фактом, который может быть положен в основу научной теории. 2. Любого рода предположение, правильность которого не является очевидной и требует специального доказательства. 3. Иногда Г. называют стратегию, избранную для достижения определенной цели или нахождения решения какой-либо проблемы. Это понимание Г. характерно, например, для экспериментов в области научения. См. конструкт гипотетический, научение, эксперимент научный.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ГИПОТЕЗА
предположительный ответ на вопрос, обоснованный в рамках исходной теории. Предположение о причинах и сути тех или иных явлений – это вероятное знание. Только после проверки Г. можно умозаключить о ее верности или ошибочности. Основными этапами психологического познания являются: постановка проблемы, выбор объекта исследования, разработка Г., использование разнообразных приемов сбора практического и экспериментального материала, логическая и практическая проверка допущения. Г. бывают общими и частными, которые могут чередоваться между собой. Процесс логического или интуитивного выдвижения и оперирования ими зависит от опыта и знаний человека, связанных с задачей, от его установок, гибкости или инертности мышления. Подтвержденная гипотеза при дальнейшем росте знаний может корректироваться и уточняться, сохраняя свое значение. Умение выдвигать и проверять Г. – важная предпосылка решения разнообразных теоретических и практических задач.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
гипотеза
(греч. hypotesis – основание, предположение) – форма существования научного знания (научная гипотеза). Чтобы быть научной г. должна удовлетворять следующим требованиям: 1) проверяемости, то есть следствия, выведенные из нее путем логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке; 2) общность и предсказательная сила, то есть г. должна объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления и служить основой для вывода заключений о неизвестных еще явлениях; 3) отсутствие в г. логических противоречий. 1-е и 2-е требования отличают научную г. от так называемой рабочей г., представляющей собой предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которых в данный момент не может быть проверена и доказана, и рассчитанной только на "условное объяснение" данного явления. Г. обычно предшествует и психологическому исследованию и направляет его ход, лежит в основе выработки той или иной методики.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ГИПОТЕЗА
(от греч. hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение либо о факте, находящемся за пределами непосредственного наблюдения, либо о закономерной связи явлений, когда ее еще нельзя установить с помощью доказательства. Г. является методом научного исследования, одной из форм познания объективной действительности; давая вероятное знание о причине тех или иных явлений, Г. тем самым дает вероятное объяснение этих явлений. Построение Г. возможно только на основе тщательного изучения явлений. Ход мысли облекается в форму своеобразного умозаключения. При построении Г. умозаключение идет от наличия следствия (того или иного факта или явления) к наличию основания (причины) или от сходства следствий или признаков к сходству оснований. Следующий шаг заключается в проверке Г. Для творческого работника в любой области деятельности (в т.ч. и педагогической) умение строить и проверять Г. – важнейшее средство решения разнообразных мыслительных задач. Уже в процессе школьного обучения необходимо разъяснять учащимся значение Г., условия ее правильного построения и применения.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ГИПОТЕЗА
ГІПОТЭЗА / HYPOTHESIS этап построения научного исследования, представляющий собой формулирование возможной связи или отношения между единицами изучаемого явления. Основными его этапами являются постановка проблемы, выбор объекта исследования, разработка Г., использование разнообразных приемов сбора практического и экспериментального материала, логическая и практическая проверка допущения. Г.– это вероятный ответ на проблемный вопрос, предварительный вывод, нуждающийся в последующем доказательстве и подтверждении. Предположение о причинах и сути тех или иных явлений– это вероятное знание. Только после проверки Г. можно сделать умозаключение о ее верности или ошибочности. Г. бывают общими и частными, которые могут чередоваться между собой. Процесс логического или интуитивного выдвижения и оперирования ими зависит от опыта и знаний человека, связанных с задачей, от его установок, гибкости или инертности мышления. Подтвержденная Г. при дальнейшем росте знаний может корректироваться и уточняться, сохраняя свое значение. Умение выдвигать и проверять Г.– важная предпосылка решения разнообразных теоретических и практических задач. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ГИПОТЕЗА
1. В научной работе – любое утверждение, предложения или предположение, которое служит как предварительное объяснение определенных фактов. Гипотеза всегда представляется таким образом, чтобы она могла быть подвергнута эмпирической проверке и затем или подтверждена или отклонена в результате доказательства. 2. Более широкое значение – стратегия, принятая для того, чтобы решать некоторую проблему. В наиболее сложных экспериментах по научению, таких как решение проблем, формирование понятий, принятие решений и т.п., субъект обычно проявляет постоянство от попытки к попытке, действуя как будто на основании некоторой гипотезы, такой как: "если будут условия х и у, я буду отвечать реакцией А, а если нет, то попробую реакцию В". Строго говоря, сама гипотеза – внутреннее, скрытое явление, существование которого должно быть логически выведено из поведения субъекта. Если субъект – человек, логический вывод обычно делается на основе устного сообщения субъекта об этом эффекте, что он фактически использовал такую-то и такую-то гипотезу – если данные эксперимента согласуются с устным утверждением. Если субъект – животное (или человек, который не может говорить, например, младенец), логический вывод становится проблематичным. Многие из современных исследований научения более низких видов проводятся на основе квазикогнитивных процессов, вызывающих бесконечные споры с учеными, строго придерживающимися бихевиористских взглядов. Прилагательное – гипотетический.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ГИПОТЕЗА
от греч. hypothesis – основа, предположение) – 1. Научное утверждение, истинное значение которого неопределенно. 2. Метод развития знания, включающий в себя выдвижение и последующую эмпирическую проверку предположений. 3. Структурный элемент научной теории. Г. всегда выдвигается в контексте развития научной дисциплины с целью решения конкретной проблемы, которую ранее не удалось решить. Напр., чтобы дать объяснение новым экспериментальным данным, снять противоречие между фундаментальной теорией и результатами экспериментов, построить на основе такой теории частные теории или прикладные модели и т. д., Г. должна содержать какую-то новую научную информацию, обладать дополнительным по сравнению с др. Г. или теориями содержанием. Важное свойство научных Г. – их верифицируемость, т. е. возможность эмпирической проверки (И. П. Меркулов, 2001). Такая проверка м. б. проведена после выдвижения гипотезы или в будущем. Отечественная конфликтология характеризуется наличием значительного количества Г. разного уровня, обладающих различным объяснительным потенциалом. В зависимости от того, какую стадию диагностики и управления конфликтом характеризует Г., выделяют следующие их виды: Г., развивающие описательную модель конфликтов; Г., характеризующие закономерности эволюции и динамики конфликтов; объяснительные Г.; прогностические Г.; Г. в отношении профилактики конфликтов; Г., характеризующие процесс завершения конфликтов. Проблема четкого разделения гипотетического и доказанного знания в отечественной конфликтологии пока не решена.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ГИПОТЕЗА
от греч. hypothesis - основание, предположение) - в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа ("идеи") решения.
Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.
Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г. рассматриваются с т. зр. их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с т. зр. результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Г. исследуется как механизм этого процесса, как само движение мысли.
Центральная психологическая проблема, поставленная в первых исследованиях Г. и не утратившая актуальности, - как совершается процесс "генерирования", возникновения тех или иных Г. Не менее существен вопрос о "силе" Г. - субъективной вероятности ее истинности, не совпадающей, как правило, с объективной вероятностью (вытекающей из объективной информации, на основе которой строится Г.).
Современные исследования процесса формирования Г. показывают, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него в нач. решения неопределенной. Поэтому он строит максимально широкие, общие Г. в отношении той области, в которой следует искать решение, чтобы установить для себя направление поиска. Функции таких Г. не обязательно выполняют категориальные понятия, "общие суждения". "Представителем" общей Г. м. б. конкретная, частная Г., но если она непригодна, субъект резко меняет направление поиска и не выдвигает однородных Г. В случае подтверждения Г. относительно области поиска на смену общим Г. человек выдвигает более частные, не выходящие за пределы этой области, а затем конкретные. Однако этот процесс не носит характера последовательного суждения об объеме Г.: в решении задачи наблюдается непрерывное чередование более общих и более частных Г., и чем сложнее задача, тем сложнее их иерархия.
Процессы оперирования Г. зависят от опыта и знаний человека, связанных с задачей, субъективных установок личности, качества саморегуляции мышления, в частности его гибкости или инертности.
В оперировании Г. взаимодействуют интуитивные и дискурсивные процессы мышления; процесс выдвижения Г. может совершаться интуитивно, без осознания ее логических оснований (см. Интуиция), а ее верификация происходит в форме логического дискурсивного анализа. Возможно и обратное: сама Г. - это рациональный компонент решения, а ее верификация опирается на интуитивное заключение. На начальных стадиях решения сложной задачи обычно выдвигаются интуитивные Г., позволяющие очертить область поиска, на заключительных стадиях решения повышается роль логически обоснованных и контролируемых Г. Т. о., в решении задачи осуществляется переход от правдоподобных рассуждений к доказательствам; без доказательства задача не может считаться окончательно решенной. См. также Эвристика.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004