КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 11 определений термина КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

социальное реагирование на девиантное поведение индивида системой способов воздействия для его возвращения в социально-нормативную сферу.

Оцените определение:

Источник: Юридическая психология словарь терминов

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

система способов воздействия общества и групп социальных на личность для регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в этой общности нормами. Служит решению двуединой задачи - достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом коей является контролируемый индивид, и обеспечению позитивного развития этой системы. Объектом внимания психологии в первую очередь является контроль социальный, реализуемый группами социальными. Воздействие контроля более всего испытывают на себе индивиды, чье поведение можно характеризовать как девиантное (не отвечающее нормам групповым). В зависимости от того, каковы интенсивность и "знак" этих отклонений, группа применяет те или иные санкции. Характер санкций, адекватность их использования в конкретной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально - психологического развития данной группы. Так, показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и пр.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и пр.); при этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отклонений, ни даже их направленность. Любое нарушение норм групповых воспринимается общностью как угроза ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Контроль социальный, реализуемый группой высокого уровня развития, характерен гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов группы и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой группе, но и в целом социуме.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Социальный контроль

Одна из дисциплин социальной психологии, изучающая воздействие социальной среды на человеческое поведение. Возможности (по крайней мере, теоретические) кажутся почти безграничными. Использование методов подкрепления, убеждения и пропаганды предоставляет возможность для контроля над поведением других людей. В определенном смысле, социальный контроль можно рассматривать как окончательную цель всей научной психологии, хотя эта идея не особенно радует многих психологов. Концепция социального контроля поднимает много этических вопросов — в частности, при терапии анормального поведения (см. также Этика и Социально значимые исследования).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Контроль, который общество осуществляет над индивидами внутри его. Формами такого контроля, прежде всего, являются процессы социализации и вытекающей из него интернапизации норм и ценностей общества. Этот термин обычно не используется для обозначения использования личной или групповой власти для осуществления эксплуатационного или эгоистичного контроля над другими, хотя, что и говорить, в самой природе общества такие формы социального контроля заложены. Большинство социальных теоретиков считает полезным различать отрицательный социальный контроль, который функционирует через неодобрение, насмешку, наказание, угрозу наказания и т.д., и положительный социальный контроль, который действует через награду, одобрение, материальные вознаграждения и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Контроль социальный

франц. contr?le — проверка] — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. К. с. служит решению двуединой задачи — достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид, и в то же время обеспечению развития этой социальной системы. Объектом внимания психологической науки в первую очередь является К. с., осуществляемый социальными группами. В ряде случаев нормы, принятые и одобряемые одними группами членства данного индивида, не только не совпадают, но и напрямую противоречат групповым нормам других сообществ, в которые он включен. В этой ситуации индивид оказывается в своеобразной маргинальной позиции — он, одновременно являясь членом различных групп, как правило, осознанно вынужден осуществить выбор одной из них как наиболее референтной, подчиниться ее влиянию и признать правомерность и обоснованность ее притязаний на статус контролирующей инстанции. Понятно, что вторая сторона социального влияния чаще всего оценивает его поведенческую активность как отклоняющееся, девиантное поведение. В то же время это ни в коей мере не означает, что в том случае, когда социальная общность негативно оценивает активность субъекта — своего члена, жесткость К. с. снижается. Более того, воздействие К. с. в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от того, каковы интенсивность и "знак" этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально-психологического развития конкретной группы. Так, экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отношений, ни даже их направленность. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. К. с., осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у каждого из ее членов и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой этой группе, но и в целом в социуме. М.Ю. Кондратьев

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

от фр. contrфle – проверка) – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. К. с. служит решению двуединой задачи – достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид, и в то же время обеспечению позитивного развития этой социальной системы. Воздействие К. с. в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся. В зависимости от того, каковы интенсивность и «знак» этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т. д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т. д.). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отклонений, ни даже их направленность. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Контроль социальный

от франц. contr?le — проверка] — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми нормами. Социальный контроль служит решению двуединой задачи — достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид, и в то же время обеспечению развития этой социальной системы. Объектом внимания психологической науки в первую очередь является социальный контроль, осуществляемый социальными группами. В ряде случаев нормы, принятые и одобряемые одними группами членства данного индивида, не только не совпадают, но и напрямую противоречат групповым нормам других сообществ, в которые он включен. В этой ситуации индивид оказывается в своеобразной маргинальной позиции — он, одновременно являясь членом различных групп, как правило, осознанно вынужден осуществить выбор одной из них как наиболее референтной, подчиниться ее влиянию и признать правомерность и обоснованность ее притязаний на статус контролирующей инстанции. Понятно, что вторая сторона социального влияния чаще всего оценивает его поведенческую активность как отклоняющееся, девиантное поведение. В то же время это ни в коей мере не означает, что в том случае, когда социальная общность негативно оценивает активность субъекта — своего члена, жесткость социального контроля снижается. Более того, воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т. е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от того, каковы интенсивность и «знак» этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально-психологического развития конкретной группы. Так, экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т. д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т. д.). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отношений, ни даже их направленность. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у каждого из ее членов и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой этой группе, но и в целом в социуме.

Наряду с уровнем группового развития, характер контроля в большой степени зависит от таких социально-психологических переменных, как уровень закрытости и авторитарности, стиль руководства и т. п.

По мнению многих авторитетных специалистов в области управления и психологии менеджмента, основной целью контроля является исключение элементов неожиданности и риска, удержание системы в рамках неких заданных параметров. При этом следует помнить, что «к формальным системам контроля относятся методы задания стандартов, сбор, обработка и распределение информации, а также системы оценки и материального поощрения»1. При этом, как отмечал профессор Гарвардской школы бизнеса Р. Саймонс, «измерения ориентированы на выявления ошибочных действий (ошибок) и невыполнение целевых показателей (отрицательные отклонения). Системы контроля, по сути, являются системами с отрицательной обратной связью. Отчеты систем контроля нужны в первую очередь для подтверждения того, что все идет в соответствии с планом. Любые неожиданности воспринимаются отрицательно»2. Более того, в социальных сообществах с жесткой системой контроля реакция на факты, не укладывающиеся в рамки существующих норм и стандартов, нередко строится по принципу «этого не может быть, потому, что не может быть никогда» в сочетании с репрессивными санкциями в адрес «гонца, доставившего дурные вести». Классическим примером такого рода может служить практика, сложившаяся в советской средней школе, в которой выпускнику ставили оценку «удовлетворительно», даже если он молчал на экзаменах, поскольку существовал стандарт «стопроцентной успеваемости».

Вполне понятно, что жесткий контроль не только тесно связан с такими негативными явлениями, как авторитарность, бюрократизм, закрытость, но и часто усиливает их деструктивное влияние на характер функционирования социальной системы, препятствуя развитию последней. Особенно отчетливо это проявляется в организационном контексте. На основе лонгитюдного исследования, охватившего свыше 1000 компаний США и проведенного агентством McKinsey, Р. Фостер и С. Каплан выделили шесть основных типов негативных последствий для организации, связанных с содержанием и функционированием систем контроля. С их точки зрения эти системы могут: «Искажать информацию, которую должны интерпретировать, либо не воспринимать информацию, не отвечающую ранее установленным требованиям (например, к форме представления, своевременности и доступности). Выделять лишь те аспекты, в которых легко разобраться, но не те, которые могут быть не менее важны, но не настолько очевидны и более трудны для восприятия. «Сделано то, что измерено». К этому можно добавить: «Что не измерено, то сделано». Акцентировать внимание на тех аспектах, которые имели значение тогда, когда эти системы создавались, а не на тех, которые имеют значение сейчас и в будущем. Непреднамеренно мешать лидерству и ослаблять творческие инновационные процессы. Чем новее система, тем труднее создание систем контроля. Способствовать ложному представлению о безопасности, если они не предназначены для восприятия изменения условий работы. Контрольные системы обычно самовосстанавливающиеся и, несмотря на то, что их эффективность постепенно ухудшается, долгое время остаются в эксплуатации, поскольку стоимость и сложность их модернизации очень высоки. Таким образом, системы контроля с момента их установки заручаются поддержкой тех, кто будет противиться их изменению. Эксплуатироваться с нарушением норм и правил».

По образному выражению Р. Фостера, «администраторы — приверженцы жестких методов контроля — напоминают фермеров, которые каждое утро выдергивают морковку, чтобы “проверить, как она растет”»1.

Наиболее известными и эффективными альтернативами жесткой системе контроля и администрирования являются делегирование полномочий и групповое принятие решений. По мнению одного из видных зарубежных специалистов в области организационного лидерства, Д. Максвелла, «делегирование — самый мощный инструмент, которым могут обладать лидеры; оно увеличивает их собственную производительность, а также производительность их организации. Руководители, которые не умеют или не хотят делегировать полномочия, создают препятствия для успеха»2. Однако препятствием к отказу от жесткого контроля часто является не только авторитарность лидеров, но и страх перед «анархией», «безответственностью» и т. п. Между тем, как показали многочисленные эксперименты, проведенные К. Левиным и его коллегами, делегирование и групповое принятие решения обусловливают высокую степень готовности индивида следовать данному решению даже при полном отсутствии внешнего контроля. Так, например, в ходе одного из экспериментов, проводившимся на домохозяйках, «часть из них прослушала хорошую лекцию о ценности увеличения потребления свежего молока, другая же часть была вовлечена в дискуссию, которая шаг за шагом вела к решению увеличить потребление молока. В ходе дискуссии не применялись никакие убеждающие приемы, более того, всякое давление на участников эксперимента целенаправленно избегалось. Обе группы работали равное количество времени. Изменение потребления молока проверялось через две и через четыре недели»3. Оказалось, что по прошествии двух недель количество домохозяек, увеличивших потребление молока в результате принятия группового решения, втрое превосходит число тех, кто сделал это под влиянием лекции. Мало этого, через четыре недели количество участников групповой дискуссии, реализующих принятое решение возросло еще на 10%, в то время как в среде испытуемых, прослушавших лекцию, изменений не произошло. Аналогичные результаты были зафиксированы во многих других схожих экспериментах, проведенных на различном контингенте (молодые матери, фабричные рабочие, руководители детских клубов и т. д.)

Практический социальный психолог, анализируя особенности поведенческой активности отдельных членов конкретной группы, а также комплекс норм и правил, регулирующих и систему межличностных отношений в данном сообществе, и перспективы его развития, должен отдавать себе отчет в том, насколько система партнерства и господствующая в группе шкала ценностей соотносятся с тем, что принято и одобряемо широким социумом. Помимо этого, отдельной профессионально значимой задачей практического социального психолога, если речь идет об отдельном члене интересующей его общности, оказывается необходимость учета того, какие системы ценностей главенствуют в других группах членства данного конкретного индивида и насколько эти сообщества референтны для него. Лишь с опорой на эту информационную базу возможно выстроить и тем более реализовать программу не личностно подавляющего, а именно личностно развивающего социального контроля.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с

Контроль социальный

способ саморегуляции Социальной системы (общества, общности, группы), Обеспечивающий упорядоченное взаимодействие Составляющих ее элементов посредством ценностно- нормативного (правовыми, социокультурными, моральными или иными нормами) регулирования. Контроль социальный может либо усиливать возникающие в обществе конфликтные взаимодействия, либо подавлять их (в случае тоталитарной системы политической власти), либо смягчать и институционализировать их (в демократическом Обществе).

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Социальный контроль

контроль общества над своими членами. Прежде всего это социализация, в ходе которой происходит интернализация социальных норм поведения. Это также система поощрений и наказаний. Термин обычно не используется для обозначения использования личной или групповой власти для осуществления эксплуатации других.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

1) система вырабатываемых западным обществом средств внешнего принуждения и побуждения; 2) теория на Западе, разработанная для регулирования ситуаций в обществе, когда мотивация людей к несогласию с нормами, существующими в нем, сильнее, чем мотивация к согласию с ним. Стремление к "согласию с нормами" может приводить к возникновению глубинных конфликтов личности с нормативными требованиями социума нации. Возникающая фрустрация влечений разрушает побудительную мотивацию и приводит к несогласию с социальными нормами, в том числе и этническими. Фрустрация побуждений и влечений может стать базисом для мотивации поведения, идущей вразрез с предписанными, запрещающими нормами. С. к. используется для предотвращения поиска средств и способов активного выражения этих устремлений и побуждений личности. С. к. может быть направлен на то, чтобы "загнать внутрь" нежелательные для общества побуждения индивида и "держать" их под постоянным давлением, но он не в состоянии полностью подавить все влечения людей. Излишний С. к. приводит к постоянным вспышкам насилия, терроризма, агрессии и антиобщественных действий.

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

контроль социальный

(от франц. controle – проверка) – формы и способы воздействия на личность, применяемые социальными группами, общностями для регуляции поведения их членов и приведения его в соответствие с общепринятыми нормами.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции

Шипунова Татьяна Владимировна
В статье уточняется понятие.толерантность. с учетом существования в обществах девиантных явлений. Автор рассматривает также границы терпимого отношения к инаковости, условия его распространения и поддержания в конкретном социуме. Особый акцент делается на анализ современных тенденций изменения толерантности по двум направлениям: проблемам определения.нормального. (нормативного) и.ненормального. (ненормативного) поведения и социального контроля девиантности.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности личности с выраженной потребностью в контроле себя и других лю

Шкурко Татьяна Алексеевна
Анализируется уровень выраженности потребности в контроле как критерий выделения контролирующего типа личности в социальной психологии. Предложена теоретическая модель контролирующей личности, получившая эмпирическую проверку на выборках представителей помогающих профессий. Представлены результаты исследования выраженности социально-психологических потребностей в контроле и зависимости на выборке, не связанной с помогающими профессиями, проведенгендерный анализ изучаемых потребностей, составлен социально-психологический портрет личности с выраженной потребностью в контроле себя и других людей.
Скачать PDF

Девиантология социальный контроль аддиктология превентивная наркология

Корякин С.А., Носачев Г.Н., Киселева Ж.В.
Статья посвящена вопросам взаимосвязи девиантологии, социального контроля, аддиктологии в их значении для развития и становления превентивной наркологии. Доказано, что ведущими целями превентивной наркологии являются индивид и семья как основа общества и государства.
Скачать PDF

«Опережающий» контроль развития социально-психологического процесса в КСД: образовательная методика

В настоящей статье представлены результаты педагогического проектирования методики прогностического контроля развития социально-психологического процесса в коллективном субъекте деятельности (КСД) на основе психолого-педагогической и математической методологии.
Скачать PDF

Управление социальными процессами в банке как элемент комплаенс-контроля

Сомов М. А.
Службы комплаенсконтроля и персонала заинтересованы в увеличении преданности и лояльности сотрудников финансовых учреждений. Человеческий фактор, как известно, самое слабоезвено в обеспечении комплексной безопасности банка. Для решения этой проблемы автор предлагает опираться на социальные и психологические свойства развития и функционирования групп высокого уровня развития. Конкретные и практически апробированные методы управления социально-психологическимразвитием в малых группах, помогают формировать такие отношения между членами группы, которые увеличивают их ответственность и честность.
Скачать PDF

Тенденции изменений социального контроля между группами в иранском обществе

Ахади Хадибеглу Аскер Алисахиб Оглу
Известно, что социальный контроль предполагает осуществление определенного вида действия, или инспекции в отношении общественных организаций и учреждений со стороны какого-либо гражданина, или лица. В статье рассматриваются особенности реализации социального контроля, возможности и преимущества поощрения и наказания, полномочия здесь гражданского общества и правительственных организаций. Были рассмотрены точки зрения различных социальных прослоек на проблемы социального контроля, условия реализации контроля в жизнь.
Скачать PDF

Социальный контроль отклоняющегося поведения в сфере дорожного движения

Абдульзянов А.Р.
В статье рассмотрены основные проблемы социального контроля девиантного поведения участников дорожного движения, дан социологический анализ факторов, обуславливающих отклонения детей от норм поведения на дорогах.
Скачать PDF

Потенциал контроля социальной лености в учебных группах

Стратилат Карина Николаевна, Семечкин Николай Иванович
В статье рассматриваются положительные и отрицательные последствия коллективной работы в учебных группах. Особое внимание уделяется феномену социальной лености. Описываются особенности проявления и возможные последствия данного эффекта в учебных группах. Предлагаются приемы, позволяющие учителям/преподавателям управлять социальной леностью.
Скачать PDF

О необходимости разработки контрольно-измерительных материалов для работы с ребенком с детским аутиз

Свинолупов Андрей Григорьевич
В статье обосновывается необходимость разработки и систематизации инструментального обеспечения оценивания детского аутизма, как объекта измерения и воздействия с целью изменения степени его выраженности.
Скачать PDF

Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеят

Бакаева Т.Н., Дмитриева И.А.
Скачать PDF

Особенности субъективного контроля студентов-медиков

Церковский А.Л.
Статья посвящена исследованию субъективного контроля студентов-медиков. У 432 студентов лечебного факультета были изучены следующие шкалы субъективного контроля: общей интернальности, интернальности в области достижений и интернальности в области неудач. Уровень субъективного контроля является одним из показателей социальной зрелости студента. Снижение уровня субъективного контроля ведет к эмоциональной неустойчивости, плохому самоконтролю, высокой напряженности, что может вызвать социальную дезадаптацию студентов. Анализ полученных результатов позволяет использовать методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в работе психологической службы, а также включить в комплекс психодиагностических методик, используемых на практических занятиях по курсу «Основы психологии и педагогики».
Скачать PDF

Система информационного контроля формирования профессионально важных психологических качеств сотрудн

Шленков Алексей Владимирович, Табанова Елена Виловна
Рассмотрена проблема информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК), с точки зрения системного подхода. Опора на данный подход позволяет более точно определить качество подготовки выпускников вуза к предстоящей профессиональной деятельности, степень овладения ПВПК и соответствие их профессиограммам должностей по которым ведется подготовка в вузе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!