МЕТАФОРА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕТАФОРЫ

Истории, притчи и аналогии.

Источник: Бендлер Р. Краткий глоссарий НЛП

Метафора
сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность объектов.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Метафора
Аналогия или сравнение, находящее сходства между двумя абсолютно непохожими вещами.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

МЕТАФОРА
метафорический язык - вербальный, телесный или художественный - широко используется в Гештальте.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

Метафора (metaphor)
Аналогия для характеристики семейных отношений или симптома, используется в качестве психотерапевтического приема.

Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001

Метафора
непрямое общение с помощью историй и речевых оборотов, подразумевающих сравнение. В НЛП под метафорами понимают сравнения, истории, иносказания и аллегории.

Источник: Мак-Дермот Я. Краткий глоссарий НЛП

метафора
[metaphor] Качество, приписываемое чему-либо, хотя и не употребляемое в буквальном смысле (например, «ледяной» взгляд); термин применим к традиционным категориям болезней у пациентов, которые могут влиять на жалобы, эмоциональные реакции пациентов и виды предпринимаемого лечения.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Метафора
греч. metaphora - перенос) - иносказание, выражение абстрактного представления посредством образной аналогии. В силу отклонения значения метафоры от точного смысла понятия метафора всегда порождает дополнительные аффективные и когнитивные коннотации. Толкование метафор часто используется при изучении расстройств мышления и интеллекта.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МЕТАФОРА
Лингвистический прием, с помощью которого абстрактное понятие выражается посредством аналогии. Обычно считается, что у метафоры нет никаких отличительных особенностей, что они, скорее, в той или иной степени нарушают буквальный смысл, и в результате такого нарушения возникают эмотивные и когнитивные эффекты. Метафоры и другие формы фигурального языка (например, см. сравнение) давно привлекают психологов в связи с вопросами о том, как они распознаются и понимаются, в чем заключается различие между "хорошей" и "слабой" метафорами, какую роль они играют в коммуникации, как такие причудливые приемы усваиваются детьми и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МЕТАФОРА
(Metaphor, Metapher). Определение и исследование одного путем обращения к образу другого. М. используется как сознательный поэтический прием и всегда употреблялась сказителями и писателями, чтобы придать пикантную «изюминку» таинственному или «выразить невыразимое». Миф, ритуал и религия используют М. Юнговское положение о наличии в психике глубинного хранилища непредставимых образов, называемых архетипами; его определение символа как наилучшего возможного выражения все еще неустановленного факта; его настойчивость в том, что интерпретация должна быть добросовестной и по возможности более близкой к образу сновидения; его указание на связь психического функционирования самости с образом Бога; и его утверждение, что смысл в большей степени, нежели лечение, облегчает страдание, вызванное неврозом — все эти положения аналитической психологии Юнга основываются на предположении, что психика мыслит образами и ближайший этому рациональный эквивалент есть аналогия или М. Таким образом, юнговский метод амплификации подразумевает не .просто обеспечение более полного критерия для интерпретации; он является еще и поиском подходящей М. Из последней рациональное эго может выяснить или приблизиться к пониманию психического сообщения, тогда как сама психика может переориентироваться с помощью обогащенного в сознании образа. См. ИМАГО.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

МЕТАФОРА
Metaphor; Metapher) - определение и изучение одного путем обращения к образу другого; используется как сознательный литературный или терапевтический прием и всегда употреблялась сказителями и писателями, чтобы придать известную пикантность таинственному или "выразить невыразимое".
МИР ВООБРАЖАЕМЫЙ (Mundus Imaginalis - лат.) - постюнгианский термин; относится к определенному уровню (или порядку) реальности, расположенному точно посередине между чувственными впечатлениями тела и развитой когнитивностью (или духовностью); может пониматься как местоположение архетипической образности или как взаимодействующее и межсубъектное поле образов, благоприятствующее взаимоотношению двух людей, например аналитику и пациенту.
МИР ЕДИНЫЙ (Unus Mundus - лат.) - взгляд на мир, который существенно отличается от причинного объяснения; основание для попыток распознать смысл.
Внимание здесь сосредоточивается, главным образом, на отношениях, существующих между "вещами", а не на самих "вещах", а в последующем на отношениях между отношениями.
Это понятие, или образ, используется Юнгом, чтобы говорить о наличии внутренней связи каждого слоя существования со всеми другими слоями и, в меньшей степени, о существовании трансцендентного или сверхъестественного плана для координации отдельных частей. К примеру, тело и психическое являются взаимосвязанными, аналогичной может быть и взаимосвязь между психикой и материей.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

МЕТАФОРА
троп, употребление слов и выражений в переносном смысле, исходя из сходства, аналогии; сближение в речи двух предметов по сходству или контрасту. Напр., "зубы белые как сахар", "иностранец Василий Федоров". В метафорическом значении могут употребляться как имена предметов, так и обозначения из признаков (глаголы, прилагательные, наречия), напр., "острая бритва" ? "острое слово" или (в классе имен): "дубина ? "наш директор - дубина".
Отдельно выделяют гиперболические М. (или метафорические гиперболы) типа: "наш швейцар - настоящий Геркулес". М. свойственны поэтической речи: "Метелица как медведица. Весь вечер буянит зло. То воет внизу под лестницей, То лапой скребет в стекло" (Э. Асадов), "Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя" (А. Пушкин), "Аэродром для комаров мой лысый череп" (Е. Евтушенко). Такие М. называют образными или поэтическими. От них отличают лексические М. - мертвые или окаменевшие, стертые М. типа "лист бумаги", "ветер перемен", "оскал капитализма", "герой дня".
С помощью М. в художественной речи могут выражаться контраст и ирония, напр., "Скрытый кустами и темнотой, он видит, как теща сидит за столом и ест мясо. "Я ем совсем мало, я ем как птичка - а вечером вообще не ем", - говорит она обычно; хорошо освещенная, она сидит и рвет мясо большими кусками … как птичка. Как орел" (В. Маканин). Ср. ГИПЕРБОЛА, КЕННИНГ, МЕТОНИМИЯ.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Метафора
(греч. metaphora — перенос) — механизм речи, со стоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс явлений, для характеризации предмета (явления), входящего в другой класс явлений, аналогичного данному в каком либо отношении. В широком смысле применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении. В науке не существует единого и строгого определения метафоры. Акцентируя отдельные свойства метафоризации, большинство существующих определений не может претендовать на полноту описания понятия. Причина кроется в самой природе М., сложной, допускающей различные подходы и толкования. С одной стороны, феномен метафоризации можно рассматривать как чисто языковой, подчиняющийся определенным правилам языковой трансформации, с другой — метафоризация представляет собой специфическую форму творческого мышления, характеризующуюся «опорой на смыслы». Р. Барт охарактеризовал парадоксальность М. как «институциализированную субъективность» (BarthesR. 1970). Взгляд на М. как на один из механизмов развития креативности в последнее время становится все более популярным (Н. А. Басилая, К. К. Жоль). Внимание ученых привлекает прежде всего перспективная функция М., возможность рассматривать метафоризацию как одну из разновидностей эвристик, интуитивный поиск новых творческих решений (B. P. Dauenhauer). В качестве основной функции метафоризации выделяется порождение нового значения в процессе столкновения старых значений за счет механизма доминанты смысла над значением.
Метафоризация основывается на установлении отношений сходства, отличного от сравнения. В М. структурные элементы равноправны. Новое значение рождается за счет столкновения старых, при этом каждое из них изменяется, но не теряет своей автономности. Такое столкновение aктивизирует чувственные компоненты старых значений, способствует возникновению сложной динамической системы, в которой пульсируют новые смыслы. Форма, фактура, структурные связи и семантическое наполнение метафорической конструкции могут меняться в зависимости от разных социокультурных контекстов. Неизменной остается функция порождения нового значения, знания, мироощущения. М. — результат индивидуального видения и чувство вания. В основе ее лежит уникальная система аффективно–семантических связей. Поэтому доминантa cмысла над значением выделяется как один из наиболее характерных признаков М. и метафоризации.
(Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

МЕТАФОРА

En.: Metaphor
Традиционное (со времен Аристотеля) определение таково: скрытое уподобление или образное сближение слов на основе их переносных значений: например, «корабль вспахивает море».
Метафора настолько привычна, что ее перестают замечать (Villien, 1989). Эриксон пользуется этим понятием, обращаясь к этимологии (metapherim нести сверх) для обозначения «средства, позволяющего вносить новые значения в сознание» (Erickson & Rossi, 1979).
В действительности слово или фраза могут быть носителями ассоциаций или иметь много разных значений; рассказанная история также может нести в себе скрытый смысл... Мы привыкли говорить о метафоре или о метафорическом подходе в широком смысле, чтобы обозначить способ выражения, несущий в себе множество всевозможных значений. В метафоре содержится явное послание, удерживающее внимание на сознательном уровне; более важным является второй смысл, который, как и в юморе, «продвигается» независимо и скрыто. Этот второй смысл, будучи связан с проблемами пациента, может способствовать развитию осознавания, но прежде всего он создает возможность психического упорядочивания. Он позволяет достичь психических уровней, к которым сознание не имеет доступа.
Метафора - это подход, используемый в терапии и помимо гипноза; но особое значение она приобретает в гипнозе, поскольку метафорический язык является по преимуществу языком правого полушария (Erickson & Rossi, 1979).
Метафора, в частности, позволяет выходить за пределы психологических ограничений (Erickson & Rossi, 1979). Одной из своих пациенток, склонной к суициду, Эриксон с энтузиазмом рассказывал о круговороте жизни с помощью метафор, почерпнутых им в городском ботаническом саду (Lodeon, 1986). Благодаря этому молодая женщина решается внести новое содержание в свою жизнь и вскоре покидает город, никого не предупредив.
Если же метафора по той или иной причине не подходит пациенту (если в основе ее лежит неверное предположение), пациент не воспримет ее, и ничто не будет потеряно. Супружеской паре, страдавшей сексуальной дисгармонией, Эриксон как бы в виде отступления рассказывает о ресторанных «удовольствиях»... например о том, что некоторые любят аперитив, а другие предпочитают сразу приступать к основному блюду и т. д. (Haley, 1973/1984).
Но если пациенты узнают свою проблему, Эриксон дает обратный ход и начинает говорить о другом. Многочисленные истории, рассказанные Эриксоном, были прежде всего полезными метафорами. Названия глав в книге Розена, где собраны эти истории (1982/1986), указывают направления: изменить бессознательное, довериться бессознательному, обучение на опыте, принять на себя ответственность за свою жизнь, обрести непредвзятый взгляд и т. д.
Открытая метафора ограничивается лишь намеком на актуальные или минувшие проблемы. Важно, что «метафора «облечена» реальностью, актуальной для того, кто ее слушает» (Turner, 1989).
Умение предлагать метафоры достигается в результате внимательного анализа клинических случаев, однако лучшие метафоры рождаются спонтанно в течение сеанса (см. переходное пространство). Когда метафора создается прицельно, мы охотнее называем ее метафорическим внушением.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
115.41 кб

Метафора смысла и адиафора отражения

Шабанов Лев Викторович
На стыке новых политических, межэтнических и интернациональных связей в науке именно метафора часто становится причиной коммуникативных барьеров внутри гуманитарной науки. В итоге мы получаем вместо метафоры адиафору.
Читать PDF
254.17 кб

Нейрология и компьютерная метафора в исследовании религии

Кудашов В. И.
Читать PDF
125.54 кб

Синергетическая метафора сознания

Улановский А. М.
Читать PDF
172.66 кб

Количественная метафора как основа формирования непространственных значений параметрических прилагат

Ташлыкова М. Б.
Читать PDF
147.02 кб

Коллекционный кабинет XVII века как метафора микрокосма

Павлова Ю. Б.
Читать PDF
138.39 кб

Экономическая метафора в современном педагогическом дискурсе

Кабаченко Екатерина Геннадьевна
Читать PDF
3.91 мб

Эмоциональное «Выгорание» -метафора или реальность

Полякова Ольга Борисовна
Углублено понимание феномена «эмоциональное истощение».
Читать PDF
208.06 кб

Знак, метафора, символ - методология субъектности

Волкова Д. Э., Орлов А. Б., Орлова Н. А.
В статье с опорой на философскую и психологическую зарубежную и отечественную традиции рассматриваются три формы опосредования: знаковая, метафорическая и символическая; анализируется их связь со становлением субъектных смысловых
Читать PDF
392.22 кб

Метафора паутины в повести Е. И. Замятина «На куличках»

Коржов А. С.
Читать PDF
170.72 кб

Метафора в математическом обучении в школе с гуманитарным уклоном

Дворецкая Галина Зуфаровна
Читать PDF
145.96 кб

«Педагогическое наследие» как метафора в современном педагогическом дискурсе

Абзалов А. Ф., Костоусов Н. С.
Читать PDF
281.46 кб

Метафора в диагностическом инструментарии педагога

Евдокимова Елена Гершечевна
Изложены данные теоретического анализа проблемы диагностических средств изучения смыслообразования.
Читать PDF
454.61 кб

Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами

Вачков Игорь Викторович
На основе собственного опыта автор указывает на большие потенциалы метафоры для повышения уровня самосознания педагогов в специальном психологическом тренинге.
Читать PDF
371.31 кб

Метафора как компонент познавательного процесса

Кириллова Г. Д., Карпук С. Ю.
Читать PDF
191.12 кб

2016.04.022. ПАРШИН П.Б. ТЕРРИТОРИЯ КАК БРЕНД: МАРКЕТИНГОВАЯ МЕТАФОРА, ИДЕНТИЧНОСТЬ И КОНКУРЕНЦИЯ. -

Гусейнова И.А.

Похожие термины:

  • Гендерная метафора

    это сравнительно новое понятие является, с одной стороны, частным случаем телесной метафоры, с другой, - обозначает перенос не только физических, но и всей совокупности духовных качеств и свойств,
  • МЕТАФОРА ГИПНОТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

    En.: Metaphor for the hypnotic situation 1. Использование метафор или аналогий перед погружением в гипноз может помочь некоторым пациентам понять, чего от них ждут: «Когда бывает скучно, часто начинают грезить...» 2.
  • КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА

    син. концептуальная метафора; cognitive/conceptual metaphor) – одна из форм концептуализации, когнитивный процесс, который выражает и формирует новые понятия и без которого невозможно получение нового знания.
  • Телесная метафора

    термин, введенный в научное описание представителями когнитивного направления в лингвистике М. Джонсоном и Дж. Лакоффом (Jonson, Lakoff). Согласно когнитивной теории, изучающей способы хранения и обрабо
  • КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТАФОРА

    аналогия между строением психики человека и информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными с целью получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации.
  • ЗЕЙГАРНИК МЕТОДИКА СООТНОШЕНИЯ ПОСЛОВИЦ, МЕТАФОР И ФРАЗ

    Зейгарник Б.В., 1934]. Патопсихологическая методика для исследования особенностей мышления. Выявляет такие расстройства мышления, как соскальзывания, разноплановость, нарушения целенаправленности
  • Зейгарника методика соотношения пословиц метафор и фраз

    (Зейгарник Б. В.). Патопсихологическая методика для исследования особенностей мышления. Выявляет такие расстройства мышления, как соскальзывание, разноплановость, нарушения целенаправленности, н
  • ТЕРАПИЯ, ПОСТРОЕННАЯ НА МЕТАФОРАХ

    Эмпирический подход в психотерапии и прикладной психологии (психокоррекции), использующий метафору как основное лечебное(психокоррекционное)средство. Терапия с использованием метафор не предст
  • Метафоризация

    является базисным механизмом в любой творческой дeятельности. Метафора может оказаться толчком при возникновении научной теории, выступить тем направляющим «облаком» смыслов, которое определяе
  • ЯЗЫК МЕТАФОРИЧЕСКИЙ

    греч. metaphora – перенос) – 1. иносказательный с использованием идиоматических и образных оборотов, намеков и аналогий язык. Синоним: Язык фигуральный; 2. в психопатологии – то же, что язык иррелевантн
  • метафорическое внушение

    En.: Metaphoric suggestion В новом гипнозе принято использовать метафоры для внушений на бессознательном уровне. Эти активизирующие внушения доставляют бессознательному пациента нужный материал, и тем эфф
  • Метафорическое конструирование понятий

    объектом метафорического конструирования, стимулом для творчества может стать любое явление, событие, понятие, словом, все, что составляет нашу жизнь. Метафорически интерпретировать — это значит