Автор. В.В.Рубцов.
Категория. Теория, объясняющая психическое развитие ребенка через совместную деятельность.
Специфика. Построена на анализе общей структуры деятельности, выполненного в культурно-исторической школе Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева. Новая психическая функция здесь трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия).
На материале формирования мышления показано, что:
1. Кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка, при этом тип распределения деятельности выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности;
2. Основой для выделения и дальнейшего усвоения ребенком содержания интеллектуальной структуры является выполнение им особого действия по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности); выполняя это действие, ребенок обращается к основаниям организации самой совместной деятельности, раскрывает общий для всех участников совместной работы характер того или иного предметного преобразования; при этом необходим рефлексивно содержательный анализ участниками формы строящихся совместных действий и последующее планирование адекватных предметному содержанию объекта новых форм организации совместной деятельности;
3. Форма организации совместного действия является каналом трансляции культуры, т.к. взаимодействием участников совместной ситуациичерез осуществляется опосредствование исторически сложившихся схем познавательных действий.
Литература. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. № 4, 1980, с. 79-89;
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987;
Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. № 3, 1989, с. 7-16;
Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.-Воронеж, 1996