Если не удается решить задачу с начала и до конца, то попытайтесь решить задачу от конца к началу.
В процессе человеческого опыта постижения, моделирования мира сложились универсальные для всех измерения, параметры, координаты, с помощью которых человек воспринимает, оценивает и интерпретирует различные явления действительности, создает картину мира. Эти измерения биполярны, имеют два противоположных полюса: добро — зло, динамика — статика, безобразное — прекрасное, прошлое — будущее и т. д.). В пространстве этих шкал и происходит постижение, оценка, структурирование жизненных явлений. А возможность «конденсировать» противоположности, мыслить в пространстве единства этих шкал, способность свободной инверсии и величина ее амплитуды свидетельствуют о креативности внутреннего (экзистенциального) пространства человека, что является предпосылкой и условием творческой деятельности.
Метод инверсии (в психологии его иногда называют методом обращения) представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. Метод направлен на развитие интеллектуально–динамических характеристик креативности, способности к преобразованиям. Особенно эффективно в данном случае развивается инверсивное мышление, в результате которого возникают условия для децентрации позиций и расширения перцептивного поля поиска.
Сущность метода — движение в противоположном направлении («бросок в противоположность»). Метод базируется на закономерности и соответственно, принципе дуализма и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления) а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы и т. д.) анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны, увеличесние или уменьшение размеров конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поля поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска). Аналогии метода — мутации в природе (куколка — бабочка); процесс конденсации в физике; анаграммы; перемотка киноленты с конца на начало; поворот на 180 градусов; чудесные превращения сказочных героев (Царевна — лягушка, Щелкунчик — прекрасный принц). Примером метафорических инверсий являются загадки, пословицы, нелепицы. В них заключены глубокий смысл, мудрость, творческое начало, источник развития инверсивного мышления. Мастером парадоксальных инверсий был О. Уайльд. Его афоризмы — школа парадоксов («Ничего не делать — тяжкий труд», «Если скажешь правду, все равно рано или поздно попадешься», «Время — потеря денег» и другие).
Несомненные достоинства метода инверсии в том, что он позволяет развивать гибкость диалектичность мышления, находить выход из, казалось бы, безвыходной ситуации и оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач. Метод инверсии позволяет освободить элементы информации, увидеть явление в амбиполярном пространстве, подвергнуть сомнению общепринятую позицию, стандартный взгляд на ситуацию, преобразовать модели самым существенным образом и найти наиболее оригинальный способ решения творческой задачи.
Практические задания:
1. Сравнение противоположностей («мудрость — глупость», «счастье — горе», «день — ночь» и т. д.)
2. Поиск антонимов. Например, игра «Говори наоборот». Предлагается найти противоположность любому слову или явлению («большой — маленький», «вода — лед»).
3. Изменение ситуации на противоположную различными способами.
4. Наблюдение процесса изменений (игра «Волшебное зеркало»).
5. Анализ следствий противоположных ситуаций (игры «Кто кем будет?» и «Кто кем был?»).
6. Художественные инверсии, эксперименты с художественными средствами (желтый цвет в черном контексте, красный+синий = фиолетовый).
7. Сочинение сказок с элементами инверсивных превращений. И другое. (Барышева Т. А.)
0.00 байт
Процессы дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций как особенности развития эмоциональной сф
В статье показано, что взаимодействие позитивных и негативных эмоций может протекать по трем механизмам: дифференциации позитивных и негативных эмоций, амбивалентности и инверсии.