Инверсии

Найдено 1 определение
Инверсии
Если не удается решить задачу с начала и до конца, то попытайтесь решить задачу от конца к началу.
В процессе человеческого опыта постижения, моделирования мира сложились универсальные для всех измерения, параметры, координаты, с помощью которых человек воспринимает, оценивает и интерпретирует различные явления действительности, создает картину мира. Эти измерения биполярны, имеют два противоположных полюса: добро — зло, динамика — статика, безобразное — прекрасное, прошлое — будущее и т. д.). В пространстве этих шкал и происходит постижение, оценка, структурирование жизненных явлений. А возможность «конденсировать» противоположности, мыслить в пространстве единства этих шкал, способность свободной инверсии и величина ее амплитуды свидетельствуют о креативности внутреннего (экзистенциального) пространства человека, что является предпосылкой и условием творческой деятельности.
Метод инверсии (в психологии его иногда называют методом обращения) представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. Метод направлен на развитие интеллектуально–динамических характеристик креативности, способности к преобразованиям. Особенно эффективно в данном случае развивается инверсивное мышление, в результате которого возникают условия для децентрации позиций и расширения перцептивного поля поиска.
Сущность метода — движение в противоположном направлении («бросок в противоположность»). Метод базируется на закономерности и соответственно, принципе дуализма и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления) а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы и т. д.) анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны, увеличесние или уменьшение размеров конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поля поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска). Аналогии метода — мутации в природе (куколка — бабочка); процесс конденсации в физике; анаграммы; перемотка киноленты с конца на начало; поворот на 180 градусов; чудесные превращения сказочных героев (Царевна — лягушка, Щелкунчик — прекрасный принц). Примером метафорических инверсий являются загадки, пословицы, нелепицы. В них заключены глубокий смысл, мудрость, творческое начало, источник развития инверсивного мышления. Мастером парадоксальных инверсий был О. Уайльд. Его афоризмы — школа парадоксов («Ничего не делать — тяжкий труд», «Если скажешь правду, все равно рано или поздно попадешься», «Время — потеря денег» и другие).
Несомненные достоинства метода инверсии в том, что он позволяет развивать гибкость диалектичность мышления, находить выход из, казалось бы, безвыходной ситуации и оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач. Метод инверсии позволяет освободить элементы информации, увидеть явление в амбиполярном пространстве, подвергнуть сомнению общепринятую позицию, стандартный взгляд на ситуацию, преобразовать модели самым существенным образом и найти наиболее оригинальный способ решения творческой задачи.
Практические задания:
1. Сравнение противоположностей («мудрость — глупость», «счастье — горе», «день — ночь» и т. д.)
2. Поиск антонимов. Например, игра «Говори наоборот». Предлагается найти противоположность любому слову или явлению («большой — маленький», «вода — лед»).
3. Изменение ситуации на противоположную различными способами.
4. Наблюдение процесса изменений (игра «Волшебное зеркало»).
5. Анализ следствий противоположных ситуаций (игры «Кто кем будет?» и «Кто кем был?»).
6. Художественные инверсии, эксперименты с художественными средствами (желтый цвет в черном контексте, красный+синий = фиолетовый).
7. Сочинение сказок с элементами инверсивных превращений. И другое. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
121.96 кб

Процессы дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций как особенности развития эмоциональной сф

Орехова О.А.
В статье показано, что взаимодействие позитивных и негативных эмоций может протекать по трем механизмам: дифференциации позитивных и негативных эмоций, амбивалентности и инверсии.
Читать PDF
324.03 кб

ИНВЕРСИИ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Сараф М. Я.
Читать PDF
2.14 мб

Инверсии биохимических показателей сыворотки крови как предиктор уровня заболеваемости подростков, п

Билибина Зоя Юрьевна, Целых Екатерина Дмитриевна, Евсеева Галина Петровна, Козлов Максим Владимирович, Цуканов Александр Евгеньевич
В Хабаровском крае регистрируется рост экологозависимых заболеваний среди детей подросткового возраста, связанных как с патологическими изменениями в разных органах и системах, так и с замедлением физического и психического развит
Читать PDF
104.47 кб

Зависимость бинокулярной инверсии глубины от длительности бинокулярной стимуляции у детей 10-11 лет

Образцова Т. А., Колесников С. И.
При первом предъявлении-приближении (ПП) вогнутого слепка лица (воспринимаемого иллюзорно выпуклым) экспозиций длительностью 600 мс было недостаточно для обратной бинокулярной инверсии его глубины (ОБИГ) детям (10-11 лет) с синхро
Читать PDF
109.42 кб

Опыт применения методики инверсии возможностей для психотерапии агорафобии в структуре панического р

Бурно А.М., Некрасова С.В., Зуйкова Н.Л.
Читать PDF
365.07 кб

Модель инклюзивного экземплярного обучения по методу эвристической инверсии на уроках математики в н

Миленович Живорад, Раиса Цветкович
В педагогической практике активно применяются два типа технологий: традиционныеи инновационные педагогические технологии.
Читать PDF
209.93 кб

Инверсии либерального патриотизма в современной России

Головченко Антон Владимирович
В статье рассмотрена инверсия либеральной трактовки патриотизма в постсоветской России, выявлены основные особенности и алгоритм эволюции места и ранга патриотизма среди других либеральных ценностей, рассмотрен результат его испол
Читать PDF
333.92 кб

Семиотические инверсии в формировании политического образа в медиадискурсе (на примере образа России

Берендеев Михаил Владимирович
Рассматривается процесс формирования политического образа России в общественно-политических средствах массовой информации через семиотические инверсии.
Читать PDF
507.97 кб

Деформации и инверсии ценностей

Ибрагимов Р.Н.
Читать PDF
276.86 кб

Имиджевые инверсии либерального лидерства в современной России

Головченко Антон Владимирович
В статье представлено исследование основных факторов, обусловивших инверсию имиджа либерального лидерства в постсоветской России.
Читать PDF
672.75 кб

Историческая ответственность в полигенеративной среде: версии и инверсии практики

Вострецов Евгений Юрьевич, Симонова Ирина Александровна
В статье рассматривается воплощение феномена исторической ответственности в условиях полигенеративной среды, приводится тезис о том, что именно вовлеченность нескольких поколений лежит в основании историчности исследуемого явления
Читать PDF
475.69 кб

Особенности формирования идентичностей в ситуации пространственной инверсии (на примере Благовещенск

Окунев Игорь Юрьевич, Басова Дарья Владимировна, Тисленко Мария Игоревна
В настоящей статье представлены результаты коллективного исследования пространственной идентичности.
Читать PDF
176.53 кб

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕРСИИ И ОБРАЗОВАНИЕ

Севостьянов Дмитрий Анатольевич
В статье рассматриваются иерархические и инверсивные отношения в социальных системах. Иерархия представляет собой основную форму организации в социальных системах.
Читать PDF
286.22 кб

Спор вокруг функционалистского подхода: проблема инверсии спектра

Тарасов И. П.
Работа посвящена основной проблеме, возникающей перед функционалистской программой в философии сознания, так называемой проблеме «инверсии спектра», которая иллюстрирует невозможность для функционализма объяснить феноменальную сос
Читать PDF
285.65 кб

Анализ и интерпретация явлений инверсии и медиации в аспекте самоорганизации социальных систем

Сахарова Юлия Валерьевна
Рассмотрены основные характеристики феноменов инверсии и медиации как типизированных модулей социальных и культурных процессов.

Похожие термины:

  • ИНВЕРСИЯ АФФЕКТА

    Внезапное переключение между двумя эмоциями, которые находятся на противоположных полюсах континуума, обычно любви и ненависти. Как правило, это рассматривается как признак глубоко амбивалентно
  • АМФИГЕННАЯ ИНВЕРСИЯ

    См. бисексуализм (2 и 3).
  • ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА, ИНВЕРСИЯ

    Факторный анализ, применяемый к матрице корреляций "единиц" (например, отдельных людей, групп, объектов), а не к отдельным пунктам, на которые отвечала каждая "единица", что является более распростра
  • ИНВЕРСИЯ

    англ. inversion) - см. Защита психологическая, Реактивное образование.
  • ИНВЕРСИЯ: МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ

    совокупность состояний и процессов психических, обусловливающих появление, развитие и действие инверсии. Согласно З. Фрейду, возникает в детстве, в фазе кратковременной, но интенсивной фиксации н
  • ПОЛОВОЙ РОЛИ, ИНВЕРСИЯ

    См. транссексуализм.
  • ИНВЕРСИЯ, ПОЛОВАЯ

    См. инверсия, половая.
  • ИНВЕРСИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ

    то же, что Гомосексуализм.
  • Инверсия сна

    См. Извращение сна.
  • СНОВИДЕНИЕ: ИНВЕРСИЯ

    процесс и результат перестановки элементов сновидений и их смыслов. Сюда относятся: "переворачивание смысла", замена противоположностью, изменения ситуаций, изменения порядка следования со
  • ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ

    форма вопроса, предполагающая ответ “да” - “нет”. В беседе с легко внушаемым или конформным пациентом может повлечь ответы, не соответствующие действительности.
  • Температурная инверсия

    отсутствие в городе вертикального температурного градиента, воздух не движется снизу вверх и плохо перемешивается, условие для концентрирования первичных поллютантов в приземных слоях воздуха