ИНТРОВЕРСИЯ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНТРОВЕРСИЯ
ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ, ИНТРАВЕРТ) - обращенность внимания внутрь себя, необщительность, замкнутость. см также Экстраверсия.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

интроверсия

направленности личности на себя, на собственные ощущения, переживания, чувства и мысли.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Интроверсия
Introversion). Один из полюсов типа E, характеризующийся тенденцией к сдержанности и склонностью к самоанализу. Противоположность экстраверсии.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ИНТРОВЕРСИЯ

 Типологическая установка, характеризующаяся концентрацией интересов на внутренних процессах в душе. Противополжность экстраверсии ( см. ниже ). 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002

Интроверсия
Introversion). В теории Айзенка - один из экстремумов диапазона интроверсия-экстраверсия, характеризующийся сдержанностью, самоконтролем и склонностью к самоанализу.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Интроверсия
Introversion). Выраженный аттитюд личности, ориентированной в первую очередь на свой внутренний мир, которой комфортнее в мире чувств и мыслей, чем во взаимодействии с окружающей средой.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Интроверсия
Introversion). Базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связи человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ИНТРОВЕРСИЯ
лат. intro - внутрь, versio - поворачивать, обращать) - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

интроверсия

(от лат. intra – внутри и versare – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное "Я", личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Интроверсия
личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно "обращенность внутрь". Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного, объективной реальности.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ИНТРОВЕРСИЯ
(от лат. в середине и видоизменять) – свойство человека, выражающееся в направленности на явления собственного внутреннего мира. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям. И. обусловлена особенностями темперамента и характера, спецификой профессии, уровнем духовного развития.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ИНТРОВЕРСИЯ
обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И. является одной из базовых черт личности и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе – к другим людям. Понятие И. введено К.Г.Юнгом.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Интроверсия
(Introversio) (от лат. приставки intro - действие или движение, направленное вовнутрь, и verto - поворачивание). Букв. замыкание в себя. Интровертированный субъект проявляет склонность не демонстрировать интереса к окружающему миру и искать удовлетворение в своем внутреннем мире. У него мало друзей, часто выглядит вдумчивым, молчаливым, избегает общества. См. Интроверсивный тип.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИНТРОВЕРСИЯ
Обращенность вовнутрь. Используется в теории личности для обозначения тенденции избегать социальных контактов и быть озабоченным своими собственными мыслями. Хотя это, возможно, "нормальная" характеристика, многие чувствуют, что крайние формы интроверсии граничат с патологией; например, аутизм. Любопытно, что в нашей культуре редко высказываются такие подозрения относительно крайних проявлений экстраверсии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНТРОВЕРСИЯ
направленность, обращенность сознания и внимания человека, его мыслей, чувств и переживаний внутрь себя. И. представляет собой устойчивую психологическую установку, тенденцию, черту характера человека, которая проявляется в более или менее постоянной отвлеченности внимания человека от событий, происходящих во внешнем мире, и в преимущественной погруженности в собственный внутренний, психологический мир, т. е. в то, что происходит в его психике. См. интроверт, экстраверсия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНТРОВЕРСИЯ
1. Обращенность сознания к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие - экстраверсия. 2. Согласно З. Фрейду - постоянное и необходимое условие всякого заболевания психоневрозом; у него термин применяется в нескольких различных значениях:
1) постоянное отклонение либидо и его направление на Я;
2) отход либидо от возможного реального удовлетворения и его усиленный приток к безобидным до того фантазиям.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИНТРОВЕРСИЯ
от лат. intro — внутрь, versio — поворачивать) — направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей; типическое (в противоположность экстраверсии) свойство темперамента или характера. Для интровертированной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интровертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совмещает в себе в определении пропорции черты И. и экстраверсии.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Интроверсия
лат. intro - внутрь, vertere - обращать, поворачивать) – термин К.Юнга, обозначает созерцательное, пассивное отношение к происходящему вне себя, сочетающееся с преобладающим интересом к тому, что происходит в себе самом. Это может означать, что имеет место а) притупление восприятия внешних впечатлений либо б) обострение восприятия и усиление значимости субъективных впечатлений (фантазий, сновидений, грез). Некоторые авторы крайней, клинически значимой степенью интроверсии считают аутизм (см.). Термин интроверсия чаще употребляются с коннотацией расстройства, нежели термин «экстраверсия»

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Интроверсия
свойство или стремление индивида направлять свою личность не вовне, а внутрь себя, не слишком раскрываться перед другими.
Ср.:
Страдай один!.. В себе носи
Свои правдивые мученья
И, точно нищий, не проси
У встречных взора сожаленья.
Следы унынья глубже спрячь,
И в день тоски, закрывши двери,
В тиши ночной один оплачь
Свои утраты и потери.
(П. Якубович, Страдай один!..)
Ср.:
Нашел – молчи, и потерял – молчи (пословица).
Ср. закрытая личность, экстраверсия.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Интроверсия
Интроверсией называется обращение либидо (см.) вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад к субъекту. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и поступает таким способом, который явно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение. Интроверсия может иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер; точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия активна, когда субъект желает известного замыкания от объекта; она пассивна, когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток либидо, который струится от объекта назад, на него. Если Интроверсия привычна, то говорят об интровертном типе (см. тип).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ИНТРОВЕРСИЯ
англ. introversion; от лат. intro - внутрь + versae, versie - поворот; букв.: обращенность во внутрь) - комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов). Крайние степени И. характерны для аутизма. К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность. И. рассматривается как противоположность экстраверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала. Большинство людей получают средние оценки по шкале "экстраверсия-И." (обычное название этой шкалы - "экстраверсия", "шкала Е"; от англ. extroversion). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНТРОВЕРСИЯ
от лат. intro – внутрь, versio – поворачивать, обращать) – индивидуально-психологическая характеристика человека, отражающая преимущественную направленность личности на явления ее собственного субъективного мира. Понятие «И.» было введено К. Юнгом для обозначения одного из двух противоположных типов личности: экстраверта и интроверта. Для интроверта характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым он придает высшую ценность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, повышенная внутренняя конфликтность, затруднение социальной адаптации. Разработка проблемы И. осуществлялась в факторных теориях личности (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др.), в которых она рассматривалась не в плане типа личности, а как полюс непрерывной шкалы, выражающей количественное соотношение свойств И. – экстраверсии у конкретного субъекта.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ИНТРОВЕРСИЯ
/англ. Introversion; от лат. intro – внутрь и verto – поворачиваю, обращаю/ (интроверзия), психологическая установка личности, ориентированная на внутренний мир, размышления, переживания, в т.ч. сексуальные. Ср. Экстраверсия.
«Но анализ обнаруживает. что у таких больных тем не менее вовсе не утрачено эротическое отношение к людям и предметам, оно сохранено у них в области фантазии, т.е. с одной стороны, реальные объекты заменяются и смешиваются у них с воображаемыми образами, с другой стороны, они не делают никаких усилий для реального достижения своих целей, т.е. для действительного обладания объектами. Только для этих состояний либидо и следует сохранить употребляемое Jung’ом без строгого различения выражение: интроверзия либидо.» З. Фрейд. О нарцизме.
Интровертированный (-ая; -ое) – функционально свойственный или присущий И.
«Интровертированный человек еще не невротик, но он находится в неустойчивом положении; при ближайшем изменении соотношения сил у него должны развиться симптомы, если он не найдет других выходов для накопившегося у него либидо.» З. Фрейд. Введение в психоанализ.

Источник: Словарь доктора либидо

ИНТРОВЕРСИЯ
ориентация, установка человека, в соответствии с которой жизненные интересы направлены на его внутренний мир. В психоанализе под интроверсией понимается направленность либидо (сексуальной энергии) человека не на внешние объекты, а на его собственный внутренний мир.
   Понятие интроверсии было введено в научный оборот швейцарским психологом К.Г. Юнгом (1875–1961). В работе «О конфликтах детской души» (1910) он писал о грезах четырехлетней девочки, выражающих то, что «часть любви, которая прежде принадлежала реальным объектам и должна была им принадлежать, интровертируется, то есть направляется внутрь, в субъект, и там порождает преувеличенную деятельность фантазии». Рассматривая вопрос о том, что представляет собой интроверсия и откуда она происходит, К.Г. Юнг исходил из того, что этот процесс является типичным: «Когда жизнь сталкивается с препятствиями и человеку не удается приспособиться, а поэтому переход либидо в реальность застопоривается – происходит интроверсия, то есть вместо действия в реальности возникает усиленная деятельность фантазии».
   На примере рассмотрения поведения четырехлетней девочки К.Г. Юнг показал, как на детский вопрос «Откуда берется ребенок?», стереотипный ответ родителей «Аист приносит» может породить недоверчивое отношение вопрошающего ребенка к родам матери, вызвать адресованные матери упреки и привести к той «невротической интроверсии», которая в раннем возрасте не нужна и не благоприятствует развитию маленького ребенка. Неудовлетворительное объяснение со стороны родителей и фантастические конструкции ребенка, относящиеся к факту рождения и сексуальной жизни, в более позднем возрасте могут стать, как считал К.Г. Юнг, важным детерминирующим симптомом при неврозе или бредовых идеях при психозе.
   В 1913 году, на Международном психоаналитическом конгрессе в Мюнхене К.Г. Юнг выступил с докладом «К вопросу об изучении психологических типов», в котором провел различие между истерией и шизофренией. По его мнению, характерным признаком истерии является центробежное движение либидо, в то время как при шизофрении это движение центростремительное. В процессе развития болезни у человека возникает компенсация, в результате которой происходит обратное явление. В случае истерии либидо тормозится и обращается вовнутрь, больной отстраняется от участия в общественной жизни и погружается в свои мечты. При шизофрении наблюдается обратный процесс: в инкубационный период, то есть во время развития болезни, человек отворачивается от внешнего мира, чтобы сосредоточиться на себе и своим экстравагантным поведением привлечь к себе внимание других людей. Эти два противоположные устремления К.Г. Юнг предложил обозначить терминами экстраверсия и интроверсия. По его словам, «интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счет». В этом же докладе он высказал идею, в соответствии с которой и в нормальном состоянии могут быть психологические типы, отличающиеся преобладанием того или другого психического механизма – интроверсии или экстраверсии. Эта идея получила подробное обоснование в его работе «Психологические типы» (1921), после чего понятие интроверсии получило широкое распространение в психологии, а рассмотрение интровертированного и экстравертированного типов личности легло в основу различных типологий, которые используются и в настоящее время.
   З. Фрейд настороженно отнесся к введенному К.Г. Юнгом понятию «интроверсия». В работе «О нарциссизме» (1914) он отметил, что у К.Г. Юнга нет строгого различения выражения «интроверсия либидо», которая, на его взгляд, может быть отнесена только к таким случаям заболевания (истерия, невроз), при которых эротическое отношение больных к людям и предметам не утрачивается вообще, а сохраняется в области фантазии. В случае других заболеваний, названных З. Фрейдом «парафренией», характерными чертами которых являются бред величия и потеря интереса к внешнему миру, следует говорить, на его взгляд, не столько об интроверсии, сколько о вторичном нарциссизме. Критикуя взгляды К.Г. Юнга, связанные с излишне широким толкованием понятий «либидо» и «интроверсия», основатель психоанализа исходил из того, что при шизофрении больной может потерять сексуальный интерес к человеку, но сублимировать его, проявляя новый интерес к божественному, природе или животному миру, причем «его либидо не подвергается интроверсии на область фантазии и не возвращается к «Я».
   На протяжении своей последующей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд скептически относился к юнговской типологии личности. В одном из писем Ромену Роллану (от 19 января 1930 года) он признавал, что различие между «интровертированным» и «экстравертированным» идет от К.Г. Юнга. Вместе с тем он подчеркнул, что не придает особого значения подобному различию, поскольку «люди могут одновременно являться и тем, и другим и, как правило, так оно и есть».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ИНТРОВЕРСИЯ
Introversion) - способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру (ср. экстраверсия).
"Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад на субъекта. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и действует таким способом, который явственно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение. Интроверсия может иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер, точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия активна, когда субъект желает известного замыкания от объекта, она пассивна, когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток либидо, который струится от объекта назад, на него. Если интроверсия привычна, то говорят об интровертном типе" (ПТ, пар. 730).
"Он постоянно должен доказывать, что все, что он делает, основывается на его собственных решениях и убеждениях и никогда не зависит от влияния других, желания кому-то понравиться или снискать расположение какого-то лица или мнения" (ПТ, пар. 893).
Интровертное сознание может прекрасно осознавать внешние обстоятельства, но оно не мотивируется ими, не принимает их в расчет. "Отъявленный" интроверт реагирует прежде всего на внутренние впечатления.
"Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не "с ней" и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительных людей. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую кажущимся сдержанным, и так уж водится, что либо по причине некоторой бесцеремонности манеры или же из-за своей мрачной недоступности, или чего-либо совершенного некстати, он невольно наносит людям обиду. Свои лучшие качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. Его способность постигать объект осуществляется благодаря не страху, но тому факту, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим. Поэтому он подозревает всех во "всех смертных грехах", все время боится оказаться в дураках, так что обычно оказывается очень обидчивым и раздражительным. Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что, в конце концов, сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться за ней. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, "высокогубой" правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия. В его картине мира мало розовых красок, поскольку он свсрхкритичен и в любом супе обнаружит волос. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен, потому что мир и человеческие существа не добры ни на йоту и стремятся сокрушить его, так что он никогда не чувствует себя принятым и обласканным ими. Но он и сам также не приемлет этого мира, во всяком случае не до конца, не вполне, поскольку вначале все должно быть им осмыслено и обсуждено согласно собственным критическим стандартам. В конечном итоге принимаются только те вещи, из которых, по различным субъективным причинам, он может извлечь собственную выгоду" (ПТ, пар. 976).
Признаком интроверсии у ребенка обычно являются рефлективная задумчивая манера его поведения, сопровождаемая застенчивостью и некоторым страхом перед незнакомыми объектами, а также сопротивление внешним влияниям.
"Очень рано появляется тенденция отстаивать свои права над знакомыми объектами и пытаться овладеть или управлять ими. Ко всему неизвестному такой ребенок относится с недоверием, внешние влияния обычно воспринимаются с сильным сопротивлением. Ребенок желает все делать своим путем и ни при каких условиях не будет подчиняться тому правилу, которое он не может понять. Когда он задает вопросы, то делает это не из любопытства или желания произвести впечатление, но потому что он хочет, чтобы имена, значения, смыслы и объяснения давали ему субъективную защиту против объекта" (там же, пар. 897).
Интровертная установка склонна обесценивать вещи и других людей, сомневаться в их значимости. Следовательно, путем компенсации крайняя интроверсия ведет к бессознательному подкреплению влиятельности объекта. Это переживается как привязка с сопутствующими эмоциональными реакциями к внешним обстоятельствам или другому лицу.
"Чем больше эго стремится обеспечить свою независимость, отсутствие обязательств и всяческое преобладание, тем более оно попадает в рабскую зависимость от объективно данного. Свобода духа заковывается в цепи унизительной финансовой зависимости, независимый образ действий раз за разом робко уступает, сломленный общественным мнением, моральное превосходство попадает в болото малоценных отношений, властолюбие завершается жалобной тоской - жаждой быть любимым. Бессознательное печется прежде всего об отношении к объекту и притом таким способом, который способен самым основательным образом разрушить в сознании иллюзию власти и фантазию превосходства. Объект принимает ужасающие размеры, несмотря на сознательное его уничижение. Вследствие этого эго начинает еще сильнее работать над отрывом от объекта и стремиться к властвованию над ним. В конце концов, эго окружает себя формальной системой страхующих средств, которые стараются сохранить хотя бы иллюзию преобладания. Но этим интроверт вполне отделяет себя от объекта и совершенно истощается, с одной стороны, в изыскании оборонительных мер, а с другой стороны, в бесплодных попытках импонировать объекту и проложить себе дорогу. Но эти усилия постоянно скрещиваются с теми подавляющими впечатлениями, которые он получает от объекта. Против его воли объект настойчиво импонирует ему, он вызывает в нем самые неприятные и длительные аффекты и преследует его на каждом шагу. Он постоянно нуждается в огромной внутренней работе, чтобы быть в состоянии "держаться". Поэтому типичной для него формой невроза является психастения - болезнь, отличающаяся, с одной стороны, большой сенситивностью, а с другой - большой истощаемостью и хроническим утомлением" (ПТ, пар. 626).
В менее экстремальных случаях интроверты попросту более консервативны, предпочитая привычное домашнее окружение и интимную обстановку с малым числом близких друзей - они экономят свою энергию и препочитают оставаться на месте, нежели перемещаться туда-сюда. Лучшее из того, что они делают, всегда осуществляется по их собственной инициативе, собственными усилиями и индивидуальным образом.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
196.85 кб

Связь творческого мышления и показателя экстраверсии-интроверсии у подростков

Фокина Ирина Владимировна
В статье рассматривается анализ связи творческого мышления с экстраверсиейинтроверсией у подростков.
Читать PDF
63.24 кб

Особенности интроверсии, экстраверсии, нейротизма и демонстративно-шантажного вида суицидального пов

Землин Д. Н.
Статья содержит теоретические материалы, на основе которых выведен проблемный ряд особенностей интроверсии экстраверсии и нейротизма у осужденных с высоким уровнем суицидального риска.
Читать PDF
264.19 кб

Динамика взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с вербальным-невербальныи интеллектом

Дугарова Т. Ц., Рубцова Г. М.
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи личностных особенностей интроверсии и экстраверсии с интеллектом на материале исследования бурятских школьников.

Похожие термины:

  • Интроверсия по Айзенку

    Словообразование. Происходит лат. intrо - внутри. Категория. Личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка. Специфика. Характеризуется рядом признаков. Среди них - настойчивость, р
  • ЭКСТРАВЕРСИЯ И ИНТРОВЕРСИЯ

    extraversion and introversion) Или По Юнгу - типы личности, которые различаются в зависимости от того, чему придается значение: внешним восприятиям или внутренним представлениям. Или По Айзенку - измерение лично
  • Экстраверсия | интроверсия

    См. экстраверсия-интроверсия.
  • ИНТРОВЕРСИЯ, ИНТРОВЕРТ

    introversion, introvert) См. ЭКСТРАВЕРСИЯ И ИНТРОВЕРСИЯ.
  • Интроверсия по Юнгу

    Словообразование. Происходит лат. intrо - внутри. Автор. К.Г.Юнг. Категория. Личностная ориентация. Специфика. Интроверт характеризуется как сознающий, думающий и судящий индивид.
  • Интроверсивный тип

    Таким представляется тип классификации Роршаха - «внутренний резонанс». При диагностике у этого типа устанавливается преобладание ответов-движения в сравнении с ответами-цвета. Как правило, счит