ИНФАНТИЛЬНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ИНФАНТИЛЬНОСТЬ
проявление в психологии и в поведении взрослого человека, детские годы которого давно прошли, детских черт характера и детских форм поведения.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНФАНТИЛЬНОСТЬ (INFANCY)

Хотя Фрейд использовал термин "инфантильный" для обозначения феноменов всего детского периода, инфантильность в современном употреблении относится к периоду первых трех лет жизни. В этот период ребенок переходит от состояния полной психической и физической зависимости к индивидуальному бытию с автономной регуляцией чувствования себя и других, способностью вербального общения и выражения внутренней реальности, независимостью во многих областях психического функционирования. К концу периода инфантильности должны произойти важные достижения в психической структуре: ребенок должен четко дифференцировать репрезентанты себя и объектов и быть способным интегрировать 'хорошие' и 'плохие' частичные объекты в целостные репрезентации себя и объектов. Также должны произойти дифференциация Я и Оно, развиться защитные механизмы, способные справиться с конфликтными чувствами и побуждениями. Должна появиться способность к формированию компромиссных образований, равно как и способность к продуцированию внутренней тревоги и развитию невротической симптоматики. Такой прогресс вооружает Я способностью интенциональности, сдерживания разрядки, сопротивления регрессии; зарождается толерантность к фрустрации, тревоге и амбивалентности. Ребенок обретает все большую способность справляться со сложными аффективными переживаниями при взаимодействии с одушевленной и неодушевленной средой.
В период инфантильности происходив быстрая дифференциация и интеграция функций, которая отражает сложное взаимодействие конституциональных данностей, генетически обусловленного созревания и среды (как до, так и после рождения). Существует множество моделей развития ребенка в этот период; хотя в каждой из них акцент делается на чем-то особом, все они основаны но постулате о том, что каждый новый уровень функционирования (выражение аффектов, моторные навыки, сенсорное восприятие и ретенция, контроль побуждений и т.д.) возникает во взаимодействии ребенка со средой. Опыт переживаний организуется во все более сложные паттерны, сначала на физиологическом, о затем на психологическом уровне репрезентации.
Из этих теоретических систем наиболее важными являются модель сенсомоторного развития Жана Пиаже, принадлежащая Фрейду теория влечений и концептуализация психосексуального развития (вместе с последующими психоаналитическими теориями Я и объектных отношений), модель сепарации-индивидуации Малер, этология человека (изучение наблюдаемого поведения), теория научения, основанные на наблюдении исследования Шпица, Вульф, Эмде, Штерна и др.
На протяжении первого года генетически обусловленное созревание как детерминанта поведения все более уступает место опыту. Развитие в этот период неравномерно. Наиболее быстрое развитие обозначается как биоповеденческие сдвиги, имеется в виду внезапное возникновение новых способностей и функций, включая новые формы аффективного поведения, отражающие новый уровень психической и физиологической организации.
Подобные сдвиги проявляются в виде резких изменений в социальной жизни ребенка. Так называемая реакция улыбки (2-3-й месяцы жизни) приводит к более интенсивным и качественно иным взаимодействиям с человеческим окружением, а боязнь незнакомых людей (6-8-й месяцы) указывает но появление способности испытывать страх.
Третий заметный поведенческий сдвиг наблюдается между восемнадцатым и двадцать четвертым месяцем жизни, когда появляется жест с сигнальным значением 'нет', происходит быстрое усвоение языка, развивается автономия, способность к социальным контактам, происходит смещение от сенсомоторного интеллекта к репрезентативному (Пиаже), возникает кризис восстановления (Малер), на смену приходит анальная фаза психосексуального развития (Фрейд). По истечении восемнадцати месяцев возникающее чувство Я проявляется в узнавании ребенком себя в зеркале. Ребенок начинает также говорить о себе в первом лице.
Один из способов концептуализации сдвигов уровней психической организации заключается в том, что после двух месяцев ребенок вспоминает мать в моменты узнавания; после семи-девяти месяцев - испытывать биологические и психологические потребности; после восемнадцати месяцев мнемическое воспроизведение осуществляется относительно независимо от внешних стимулов и внутренних потребностей. Такие сдвиги в возможностях ребенка делают процесс развития внешне дискретным, поскольку достижение нового уровня интеграции и организации приводят к типу функционирования, прежде недоступному.
Периоды поведенческих изменений в направлении более сложных уровней организации - это периоды наибольшей уязвимости ребенка к стрессу. Потенциал рос-то и самоконтроля может уступать место возможности дезорганизации и декомпенсации, причем на то и другое влияет конституциональная предрасположенность. Так, у ребенка, рано научившегося перемещаться в пространстве, будет иной тип объектных отношений, нежели у ребенка, более склонного к сидячему образу жизни и исследующего мир в основном зрительно. Последний может дальше продвинуться в плане индивидуации до начала физической сепарации от опекуна. На уязвимость ребенка к стрессу влияет также среда.
Перцептивный аппарат ребенка отличается врожденной способностью направлять внимание на частичные объекты (конфигурация человеческого лица, голос матери, запах и т.п.). Токая биологически детерминированная способность, способствующая формированию связи с объектами, проявляется даже в отсутствие связанного с данным объектом опыта кормления или при редукции влечений. Следовательно, ребенок по природе социально интерактивен, ищет как возбуждающей, ток и успокаивающей стимуляции и способен стимулировать других (особенно мать), вызывая реакции; таким образом, ребенок может воздействовать на окружение с момента появления но свет. Поскольку развитие является частью системы интеракций, то поведение ребенка и поведение опекуна со временем будут усложняться. Согласно одной из современных гипотез, генетически обусловленное, направленное на объект поведение дает ребенку возможность привлекать к себе внимание матери в период, когда его выживание целиком зависит от нее.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.65 мб

Социальная инфантильность российской молодежи: специфика научного дискурса

Демиденко Анна Сергеевна
В наши дни изучение инфантильности становится все актуальнее, а сам феномен социальной инфантильности является проблемой современности, поскольку все больше представителей молодого поколения не стремится брать на себя ответственно
Читать PDF
288.64 кб

Судьба инфантильного социума

Олейников Юрий Васильевич
В статье представлена ретроспектива существующих точек зрения и анализ основных представлений о причинах и проявлениях упадка определенных типов незрелых (инфантильных) социальных организмов.
Читать PDF
175.39 кб

Клинические проявления инфантильной (злокачественной) формы остеопетроза

Сахаровская Е. Л., Stepensky P. Y., Rheingold L. I., Дубровин М. М., Игнатова Д. А., Щербина А. Ю., Резник И. Б.
Остеопетроз («мраморная болезнь») это группа заболеваний, характеризующаяся неспособностью остеокластов осуществлять резорбцию костной ткани, что приводит к повышенной ломкости костей, несмотря на увеличение их плотности.
Читать PDF
208.38 кб

Клинический случай инфантильной формы болезни Помпе

Судоргина Е. Ф., Чолоян С. Б., Шеенкова М. В., Колесникова Л. П.
В статье представлен клинический случай болезни Помпе у мальчика раннего возраста в г. Оренбурге. Описана клиническая картина инфантильной формы заболевания.
Читать PDF
264.32 кб

Алглюкозидаза альфа - новый этап в терапии инфантильной (младенческой) формы болезни Помпе

Басаргина Елена Николаевна, Архипова Е. Н., Ермоленко В. С.
Читать PDF
96.97 кб

Диагностика и терапия инфантильной формы болезни Помпе у девочки в возрасте 3 месяцев

Архипова Е.Н., Басаргина Е.Н., Сугак А.Б.
Читать PDF
11.42 мб

Первый опыт хирургического лечения инфантильной коарктации в сочетании с гипоплазией дуги аорты

Нохрин А. В., Ануфриев А. И., Бедин А. В., Халивопуло И. К., Сизова И. Н., Коков А. Н., Кузьмин А. В., Чагирев В. В., Кузьмин И. В., Кулавская М. В.
Цель: Представить первый опыт непосредственных результатов реконструкции дуги аорты у новорожденных с коарктацией аорты (КА) в сочетании с гипоплазией дуги. Материалы и методы.
Читать PDF
3.10 мб

Успешное лечение синдрома короткой кишки у ребенка с обширной инфантильной гемангиомой брюшной полос

Аверьянова Юлия Валентиновна, Степанов А.Э., Разумовский А.Ю., Поляев Ю.А., Макаров С.П., Васильев К.Г., Бологов А.А., Ашманов К.Ю., Мызин А.В., Исаева М.В., Бурмистров И.Ю., Кочкин В.С., Брюсов Г.П., Рогожин Д.В., Эктова А.П.
Читать PDF
3.30 мб

Хирургическое лечение первичной инфантильной глаукомы

Хамроева Юлдуз Абдурашидовна
Цель оценка эффективности хирургического вмешательства у детей в возрасте от 3 до 10 лет с первичной инфантильной глаукомой в зависимости от степени выраженности морфометрических изменений. Материал и методы.
Читать PDF
3.08 мб

Синдром торакальной недостаточности при инфантильном врожденном сколиозе

Михайловский Михаил Витальевич, Суздалов В. А.
Представлен обзор современной литературы, посвященной проблеме развития синдрома торакальной недостаточности у маленьких детей с тяжелыми врожденными сколиозами на почве аномалий развития позвонков и ребер.
Читать PDF
826.37 кб

Реакция астроцитов обонятельной луковицы крысы на введение капсаицина в инфантильном возрасте

Т. А. Румянцева, Д. А. Пожилов, В. Е. Варенцов, А. В. Москаленко
Изучено распределение астроцитарного маркера GFAP в различных слоях обонятельной луковицы и ростральном миграционном потоке у крыс 30-, 60-, 90-суточного возраста, а также на 30 и 60 сутки после токсического воздействия.
Читать PDF
332.87 кб

Влияние возрастающей инфантильности общества на гендерную дифференциацию

Ахмедов Рустам Каримович
В статье оценивается влияние возрастающей инфантильности общества на стирание гендерных различий и появление новых социально-половых ролей как новый ракурс рассмотрения соответствующих проблем гендера.
Читать PDF
346.84 кб

Преодоление социальной инфантильности учащихся колледжа

Дегтеревский О. С.
Рассматривается сущность социального инфантилизма, выявлены его особенности проявления у учащегося колледжа.
Читать PDF
253.47 кб

Симптомы инфантильности молодых людей

Пегов Владимир Анатольевич, Пегова Анна Владимировна
В результате анкетирования студентов вуза физической культуры были выявлены группы молодых людей, которые «с головой» уходят в компьютерные игры.
Читать PDF
447.45 кб

Анализ проблем в развитии сознания и социальной инфантильности современного российского общества: со

Абдрахимова Регина Гафуровна
В статье проведено исследование социально-философских проблем динамики развития общественного сознания в постперестроечной России.

Похожие термины:

  • Инфантильно-грацильный телесный тип

    (от лат. infans, infantis - ребенок, gracilis - нежный, тонкий). (По М. О. Гуревичу.) Телосложение, характеризующееся маленькими, почти детскими размерами, нежностью и гармоничностью отдельных частей тела.
  • ЛИБИДНОЕ ИНФАНТИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    libidinal infantile development) КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ постулирует серию фаз либидного развития, через которые проходит индивид, начиная с младенчества, до достижения ЛАТЕНТНОГО ПЕРИОДА; эти фазы синхронны парал
  • РАЗВИТИЕ ЛИБИДОНАЛЬНОЕ (РАЗВИТИЕ ИНФАНТИЛЬНОЕ)

    (в классическом психоанализе)-последовательность стадий психосексуального развития, через которые, по мнению психоаналитиков, проходит каждый человек с момента его рождения до состояния зрелост