ИНТРОЕКЦИЯ

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Интроекция
Отождествление себя с образом другого человека.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Интроекция (introject)
Примитивная форма идентификации, в ходе которой черты других индивидов некритически используются для построения собственного «Я»

Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001

Интроекция
Фрейдистский термин, обозначающий подсознательное отождествление с ценностями родителей. Это приводит к развитию нравственного и идеалистичного Супер-Эго.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ИНТРОЕКЦИЯ
тип психологической защиты, присвоение ценностей или черт характера др. людей для предупреждения угроз с их стороны. Правило И. – «не знай, откуда это».

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Интроекция
примитивная психологическая защита, в результате которой идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри; обычно встречается вместе с проекцией и проективной идентификацией.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Интроекция
Introjektion). Введенное Ференчи и понимаемое им как симметричное проекции и близкое идентификации понятие; в ходе этого процесса субъект в своих фантазиях позволяет объекту переместиться снаружи вовнутрь.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

Интроекция

Личностный защитный механизм (ассимиляция), который включает в структуру "Я" без критической проверки и усвоения внешние стандарты, ценности, отношения, концепции с целью снижения угрозы негативных переживаний.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

Интроэкция
(Introectio) (от лат. intro и jacio - бросать). Отождествление себя с образом другого человека, напр. отца, любимого героя и др. В психоанализе считается одним из механизмов развития невроза. Механизм, противоположный проекции.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИНТРОЕКЦИЯ
introjection) - (в психоанализе) процесс адаптации или убеждения в том, что человек обладает качествами какоголибо другого человека. Интроекция может быть одной из форм проявления защитного механизма. См. также Идентификация.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Интроекция
Introjection). В гештальт-терапии защитный механизм, при котором люди инкорпорируют установки, нормы, способы мышления и действия, не являющиеся их собственными, не ассимилируя и не усваивая их в достаточной степени, чтобы сделать своими.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Интроекция (ассимиляция, инкорпорация)
адаптивный психологический механизм принятия индивидуумом взглядов, идей, мотивов, установок окружающих людей, что способствует согласованности во взаимодействиях с окружающими, повышает чувство «СОБСТВЕННОЙ СИЛЫ», внутренней устойчивости и самоуважения.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Интроекция
процесс, посредством которого объекты внешнего мира, образы, взгляды, мотивы и установки других людей включаются индивидом в свой внутренний мир; отношения с объектом «вовне» заменяются отношениями с воображаемым объектом «внутри себя». Интроекция связана с идентификацией.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

ИНТРОЕКЦИЯ
интро + лат. jасio - бросать). В психиатрии - отождествление себя с образом другого человека (например, отца, идеального героя и т.п.). Термин используется психоаналитиками для объяснения механизмов невроза. По C. Jung, И. является процессом ассимиляции, тогда как проекция - процессом диссимиляции.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ИНТРОЕКЦИЯ
полное включение индивидом в свой мир внутренний - психику - воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей, когда он уже не различает собственные и несобственные представления. Согласно З. Фрейду, интроекция - одна из основ идентификации, психический механизм, играющий значительную роль в формировании Сверх-Я.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

интроекция

(от лат. intro – внутрь и jacio – бросаю, кладу) (в психологии) – процесс включения индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, установок, мотивов других людей. И. является психическим механизмом идентификации. Ее противоположностью является проекция. В теории познания Р. Авенариуса этот термин имеет значение недопустимости вкладывания в мозг человека воспринимаемых образов.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Интроекция
Словообразование. Происходит лат. intrо - внутри.
Автор. Ш.Ференци.
Категория. Психоаналитическое понятие.
Специфика. Включение - через идентификацию - в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний.
Литература. Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung // Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch. 1, 1910, S. 422-457, в рус.пер. Интроекция и перенесение. Одесса, 1925

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИНТРОЕКЦИЯ
1. Вообще – процесс, посредством которого аспекты внешнего мира поглощаются "Я" или включаются в него, затем внутреннее представление принимает на себя психологические функции внешних объектов. 2. Специальное значение – (в психоанализе) процесс, когда родительские фигуры являются внешними объектами и интроекциями (как они называются) являются ценности родителей; считается, что этот процесс ведет к формированию суперэго. 3. Изменение направленного протекания процессов 1 и 2, процесс проецирования собственных характеристик на неодушевленные объекты; см. анимизм.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНТРОЕКЦИЯ
Introjection; Introjektion) - процесс ассимиляции объекта субъектом, противоположный проекции; способ интернализации опыта.
"Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо. Можно выделить пассивную и активную интроекцию; первая разновидность проявляется, среди прочего, при лечении неврозов в явлении переноса и вообще во всех случаях, когда объект оказывает на субъекта безусловное влияние - к последней разновидности принадлежит эмпатия, как процесс адаптации" (ПТ, пар. 732).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ИНТРОЕКЦИЯ
INTROJECTION)
Термин изначально введен Ференци (1909) для обозначения противоположности проекции то есть это доставляющее удовольствие принятие в себя аспектов внешнего мира. С тех пор термин приобрел дополнительные значения: как синоним идентификации; как примитивная форма интернализации; как примитивная форма идентификации, связанная иногда с "психотической идентификацией", когда границы между представлениями о себе и об объекте нечеткие; наконец, как защита. Он также может означать усвоение ребенком требований объекта и включение их в свою психику, так, что ребенок реагирует одинаково как в присутствии, так и в отсутствие этого объекта. В этом состоит специфика употребления данного термина.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

ИНТРОЕКЦИЯ
один из классических видов "сопротивлений", состоящий в том, что мысли или принципы других людей "заглатываются целиком", без самостоятельного "пережевывания" и усвоения, без собственной переработки этих мыслей, принципов, высказываний других людей. Речь идет об указаниях типа "нужно, ты должен...", присутствующих в любой традиционной системе воспитания
КАК - по сути, в феноменологической перспективе, Гештальт занят в большей мере вопросом КАК происходит нечто, нежели ЧТО происходит и ПОЧЕМУ происходит. Два ключевых слова Гештальт-подхода - "HOW and NOW" ("КАК и СЕЙЧАС"); т.о. акцент делается на процессе и форме, а не на содержании происходящего.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

ИНТРОЕКЦИЯ
(Introjection; Introjektion). Противоположность проекции; попытка интернализировать опыт. Юнг обращался к этому термину значительно реже, чем к проекции. Это может объясняться типологическими причинами (см. ТИПОЛОГИЯ). Будучи интровертом, Юнг привносил либидо в свой внутренний мир. Чтобы встретиться с внешним миром, оживить его, ему необходима была проекция. (Экстраверт, наоборот, помещает либидо во внешний мир. Он должен ввести его в свой внутренний мир, чтобы пробудить свои внутренние процессы.) Юнговский подход к «эмпатии» (вчувствованию) подразумевает определенное предпочтение И. по сравнению с проекцией. Эмпатия означает скорее принятие другой личности или ситуации в себя, нежели проекцию собственного эго в психику другого человека.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ИНТРОЕКЦИЯ
1. В общем случае-процесс, в результате которого те или иные особенности внешнего по отношению к человеку мира становятся его внутренними свойствами, частью его собственной психики или поведения. 2. В психоанализе-процесс, в котором «фигуры» родителей являются внешними по отношению к ребенку «объектами», а в качестве так называемых «интроектов» (того, что осваивается ребенком и переходит в его психику от других людей) рассматриваются их (родителей) ценности. Эти ценности усваиваются ребенком, образуя его Супер-Эго. 3. В анимизме как философском учении-процесс, противоположный тому, о котором шла речь выше, в п. 1 и 2, т. е. процесс приписывания свойств живого, в том числе и психических свойств, неживым объектам. См. анимизм, отца фигура, психоанализ, ценности, Супер-Эго.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНТРОЕКЦИЯ
introjectton) Процесс, посредством которого функции ВНЕШНЕГО ОБЪЕКТА берет на себя его психическое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, посредством которого отношения с объектом "вовне" заменяются отношениями с воображаемым объектом "внутри себя". Образовавшуюся в результате психическую структуру называют по-разному: ИНТРОЕКТ, ИНТРОЕЦИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ или ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ. Интроекции предшествует ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ; она может сопровождаться (или не сопровождаться) ФАНТАЗИЕЙ ИНКОРПОРАЦИИ; за ней может следовать ВТОРИЧНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. СУПЕР-ЭГО образуется интроекцией родительских фигур, и его можно разложить на составные интроекты (ХОРОШИЙ (ПЛОХОЙ) ВНУТРЕННИЙ ОТЕЦ (МАТЬ). Интроекция представляет собой как ЗАЩИТУ, так и нормальный процесс развития: защиту - поскольку уменьшаетСЕПАРАЦИОННУЮТРЕВОГУ, процесс развития - поскольку способствует увеличению АВТОНОМНОСТИ субъекта.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Интроекция
лат. intro + jacio - бросать) – 1. общее значение – помещение, проникновение какого-то аспекта внешнего мира во внутренний мир человека с последующим выполнением соответствующей психологической функции. Приблизительными синонимами термина являются «персонализация», «интернализация.» К.Юнг вместо него использует термин ассимиляция (с антонимами «проекция», «диссимиляция»); 2. в психоанализе – замена внешнего объекта мысленным его представлением, посредством которого отношения с объектом, находящимся вовне заменяется отношениями с воображаемым объектом «внутри себя» (например, интроекцией родителей могут стать их наставления, предостережения, советы). Интроекции предшествует интернализация. Интроекция рассматривается как защита (поскольку она уменьшает сепарационную тревогу), так и нормальный процесс развития (поскольку способствует увеличению автономности индивида).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Интроекция
поглощение организмом части среды. Может происходить на физиологическом уровне, например, принятие пищи, и на психологическом уровне - поглощение информации, предписаний, мнений, образцов поведения и т.п. Термин был позаимствован из психоанализа, однако в ортодоксальном психоанализе процесс интроекции понимался несколько иначе. Фрейд считал некритическое усвоение родительских посланий нормальным процессом для маленького ребенка. Идея Перлза состояла в том, что пассивная интроекция не является обязательным процессом, ребенок способен «разжевывать» и ассимилировать полученный опыт [Перлз (16),с. 409-410]. При интроекции контактная граница смещается внутрь и среда оказывается внутри организма. Здоровая интроекция заканчивается ассимиляцией (см.) При патологической интроекции поглощенный объект остается инородным телом внутри организма. Патологическая интроекция суть незавершенная ситуация. Патологическая, пассивная, интроекция приводит к ложным идентификациям. Лингвистическим признаком интроекции является использование слов, указывающих на долженствование («надо», «должен», «положено» и т. д.), предложения, выражающие иррациональные убеждения. Литература: [5, с. 128-130; 8, с. 64-67; 16, с. 408-432; 17, с. 47-51; 19, с. 354-356, 369-370, 371-372; 20, с. 168-175; 25, с. 46-47; 26, с. 36-39; 28, с. 147; 32]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

Интроекция
1) включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации; Ср.: Что последняя книга скажет, то на душе у него (у нее) и ляжет. Ср. различные ситуации в рассказе А. Чехова «Душечка», в частности когда Ольга Семеновна была замужем за антрепренером:
И она уже говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете – это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно стать только в театре… И что говорил о театре и об актерах Кукин, то повторяла и она. Публику она, так же, как и он, презирала за равнодушие к искусству и за невежество…; когда сблизилась с ветеринаром, она повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он.
2) «процесс проецирования собственных характеристик на неодушевленные объекты» (Ребер).
Ср.:
«Он меня любит!» – думала она и восхищалась этой мыслию… «Ох, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не пели, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли» (Н. Карамзин, Бедная Лиза).
Я нахожусь теперь в самом мизантропическом настроении, и все предметы представляются мне в преувеличенно скверном виде (И. Тургенев, Дым).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ИНТРОЕКЦИЯ
англ. introjection) - присвоение человеком внешних норм, правил, установок, способов мышления, стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия, они не становятся его собственными, не "перевариваются" им. При И. человек не прилагает усилий, чтобы определить свои желания и потребности, он скорее пассивно воспринимает то, что предлагает ему среда. В случае, когда человек "проглотил" предлагаемые ему извне ценности, нормы и т. п., он оказывается не способен отнестись к ним критически и, в результате, при изменении внешней ситуации, направляет свою энергию не на изменение неадекватных интроектов, а наоборот, на их поддержку и защиту. Еще одним следствием И. является то, что человек становится не способен различить, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал, другие. Избавление от интроектов - достаточно сложный процесс, в первую очередь потому, что у каждого человека есть долгая история интроеци-рования, являющегося в нашем обществе общепринятым способом воспитания и образования (социализации). Однако если человек становится способен развить в себе ощущения "Я" и четко отделить его от "Ты" или "Другие", если он научается не "проглатывать" предлагаемую информацию, а перерабатывать и присваивать ее уже в видоизмененном виде (и то и др. можно достичь, напр., через психотерапевтическую работу), он оказывается способен избавиться от чрезмерной власти интроектов. См. Гештальт-терапия, Зеркальное Я. (А. А. Корнеев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Интроекция
Термин "интроекция" введен Авенариусом как термин, соответствующий проекции. Однако то вкладывание субъективного содержания в объект, которое он имеет в виду, можно столь же удачно выразить понятием проекции, почему для этого процесса и следовало бы сохранить термин проекции. Далее, Ференци определил понятие интроекции как противоположное "проекции", а именно он разумеет втягивание объекта в субъективный круг интересов, тогда как "проекция" есть для него выкладывание субъективных содержаний и переложение их в объект. /104- S.10 ff/ "Тогда как параноик вытесняет из своего эго все движения души, вызывающие неудовольствие, невротик, напротив, облегчает себя тем, что он воспринимает в свое эго возможно большую часть внешнего мира и делает ее предметом бессознательных фантазий". Первый механизм есть проекция, второй - интроекция. Интроекция есть своего рода "процесс разжижения", "расширения круга интересов". Ференци считает интроекцию также и нормальным процессом.
Итак, психологически интроекция является процессом ассимиляции (см. ассимиляция), проекция же - процессом диссимиляции. Интроекция означает уподобление объекта субъекту проекция же, напротив, - отличение объекта от субъекта при помощи переложения какого-нибудь субъективного содержания на объект. Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо. Можно выделить пассивную и активную интроекцию; первая разновидность проявляется, среди прочего, при лечении неврозов в явлении переноса (см.) и вообще во всех случаях, когда объект оказывает на субъекта безусловное влияние; к последней разновидности принадлежит эмпатия как процесс адаптации.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ИНТРОЕКЦИЯ

Нем.: Introjektion. - Франц.: mtrojection. -Англ.: introjec?on. - Исп.: introy-ecci?n. - Итал.: introezione. - Португ.: intrqje??o.
o Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит "извне" "внутрь" объектов и качеств, присущих этим объектам.
Интроекция близка поглощению, инкорпорации, как своему телесному прообразу, однако в отличие от инкорпорации она не всегда соблюдает телесные границы субъекта (интроекция в Я, в идеальное Я и т.д.).
Интроекция связана с (само)отождествлением.
o Термин "интроекция" был введен Ш. Ференци по контрасту с "проекцией". В "Интроекции и трансфере" (Introjektion und ?bertragung, 1909) он писал: "Если параноик выносит неприятные побуждения за пределы своего Я, то невротик, напротив, включает в Я как можно большую часть внешнего мира, превращая его в объект бессознательного фантазирования. По контрасту с проекцией этот процесс можно назвать интроекцией" (la). Из этой статьи, однако, нелегко извлечь строгое определение понятия интроекции, так как Ференци понимает его в широком смысле - как "страсть к трансферу", приводящую невротика к "ослаблению его свободно парящих аффектов путем расширения круга интересов" (1b). Он называет интроекцией тип поведения (главным образом у истериков), который вполне можно было бы назвать и проекцией.
Фрейд использует понятие интроекции, четко противопоставляя его проекции. Наиболее ясен в этом смысле текст "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), где рассматривается происхождение противопоставления субъекта (Я) объекту (внешнему миру) в связи с противопоставлением удовольствия неудовольствию: " Я -удовольствие в чистом виде строится посредством интроекции всего того, что порождает удовольствие, и проекции вовне всего того, что приносит неудовольствие" (см.: Я-удовольствие, Я -реальность). Это противопоставление мы находим в "Отрицании" (Die Verneinung, 1925): "... изначальное Я -удовольствие стремится... интроецировать все хорошее и исторгнуть из себя все дурное" (2а).
Интроекция связана с оральной инкорпорацией. Эти два термина часто использовались Фрейдом и другими авторами как синонимичные. Фрейд считал, что противопоставление интроекция - проекция поначалу возникло на оральном уровне и лишь позднее приобрело более общее значение. Этот процесс "...находит свое выражение на уровне самых древних оральных влечений: я хочу это съесть или я хочу это выплюнуть, или в более обобщенной форме: я хочу ввести в себя одно и исторгнуть из себя - другое" (2b).
Необходимо сохранить различие между поглощением и интроекцией, подразумеваемое в приведенном отрывке. В психоанализе прообраз всякого разграничения между внутренним и внешним - это граница тела; именно с этой телесной оболочкой явным образом связан процесс инкорпорации. Понятие интроекции имеет более широкий смысл: речь идет не только о том, что находится внутри тела, но и о том, что находится внутри психического аппарата, инстанции и пр. Именно в этом смысле можно говорить об интроекции Я, об Идеал-Я пр.
Интроекция была впервые обнаружена Фрейдом при изучении меланхолии (3), а затем приобрела более общий смысл (4). Это понятие приводит к обновлению фрейдовской теории (само)отождествления*.
Сохраняя след своего телесного прообраза, интроекция выражается в фантазировании по поводу объектов, как частичных, так и цельных. Кроме того, это понятие играет важную роль у таких авторов, как Абрахам и особенно М.Кляйн, которые стремились описать фантазматические переходы между "хорошими" и "плохими" объектами (интроекция, проекция, новая интроекция). Эти авторы имели в виду прежде всего интроецированные объекты; представляется, что это понятие и в самом деле следует употреблять лишь в тех случаях, когда речь идет об объектах или их качествах. В строгом смысле слова нельзя говорить, как иногда случалось Фрейду, об "интроекции агрессивности" (3); в подобных случаях более уместно выражение "обращение на себя"*.

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

ИНТРОЕКЦИЯ
процесс включения внешнего мира во внутренний мир человека. В классическом психоанализе под интроекцией понимается процесс установления таких отношений между человеком (субъектом) и другим человеком или предметом, на который направлен его интерес (то есть объектом), при которых свойства и качества объекта переносятся субъектом вовнутрь.
   Термин «интроекция» был введен в психоаналитическую литературу одним из сподвижников З. Фрейда венгерским психоаналитиком Ш. Ференци (1873–1933), опубликовавшим в 1909 г. работу «Интроекция и перенесение» и статью «К определению понятия интроекции» (1912). Он описывал интроекцию «как распространение аутоэротического интереса на внешний мир путем «втягивания» его объектов в Я».
   Интроекция противопоставляется проекции как процессу вынесения человеком своих собственных чувств и внутренних побуждений вовне. При проекции субъект наделяет объект теми свойствами и качествами, которыми обладает сам. При интроекции человек как бы вбирает в свою психику представления о части внешнего мира, превращает их в объект бессознательного фантазирования. Он наделяет самого себя свойствами и качествами воображаемого объекта, идентифицирует (отождествляет) себя с этим объектом, думает и действует с оглядкой на внутренний образ, возникший в результате интроекции.
   Если параноик проецирует вовне из своего Я возможно большую часть внешнего мира и делает его сюжетом бессознательных фантазий, то невротик, как считал Ш. Ференци озабочен поиском объектов, которые он «мог бы втянуть, интроецировать в круг своих интересов». Невротическая интроекция рассматривалась Ш. Ференци в качестве крайнего вида психического процесса, имеющего место в каждом нормальном человеке. Различие усматривалось им лишь в том, что «у здорового большая часть его интроекций протекает сознательно, в то время как у невротика они в большинстве случаев вытеснены, изживаются в бессознательных фантазиях, и опытный врач может узнать о них только косвенным, символическим образом».
   В содержательном плане процессы идентификации и интроекции выступали у Ш. Ференци как однозначные. С точки зрения З. Фрейда, интроекция тесно связана с идентификацией, как одной из форм эмоциональной связи человека с объектом своего внимания. В процессе идентификации человек стремится быть похожим на того, к кому испытывает особые чувства привязанности, будь то любовь, обожание, поклонение. Благодаря интроекции человек как бы превращается в тот объект, с которым он себя идентифицирует.
   Человек может утратить объект своей привязанности. Однако интроекция этого объекта вовнутрь самого себя оказывает соответствующее воздействие на его поведение. Особенно наглядно этот процесс можно наблюдать на примере маленьких детей. В игровой форме дети часто отождествляют себя с каким-либо животным. Они говорят своим родителям или сверстникам, например: «Я – лошадка», «Я – щенок». При этом дети подражают тому или иному животному, принимают характерные для них позы, издают соответствующие звуки.
   Аналогичные картины подражания животным, отождествления себя с ними могут наблюдаться не только в процессе детской игры. Ребенок на полном серьезе может включить в себя любимый, но в силу различных обстоятельств жизни утраченный объект своей привязанности. В одной из своих работ З. Фрейд привел в качестве примера наблюдение, описанное в психоаналитическом журнале. Речь шла о ребенке, который сильно переживал по поводу утраты любимого котенка. Это переживание привело к тому, что ребенок не только отождествил себя с котенком, но и всем своим поведением показывал, что он теперь стал этим котенком. Ребенок капризничал, не хотел есть за столом, ползал на четвереньках.
   Интроекция объекта субъектом свойственна не только детям, но и взрослым. Типичным примером может служить меланхолия взрослого человека, считающего реальную или воображаемую потерю любимого объекта причиной своего подавленного состояния. В этом случае человек упрекает самого себя за то, что произошла утрата объекта. Он обвиняет себя во всевозможных грехах, унижает собственное Я. Тень объекта, по выражению З. Фрейда, оказывается отброшенной на Я человека. Интроекция объекта проявляется в явной форме.
   Благодаря интроекции в психике человека возникают различные образы и представления, оказывающие воздействие на его жизнедеятельность. Эти образы и представления становятся неотъемлемой частью человека, превращаются в идеал Я или Сверх-Я.
   В классическом психоанализе понятия идеала Я и Сверх-Я тесно связаны с интроекцией. Объект привязанности вбирается вовнутрь психики человека, становится на место его Я. Он оказывается не только включенным во внутренний мир человека, но и активно действующим в качестве некоего идеала или инстанции контролирующей его мысли и поведение. Прежние отношения между внешним объектом и человеком перерастают в отношения между образовавшимся в результате интроекции идеалом-Я и Я, ставшим объектом воздействия со стороны этого идеала. Внутренний мир человека, его психика становятся ареной противостояния различных сил.
   Процесс интроекции приводит к изменениям в психике человека. Его Я как бы расщепляется на две части. Одна из них включает в себя потерянный объект. Другая, олицетворяющая собой, с точки зрения З. Фрей да, критическую инстанцию или совесть, становится особенно беспощадной по отношению к первой части Я. Между обеими частями Я возникает конфликт, обострение которого может привести к психическому расстройству.
   Стремление к включению большей части внешнего мира в свое собственное Я особенно характерно для невротика. Вобрав внешний мир вовнутрь самого себя, невротик делает его объектом своих многочисленных фантазий.
   Проблема интроекции обсуждалась в работах К. Абрахама, М. Кляйн, Ш. Ференци, А. Фрейд и других психоаналитиков. В современном психоанализе рассмотрению процесса интроекции также уделяется определенное внимание. В частности, С. Блатт поднял вопрос о необходимости исследования различных форм младенческой депрессии, включая интроективную, что нашло отражение в его статье «Уровни объектной репрезентации в анаклитической интроективной депрессии» (1974).    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001