Экстраверсия | интроверсия
Экстраверсия-интроверсия
англ. extraversion; от лат. extra - вне , intro - внутрь + versie - поворот; буквально: обращенный вовне или вовнутрь) - экстраверсия- комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство. Противоположным полюсом является интроверсия - обращенность вовнутрь, стремление избегать социальных контактов, погруженность в свои собственные мысли.
Источник: Словарь по психогенетике
ЭКСТРАВЕРСИЯ—ИНТРОВЕРСИЯ
гипотетическое измерение личности, предполагающее использование шкалы, имеющей два противоположных полюса или значения: экстраверсию и интроверсию. Первоначально с помощью соответствующей шкалы и терминов «экстраверсия» и «интроверсия» характеризовались личности двух разных типов, которые, по предположению, являлись противоположными и несовместимыми друг с другом. В настоящее время большинство психологов сходится во мнении, что «чистых» экстравертов или интровертов в природе не существует, что практически каждый человек характеризуется определенным сочетанием и экстраверсии, и интроверсии. См. интроверсия, экстравесия.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ
Гипотетическое измерение личности, имеющее два теоретических полюса, см. экстраверсия и интроверсия. Первоначально это измерение понималось как отражение двух отдельных типов личности, которые рассматривались как противоположные друг другу. В настоящее время большинство теоретиков сомневается, существуют ли отдельные типы, и вместо этого рассматривают оба типа как совокупности ряда различных образцов поведения. Кроме того, кажется маловероятным, что оба полюса могут рассматриваться как противоположные, так как у многих людей проявляются аспекты обоих, и проявления одного полюса в поведении могут усиливаться, при этом не обязательно уменьшаются проявления другого.
Экстраверсия-интроверсия
1. согласно К.Юнгу, гипотетическое измерение личности, имеющее два полюса. Первоначально рассматривалось как представление двух противоположных типов личности; 2. по Айзенку, измерение личности, согласно которому каждый человек может быть помещен в определенную точку на оси экстраверсия-интроверсия. Айзенк (1965) указывает, что экстраверсия соответствует холерическому и сангвиническому, а инроверсия – меланхолическому и флегматическому типам темперамента. Кроме того, по его мнению, психопаты и истерики чаще имеют высокие баллы по экстраверсии, а фобические и обсессивные пациенты – по интроверсии; 3. в настоящее время преобладает мнение о том, что оба эти качества личности обычно сосуществуют в личности в разных пропорциях и проявляются полярными моделями поведения одного и того же человека в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Существует тенденция приравнивать «интровертированных» к «аутичным» или «шизоидным» индивидам, что едва ли является адекватным, так как интровертированные лица не обязательно являются оторванными от действительности и не склонны отождествлять свои фантазии с реальностью.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭКСТРАВЕРСИЯ—ИНТРОВЕРСИЯ
от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления ее собственного субъективного мира. Понятие Э.—и. были введены для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от самого себя, к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интроверта характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации. В западной психологии существуют различные подходы к объяснению понятия Э.—и. В отечественной психологии проявления Э.—и. рассматриваются как свойства темперамента, т. е. как динамические, а не содержательные характеристики психических процессов, служащих предпосылкой развития специфических личностных качеств.
Интроверсия | экстраверсия
introversion / extraversion) В 1921 г. Карл Юнг в своей книге "Психологические типы" (Psychologische Туреп) ввел в обиход термины "интроверсия" и "экстраверсия". Для Юнга интроверсия означала обращение либидо внутрь, а экстраверсия - направление либидо вовне. Один из самых популярных тестов личности, осн. на теории типов Юнга, - это Индикатор типов Майерс - Бриггс (MBTI). Интроверт - человек, разум и чувства к-рого обращены вовнутрь (т. е., имеют сильные связи с Я). Юнг полагал, что интроверт направляет либидо вовнутрь вследствие чувства неполноценности - идея, в чем-то схожая с воззрениями Альфреда Адлера. Интроверты достаточно замкнуты, избегают др. людей и интересуются прежде всего собой, особенно в периоды стресса. Интроверт самодостаточен. Осн. стимуляция интроверта идет изнутри, из внутреннего мира мыслей и рефлексий. Интроверты часто скрытны, их трудно узнать близко, они склонны скрывать свои эмоции и не любят, когда вмешиваются в их личную жизнь. Экстраверты, напротив, ориентированы преим. на внешний мир, фокусируют свои суждения и восприятия на людях и обстановке. Экстравертам придают энергию др. люди и внешние события, они склонны выражать свои эмоции, нуждаются в отношениях больше, чем в уединении, обычно дружелюбны, разговорчивы, легко сходятся с людьми. Экстраверты могут казаться интровертам поверхностными, а интроверты экстравертам - замкнутыми. Индекс экстраверсии-интроверсии (E-I) является одной из четырех дихотомических шкал теста MBTI. Др. шкалы - ощущение-интуиция (S-N), мышление-эмоции (Т-F) и суждение-восприятие (J-P). См. также Потребность в аффилиации, Индивидуальные различия, Оценка стиля жизни, Типы личности Б. М. Торн
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ
это модальность-характеристика социально-индивидуально-онтологическо-психологических дифференциаций субъекта, в корреляции с его направленностью-интенциональностью на экстеромир, других субъектов, социум, а само понятие Э.-и. ввел в своей аналитической психологии К. Юнг, для денотации-индексации двух антитезно-противоположных типов личности; сам Юнг не совсем точно трактовал термин «экстра-версия», поскольку «экстра» обозначает-дефиницирует те феномены, кот. находятся сверх-вне каких-либо объектов, а правильнее было бы Юнгу определить-установить понятие «экстраверсия-интроверсия», с учетом его научно-кардинальных экспликаций, связанных с Э.-и.; согласно мнению-критериям-идеям Юнга экстравертированный (экстеретовертированный) тип модальноизируется-характеризуется апелляционностью-интенциональностью субъекта к окружающему его миру - социуму объекты кот. притягивают к себе интересы, биоэнергетический потенциал субъекта, что в этом случае, как считал Юнг, приводит к удаленности-дистантности индивида от своего Эго, себя самого и к снижению личностно-индивидуальной ценностности-значимости тех феноменов, кот. коррелируются с базально-центральными характеристиками человеческого Эго; экстраверты импульсивны, активны, довольно пластичны в своих поведенческих паттернах, коммуникабельны и несколько лучше адаптированы к экстеросреде, социуму, коммуникативным факторам; интровертированные типы фиксируют свои потребности, в основном, на факторах-матрицах эгоимманентного мира, а сам этот интромир-интроабрис, как полагал Юнг, у интровертов и есть высшая ценностность, высшая эго-значимость субъекта-интроверта, коему свойственна социопассивность, стремление к одиночеству, дискоммуникабельность, гипертрофическая склонность к самоанализу-самодискурсосмыслению, что т.о., негативно сказывается на факторах его социоаккомодации-социоадаптации; впоследствии Кеттел, Айзенк и др. ученые несколько по-другому интерпретировали-трактовали постулаты-тезисы Юнга, а Айзенк, например, модальности Э.-И. сочетал с характеристиками психообструкций-невротизма, с ориентацией на чувственно-эмоционально-волевую лабильность-стабильность субъекта, что по мнению последнего, дает возможность эффективно измерять-модальнозировать типы личности; такой подход Айзенка и его последователей был, естественно, эклектическим-малонаучным, поскольку безэксплицитно интегрировались различные измерения-характеристики-регистры личности в корреляции с эскалацией субъекта, его динамичностью, пассивностью, негативными психоаномалиями, идеологическими установками, поведенческими паттернами, а та зависимость между экстраверсией и интроверсией к кот. апеллировал Айзенк, была установлена им без учета психологическо-онтологическо-социальных свойств-предикатов субъекта, с ориентацией-интенцией на бихевиористские концепции-постулаты-идеи; в совр. эпоху научно-исследовательский интерес представляет главная и самая удачная работа Юнга «Психологические типы», кот. требует детально-научного изучения-исследования.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Экстраверсия | интроверсия
extroversion / introversion) Слова Э. и И. употребляются уже на протяжении нескольких столетий. Этимологически их соответственно можно истолковать как "обращение вовне" и "обращение внутрь". Долгое время они использовались гл. обр. в этих значениях как в физ., так и в психол. смысле. Их психол. употребление можно найти в работах, датирующихся XVII столетием, когда под Э. подразумевалось обращение мыслей к внешним объектам, а под И. - к своему собственному разуму, душе или духовной сфере. Главную роль в привлечении внимания психологов к этим понятиям сыграл Карл Юнг. Юнг рассматривал Э. и И. в качестве фундаментальных измерений челов. темперамента и полагал, что многие из значительных флуктуации и противоречий в зап. мысли могут быть поняты как результат столкновения между этими противоположными перспективами. Он также считал что зап. мышление в целом, в сравнении с восточным, носит экстравертированный характер. Юнг определял Э. как обращение либидо или психич. энергии вовне. Это эквивалентно высказыванию, что Э. означает направление интереса на объекты (др. людей или предметы), присутствующие в данном окружении, и функционирование в связи с этими объектами. Находясь в экстравертированном состоянии, субъект воспринимает, мыслит, чувствует и действует сообразуясь с данным объектом. И. была определена Юнгом как обращение либидо внутрь. Это означает перенаправление интереса от объекта к субъекту - к собственному сознательному опыту индивидуума. В интровертированном состоянии восприятие, мышление, чувствование и действие определяются более непосредственно субъективными факторами, чем данным объектом. Экстраверт - чел., обычно находящийся в экстравертированном состоянии, - склонен немедленно и непосредственно реагировать на поступающие извне стимулы. Находясь преимущественно в интровертированном состоянии, интроверт склонен воздерживаться от немедленных реакций и действовать на основе субъективных соображений, следующих за внешним стимулом. Измерение Э./И. в психологии трактовалось по-разному. Познакомившись с юнговской интерпретацией этих терминов, Зигмунд Фрейд заключил, что Э. характеризует здоровое состояние, в то время как И. создает предрасположенность к психопатологии. Между тем Юнг отнюдь не трактовал Э. и И. подобным образом и не считал одну предпочтительней другой. Однако т. зр. Фрейда возобладала в общественном сознании (напр., в США), отдающем предпочтение Э. перед И. Среди американских психологов и педагогов существует выраженная тенденция рассматривать Э. как более предпочтительную характеристику и истолковывать это измерение в рамках соц. поведения. Так, экстраверсия часто понимается в аспекте коммуникабельности (sociability), тогда как И. рассматривается как тенденция к уклонению от соц. контактов. Юнг рассматривал это измерение преимущественно с т. зр. различных форм опыта или сознания, и попытка определения его через поведение сама по себе отражает экстравертированный подход к психологии. Лучшей иллюстрацией такого сдвига в ориентации яв-ся большинство разрабатываемых опросников, в к-рых содержание пунктов шкал Э., как правило, связано с коммуникабельностью, а содержание пунктов шкал И. преимущественно связано с тревожностью или невротическими симптомами. Строго говоря, такие шкалы не могут рассматриваться в качестве мер Э./И. в юнговском понимании. Мюррей утверждал, что юнговские понятия охватывают целый ряд отдельных частных переменных, к-рые могут измеряться и оцениваться независимо друг от друга. Он предложил новые названия для некоторых из них. Одно из таких измерений получило название "экзокатексия-эндокатексия" (exocathection - endocathection). Оно гл. обр. отражает сравнительное значение, к-рое индивидуум придает внешнему миру (включ. сюда практ. деятельность, соц. и политические события и мнения др. людей) в противоположность внутреннему миру (своим собственным переживаниям, фантазиям, идеям, теориям, образам и т. д.). Др. таким измерением является "экстрацепция-интроцепция" (extraception - introception). Оно связано с детерминантами восприятия, оценки и поведения. Экстрацепцией называется тенденция руководствоваться конкретными, отчетливо наблюдаемыми, физ. обстоятельствами, тогда как интроцепция отражает тенденцию руководствоваться более субъективными факторами: чувствами, фантазиями, помыслами и стремлениями. Работы ряда крупных исследователей в области факторного анализа - включ. Раймонда Б. Кэттелла, Дж. П. Гилфорда и Ганса Айзенка - тж указывают на возможность выделения некоторых частично независимых составляющих измерения "экстраверсии-интроверсии". В то же время их данные скорее представляют согласованные свидетельства существования широкого общего измерения (по-видимому, представляющего собой фактор большего порядка), к-рое довольно хорошо корреспондирует с юнговскими понятиями и охватывает большое количество специфических индивидуальных различий, к-рые мы обнаруживаем в челов. личности. Один из теоретиков факторно-аналитического подхода, Ганс Айзенк, уделил особое внимание этому измерению и при его интерпретации воспользовался рядом физиолог. понятий, предложенных И. П. Павловым. Согласно Айзенку, интроверты характеризуются очень чувствительными процессами коркового возбуждения. Поэтому они склонны очень быстро перегружаться - интеллектуально и эмоционально - умеренной соц. и физ. стимуляцией и чаще испытывать чувства тревоги и отчаяния. Как следствие, они часто прибегают к самозащитному уходу из своего окружения, и могут ограничивать соц. взаимодействия посредством контроля или сдерживания поведения. В отличие от них, экстраверты характеризуются менее чувствительными корковыми процессами, или преобладанием процессов коркового торможения. Поэтому им необходимо больше стимуляции из соц. окружения, и они могут обращаться к ее активному поиску, чтобы преодолеть свою корковую инертность. См. также Внутренне- и внешненаправляемое поведение, Центральные черты Р. В. Коан
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006