способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. Кластеры являются отражением нелинейной формы творческого мышления. (Вуджик Т. Как создать идею — СПб, 1997). Последовательность действий:
1. Посередине чистого листа написать ключевое слово (или фразу), которое является «содержательным центром» идеи.
2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, ассоциативно связанные с проблемой (Аналогия — планета и ее спутники).
3. Ассоциации соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого «спутника» появляются свои спутники, устанавливаются свои, новые логические связи.
4. В итоге получается структура, которая графически отражает размышления, определяется информационное поле проблемы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать некоторые правила:
– Не бояться записывать все, что ассоциируется с данной проблемой. Дать волю воображению и интуиции.
– Продолжать работу, пока не иссякнут идеи.
– Постараться найти как можно больше связей.
– Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сконцентрировано внимание.
Разбивка на кластеры, используемая как на этапе «ВЫЗОВА, так и на этапе РЕФЛЕКСИИ, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Предметная область применения — не ограничена.
0.00 байт
Территориальные кластеры с пониженным уровнем коррупции как инструмент антикоррупционной политики
На взгляд автора настоящей статьи одним из перспективных направлений противодействия системным проявления коррупции может стать формирование территориальных кластеров с существенно пониженными (по сравнению с общероссийскими и рег