КОНСТРУКТИВИЗМ это что такое КОНСТРУКТИВИЗМ: определение — Психология.НЭС
КОНСТРУКТ ЛИЧНЫЙ Конструктивистский подход

КОНСТРУКТИВИЗМ

Найдено 4 определения термина КОНСТРУКТИВИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНСТРУКТИВИЗМ

его основоположник - швейцарский психолог Ж. Пиаже. В результате исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие - это результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Пытаясь понять действительность, ребенок постоянно сталкивается с новыми проблемами, разрушающими уже сложившиеся представления. Фактор, побуждающий его искать новые ответы на эти проблемы, - внутренний процесс "уравновешения". Так ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, подступая ко все более сложным областям. Это продвижение определяется совместным воздействием созревания системы нервной, опыта обращения с различными предметами и таких факторов, как язык и воспитание. Наследственно и потому присуще всем только функционирование интеллекта. Поэтому все дети, проходят различные стадии в одном и том же порядке, хотя некоторые походят через все стадии, а у других развитие тормозится или блокируется на каком - то этапе из - за недостатка каких - то необходимых факторов.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

КОНСТРУКТИВИЗМ

1. В теории восприятия – общее теоретическое положение, характеризующее восприятие и перцептивный опыт как состоящие, по словам Грегори, из "мелькающих фрагментарных отрывков данных, отмечаемых чувствами и извлекаемых из хранилищ памяти, которые сами являются конструкциями, состоящими из отрывков прошлого". Суть всех конструктивистских теорий заключается в том, что перцептивный опыт рассматривается как нечто большее, чем непосредственная реакция на раздражитель. Он рассматривается как сложная "конструкция", базирующаяся на гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях. Ср. с теорией непосредственного восприятия. 2. В социальной психологии – социальный конструктивизм, подход к исследованию социальных психологических предметов с тех же самых философских позиций. Социальные конструктивисты отстаивают некоторые экстремальные, но интересные позиции, включая и положение о том, что не существует такой вещи, как познаваемая объективная действительность. Кроме того, они утверждают, что все знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Конструктивизм (constructivism)

Подход к психотерапии, в котором представление о реальности «конструируется» на основе убеждений и установок отдельного индивида, а также его знаний о своем мире.

Источник: Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге

Конструктивизм

лат. construere) - 1. в теории восприятия - общее теоретическое положение, согласно которому перцептивный опыт (восприятие) суть нечто большее, нежели непосредственная реакция на раздражитель и/или воспоминания, поскольку он базируется на неких гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях; 2. в социальной психологии – в экстремальном варианте утверждение о том, что объективной действительности не существует, а все имеющиеся знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы; 3. направление в изобразительном искусстве, имеющее целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. Типичны геометризация форм, воспроизведение производственных ритмов, создание функциональных предметов прикладного искусства.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме КОНСТРУКТИВИЗМ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Социальный конструктивизм в российской социальной психологии: особенности и перспективы

Смагина М.В.
«Объективность» модернистского мировоззрения, с его акцентом на фактах, воспроизводимых процедурах и правилах общего применения, игнорирует специфические, локализованные смыслы индивидов. Социальный конструктивизм (СК) одно из направлений постмодернистской философии. Принятие нарративного, социально-конструктивистского мировоззрения влечет за собой полезные идеи о том, как понятия власти, знания, истины обсуждаются и принимаются в современном обществе, как люди принимают и определяют себя. СК исключения интересуют больше, чем правила, специфические контекстуальные детали больше, чем обобщения. Это дает дополнительные возможности для понимания и принятия окружающего мира.
Скачать PDF

Конструктивизм поведения детей при опасности пожара

Сидоркин Владимир Александрович
Скачать PDF

Социальный конструктивизм Дж. Джерджена

Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б.
Скачать PDF

ЛИЧНОСТЬ В КООРДИНАТАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: КОНСТРУКТИВИЗМ И ДЕСТРУКТИВИЗМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Гришанина Анастасия Николаевна
В статье рассматриваются вопросы изучения личностных характеристик потребителей медиатестов, в частности, пользователей социальных сетей; выявляются особенности функционирования диалогов сетевого пространства и наличия в них экстремистских проявлений. Автор делает попытку классифицировать причины медиаагрессии, агрессивного речевого поведения, намерений размещения графической и рисуночной информации на страницах социальных сетей как основных современных каналов коммуникации. Изучается личность авторы медиаинформации. После проведённых исследований анализируются интенции авторов сообщений, приводятся тенденции и типология размещения материалов. Методы и приёмы исследований мониторинг сетевой среды, элементы контент-анализа текстов и изображений как медиаматериалов, интент-анализ и др. Анализ теоретических вопросов изучения личности, социально-психологический подход к субъекту коммуникации человеку позволяет выявить интенции и мотивы коммуникационного участия, причины создания материалов, имеющих экстремистские проявления. Автор опирается на принципы гуманистического психоанализа Э. Фромма, его типологию социальных характеристик личности и гипотезу о том, что современное общество «опредмечивает» человека, создаёт декструктивный тип личности. Практическая значимость разработки тематики заключается в том, что предпринимаются усилия к исследованию причины репостов такого рода информации, что даёт основание смоделировать социокультурную схему общения в сетевой среде. Это позволяет также подойти к разработке современных способов защиты от речевой медиаагресии и экстремистских проявлений и преодоления речевых угроз.
Скачать PDF

О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрица

Сизикова Олеся Анатольевна, Филатова Нина Петровна
Рассматривается актуальная проблема формирования у спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.
Скачать PDF

Влияние информационно-психологической безопасности на конструктивное развитие России

Пую Юлия Валерьевна
Исследуются актуальные аспекты проблемы информационно-психологиче-ского воздействия на различные категории граждан. Отмечается, что субъекты информационно-психологической безопасности одновременно являются и объектами защиты. Дается авторское определение информационно-психологической безопасности.
Скачать PDF

Формирование конструктивного проявления перфекционизма в спорте посредством психологического тренинг

Распопова Анна Сергеевна
Рассматривается влияние психологического тренинга на формирование конструктивных проявлений перфекционизма в спорте. В статье представлены данные показателей перфекционизма и личностных свойств и анализа характера взаимосвязей данных параметров до и после тренинга.
Скачать PDF

Формирование конструктивной стратегии преодоления психологических барьеров в образовательном процесс

Дроздова Н.В.
В статье рассмотрены понятия стратегия, стратегия преодоления психологических барьеров, основные характеристики стратегии преодоления психологических барьеров. Изучены стратегии преодоления психологических барьеров студентов-психологов.
Скачать PDF

Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях

Рождественская Наталия Андреевна, Мамонова Анна Михайловна
В статье рассматривается проблема формирования у подростков конструктивных стратегий поведения. Приводятся результаты исследования (по методике К. Томаса) стилей поведения современных подростков в конфликтных ситуациях. На материале развивающего эксперимента, проведенного в форме двух психологических тренингов, показано, что формированию стратегии сотрудничества способствуют упражнения на развитие способов межличностного познания, а формированию стратегии компромисса - упражнения на развитие рефлексии эмоциональных переживаний и саморегуляции.
Скачать PDF

Конструктивистский и экологический подходы к исследованию процесса зрительного восприятия: анализ ра

Меньшикова Г.Я.
В работе анализируются различия двух теоретических подходов к описанию процесса зрительного восприятия - экологического и конструктивистского. Рассматриваются данные современных экспериментальных исследований, свидетельствующие о наличии в зрительной системе разных по функциям параллельных процессов обработки информации, обозначенных в научной литературе как вентральный и дорсальный. Обсуждаются вопросы о том, возможно ли различия теоретических подходов объяснить различиями физиологических процессов обработки информации в зрительной системе человека.
Скачать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта.
Скачать PDF

Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах

Беспалов Дмитрий Викторович
В статье анализируются духовно-нравственные особенности молодежных лидеров и их влияние на последователей. Представлены результаты исследований автором динамики молодежного лидерства. Приводятся результаты эмпирического исследования качеств, присущих конструктивным молодежным лидерам, и итоги изучения деструктивного лидерства.
Скачать PDF