ЛИЧНОСТЬ: РАЗВИТИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
высший уровень развития психики; имеет специфические этапы и рубежи развития личности, приведенные ниже на схеме.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Развитие личности
Физическое и психическое развитие человеческого индивидуума до полноценной личности, а также непрерывное дальнейшее развитие всех сторон личности. Е. л. осуществляется всегда в практическом, социальном по характеру жизненном процессе, причем формирующиеся личностные свойства определяются конкретными условиями жизни, в которых растет данный индивидуум. К этим свойствам относятся и задатки индивидуума, которые в качестве возникших в филогенезе генетических кодов определяют в основном его физическое, но также психическое развитие. Заболевания (неврологические и психические), в особенности в раннем возрасте, могут серьезно навредить развитию личности. В принципе, чем раньше наступают повреждения нервной системы, тем глубже они отражаются на развитии личности. Изменение в сформированной уже личностной структуре может наступить и в более позднем возрасте, главным образом в связи с развитием психических и неврологических заболеваний.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Развитие личности
процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностноопосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. А. В. Петровский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
изменение ее количественных и качественных свойств. Р. л. – это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием двух факторов – биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. является совместная деятельность, где осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение – это только начальная точка отсчета Р. л. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Развитие личности
Развіццё асобы / Development of personality– понятие Р. в психологии наиболее ярко отражается при рассмотрении конкретных предметов психологического исследования, в первую очередь– личности. Р. личности также представляет значимую теоретическую и практическую проблему для психологии. Р. личности– это формирование и изменение ее количественных и качественных свойств, элементов и структуры в процессе филогенеза под воздействием факторов социализации и активности самого человека. В ходе Р. личности формируются ее новые системные качества– это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Р. личности проходит ряд этапов, соответствующих возрастным периодам: младенческий возраст, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст, период взрослости, включающий зрелость, пожилой возраст. В ходе этих периодов Р. личности проходит через ряд кризисов. К основным факторам Р. личности относят среду, наследственность и воспитание. При этом Р. личности не сводится к механическому взаимодействию двух факторов– биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки Р. личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к социуму, к истории, к культуре. Применительно к личности важнейшим фактором ее развития является историогенез, т. е. освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Основанием и движущей силой Р. личности является совместная деятельность, где осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение– это только начальная точка отсчета Р. личности. Другой движущей силой являются противоречия: универсальные (между биологическим организмом и физической средой) и индивидуальные (обусловленные уникальной личной историей человека); внешние (социальные) (между возможностями и желаниями человека и требованиями общества) и внутренние (борьба мотивов «хочу– могу», «хочу– надо» и т. д.). Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения от общего пути, поиска индивидуальных альтернатив. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования, таким образом, деятельность наряду с общением– важнейшие условия Р. личности. Именно в деятельности и общении происходят процессы интериоризации социального опыта и экстереоризации собственного опыта, а следовательно, и своей личности в социум.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЛИЧНОСТЬ: РАЗВИТИЕ
процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания - ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.
Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с самой референтной группой (или лицом),-определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система отношений межличностных в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы референтной принимать лишь проявления его индивидуальности, соответственные ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в деятельности совместной.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую среду социальную и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в относительно стабильную общность социальную, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы личностного становления:
1) адаптация - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответственными средствами и формами деятельности, а потому в некоей степени уподобление индивида другим членам общности;
2) индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между потребностью "быть как все" и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;
3) интеграция - детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.
Если индивид не способен преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для группы свойства личностные, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение коллективное, требовательность к себе и другим, и пр.
Поскольку ситуации адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации) и интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводятся, закрепляются соответственные личностные новообразования, в результате складывается достаточно устойчивая структура личности. Социальная ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из коих доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом группы, куда она интегрирована.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.37 мб

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Асланова Наталья Федоровна
Данная статья посвящена изучению роли образования в развитии личности.
Читать PDF
1.34 мб

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Асланова Наталья Федоровна
Данная статья посвящена изучению роли образования в развитии личности.
Читать PDF
249.74 кб

ДУХОВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Меньшиков В.М.
В статье показывается определяющая роль духовности в становлении и развитии личности; доказывается, что благодаря феномену сензитивности возможно становление всех базовых характеристик личности: сознания, духовного познания, речи,
Читать PDF
329.08 кб

Медитация и личностное развитие

Филатова А.Ф.
В статье представлены различные точки зрения на медитацию. Выделены её виды, механизмы, стадии. Показано становление медитативных практик в буддизме и индуизме. Объясняется, как медитация останавливает «поток сознания».
Читать PDF
166.93 кб

Инновационное развитие личности

Вершинская О. Н.
В основе инновационной экономики лежит инновационная активность людей. Развитие инновационного потенциала каждой отдельной личности - ключ к ее развитию. Инновационной экономики не будет без инновационного развития личности.
Читать PDF
164.90 кб

Самоуважение и развитие личности

Анисимова Ольга Михайловна, Трошихина Евгения Германовна
В статье рассматривается феномен самоуважения взрослого человека, исследуются его источники и составные части. Истоки самоуважения лежат в принятии и уважении ребенка матерью, а затем другими близкими людьми.
Читать PDF
121.73 кб

Духовное развитие личности врача

Григорьева В. Н., Трошин В. Д.
Высокая духовность и нравственность особенно необходима врачам, предназначение которых связано с уменьшением доли страдания в мире.
Читать PDF
249.16 кб

Медиатизация и развитие личности

Арпентьева Мариям Равильевна
Статья посвящена проблемам соотношения правового и нравственного пространств в решении проблем цифровых зависимостей и цифрового терроризма (преступности).
Читать PDF
285.54 кб

Сми и проблема развития личности

Рубчевский Константин Владимирович
Читать PDF
395.04 кб

Культура как мера развития личности

Казибекова Г.К.
Статья посвящена изучению культуры как меры развития личности. В ней автор акцентирует внимание читателя на значимости культуры и ее ценностей в современном обществе. Автора тревожит современное состояние духовной культуры.
Читать PDF
133.61 кб

Оценка личностного развития ученика

Решетников О. В.
В статье рассматривается роль оценки личностного развития обучающихся в повышении эффективности образовательного процесса, необходимость учета более широкого, чем только ЕГЭ, спектра показателей успешности образовательного процесс
Читать PDF
258.41 кб

Оценка личностного развития учащихся

Строкова Тамара Александровна
Внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения, в основу которых заложен компетентностный подход, требует новых критериев, процедур и инструментария измерения личностных достижений школьников.
Читать PDF
576.58 кб

Роль способностей в развитии личности

Байсеркеев Аскарбек Эсенович
В данной статье автор рассматривает теоретические основы способностей, а также место и роль способностей в развитии личности.
Читать PDF
168.93 кб

Особенности развития личности студента

Васькова Н. А., Садова Н. Г., Григоренко И. Н.
Студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.
Читать PDF
174.81 кб

Влияние рефлексии на развитие личности

Рябышева Е.Н.
В данной статье рассмотрены проблемы исследования рефлексии в отечественной психологии. Дан анализ ее особенностям, механизмам и ее проявлению в психических функциях.

Похожие термины:

  • Мотивы развития личности

    внутреннее побуждение личности расширить свой кругозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься самосовершенствованием.
  • СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

    можно выделять по ряду критериев, но практически лучше всего брать за основу единство доминирующих видов деятельности и доминирующих психологических отношений: доминирующих игровых видов деяте
  • Развитие личности аномальное

    хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Р. л. (а.) включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, за
  • ДЕВИАНТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

    отклоняющееся психическое развитие, закономерно приводящее в итоге к поступкам, противоречащим морали или праву, например, к пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству, преступлен
  • Уровень личностного развития

    Понятие судебной психологии о наличии характерных признаков развития у лиц определенных возрастных групп, при которых можно применять особые правовые нормы. См. Дееспособность; Недееспособность
  • ПСИХОГЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

    Один из вариантов патологического развития личности (наряду с патохарактерологическим развитием), приводит к образованию краевых психопатий. Включает в себя невротическое и постреактивное разв
  • Периодизация развития личности

    Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либ
  • Депрессивное развитие личности

    (от лат. deprimo). Патологическое развитие (невротическое или психопатическое) личности с постоянным нарастанием депрессивного настроения, наступающим под влиянием продолжительных или повторяющихс
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НЕВРОТИЧЕСКОЕ

    изменение личности с нарастанием стойких проявлений невроза (навязчивые состояния, приступы страха, истерические расстройства и др.).
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАРАНОИЧЕСКОЕ

    патологическое развитие психопатической личности (чаще паранойяльного круга) с образованием сложной и последовательной системы сверхценных идей определенного содержания, с которыми обычно быв
  • Паранойяльное развитие личности

    патологическое развитие личности с образованием сверхценных идей различного содержания.
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ

    (греч. pathos — страдание, logos — учение) — категория медицинской психологии, обобщающая общепсихологическую категорию — развитие психики и категорию медицины — болезнь. П. р. л. имеет две основные фо
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСТРЕАКТИВНОЕ

    Вариант психогенного развития личности. Психопатическая структура личности формируется вследствие затяжного реактивного состояния, особенно при рецидивирующем типе его течения в условиях масс
  • ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

    личностные свойства человека не считаются врожденными и начинают формироваться в первой половине дошкольного детства (до 3 лет). Те качества Л., которые начинают формироваться в ранние годы, впосл