КОНСТРУКТИВИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Конструктивизм (constructivism)
Подход к психотерапии, в котором представление о реальности «конструируется» на основе убеждений и установок отдельного индивида, а также его знаний о своем мире.

Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001

Конструктивизм
(constructivism) — ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, который полагал, что ребенок с рождения активно вовлечен в процесс познания как своих собственных действий, так и внешнего мира.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Конструктивизм
художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX века, провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Наиболее полное выражение К. нашел в архитектуре, дизайне, прикладном, театрально–декорационном искусстве, графике. Выразился в стремлении художников обратиться к проектированию, художественной организации материальной среды. Художники этого направления — В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанов, А. Экстер).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Конструктивизм
лат. construere) - 1. в теории восприятия - общее теоретическое положение, согласно которому перцептивный опыт (восприятие) суть нечто большее, нежели непосредственная реакция на раздражитель и/или воспоминания, поскольку он базируется на неких гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях; 2. в социальной психологии – в экстремальном варианте утверждение о том, что объективной действительности не существует, а все имеющиеся знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы; 3. направление в изобразительном искусстве, имеющее целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. Типичны геометризация форм, воспроизведение производственных ритмов, создание функциональных предметов прикладного искусства.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОНСТРУКТИВИЗМ
его основоположник - швейцарский психолог Ж. Пиаже. В результате исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие - это результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Пытаясь понять действительность, ребенок постоянно сталкивается с новыми проблемами, разрушающими уже сложившиеся представления. Фактор, побуждающий его искать новые ответы на эти проблемы, - внутренний процесс "уравновешения". Так ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, подступая ко все более сложным областям. Это продвижение определяется совместным воздействием созревания системы нервной, опыта обращения с различными предметами и таких факторов, как язык и воспитание. Наследственно и потому присуще всем только функционирование интеллекта. Поэтому все дети, проходят различные стадии в одном и том же порядке, хотя некоторые походят через все стадии, а у других развитие тормозится или блокируется на каком - то этапе из - за недостатка каких - то необходимых факторов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОНСТРУКТИВИЗМ
1. В теории восприятия – общее теоретическое положение, характеризующее восприятие и перцептивный опыт как состоящие, по словам Грегори, из "мелькающих фрагментарных отрывков данных, отмечаемых чувствами и извлекаемых из хранилищ памяти, которые сами являются конструкциями, состоящими из отрывков прошлого". Суть всех конструктивистских теорий заключается в том, что перцептивный опыт рассматривается как нечто большее, чем непосредственная реакция на раздражитель. Он рассматривается как сложная "конструкция", базирующаяся на гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях. Ср. с теорией непосредственного восприятия. 2. В социальной психологии – социальный конструктивизм, подход к исследованию социальных психологических предметов с тех же самых философских позиций. Социальные конструктивисты отстаивают некоторые экстремальные, но интересные позиции, включая и положение о том, что не существует такой вещи, как познаваемая объективная действительность. Кроме того, они утверждают, что все знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОНСТРУКТИВИЗМ
1. В общем случае философское учение, утверждающее и доказывающее, что то, что люди называют реальностью, на самом деле есть их собственный личностный конструкт. В соответствии с так понимаемым К. единой реальной действительности не существует, а существует множество сконструированных отдельными людьми индивидуальных миров. 2. В области восприятия К. – это общая теория, в которой восприятие характеризуется через образы, конструируемые человеком из фрагментов перцептивного опыта, получаемого при помощи органов чувств и из того, что хранится в его памяти. Согласно К., перцептивные образы рассматриваются как нечто большее, чем простая и прямая реакция органа чувств на стимулы. Предполагается, что в конструировании перцептивного опыта принимают активное участие специальные когнитивные и аффективные действия (операции). 3. В социальной психологии под К. понимается то, что точнее называют социальным К. В свою очередь люди, придерживающиеся этого учения-социальные конструктивисты-утверждают, что такого явления, как познаваемая объективная реальность, в действительности не существует. Все знания о действительности, по их мнению, представляют собой умственные конструкции членов соответствующей социальной системы. См. восприятие, идеализм, конструкт, конструктивный, перцептивный, психология социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Социальный конструктивизм в российской социальной психологии: особенности и перспективы

Смагина М. В.
«Объективность» модернистского мировоззрения, с его акцентом на фактах, воспроизводимых процедурах и правилах общего применения, игнорирует специфические, локализованные смыслы индивидов.
Читать PDF
0.00 байт

Конструктивизм поведения детей при опасности пожара

Сидоркин Владимир Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Социальный конструктивизм Дж. Джерджена

Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б.
Читать PDF
0.00 байт

Личность в координатах социальных сетей: конструктивизм и деструктивизм речевого поведения

Гришанина Анастасия Николаевна
В статье рассматриваются вопросы изучения личностных характеристик потребителей медиатестов, в частности, пользователей социальных сетей; выявляются особенности функционирования диалогов сетевого пространства и наличия в них экстр
Читать PDF
0.00 байт

Конструктивизм в структуре архитектурно-стилевой айдентики Екатеринбурга

Степанов Александр Владимирович, Степанова Татьяна Михайловна
В статье рассматриваются предлагаемое авторами понятие «архитектурно-стилевая айдентика» в связи с образом места г.
Читать PDF
0.00 байт

Коммуникации как способ сопряжения частного и общественного пространства… или конструктивизм без гра

Джанджугазова Елена Александровна
Автор статьи, оперируя понятиями «пространства» и «времени»,открывает своеобразное диалоговое окно в эпоху советского авангарда,создавшего новый революционный стиль - конструктивизм.
Читать PDF
0.00 байт

Конструктивизм в архитектуре Новосибирска 20-30-х годов ХХ века

Тайченачева Татьяна Юрьевна
Читать PDF
0.00 байт

Кузбасский конструктивизм: праздник архитектурной мысли

Пилипенко Владимир Семенович
Статья посвящена архитектуре конструктивизма 1920-1930-х гг. В индустриальных городах Кузбасса, таких как Анжеро-Судженск, Ленинск-Кузнецкий, Кемерово, Прокопьевск, Новокузнецк, имеются здания той эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

Политический и политологический дискурсы этничности: конструктивизм vs реализм, как современная фаза

Тульчинский Г.Л.
Статья содержит рассмотрение возможностей применения дискур-сивных практик в политике и политической науке.
Читать PDF
0.00 байт

Критический конструктивизм виктимологии образования как методология рефлексии актуальных проблем пед

Руденский Е. В.
В статье раскрывается критический конструктивизм виктимиологии образования как инновационная методология, определяющая когнитивный вектор развития профессионально-педагогической рефлексии актуальных проблем педагогики профессионал
Читать PDF
0.00 байт

Конструктивизм в теории и практике образования

Побережный А.
Читать PDF
0.00 байт

Инструментализм vs примордиализм vs конструктивизм: стратегии развития образовательных систем в глоб

Медведева Оксана Олеговна
В статье анализируются проблемы проектирования стратегий развития образовательных систем в условиях глобализации.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ

    См. конструктивизм (2).
  • Агнозия зрительная конструктивная

    Син.: Синдром Поппельрейтера–Вольперта. Утрата способности синтезировать фрагменты предмета и его изображения, понять смысл тематического рисунка. Описали немецкий врач Poppelreiter и американский в
  • Конструктивный альтернативизм

    Constructive alternativism). Философское положение Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей интерпретации событий. Подразумевает также, что на объективную реальность можно посмотреть с
  • АПРАКСИЯ КОНСТРУКТИВНАЯ

    См. апраксия, конструктивная.
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА

    такой ответ человека на действия или высказывания другого человека, который в самом себе содержит полезные предложения о том, как решить проблему, волнующую другого человека.
  • СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    один из первых видов продуктивной деятельности ребенка; направлена на моделирование окружающего пространства и предметного мира в самых существенных чертах и отношениях; играет существенную ро
  • ЖИВОТНОЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУКТИВНАЯ

    манипулирование предметами, в результате коего животное сооружает комплексный объект: гнезда некоторых улиток, рыб, лягушек и птиц; разнообразные жилища грызунов; хатки и дамбы бобров; спальные г
  • Конструктивная деятельность животных

    манипулирование предметами, в результате которого животное (при помощи хвататель¬ных эффекторов) сооружает комплексный объект (гнезда и т.д.). К.д.ж. в некоторых случаях является важной частью инте
  • КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

    положительное влияние конфликта на социальные и психологические процессы в системе, где произошел конфликт.к. ф. к. по отношению к основным участникам выражаются в следующем. 1. Устраняются против
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА

    стремление психолога-консультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, направить ее на решен
  • КОНФЛИКТ КОНСТРУКТИВНЫЙ

    тип конфликтного Взаимодействия, в процессе и результате развертывания которого происходит устранение недостатков в Функционировании социальной системы, группы или организации, повышается эфф
  • Конструктивная конформность

    благотворное влияние, оказываемое группой на индивидуума, побуждающее его к гуманному поведению.
  • Конструктивистский подход

    Один из психологических подходов к трактовке восприятия, согласно которому восприятие представляет собой ментальную конструкцию, основанную на когнитивных стратегиях, предшествующем опыте, при
  • Социально-конструктивистский подход

    Social con structivist view) —идея о том, что люди, в том числе и ученые, не открывают реальность, а скорее конструируют или изобретают ее.
  • КОНСТРУКТИВНОЕ

    см. конструкция] - 1) относящийся к конструкции; 2) то, что можно положить в основу чего-л., плодотворный
  • ПОВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЕ

    в конфликте) – поведение личности в конфликте, направленное не только на разрешение противоречия, но также на сохранение положительного потенциала отношений с оппонентом, минимизацию негативны
  • Конструктивный результат

    Functional effect) — Благоприятное воздействие акции или изменения на систему в целом.
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОР

    Одной из методик супружеской психотерапии является С. к., который, в свою очередь, является модификацией приема «честная борьба». Суть методики заключается в том, что супругам предоставляется возм
  • Конструктивные теории восприятия

    Объяснения восприятия, основанные на принципе обратной обработки. Восприятие рассматривается как набор конструкций, позволяющих воспринимающему упорядочивать сенсорные стимулы. Это происходит
  • ТЕСТ КОНСТРУКТИВНЫЙ

    относятся к тестам проективным. Предполагают создание, конструирование целого из отдельных деталей. Среди, них известен тест мира.