Концепция социально-генетической психологии

Найдено 1 определение:

Концепция социально-генетической психологии

Автор. В.В.Рубцов.

Категория. Теория, объясняющая психическое развитие ребенка через совместную деятельность.

Специфика. Построена на анализе общей структуры деятельности, выполненного в культурно-исторической школе Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева. Новая психическая функция здесь трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия).

На материале формирования мышления показано, что:

1. Кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка, при этом тип распределения деятельности выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности;

2. Основой для выделения и дальнейшего усвоения ребенком содержания интеллектуальной структуры является выполнение им особого действия по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности); выполняя это действие, ребенок обращается к основаниям организации самой совместной деятельности, раскрывает общий для всех участников совместной работы характер того или иного предметного преобразования; при этом необходим рефлексивно содержательный анализ участниками формы строящихся совместных действий и последующее планирование адекватных предметному содержанию объекта новых форм организации совместной деятельности;

3. Форма организации совместного действия является каналом трансляции культуры, т.к. взаимодействием участников совместной ситуациичерез осуществляется опосредствование исторически сложившихся схем познавательных действий.

Литература. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. № 4, 1980, с. 79-89;

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987;

Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. № 3, 1989, с. 7-16;

Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.-Воронеж, 1996

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психокоррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом социально-психологического тренинга

Волобуева Ю.М.
Скачать PDF

Применение концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной ср

Авдиенко Геннадий Юрьевич
В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета. Приводится логическое обоснование возможности использования социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.
Скачать PDF

Социально-профессиональная востребованность личности: к обоснованию психологической концепции

Харитонова Евгения Владимировна
В статье представлено теоретическое обоснование концепции социально-профессиональной востребованности личности, определены основные подходы к ее изучению, а также показаны основные результаты, полученные при ее апробации.
Скачать PDF

Вариативность персонального имиджа в контексте концепций множественного «я» (социально-психологическ

Чернова Ксения Николаевна
Рассматриваются различные подходы к интерпретации персонального имиджа. Ставится вопрос о возможности понимания сложного феномена персонального имиджа через понимание теоретических оснований его рассмотрения в контексте представлений о множественном «Я». Приводятся результаты анализа современных отечественных и зарубежных концепций множественного «Я». Обоснована возможность рассмотрения в рамках социально-психологического подхода вариативности персонального имиджа в соответствии с концепциями множественного «Я».
Скачать PDF

Анализ концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде

Авдиенко Геннадий Юрьевич
В статье приводится обоснование существования психологического феномена социально-психологической комфортности образовательной среды. Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности в практике организации учебного и воспитательного процесса. Приводится логическое обоснование возможности использования социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.
Скачать PDF

Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических

Клецина Ирина Сергеевна
В статье раскрывается содержание социально-психологической концепции гендерных отношений с подробным описанием ее центральной и периферической областей. Описание центральной области концепции включает характеристику следующих компонентов: общий образ психологической реальности, центральная категория концепции, соответствующий феномен, набор основных понятий, система отношений между понятиями, базовые утверждения. При описании периферической области концепции основное внимание уделяется содержанию вспомогательных утверждений концепции и результатам эмпирических исследований, подкрепляющих теоретические положения концепции.
Скачать PDF

Я-концепциия детей с задержкой психического развития как фактор социально-психологической адаптации

Холопова Яна Александровна
Статья посвящена рассмотрению феноменологии «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии через призму социально-психологической адаптации. Показана специфика ее формирования у детей с задержкой психического развития. Особое внимание уделено взаимовлиянию особенностей «Я-концепции» у данной категории детей и уровню их социально-психологической адаптации.
Скачать PDF

Концепция социально-психологической логотерапии аномалий религиозности

Ним Евгения Генриевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Статья посвящена актуальной проблеме социально-психологического логотерапевтического консультирования лиц, попавших в поле влияния религиозных организаций и групп. Выдвинуты критерии деструктивности этого влияния, разработаны модели консультирования, связанные с типами экзистенциальных ситуаций человека.
Скачать PDF

Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза в практике пс

Авдиенко Геннадий Юрьевич
В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета с целью расширения возможностей развития личности и профессионально важных качеств будущего специалиста.The researcher explains the psychological phenomenon of social and psychological comfort of educational environment. The article proves effectiveness of using the concept of social and psychological comfort of educational environment in the practice of organizing studies and extra-curricular work by the faculty aiming to enhance opportunities for personality development and professional qualities of future specialists.
Скачать PDF

Социально-психологический аспект Я-концепции

Салтыкова Ольга Александровна
В статье изложены результаты теоретического анализа проблемы существования нескольких точек зрения к определению Я-концепции: социальные и психологические подходы, определение ее места в структуре социальной психологии. Показано, что при взаимодействии индивида с различными социальными общностями и формируется Я-концепция. Автор приходит к выводу, что социально-психологический аспект Я-концепции, являющийся пограничным для социологии и психологии, должен учитывать и общепсихические особенности структуры личности, и ее конкретносоциальную обусловленность.
Скачать PDF

Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное повед

Блясова Ирина Юрьевна
В статье представлены основные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних, рассмотрена их роль в развитии личности.The paper presents the main factors causing the socially dangerous behavior of juveniles considered their role in the development of their personality.
Скачать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: