МЕТАФИЗИКА МЕТАФОРА ГИПНОТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

МЕТАФОРА

Содержание:

  • Определение
  • Схемы
  • Статьи
  • Книги
  • Похожие термины

Найдено 11 определений термина МЕТАФОРА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕТАФОРА

Metaphor; Metapher) - определение и изучение одного путем обращения к образу другого; используется как сознательный литературный или терапевтический прием и всегда употреблялась сказителями и писателями, чтобы придать известную пикантность таинственному или "выразить невыразимое".

МИР ВООБРАЖАЕМЫЙ (Mundus Imaginalis - лат.) - постюнгианский термин; относится к определенному уровню (или порядку) реальности, расположенному точно посередине между чувственными впечатлениями тела и развитой когнитивностью (или духовностью); может пониматься как местоположение архетипической образности или как взаимодействующее и межсубъектное поле образов, благоприятствующее взаимоотношению двух людей, например аналитику и пациенту.

МИР ЕДИНЫЙ (Unus Mundus - лат.) - взгляд на мир, который существенно отличается от причинного объяснения; основание для попыток распознать смысл.

Внимание здесь сосредоточивается, главным образом, на отношениях, существующих между "вещами", а не на самих "вещах", а в последующем на отношениях между отношениями.

Это понятие, или образ, используется Юнгом, чтобы говорить о наличии внутренней связи каждого слоя существования со всеми другими слоями и, в меньшей степени, о существовании трансцендентного или сверхъестественного плана для координации отдельных частей. К примеру, тело и психическое являются взаимосвязанными, аналогичной может быть и взаимосвязь между психикой и материей.

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

МЕТАФОРА

троп, употребление слов и выражений в переносном смысле, исходя из сходства, аналогии; сближение в речи двух предметов по сходству или контрасту. Напр., "зубы белые как сахар", "иностранец Василий Федоров". В метафорическом значении могут употребляться как имена предметов, так и обозначения из признаков (глаголы, прилагательные, наречия), напр., "острая бритва" ? "острое слово" или (в классе имен): "дубина ? "наш директор - дубина".

Отдельно выделяют гиперболические М. (или метафорические гиперболы) типа: "наш швейцар - настоящий Геркулес". М. свойственны поэтической речи: "Метелица как медведица. Весь вечер буянит зло. То воет внизу под лестницей, То лапой скребет в стекло" (Э. Асадов), "Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя" (А. Пушкин), "Аэродром для комаров мой лысый череп" (Е. Евтушенко). Такие М. называют образными или поэтическими. От них отличают лексические М. - мертвые или окаменевшие, стертые М. типа "лист бумаги", "ветер перемен", "оскал капитализма", "герой дня".

С помощью М. в художественной речи могут выражаться контраст и ирония, напр., "Скрытый кустами и темнотой, он видит, как теща сидит за столом и ест мясо. "Я ем совсем мало, я ем как птичка - а вечером вообще не ем", - говорит она обычно; хорошо освещенная, она сидит и рвет мясо большими кусками … как птичка. Как орел" (В. Маканин). Ср. ГИПЕРБОЛА, КЕННИНГ, МЕТОНИМИЯ.

Источник: С. Ильинский. Нейролингвистическое программирование. АСТ, Восток-Запад, 2006 г

МЕТАФОРЫ

Истории, притчи и аналогии.

Источник: Р. Бендлер. Краткий глоссарий НЛП

Метафора

непрямое общение с помощью историй и речевых оборотов, подразумевающих сравнение. В НЛП под метафорами понимают сравнения, истории, иносказания и аллегории.

Источник: Я. Мак-Дермот. Краткий глоссарий НЛП

МЕТАФОРА

метафорический язык - вербальный, телесный или художественный - широко используется в Гештальте.

Источник: С. Гинзер. Международный гештальт-лексикон

МЕТАФОРА

Лингвистический прием, с помощью которого абстрактное понятие выражается посредством аналогии. Обычно считается, что у метафоры нет никаких отличительных особенностей, что они, скорее, в той или иной степени нарушают буквальный смысл, и в результате такого нарушения возникают эмотивные и когнитивные эффекты. Метафоры и другие формы фигурального языка (например, см. сравнение) давно привлекают психологов в связи с вопросами о том, как они распознаются и понимаются, в чем заключается различие между "хорошей" и "слабой" метафорами, какую роль они играют в коммуникации, как такие причудливые приемы усваиваются детьми и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

МЕТАФОРА

En.: Metaphor

Традиционное (со времен Аристотеля) определение таково: скрытое уподобление или образное сближение слов на основе их переносных значений: например, «корабль вспахивает море».

Метафора настолько привычна, что ее перестают замечать (Villien, 1989). Эриксон пользуется этим понятием, обращаясь к этимологии (metapherim нести сверх) для обозначения «средства, позволяющего вносить новые значения в сознание» (Erickson & Rossi, 1979).

В действительности слово или фраза могут быть носителями ассоциаций или иметь много разных значений; рассказанная история также может нести в себе скрытый смысл... Мы привыкли говорить о метафоре или о метафорическом подходе в широком смысле, чтобы обозначить способ выражения, несущий в себе множество всевозможных значений. В метафоре содержится явное послание, удерживающее внимание на сознательном уровне; более важным является второй смысл, который, как и в юморе, «продвигается» независимо и скрыто. Этот второй смысл, будучи связан с проблемами пациента, может способствовать развитию осознавания, но прежде всего он создает возможность психического упорядочивания. Он позволяет достичь психических уровней, к которым сознание не имеет доступа.

Метафора - это подход, используемый в терапии и помимо гипноза; но особое значение она приобретает в гипнозе, поскольку метафорический язык является по преимуществу языком правого полушария (Erickson & Rossi, 1979).

Метафора, в частности, позволяет выходить за пределы психологических ограничений (Erickson & Rossi, 1979). Одной из своих пациенток, склонной к суициду, Эриксон с энтузиазмом рассказывал о круговороте жизни с помощью метафор, почерпнутых им в городском ботаническом саду (Lodeon, 1986). Благодаря этому молодая женщина решается внести новое содержание в свою жизнь и вскоре покидает город, никого не предупредив.

Если же метафора по той или иной причине не подходит пациенту (если в основе ее лежит неверное предположение), пациент не воспримет ее, и ничто не будет потеряно. Супружеской паре, страдавшей сексуальной дисгармонией, Эриксон как бы в виде отступления рассказывает о ресторанных «удовольствиях»... например о том, что некоторые любят аперитив, а другие предпочитают сразу приступать к основному блюду и т. д. (Haley, 1973/1984).

Но если пациенты узнают свою проблему, Эриксон дает обратный ход и начинает говорить о другом. Многочисленные истории, рассказанные Эриксоном, были прежде всего полезными метафорами. Названия глав в книге Розена, где собраны эти истории (1982/1986), указывают направления: изменить бессознательное, довериться бессознательному, обучение на опыте, принять на себя ответственность за свою жизнь, обрести непредвзятый взгляд и т. д.

Открытая метафора ограничивается лишь намеком на актуальные или минувшие проблемы. Важно, что «метафора «облечена» реальностью, актуальной для того, кто ее слушает» (Turner, 1989).

Умение предлагать метафоры достигается в результате внимательного анализа клинических случаев, однако лучшие метафоры рождаются спонтанно в течение сеанса (см. переходное пространство). Когда метафора создается прицельно, мы охотнее называем ее метафорическим внушением.

Источник: Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. - М, 2003 г

Метафора (metaphor)

Аналогия для характеристики семейных отношений или симптома, используется в качестве психотерапевтического приема.

Источник: Д.Браун, Д.Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге, 2007 г

Метафора

сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность объектов.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения. — СПб., 2003, глоссарий по книге

Метафора

Аналогия или сравнение, находящее сходства между двумя абсолютно непохожими вещами.

Источник: Дайана Халперн. Психология критического мышления, 2000 г./ Термины по книге

Метафора

греч. metaphora - перенос) - иносказание, выражение абстрактного представления посредством образной аналогии. В силу отклонения значения метафоры от точного смысла понятия метафора всегда порождает дополнительные аффективные и когнитивные коннотации. Толкование метафор часто используется при изучении расстройств мышления и интеллекта.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Метафора смысла и адиафора отражения

Шабанов Лев Викторович
На стыке новых политических, межэтнических и интернациональных связей в науке именно метафора часто становится причиной коммуникативных барьеров внутри гуманитарной науки. В итоге мы получаем вместо метафоры адиафору. Встает проблема качества человеческой деятельности в условиях ускользающей социальности, отчуждения, когда метафоры превращаются в игру словами
Скачать PDF

Нейрология и компьютерная метафора в исследовании религии

Кудашов В.И.
Скачать PDF

Синергетическая метафора сознания

Улановский А.М.
Скачать PDF

Эмоциональное «Выгорание» -метафора или реальность

Полякова Ольга Борисовна
Углублено понимание феномена «эмоциональное истощение». Выявлены психологические особенности эмоционального истощения психологов и педагогов: уровень выше среднего чувства уверенности в себе, среднюю степень накапливаемого эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне, средний уровень активности, астенического состояния, состояния эйфории, спокойствия тревожности,нергичности усталости, приподнятости и -одавленности. Особо подчеркнута необходимость учитывать и опираться при осуществлении профпросвещения и психопрофилактики следующие результаты: практическое отсутствие тревожности и депрессивного состояния, уровень ниже среднего невроза, невротизации и чувства беспомощности, уровень выше среднего самочувствия и настроения.
Скачать PDF

Знак, метафора, символ - методология субъектности

Волкова Д.Э., Орлов А.Б., Орлова Н.А.
В статье с опорой на философскую и психологическую зарубежную и отечественную традиции рассматриваются три формы опосредования: знаковая, метафорическая и символическая; анализируется их связь со становлением субъектных смысловых структур человека, а также их роль и место в психотерапевтическом процессе. Выделяются, дифференцируются и описываются знаковые, метафорические и символические способы выражения внутренних содержаний клиента в процессе психотерапии, показывается связь способов опосредования с трехаспектной структурой субъектности, выделяемой в триалогическом подходе.
Скачать PDF

Метафора в диагностическом инструментарии педагога

Евдокимова Елена Гершечевна
Изложены данные теоретического анализа проблемы диагностических средств изучения смыслообразования. Показано, что обращение преподавателя к метафоре для изучения процессов смыслообразования учащихся позволяет расширить диапазон имеющихся средств педагогической диагностики. Отмечено, что метафора отображает процессы смыслообразования за счет субъективного компонента. Представлены результаты изучения смыслообразования с помощью метафор (итоговой рефлексии) у аспирантов СГУ (выборка N = 88 чел.) по поводу их участия в педагогическом взаимодействии. Выявленные ведущие образовательные стратегии (автономии, присвоения, участия) позволят педагогам дифференцировать стиль взаимодействия с учащимися.
Скачать PDF

Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами

Вачков Игорь Викторович
На основе собственного опыта автор указывает на большие потенциалы метафоры для повышения уровня самосознания педагогов в специальном психологическом тренинге. Раскрывается значение метафоры как для гуманитарных областей знания (на примере психологии), так и для точных наук (на примере математики). Утверждается, что поскольку каждый человек оказывается носителем особого, свойственного только ему семантического пространства, многие элементы которого метафоричны, то можно выделить набор индивидуальных метафор. На этой основе была создана оригинальная авторская технология, неоднократно применявшаяся в работе с педагогами.
Скачать PDF

«Синергетическая метафора» в психологии художественного развития

Глотова Галина Анатольевна, Бочкарев Леонид Львович
В статье в структуре художественного сознания выделены такие составляющие, как смыслы, значения и чувственная ткань художественного сознания. Для анализа изменений и развития художественного сознания использована синергетическая модель. Дана характеристика стадий преобразования художественного сознания при взаимодействии человека с феноменами искусства, отличающимися новизной.
Скачать PDF

Исследование социально-психологической зрелости студентов с помощью методики «Я-метафора»

Погорова Райшат Исмаиловна
В статье приводятся результаты исследования изменений, происходящих в выраженности социально-психологической зрелости студентов, обучающихся по различным направлениям в образовательных учреждениях Северного Кавказа и Западной Сибири, за период подготовки в вузе. Автор использует методику «я-метафоры». Выявлено, что особенность становления социально-психологической зрелости студентов-психологов в сравнении со студентами-естественниками и гуманитариями состоит в ориентации на характер социального запроса к своей профессии.
Скачать PDF

Метафора как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Соловьева Анна Владимировна
Метафора, как один из методов активного обучения, направлена на развитие способности квалифицированно (с высокой степенью самостоятельности) решать разнообразные профессиональные задачи. Это идеальный метод ненавязчивого воздействия, ориентированный прямо на бессознательное, поскольку обладает таким важным свойством, как способность снимать сопротивление. Психологический механизм действия метафоры перенос на предмет, образ или на ситуацию, отключающий возможные стереотипы мышления, поведения и реагирования, типичные для данной ситуации. Выделяют экстраполяцию скрытых смыслов, пробуждение творческих ресурсов воображения, семантическое опосредование, актуализацию архетипов, фасилитацию. Метафора отстраняет человека от проблемы, обходя его инстинктивные защитные механизмы, переводит фокус внимания с видения преград на видение возможностей и готовых алгоритмов действий, что и делает ее важным инструментом повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков. Яркость, сюжетность и образность метафоры представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков.
Скачать PDF

Исследование транскоммуникативных проявлений личности в метафорическом сюжете индивидуальной сказки

Лебединская Светлана Владимировна
В статье описываются принципы транскоммуникативного анализа индивидуальных сказок. Базовой теоретической моделью исследования является коммуникативный подход В. И. Кабрина. Описана динамика транскоммуникативных тенденций в метафорическом сюжете индивидуальной сказки. The paper presents the principles of transcommunicative analysis of individual fairy-tales. The basic conception of the research is the Communication Model of V. I. Kabrin. The author of the paper describes the dynamics of transcommunicative displays in the metaphorical subject of an individual fairy-tale.
Скачать PDF

Особенности и барьеры непонимания в процессах метафорического моделирования смыслов

Шабанов Л. В.
Рассмотрен феномен перехода смысла метафоры в адиафору. Анализ проблемы дается на примерах бытовой линии общения и в научном объяснительном поле, исходя из контекста качества человеческой деятельности в условиях, когда метафоры превращаются в малопонятную игру словами.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!