КОНСТРУКТИВИЗМ
Предыдущий термин:
← КОНСТРУКТ ЛИЧНЫЙ
Следующий термин:
→ Конструктивистский подход
Содержание:
КОНСТРУКТИВИЗМ
его основоположник - швейцарский психолог Ж. Пиаже. В результате исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие - это результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Пытаясь понять действительность, ребенок постоянно сталкивается с новыми проблемами, разрушающими уже сложившиеся представления. Фактор, побуждающий его искать новые ответы на эти проблемы, - внутренний процесс "уравновешения". Так ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, подступая ко все более сложным областям. Это продвижение определяется совместным воздействием созревания системы нервной, опыта обращения с различными предметами и таких факторов, как язык и воспитание. Наследственно и потому присуще всем только функционирование интеллекта. Поэтому все дети, проходят различные стадии в одном и том же порядке, хотя некоторые походят через все стадии, а у других развитие тормозится или блокируется на каком - то этапе из - за недостатка каких - то необходимых факторов.
Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
КОНСТРУКТИВИЗМ
1. В теории восприятия – общее теоретическое положение, характеризующее восприятие и перцептивный опыт как состоящие, по словам Грегори, из "мелькающих фрагментарных отрывков данных, отмечаемых чувствами и извлекаемых из хранилищ памяти, которые сами являются конструкциями, состоящими из отрывков прошлого". Суть всех конструктивистских теорий заключается в том, что перцептивный опыт рассматривается как нечто большее, чем непосредственная реакция на раздражитель. Он рассматривается как сложная "конструкция", базирующаяся на гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях. Ср. с теорией непосредственного восприятия. 2. В социальной психологии – социальный конструктивизм, подход к исследованию социальных психологических предметов с тех же самых философских позиций. Социальные конструктивисты отстаивают некоторые экстремальные, но интересные позиции, включая и положение о том, что не существует такой вещи, как познаваемая объективная действительность. Кроме того, они утверждают, что все знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г
Конструктивизм (constructivism)
Подход к психотерапии, в котором представление о реальности «конструируется» на основе убеждений и установок отдельного индивида, а также его знаний о своем мире.
Источник: Д.Браун, Д.Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге, 2007 г
Конструктивизм
лат. construere) - 1. в теории восприятия - общее теоретическое положение, согласно которому перцептивный опыт (восприятие) суть нечто большее, нежели непосредственная реакция на раздражитель и/или воспоминания, поскольку он базируется на неких гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях; 2. в социальной психологии – в экстремальном варианте утверждение о том, что объективной действительности не существует, а все имеющиеся знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы; 3. направление в изобразительном искусстве, имеющее целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. Типичны геометризация форм, воспроизведение производственных ритмов, создание функциональных предметов прикладного искусства.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г