КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОР

Найдено 1 определение:

КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОР

Одной из методик супружеской психотерапии является К. с. (Kratochvil S., 1991), который, в свою очередь, является модификацией приема "честная борьба" (Bach G., Wygen P., 1969). Суть методики заключается в том, что супругам предоставляется возможность открыто и нетравматично обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций.

Бах и Уиген считали, что нарушения коммуникации между супругами приводят к утрате и искажениям передаваемой информации, вследствие чего взаимные ожидания и потребности не удовлетворяются и нарастает внутриличностное и межличностное напряжение. Длительное подавление супругами агрессивных эмоций во имя "семейного мифа" приводит к преобладанию монотонных и стереотипных форм взаимодействия, которые еще больше фрустрируют членов семьи, вследствие чего они часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтных поединков со взаимными оскорблениями и обидами. Бах и Уиген пришли к мысли, что для оптимизации семейных отношений вообще, а супружеских в частности, необходимо найти способы нетравматической канализации агрессии. Для этого была предложена методика "честная борьба", правила ее проведения, обучения супругов, а также система оценки эффективности.

Бахом были предложены для выявления и экспрессии агрессивных эмоций поролоновые дубинки, которыми участники групповой и семейной психотерапии наносят друг другу удары, флажки красного и зеленого цветов, с помощью которых дают знать партнеру, продолжать общение или прекращать его, а также парный прием - "совместное выколачивание ковра". Участники имитируют выколачивание пыли из ковра, причем их внимание обращают на то, кто является лидером, кто и сколько наносит ударов, какую площадь "обрабатывает" ударами каждый супруг.

Разработаны правила проведения К. с. 1. Этот метод может использоваться супругами для исследования своих разногласий лишь после подготовки в группе супружеских пар, состоящей из 8-12 человек (не менее 6 занятий продолжительностью 2 часа). 2. Правило "места и времени". Проводить К. с. нужно в отдельной комнате без эмоционально заинтересованных свидетелей - детей, других родственников. В этот день не следует планировать прием гостей, домашнее торжество, посещение театра, друзей и др. Последствия спора непредсказуемы, и "конструктивная ссора" может трансформироваться в психотравмирующий поединок супругов. 3. К. с. должен быть максимально приближен во времени к конфликтной ситуации. 4. Инициатор спора сообщает партнеру о своем намерении спорить и о предмете разговора. 5. Спор должен быть конкретным, имеющим цель совместными усилиями решить проблему, а не наказать партнера.

Основные характеристики К. с.: реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцент внимания участников на необходимости обратной связи. Участники соблюдают правила "честной игры": их высказывания отражают чувства в ситуации "здесь и теперь", они воздерживаются от обобщений типа "ты никогда не слушаешь", актуализации прошлых обид и злости, от аргументов, направленных на "слабое место" партнера - вес тела, внешность, дефекты речи и др., критики родственников ("Ты такая же глупая, как и твоя мать"), пользуются описательным безоценочным языком.

Кратохвил выделил 3 фазы К. с.: вводную (А), среднюю (Б), финальную (В) и сформулировал правила для каждого этапа. В фазе А правилом является: "Дай знать, что хочешь спорить, и назови предмет спора", в фазе Б - "Скажи, что думаешь о поведении партнера, отреагируй и критикуй", в фазе В - "Признай свои ошибки и найди положительное в партнере". Продолжительность К. с. не должна превышать 10-15 минут, а финальной фазы - 1,5-2 минуты. Психотерапевт дает команду заканчивать спор и выполнить требование финальной фазы. Партнеры завершают К. с. рукопожатием.

В группах супружеских пар обучение К. с. осуществляется с помощью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и контур роли и, после того как они идентифицировались с ними, начинают взаимодействие. Темы, которые наиболее актуальны для групп К. с., - воспитание детей, ревность, распределение обязанностей в семье, доминирование-подчинение и др. Приводим образцы ролевых разработок для мужа и жены.

Жена. Вам больше 30 лет. По профессии вы инженер. Характер работы бюрократический, не требующий особых профессиональных знаний. Заработок средний. Привычный, годами сложившийся коллектив. Рутина. Вы давно замужем. С мужем познакомились в институте. Есть ребенок, который сейчас находится в гостях у бабушки. Вам кажется, что с момента создания семьи муж занял позицию иждивенца, стороннего наблюдателя. Настоящий, увлеченный, активный он там - на работе, с сослуживцами, друзьями. Дома предпочитает ни во что не вмешиваться.

Летний день... Один из многих в вашей жизни. Сегодня с утра было холодно, поэтому вы надели шерстяное платье. Днем потеплело. Возвращаясь домой после работы, вы ехали в душном транспорте. В каждой руке у вас по тяжелой сумке с продуктами. Приходите домой и видите, что муж лежит на диване с книгой. То ли читает, то ли спит. В кухне, куда вы зашли, гора грязной посуды в мойке, грязь на полу...

Вы испытываете очень сильное чувство... Такое чувство, что... Многие мысли промелькнули в голове... Вы начинаете действовать в соответствии с этим вашим состоянием...

Муж. Вам за 30. Вы инженер одного из научно-исследовательских институтов, занимаетесь научной и конструкторской работой. Вас это захватывает. Подчас задерживаетесь на работе, так как вам хочется обсудить идеи с коллегами, доделать то, что не успели. В коллективе вас уважают как специалиста, хотя вы и не сделали блестящей карьеры. Заработок средний. Это вас не удовлетворяет, но сам характер работы "все искупает". Общественной работы вы сторонитесь. У вас семья, с женой познакомились в институте. Один ребенок, он сейчас гостит у бабушки. Дома в последние годы частые конфликты с женой. Она все время чем-то недовольна. Ей кажется, что вы уделяете семье мало внимания. Действительно, работа отнимает у вас много сил. Дома хочется отдохнуть, расслабиться, что-то обдумать. В конфликтах с женой стараетесь ее понять, иногда уступаете ей, но не всегда это получается. Сегодня вернулись домой, пообедали. На кухне оставили все как есть, решив, что уборку сделаете позже. Нужно было во что бы то ни стало дочитать книгу, которую вам дали на несколько дней.

Жена пришла с работы чуть позже обычного. Правда, вы так увлеклись книгой, что не очень обратили внимание на ее приход.

Но, услышав ее голос, откладываете книгу...

Бах и Уиген (1969) оценивали стиль спора по 9 критериям, а результаты спора - по 12 позициям. Кратохвил (1985) сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4 соответственно. При оценке стиля спора по каждой позиции психотерапевт или прошедшие подготовку участники психотерапии начисляют +1 или -1 балл. На партнеров по К. с. заполняется общий бланк оценки стиля спора, а при выраженности конфликта - бланк на каждого участника (табл. 3).

Таблица 3. К. с. по Кратохвилу. Стиль спора

+ -

1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению "здесь и теперь" Обобщение: поведение называется "типичным", ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу

2. Вовлеченность Оба увлечены, наносят и получают сильные "удары" Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.

3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая "обратная связь" Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, "шум"

4. "Честная игра" Не допускаются "удары ниже пояса" и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место

Подсчет очков Общий счет:

Супружеская пара может набрать максимум +4 балла и минимум -4. При кодировании результатов спора на каждого участника заполняется бланк "Результат спора" (табл. 4). По каждой позиции начисляется либо +1, либо -1, в результате максимальная сумма для пары составляет +8, а минимальная - -8. На каждом сеансе групповой психотерапии супруги могут получить информацию о стиле своего спора и его результативности. Набранные баллы являются фактором подкрепления определенных паттернов супружеского взаимодействия. По данным Кратохвила (1985, 1991), К. с. - это один из наиболее эффективных приемов разрешения семейных конфликтов. В последние годы (Ковалев С. В., 1990; Горелов И. Н. и др., 1991) К. с. используется в группах социально-психологического тренинга как один из основных психотерапевтических приемов.

Таблица 4. К. с. по Кратохвилу. Результат спора

+ -

1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового

2. Отреагирование Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось

3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены

4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

Подсчет очков Общий счет:

Так, члены подростковых групп либо решают в К. с. свои актуальные проблемы, либо моделируют эталоны поведения жен и мужей (Кулаков С. А., Александрова Н. В., 1994).

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Доминирующие психические состояния и тревожность у спортсменов командных и индивидуальных видов спор

Кашапов Мергаляс Мергалимович, Огородова Татьяна Вячеславовна, Филиппович Христина Николаевна
Психические состояния в спорте рассматриваются как функция, играющая значительную роль в соревновательной деятельности спортсмена, и как психологический механизм, поддающийся внешнему воздействию.
Читать PDF

Содержание программы дисциплины "физическое воспитание, специальная физическая подготовка и спор

Божко С.А.
Содержание программы дисциплины Физическое воспитание, специальная физическая подготовка и спорт„ в высших учебных заведениях, готовящих кадровых военных специалистов и офицеров запаса.
Читать PDF

Международная конференция «Controversies in stem cell transplantation and cellular therapies» («Спор

Паина, О.В., Семенова, Е.В., Афанасьев Б.В.
Научная программа конференции «Спорные вопросы в трансплантации стволовых гемопоэтических клеток и клеточной терапии» включала проведение образовательных сессий и сателлитных симпозиумов, посвященных
Читать PDF

Международная конференция «Controversies in stem cell transplantation and cellular therapies» («Спор

Паина, О.В., Семенова, Е.В., Афанасьев Б.В.
Научная программа конференции «Спорные вопросы в трансплантации стволовых гемопоэтических клеток и клеточной терапии» включала проведение образовательных сессий и сателлитных симпозиумов, посвященных
Читать PDF

О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрица

Сизикова Олеся Анатольевна, Филатова Нина Петровна
Рассматривается актуальная проблема формирования у спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.
Читать PDF

Социальный конструктивизм в российской социальной психологии: особенности и перспективы

Смагина М.В.
«Объективность» модернистского мировоззрения, с его акцентом на фактах, воспроизводимых процедурах и правилах общего применения, игнорирует специфические, локализованные смыслы индивидов.
Читать PDF

Влияние информационно-психологической безопасности на конструктивное развитие России

Пую Юлия Валерьевна
Исследуются актуальные аспекты проблемы информационно-психологиче-ского воздействия на различные категории граждан.
Читать PDF

Формирование конструктивного проявления перфекционизма в спорте посредством психологического тренинг

Распопова Анна Сергеевна
Рассматривается влияние психологического тренинга на формирование конструктивных проявлений перфекционизма в спорте.
Читать PDF

Формирование конструктивной стратегии преодоления психологических барьеров в образовательном процесс

Дроздова Н.В.
В статье рассмотрены понятия стратегия, стратегия преодоления психологических барьеров, основные характеристики стратегии преодоления психологических барьеров.
Читать PDF

Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях

Рождественская Наталия Андреевна, Мамонова Анна Михайловна
В статье рассматривается проблема формирования у подростков конструктивных стратегий поведения. Приводятся результаты исследования (по методике К.
Читать PDF

Конструктивистский и экологический подходы к исследованию процесса зрительного восприятия: анализ ра

Меньшикова Г.Я.
В работе анализируются различия двух теоретических подходов к описанию процесса зрительного восприятия - экологического и конструктивистского.
Читать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!