является базисным механизмом в любой творческой дeятельности. Метафора может оказаться толчком при возникновении научной теории, выступить тем направляющим «облаком» смыслов, которое определяет бессознательные ориентиры научного поиска. Не случайно Л. С. Выготский в своей работе «Mышление и речь» как эпиграф к седьмой главе «Mысль и слово» использовал строки О. Э. Мандельштама: «Я слово позабыл, что я хотел сказать, и мысль бесплотная в чертог теней вернется». Доминанта смысла над значением приводит к тому, что в метафорической конструкции конденсируются аффективно–семантические связи, способные восприниматься не только на сознательном, но и на бессознательном уровне.
Этапы реализации метода:
1. 1. Простая редукция, анализ, толкование метафор (пословиц, поговорок, загадок, метафорических рассказов). Сведение метафор к их смысловому значению, преобразование их в суждение, не имеющее метафорического характера.
2. Метафорические аналогии — соотнесение пословиц, метафорических фраз и подбор метафор с идентичным смыслом.
3. Анализ метафор в художественных текстах и продуцирование метафор с аналогичным смыслом.
4. Художественные аналогии — поиск художественного эквивалента (выбор картины к поэтическому или музыкальному тексту и т. д.).
5. Стилизация — сочинения «в метафорическом стиле…».
6. Выбор и продуцирование метафорического символа. Эта группа методик связана с концепцией Л. С. Выготского об опосредованном характере высших психических функций.
7. Замещение качества одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта, значения, смысла, мироощущения.
8. Создание собственных художественных вариантов метафор. (Барышева Т. А.)
90.25 кб
Метафоризация как инструмент обеспечения личностно-ориентированного образования
Рассмотрено использование метафор в качестве инструмента реализации личностно-ориентированного образования и перехода к смысловой педагогике.