КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО это что такое КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО: определение — Психология.НЭС
КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО

Найдено 1 определение:

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО

концепция поэтапного формирования умственных действий) - учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть этапов, на коих происходят эти изменения:

1) формируется мотивационная основа действия - складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения;

2) составляется схема ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров и указания, учет коих необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется;

3) формирование действия в материальной (материализованной) форме: субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности - на схему ориентировочной основы действия;

4) "громкая социализованная речь", когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, выступающей как опора для становящегося действия;

5) формирование действия во "внешней речи про себя": происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи;

6) речевой процесс "уходит" из сознания, оставляя в нем лишь конечный результат - предметное содержание действия (-> интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, свертывается. Практически формирование нового действия или понятия может проходить с пропуском ряда перечисленных этапов. Но расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия - все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы формирования поэтапного действий умственных. Специальная организация этой концепции при постановке цели получения действия с определенными, заранее заданными показателями обобщенности, разумности, сознательности, критичности и прочего, называется планомерно - поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются экспериментатором и жестко контролируются. Так открывается возможность установить четкие связи между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. В этом случае планомерно - поэтапное формирование умственных действий становится методом исследования психологического, разновидностью метода экспериментально - генетического (-> метод психогенетический). Практическое применение концепции формирования поэтапного действий умственных в общем и специальном обучении ставит задачу повысить качество формируемых действий и понятий у обучаемых при сокращении сроков их подготовки.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этичес

Севостьянова Елена Олеговна
Цель: формирование мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий. Методы проведения работы: теоретический анализ и моделирование, тестирование, анкетирование, эксперимент, статистическая обработка полученных результатов (t критерий Стьюдента). Результаты: Разработана процессуально-содержательная развивающая программа «Страна Добра», способствующая формированию у старших дошкольников мотивационной направленности на усвоение этических понятий. Предложенная технология в ходе экспертной оценки и по результатам апробации доказала свою теоретико-методологическую обоснованность и эффективность, может быть использована в ДОУ для детей в возрасте 6-7 лет. Область применения результатов: Авторская программа, построенная на специальной технологии, позволит практикам обучать детей мотивационной направленности, моральному выбору, позитивному применению этических понятий в жизненных ситуациях.
Скачать PDF

Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода

Нечаев Николай Николаевич
В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий. Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П.Я. Гальперина.
Скачать PDF

Формирование экспертной оценки и концепция осмысленности измерений

Пахомов Алексей Петрович
Данная публикация имеет целью привлечь внимание к проблеме корректного использования информация, содержащейся в экспертных оценках. Показано, что получение и использование экспертных оценок тесно связано с положениями теории измерения. Приводятся примеры возможных недоразумений, возникающих тогда, когда не учитываются положения концепции осмысленности измерения.
Скачать PDF

Теория поэтапного формирования как методология деятельностного подхода

Нечаев Н. Н.
В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий. Анализируется история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории Гальперина.
Скачать PDF

Междисциплинарные проблемы формирования понятийного и терминологического поля концепции психической

Беребин Михаил Алексеевич
Рассмотрены некоторые междисциплинарные терминологические и понятийные проблемы концепции психической адаптации и вызванные ими проблемы клинических исследований в медицинской психологии. Описаны некоторые примеры рассогласований в понимании проявлений психической адаптации в норме и при ее нарушениях. Проведен анализ некоторых общенаучных положений с точки зрения возможности их использования при решении теоретических проблем разработки концепции психической адаптации в медицинской психологии.
Скачать PDF

Формирование Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста

Талакова Екатерина Александровна
В статье описано комплексное исследование Я-концепции, ее компонентов и основных модальностей, проведенное с позиции гендерного подхода среди детей младшего школьного возраста исследование, ранее не проводившееся в педагогической психологии
Скачать PDF

Теоретико-методологические основы психологической концепции формирования конструктивного перфекциони

Ларских Марина Владимировна
Проблема психологического здоровья студенчества является одной из важнейших в психологической науке и практике. В данной статье представлены теоретико-методологические подходы психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма, одного из компонентов психологического здоровья студента. Конструктивный перфекционизм студента рассматривается с позиций различных подходов, а именно: системного, деятельностного, субъектного, акмеологического и интегративно-дифференцированного подходов. Вместе с тем принципиально значимыми в исследовании также представляются основные идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и духовно-православного направления в психологии. В качестве ведущих при построении модели формирования конструктивного перфекционизма студента мы используем идеи когнитивно-бихевиористического, психоаналитического, экзистенциально-гуманистического и культурологического подходов, а также основные положения биопсихосоциальной модели эмоциональных нарушений
Скачать PDF

О формировании экономической «Я-концепции» в контексте современных социальных преобразований

Пачиков Виталий Иванович
Статья актуализирована современным состоянием проблемы формирования человека как субъекта экономических отношений. В ней рассматривается структура и содержание понятия «экономическая Я-концепция» как составляющая Я-концепции во взаимосвязи с категориями «воспитание» и «социализация. Статья акцентирует внимание на экономическое воспитание как одно из средств формирования Я-конценции в современных социально-экономических условиях.
Скачать PDF

Факторы, влияющие на формирование профессиональной я -концепции студентов в процессе обучения

Пеняева С.А.
Скачать PDF

Модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в дистанционном обучении

Ковалгина Ю. Е.
В статье представлены результаты психологического моделирования процессов формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных технологий. Дается научное обоснование и описание разработанной автором психологической модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента.
Скачать PDF

Формирование антитерористического сознания на основе смысложизненныой концепции личности

Крутелева Людмила Юрьевна
В статье рассматривается возможность формирования установок антитеррористического сознания на уровне смысловых структур личности и их включенность в смысложизненную концепцию личности.
Скачать PDF

Формированиеантитерористическогосознания на основе смысложизненныой концепции личности

Крутелёва Людмила Юрьевна
В статье рассматривается возможность формирования установок антитеррористического сознания на уровне смысловых структур личности и их включенность в смысложизненную концепцию личности.
Скачать PDF

Похожие термины: