АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫЙ Анализ клинический лабораторный

АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ

Найдено 8 определений термина АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ

математическая процедура анализа многомерного, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы - кластеры - так, чтобы объекты внутри класса были более однородными и сходными, чем объекты разных классов. На основе численных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, выражаемые в евклидовой метрике (самой употребимой) или в других. Метод широко применяется в психолингвистике.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

англ. cluster analysis) - математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей (как объективных, так и субъективных), характеризующих ряд объектов (напр., испытуемые, стимулы), сгруппировать их в классы (кластеры) т. о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в Евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое применение в психолингвистике, характерологии, антропологии, археологии и др. (В. Ф. Петренко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Кластерный анализ

clucter analysis) К. а. - это общий термин для целого ряда методов, используемых для группировки объектов, событий или индивидов в классы (кластеры) на основе сходства их характерных признаков. Несмотря на отсутствие единого определения кластера, во всех его определениях особо подчеркиваются такие условия, как сходство, однородность и близость. Если воспользоваться специальной терминологией, то кластеры можно определить как однородные подгруппы, формируемые методом, к-рый минимизирует дисперсию внутри групп (кластеров) и максимизирует дисперсию между группами. Методики кластеризации используются для установления сходных подгрупп объектов или индивидов и для построения таксономии. Т. о., они помогают исследователю в описании структуры совокупности объектов и отношений между ними, а тж в формулировании законов и утверждений относительно классов объектов. Все методы К. а. состоят из четырех осн. шагов: а) выбор мер и произведение измерений характерных признаков объектов или индивидов, подлежащих классиф.; б) задание меры сходства; в) формулирование правил и определение порядка формирования кластеров; г) применение этих правил к данным для формирования кластеров. Т. к. каждый шаг предполагает выбор из множества возможных процедур, был разраб. широкий спектр методик кластеризации. На первом шаге принимается решение о том, какие характерные признаки или свойства будут использоваться в качестве основы классиф. Конечно, это решение будет зависеть от проблемы исслед. и природы классифицируемых объектов. Хотя обычно все признаки имеют одинаковые веса, не исключается возможность выбора процедуры приписывания различных весов. Принимаемое на втором шаге решение связано с выбором подходящей меры сходства. Это м. б. число общих признаков, корреляция между признаками, метрика (пространства классиф.) или к.-л. др. мера. На третьем шаге выбирается сам метод классиф. Агломеративные методы начинают с анализа отдельных объектов или индивидов и объединяют их в группы; методы расслоения начинают с анализа полной группы и делят ее на подгруппы. Классиф. по одному признаку приводят к классам, все элементы к-рых имеют по крайней мере один общий отличительный признак; классиф., осн. на сравнении неск. признаков, приводят к группам, к-рые обладают рядом общих свойств, но не обязательно обладают к.-л. одним общим отличительным признаком. Принимаемое на четвертом шаге решение касается момента остановки процедуры классиф. или, проще говоря, определения количества сформированных групп. Это может определяться как внутренними критериями (напр., естественным разбиением полной группы на подгруппы), так и внешними критериями (т. е. тем, какая схем. классиф. приводит к наиболее полезным закономерностям). Наконец, необходимо решить, будет ли использоваться иерархическая или неиерархическая схем. классиф. При выборе иерархической схем. сформированные группы будут находиться на различных уровнях обобщенности (как в биолог. таксономиях); в случае выбора неиерархической схемы получаются группы одного уровня обобщенности (как при использовании Q-техники факторного анализа). Рез-ты этих решений будут определять подходящий метод К. а. и характер сформированных кластеров. См. также Критериальные меры, Методы эмпирического исследования, Измерение, Статистика в психологии Ф. Г. Браун

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Общее название для различных математических методов определения глубинной структуры в сложных данных. Кластерный анализ по многим аспектам подобен факторному анализу. Оба включают поиск унитарных элементов (факторов или кластеров), которые объясняют вариативность анализируемых данных.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов (напр., испытуемых), сгруппировать их в классы (кластеры) т. о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в евклидовой метрике, так и в др. метриках. Метод К. а. м. б. достаточно эффективным в изучении конфликтов. Конфликты – слишком сложное явление для того, чтобы исследовать их, не упрощая. Группировка конфликтов в кластеры (напр., конфликты между начальником и подчиненным, в которых победу одержал подчиненный) дает возможность получить информацию, которую с помощью др. процедуры добыть затруднительно.

Источник: Словарь конфликтолога

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

метод группировки экспериментальных данных в классы таксоны), построенные таким образом, что наблюдения, попавшие в один класс, в некотором смысле становятся ближе друг к другу, чем к наблюдениям из других классов. Предпочтительный тип процедуры К. а. существенно зависит от числа наблюдений. Для малых выборок (не более сотни наблюдений) используются иерархические и параллельные процедуры. Принцип работы иерархических процедур состоит в последовательном объединении (разделении) наблюдений сначала самых близких (далеких), а затем все более отдаленных друг от друга (приближенных). Наиболее часто встречаемый алгоритм иерархической процедуры — алгоритм «ближайшего соседа». Он применяется к матрице расстояний между наблюдениями и на первом шаге объединяет два самых близких наблюдения. После этого матрица расстояний пересчитывается с учетом предположения, что объединенная пара — единый кластер. Следующий такой же шаг применяется к новой матрице. алгоритма формально кончается, когда все исходные наблюдения объединяются в кластер. Реальный останов алгоритма следует сделать либо когда число кластеров окажется равным наперед заданному, либо когда все элементы матрицы окажутся превышающими заданный порог (если число кластеров заранее не известно). Параллельные процедуры предусматривают одновременный обсчет всех наблюдений на каждом шагу алгоритма. Напр., рассматриваются наблюдения подлежащие разбиению на неизвестное число классов. Для произвольного наблюдения отбираются наблюдения, находящиеся от него на расстоянии, не превышающем пороговое. Находится среднее число наблюдений (центр кластера), попавших в выделенное множество. Снова отбираются наблюдения, отстоящие от центра не далее чем на пороговое значение. Процедура повторяется до тех пор, пока центр не перестанет сдвигаться. Для точек, не вошедших в выделенный кластер, алгоритм повторяется. Если число группируемых наблюдений велико (от нескольких сотен и более), применяют последовательные процедуры. Напр., случайным образом выбирается наблюдение, объявляемое центром первого кластера. Другая точка относится к если ее расстояние от центра меньше порогового, в противном случае она объявляется центром кластера На n-м шаге, когда уже имеется кластеров, новая точка становится центром кластера или относится к одному из классов ..., Трудности применения К. а. связаны с недостаточной разработанностью критериев эффективности и допустимости кластерных процедур. Известен ряд примеров, когда применение соответствующих алгоритмов К. а. не приводит к получению устойчивой структуры экспериментальных данных. Поэтому обычно К. а. применяется в совокупности с другими методами (в частности, с факторным анализом, контролируя адекватность полученных им структур). В инженерной психологии, психологии труда и управления К. а. применяется во всех тех случаях, когда необходима оптимальная группировка объектов, оцениваемых многопараметрически (испытуемых, стимулов, шкал и т. д.). Такая задача встречается, напр., при решении некоторых вопросов профессионального отбора.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Кластерный анализ

математический метод определения глубинной структуры, близкий факторному анализу. Оба упомянутых метода включают поиск унитарных элементов (факторов, кластеров), которые объясняют вариативность получаемых данных. Иными словами, кластерный анализ позволяет различать группы объектов, явлений, имеющих относительные различия с другими группами с тем, чтобы изучать далее характеристики объектов внутри группы. Наиболее распространен метод иерархического кластерирования, он может “работать” и с “нижней”, и с “верхней” группами. В аггломеративном иерархическом кластерировании (то есть работающего «снизу») процесс начинается со многих кластеров (лат. agglomeratus - присоединенный; накопленный).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

кластерный анализ

разновидность многомерного математического анализа, позволяющего на основе многочисленных показателей вероятностных психических процессов, явлений сгруппировать их в классы (кластеры) по степени их однородности.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Факторный и кластерный анализы в контексте структурно-уровневого подхода к проблеме психологии здоро

Кузьмина Юлия Викторовна
Обсуждаются проблемы психологии здоровья и стиля жизни студентов, возможности реализации структурно-уровневого подхода с использованием в исследовании факторного и кластерного анализов. Описаны результаты исследования, полученные с помощью опросника «Оценка стиля жизни и уровня здоровья» («Как ваше здоровье?») Р. Страуба, адаптированного Г.В. Залевским.
Скачать PDF

Кластерный анализ, как метод оценки влияния личностных типологических характеристик на успешность де

Лапкин М.М., Карасев Р.П., Трутнева Е.А., Григоренко Т.М.
В статье обосновывается целесообразность использования методов многомерной статистики, в частности кластерного анализа, для выявления влияния индивидуальных личностных свойств нервной системы человека на результативность его целенаправленной деятельности.
Скачать PDF

Кластерный анализ свойств темперамента

Крупнов Александр Иванович
В статье представлен кластерный анализ различных свойств темперамента, исходя из системного строения его основных компонентов. На основании полученных данных дана качественная психологическая характеристика четырех типов темперамента.
Скачать PDF

Многомерная типология осужденных за экстремизм на основе факторного и кластерного анализа результато

Бочаров Алексей Владимирович, Мещерякова Эмма Ивановна
На группе осужденных исследуется проблема экстремизма как реального феномена современности, который наблюдается в условиях становления новой российской государственности и противоречивости формирования демократических институтов и отношений. Комплексная типологизация осужденных позволяет описать групповой психологический портрет осужденных за экстремизм. Результаты исследования станут основой разработки психологических программ выявления и развития психологических ресурсов противостояния влиянию экстремистской идеологии, будут иметь теоретическое значение для психологической науки и прикладной характер для совершенствования современной молодежной политики в РФ.
Скачать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. В статье рассматривается роль личности в формировании культуры здоровья и обеспечении душевного благополучия, важности познания структуры личностных взаимодействий в обществе. Соотнесение индивидуально- типологических личностных характеристик, сфер структуры личности и соматических аспек- тов жизнедеятельности могут быть предикторами синдрома выгорания, предрасполагающими факторами риска заболевания в условиях современного общества.
Скачать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.
Скачать PDF

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни.
Скачать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Сравнительный анализ профессиональных деструкций педагогов

Лобанова А.В., Банщикова Т.Н.
Скачать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.
Скачать PDF

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т.В., Балашов П.П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания на обладание им сознанием. Дефект психики всегда свидетельствует о нарушении сознания, даже если деформированы только волевые психические процессы. Не соответствует психологическим представлениям и отождествление в праве сознания и осознания. Признание их неидентичности, по мнению автора, имеет существенное правовое значение
Скачать PDF

Профессиографический анализ деятельности в аспекте формирования психофизической надежности специалис

Петров Сергей Александрович
В работе представлены результаты пилотажного исследования по разработке профессиографической модели специалиста в сфере организации и управления перевозоками на транспорте. Оценивалась значимость для профессиональной деятельности личностных качеств, сенсорно-перцептивных, психомоторных, мыслительных свойств; выявлялись факторы, влияющие на профессиональное здоровье специалиста, динамику работоспособности.
Скачать PDF