Подход к психотерапии, в котором представление о реальности «конструируется» на основе убеждений и установок отдельного индивида, а также его знаний о своем мире.
КОНСТРУКТИВИЗМ
Конструктивизм (constructivism)
Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001
Конструктивизм
(constructivism) — ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, который полагал, что ребенок с рождения активно вовлечен в процесс познания как своих собственных действий, так и внешнего мира.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
Конструктивизм
художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX века, провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Наиболее полное выражение К. нашел в архитектуре, дизайне, прикладном, театрально–декорационном искусстве, графике. Выразился в стремлении художников обратиться к проектированию, художественной организации материальной среды. Художники этого направления — В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанов, А. Экстер).
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Конструктивизм
лат. construere) - 1. в теории восприятия - общее теоретическое положение, согласно которому перцептивный опыт (восприятие) суть нечто большее, нежели непосредственная реакция на раздражитель и/или воспоминания, поскольку он базируется на неких гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях; 2. в социальной психологии – в экстремальном варианте утверждение о том, что объективной действительности не существует, а все имеющиеся знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы; 3. направление в изобразительном искусстве, имеющее целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. Типичны геометризация форм, воспроизведение производственных ритмов, создание функциональных предметов прикладного искусства.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
КОНСТРУКТИВИЗМ
его основоположник - швейцарский психолог Ж. Пиаже. В результате исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие - это результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Пытаясь понять действительность, ребенок постоянно сталкивается с новыми проблемами, разрушающими уже сложившиеся представления. Фактор, побуждающий его искать новые ответы на эти проблемы, - внутренний процесс "уравновешения". Так ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, подступая ко все более сложным областям. Это продвижение определяется совместным воздействием созревания системы нервной, опыта обращения с различными предметами и таких факторов, как язык и воспитание. Наследственно и потому присуще всем только функционирование интеллекта. Поэтому все дети, проходят различные стадии в одном и том же порядке, хотя некоторые походят через все стадии, а у других развитие тормозится или блокируется на каком - то этапе из - за недостатка каких - то необходимых факторов.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
КОНСТРУКТИВИЗМ
1. В теории восприятия – общее теоретическое положение, характеризующее восприятие и перцептивный опыт как состоящие, по словам Грегори, из "мелькающих фрагментарных отрывков данных, отмечаемых чувствами и извлекаемых из хранилищ памяти, которые сами являются конструкциями, состоящими из отрывков прошлого". Суть всех конструктивистских теорий заключается в том, что перцептивный опыт рассматривается как нечто большее, чем непосредственная реакция на раздражитель. Он рассматривается как сложная "конструкция", базирующаяся на гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях. Ср. с теорией непосредственного восприятия. 2. В социальной психологии – социальный конструктивизм, подход к исследованию социальных психологических предметов с тех же самых философских позиций. Социальные конструктивисты отстаивают некоторые экстремальные, но интересные позиции, включая и положение о том, что не существует такой вещи, как познаваемая объективная действительность. Кроме того, они утверждают, что все знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы.
КОНСТРУКТИВИЗМ
1. В общем случае философское учение, утверждающее и доказывающее, что то, что люди называют реальностью, на самом деле есть их собственный личностный конструкт. В соответствии с так понимаемым К. единой реальной действительности не существует, а существует множество сконструированных отдельными людьми индивидуальных миров. 2. В области восприятия К. – это общая теория, в которой восприятие характеризуется через образы, конструируемые человеком из фрагментов перцептивного опыта, получаемого при помощи органов чувств и из того, что хранится в его памяти. Согласно К., перцептивные образы рассматриваются как нечто большее, чем простая и прямая реакция органа чувств на стимулы. Предполагается, что в конструировании перцептивного опыта принимают активное участие специальные когнитивные и аффективные действия (операции). 3. В социальной психологии под К. понимается то, что точнее называют социальным К. В свою очередь люди, придерживающиеся этого учения-социальные конструктивисты-утверждают, что такого явления, как познаваемая объективная реальность, в действительности не существует. Все знания о действительности, по их мнению, представляют собой умственные конструкции членов соответствующей социальной системы. См. восприятие, идеализм, конструкт, конструктивный, перцептивный, психология социальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007