ЙОГА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

йога
[yoga] Основывающаяся на индуизме система убеждений и действий для поддержания физического, психического и духовного благополучия, базирующаяся на представлении о том, что полный контроль над своим телом может позволить уму и душе быть свободными от телесных влияний.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Йога
Составная часть философско-религиозного течения, возникшего в древней и средневековой Индии. Средство самопознания и освобождения человека от материальных условий бытия через освоение совокупности методов и средств, позволяющих достичь полного управления психическими и физиологическими функциями организма. Й. предполагает особый образ жизни во всем многообразии его проявлений.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЙОГА
В переводе с санскрита это означает соединение, индусская религиозная система действий и убеждений, целью которой является достижение духовного соединения с высшей сущностью. Имеется ряд различных ветвей йогической практики, в некоторых из них основное значение придается самодисциплине, физическому контролю над телом, другие являются более познавательными или психическими по своей ориентации. Cм. мистикотранс-цендентная терапия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЙОГА
религиозная система Хинди, включающая систему убеждений и определенную практику, направленные на достижение духовного союза земного человека с Высшим Божеством (в переводе с Санскрита термин Й. буквально обозначает «союз»). В практике Й. существует несколько направлений, и в некоторых из них особо подчеркивается значение специальных телесных упражнений, направленных на управление физическими состояниями тела и души для достижения состояния медитации или полного «погружения» в себя.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

йога

учение и метод управления психикой и физиологическими системами организма за счет предельно высокой степени концентрации внимания, внутренней деятельности в целях достижения высших психических состояний, счастья (нирваны). Философская основа й. – соотнесенность психофизиологии человека и Космоса. Й. является древней самостоятельной философской и религиозной системой Индии. Й. позволяет поддерживать высокую жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств. Й. пристально изучается современной экспериментальной психологией.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Йога
Это санскритское слово переводится как «соединение, связь». Подразумевается и как связь человеческой природы с Космосом. Исторически Й. развилась в среде индуизма и буддизма и до некоторой степени под влиянием философии и практики этих религий. Но сама по себе Й. не является религией, поскольку не связана с верой, ритуалами и священными писаниями. Она состоит из методов, которые были выработаны практикой йогов на протяжении тысячелетий. Эти методы, взятые из контекста, можно независимо описать и оценить с помощью современных научных инструментов. Й. иногда рассматривают как специфическую разновидность психотерапии, психической саморегуляции, цель которой - достижение особого состояния психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Йога
санкр. yoga - соединение, сосредоточение мыслей, созерцание) - индуистская система убеждений и действий, нацеленная на достижение духовного соединения с некоей высшей сущностью. Классическая философия йоги обычно основана на отвержении светской жизни как иллюзии, которую можно преодолеть, только если индивидуальное Я сольется со Всемирным Духом. Существует ряд направлений йогической практики (строгая самодисциплина, физический контроль над телом, неуклонное следование определенным принципам познания, самопознания и др.). Является вариантом мистикотрансцендентной терапии. Эффективность лечения психиатрической патологии с использованием йогической практики ставится под сомнение. Однако недавние исследования свидетельствуют о том, что с помощью современной технологии возможно уловить относительно тонкие эффекты, достигаемые при применении различных вариантов медитации и йоги (Манн, 2005).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЙОГА
(санскр., букв. связь, единение, сосредоточение, усилие) — учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии. Йога ставит целью достижение состояния «освобождения» (нирваны). Индийская система «йоги» (сосредоточивать внимание) учит тому, как с помощью тренировки ума, эмоций и тела человек может соединиться с богом и, освободившись таким образом от страданий, достичь внутреннего мира и счастья. История йоги насчитывает более 5000 лет. Отцом йоги считается великий индийский мудрец Патанджали, составивший в IV в. до н. э. сборник наставлений (сутр). По Патанджали йога — это систематические занятия, нацеленные на достижение совершенства и духовной свободы посредством контроля над телом (с помощью физических упражнений) и психикой (с помощью медитации). Первые письменные философские памятники индийской культуры — Веды (гимны знания) — были записаны около 500 г. до н. э. Несколько более поздним временем датируются комментарии к Ведам, из которых с течением времени сформировались шесть великих философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, вайшешика и ньяя, где йога являлась практическим путем самопознания. Большинство из упражнений йоги связаны с животным миром: люди обнаружили, что некоторые позы животных и птиц оказывают воздействие на организм. Существует также версия о том, что система йога появилась на Земле благодаря иной цивилизации, стоящей на более высокой ступени развития. На Западе йога получила широкую известность только в конце прошлого века, благодаря подвижничеству таких прогрессивных общественных деятелей Индии, как Вивекананда, и спустя некоторое время стала самой популярной системой физической культуры и средством самосовершенствования во многих странах мира. В Россию йога пришла из Америки и Западной Европы. Опыт показывает, что йога поддается адаптации: ее оказалось возможным приспособить к потребностям современного человека и к современному ритму жизни.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

ЙОГА
древнеиндийская религиозно-философская система личного совершенствования, связанная с системой психофизической тренировки, направленной на изменение психики за счет предельно высоких степеней концентрации внимания. Древнейшие формы йоги разрабатывались в рамках ведийской религии, ритуал коей требовал от жрецов интенсивной концентрации внимания на определенных образах. Разработка соответственных приемов привела к созданию классической системы "восьмичленной йоги". Тренировка проходит восемь этапов:
1) контроль над поступками - непричинение насилия, правдивость, избегание воровства, целомудрие, нестяжательство;
2) самообуздание - чистота, удовлетворенность, аскетическая тренировка, повторение вслух священных текстов, почитание божества;
3) правильное положение тела - система из 84-х асан (поз);
4) пранаяма, контроль дыхания - набор приемов постепенного замедления ритма дыхания, с коим связан ритм всех процессов психических, прежде всего мышления;
5) удержание чувств - прекращение деятельности внешних чувств для создания наивысшей сосредоточенности;
6) концентрация внимания на одном небольшом внешнем объекте;
7) медитация - высшая степень концентрация внимания, состояние "растворения" в объекте;
8) самадхи, трансовая медитация - сосредоточенность внимания, приводящая к утрате чувства Я; различаются трансовые состояния двух типов: в первом ощущение объекта еще не утрачивается, во втором - активность субъекта замыкается сама на себя и представление об объекте исчезает. Этот путь психофизической тренировки получил название раджа-йоги. Наряду с ним описываются упрощенные пути: бхакти-йога - культивирование контакта эмоционального с учителем либо божеством; карма-йога - совершение ритуальных действий, и пр. Тренировка по системе йоги призвана вызвать глубокие изменения в психике человека. Сюда относится способность регулировать деятельность внутренних органов, легко переносить крайние степени жары и холода, долгое время обходиться без пищи и воздуха и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЙОГА
древнеиндийская религиозно-философская система взглядов на совершенствование человека, связанная с психофизической тренировкой. Само слово Й. означает соединение, но в более широком толковании – то, что соответствует и то, что последовательно и неуклонно применяется. Суть мировоззрения Й. заключается в субъективном слиянии индивидуальной души человека с всеобщим абсолютным духом. Методы тренировок Й. позволяют вскрывать резервы физических и психических возможностей человека. Й. – это вариант системы здорового образа жизни, включающий высокие моральные принципы, альтруистические отношения. Й. – это не религия в строгом смысле этого слова, йоги надеются только на себя, и если открывают Бога, то в себе. Основные цели, которые ставит Й.: совершенное владение телом и функциями организма, достижение духовных вершин, гармонии с окружающим миром. По представлениям йогов, растение, животное, микроорганизм совершают свой цикл от рождения до смерти благодаря жизненной энергии, заключенной в воздухе, в пище, в воде. Эта энергия как животворящая сила Й. называется «праной». Й. считает необходимым уметь накапливать и расходовать прану, мысленным усилием направляя ее в те или иные области тела. Разработано упражнение: создать мысленный образ праны, благотворного ее действия и, сопровождая этот образ полным ритмичным дыханием, направлять ток к нужному месту. Вместо праны можно думать о живительном кровотоке, который надо направить к любому месту в своем организме: к пальцу, стопе, пояснице и т. д. Это помогает нормализовать и усиливать некоторые процессы, поправлять деформации и «вливать силу». Большое место в Й. занимают физические упражнения. Двигательные процессы – естественное проявление и требование организма. Без движения, как и без дыхания, нет жизни. Й. имеет 50-вековую историю. Еще древние мудрецы знали о запредельных возможностях человека, его воли, сознания и мышления. Система Й. является универсальным методом самосовершенствования. Это синтез разнообразных средств и форм воздействия – от использования цвета и звука, принятия определенных поз и контроля дыхания до проникновения в подсознание. Вершиной Й. является метод самопрограммирования, позволяющий наиболее эффективно использовать резервные возможности человеческой психики. Этот метод предполагает также умение погружаться в гипнотическое состояние, вызывать образное, яркое представление собственного Я, наделенного желаемыми качествами. Й. предполагает дисциплинирование интеллекта, ума, эмоций и воли, достижение уравновешенного состояния души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах. В книге йога Рамачарака «Раджа – йога» изложено учение йогов в психическом мире человека, развитии его Я. Й. дает возможность поддерживать жизнеспособность организма в условиях экстремальных режимов функционирования психики и содержит ценный эмпирический материал для экспериментальной психосоциологии и медицины.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Йога
yoga) Й. - санскритское слово с двумя корнями. Первый означает "медитировать", второй - "соединяться". Последнее значение, ставшее более распространенным, подразумевает связывание челов. природы с ее космическим источником. Исторически Й. получала свое развитие в индуизме и буддизме и до известной степени продолжает находиться под влиянием философии и практики этих религий. Но сама по себе Й. не является религией, к-рая зависит от веры, ритуала и священного писания. Она состоит из методов, разработанных в ходе практ. использования Й. на протяжении тысячелетий. Обычно Й. начинается там, где останавливаются медицина и психотер.: оказание помощи здоровым и адаптированным людям в достижении более высокого уровня функционирования. Это - сугубо индивидуальный процесс, проводимый под тщательным контролем учителя, к-рый постоянно руководит учеником и направляет его. Классическая философия Й. обычно основана на отвержении светской жизни как иллюзии, к-рую можно преодолеть, только если индивидуальное Я сольется с Всемирным Духом. Вследствие экзотического происхождения Й. и общего скепсиса зап. ученых относительно выдвигаемых адептами Й. экстравагантных притязаний на ее возможности, научного изучения Й. и ее достижений практически не проводилось. Однако недавние исслед. свидетельствуют о том, что с помощью совр. технологии возможно уловить относительно тонкие эффекты, достигаемые при применении различных вариантов медитации и Й. В исследованиях волновой активности головного мозга и физиолог. показателей стресса получены совершенно различные паттерны у последователей дзэн-буддизма, классической Й. и крийя-йоги. Эти результаты согласуются с заявлениями о возможностях проверяемых методов. В основе практики Й. лежит модель человека, чуждая зап. науке, хотя следы ее могут быть обнаружены в большинстве мистических течений. Эту модель часто называют тонким телом, довольно грубой аналогией к-рого служат такие физиолог. системы как пищеварение. Тонкое тело состоит из неск. взаимосвязанных центров, наз. чакрами. Каждый центр имеет свою собственную специфическую природу, но, как и в каждой системе, самым важным является взаимодействие отдельных частей. Когда тонкое тело активируется, оно способно прямо видоизменять энергию окружающего мира, рафинируя ее до высшего уровня, обеспечивающего запуск процесса внутреннего развития индивидуума. В разного рода мистической литературе приведены описания семи главных центров, каждому из к-рых приписывается своя собственная энергия и функция. Все эти центры обычно закрыты. Чтобы открыть их, необходимы сознательные усилия индивидуума. В разных формах Й. используются различные технические приемы, но концепция тонкого тела помогает разъяснить их конечную цель, а именно: помочь индивидууму испытать высший уровень сознания и функционирования посредством сознательного процесса внутреннего развития. Этой цели можно достичь, только если человек научится тому, как надо работать с энергией, сохраняя ту, что имеется, и преобразуя привлекаемую извне энергию в разреженные формы для снабжения более тонких аспектов своих внутренних сфер. См. также "Восточно-западная" психология, Религия и психология Дж. Г. Манн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ЙОГА
Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Буквальный перевод обозначает "связь, соединение", понимаемое шире как "связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания" (Торчинов Е. А., 1997). Ошибочная аналогия этимологических пар "йога- связь" и "религия-связь" приводит к ложной интерпретации термина, сводящейся к соединению человеческой природы с Космосом, Богом или Абсолютом.
Исторически развитие Й. связано с индуизмом и буддизмом, в целом с индийской культурой. В письменных источниках термин Й. употребляется в двух основных и одном второстепенном значениях. Согласно исследователю йогической психотехники Е. А. Торчинову, прежде всего она "тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения - "освобождение"". В этом смысле Й. характерна для всех религий традиционной Индии, почему можно говорить об индуистской Й., буддийской Й., джайнской Й. и др. В более узком значении Й. обозначает одну из даршан (религиозно-философских систем) брахманской философии, созданной мудрецом Патанджали (II в. до н. э.). Третье, второстепенное значение слова Й. означает колдовство, волшебство, магию и магические силы.
Й. как психотехника является определяющей в архитектонике индийского структурного полиморфизма, хотя неоднозначно оценивается в различных школах и направлениях. Так, буддийский подход основан на психотехническом опыте основателя этого религиозно-философского направления и поощряет практику Й. ради освобождения - нирваны. В то же время в индуизме не всякий психотехнический (йогический) опыт считается ценным и положительным.
В европейский лексикон Й. вошла как способ достижения особых состояний психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой. Синкретизм восьмеричной Й. Патанджали (часто называемой раджа-Й., царственной Й.) и буддизма является базовой основой осмысления и практики в европейской науке и культуре. Классическая Й. и ее модификации классифицируются по методам на три группы:
1. Ориентированные на созерцание, познание (джняна-Й., отчасти Й. буддизма Махаяны).
2. Использующие эмоциональное возбуждение (индийское бхакти).
3. Применяющие психофизическую регуляцию с включением в психотехнический процесс соматический фактор (тантрическая Й. в буддизме и индуизме, "внутренняя алхимия" в даосизме). В психотерапию Й. вошла в форме, адаптированной к задачам регуляции психосоматических связей, не учитывая глубинных религиозно-культурных корней комплексности и последовательности ее этапов. В частности, медицинский подход недостаточно внимательно относится к нравственно-этической подготовке личности перед психофизиологическими упражнениями. Опытные учителя (гуру) предупреждают, что без этической подготовки заниматься Й. опасно (Sivanada Swami, 1960).
Классическая Й. включает в себя восемь ступеней:
Этические
1) яма;
2) нияма;
Физиологические
3) асана;
4) пранаяма;
Психологические
5) пратьяхара;
6) дхарана;
7) дхьяна;
8) самадхи.
Яма - это этические правила поведения, выполнение которых способствует "психическому очищению". Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым условием медитации. Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции.
Нияма - свод приемов, предназначенных для "внешнего очищения", нормализации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть "рассеивание ума".
Следующие две ступени - асана и пранаяма - составляют так называемую хатха-Й., целью которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует по меридианам-каналам энергия - Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух противоположностей - ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. состоит в гармонизации этих двух начал.
Асаны - это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан - противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.
Пранаяма - управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается более или менее глубоким выдохом ("вздох облегчения"). Правильное дыхание способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней.
Пратьяхара - это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911) выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с "выключением чувств", для чего рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного "растворения" тела: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове "уходит в бесконечность".
Дхарана - концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана - это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
Дхьяна - медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется самадхи.
Самадхи - озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо "опустошить сознание" до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания - такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.
Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе "Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога" (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера - садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка прижимается к небу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок является составным элементом гипноза. Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических техниках морита-терапии и найкан-терапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана - поза полного расслабления (поза трупа).
Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение имеет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны - простой и энергетический (Гуревич С. А., 1985). При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное ритмическое диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной - в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения - приблизительно 30 минут. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежедневные занятия шавасаной в течение трех недель приводят к субъективному и объективному улучшению самочувствия пациентов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, нормализации сна, успокоению.
В практике психотерапии целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения - "энергетический". Его усвоение происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием "образа энергии". Первая часть упражнения близка к аутогенной тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде - законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания - "луча фонарика-прожектора", который "освещает" ту область тела, с которой ведется работа. Проговаривая, например, "Мое внимание на лице", человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается формулой успокоения: "Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен". Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3-4 раза с 3-4-секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть ("такая-то часть тела расслабляется"), и формула звучит так: "Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена". Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30-40 минут.
Согласно концепциям восточной медицины, в человеческом теле существуют области, которые являются "выключателями": если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями - более высокая ступень шавасаны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, "тает", "растворяется". Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15-20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны - энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей ("третий глаз") "выливается" наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, "мурашек" и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: "энергия промывает тело". Длительность этого этапа расслабления в шавасане - около 3-4 минут. В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний шавасана не имеет, но ею не следует заниматься более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким разграничением религиозно-мистического обрамления концепций народной медицины Востока и их практических приемов. В последние годы появилось много психотерапевтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыслив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000



Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
553.38 кб

Йога как метод повышения стрессоустойчивости беременных женщин

Михеева Анастасия Валерьевна
В статье исследуется проблема повышения стрессоустойчивости беременных женщин, выдвигается и подтверждается гипотеза о том, что йога является эффективной технологией повышения стрессоустойчивости беременных женщин.
Читать PDF
233.29 кб

Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека

Попова Надежда Александровна, Ромах Ольга Викторовна
В статье предпринимается попытка рассмотреть учение Шри Ауробиндо, как вариант всецельного преобразования человека, способ его самосовершенствования
Читать PDF
430.30 кб

Хатха-йога в физической реабилитации при начальных степенях экзогенного ожирения

Юрченко Ольга Евгеньевна
Отмечена важность лечения экзогенного ожирения и предложено использование нетрадиционного метода в физической реабилитации, а именно лечебной хатха-йоги.
Читать PDF
194.04 кб

Влияние оздоровительной и лечебной гимнастики хатха-йога на восстановление мобильности суставов

Пасмурова Л.Э., Пасмуров А.Г.
В данной статье рассматривается влияние системы хатха-йога на единение физического и психического состояния человека; гармонию полного физического здоровья и духовной красоты индивидуума.
Читать PDF
371.37 кб

Память и бессознательное в «Йога сутрах» и в психоанализе

Мишель Юлен
Читать PDF
57.70 кб

Йога в России

Архипов Владимир Витальевич
Читать PDF
203.78 кб

Актерская йога как иновационное направление в подготовке специалистов в области театрального искусст

Скворцова Юлия Сергеевна
В статье отражены особенности развития актерского тренинга в отечественной театральной школе, современные тенденции и особенности научных экспериментов в области обучения актеров.
Читать PDF
346.51 кб

Программа Фитнес-йога как средство физической культуры личности старших дошкольников

Минникаева Наталья Викторовна
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с содержанием образовательной области «Физическая культура» ФГОС.
Читать PDF
1.17 мб

Агни Йога и эволюция индивидуального сознания

Жульков Михаил Вячеславович
Рассматривая энергетические аспекты достижения целостного сознания, автор использует концепции Агни Йоги (накопление психической энергии, путь озарения), индуизма, тибетского буддизма.