Игра деловая Игра на публику

Игра как форма общения

Найдено 1 определение:

Игра как форма общения

Анализ игры как системы отношений достаточно широко представлен в зарубеж. психол. концепциях и направлениях (необихевиоризм, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология, психодрама, социальный конструктивизм и др.), но в отеч. психологии это понятие получило наибольшее распространение только в детской психологии. Для отеч. социальной психологии более характерно выделение видов О. и противопоставление личностно опосредованного (интимного, доверительного и т. д.) О., в опр. степени соответствующего диалогу, и социально ориентированного (этикетного и т. п., и игрового в т. ч.). В последнее время в отеч. психологии прослеживается интерес к игре как к форме духовной деятельности и форме О. в связи с тем, что игра - важная и жизненно необходимая форма О., связанная с человеческим бытием, развитием культуры (Й. Хейзинга). Она необходима для социальной жизни индивидуума и социума, обеспечивая социальную адаптацию к конкретным обществ. и социальным условиям. Она крайне важна на первоначальных этапах филогенеза, онтогенеза, создания группы, в обучении новым знаниям, навыкам и т. д. Интериоризованные и принятые в процессе игры ценности трансцендируются другим и придают значимость социальным нормам. Игра - форма О., к-рая дана человеку (ее правила выработаны сообществом), роли - безличны. Смысл игры в ней самой, в отличие от диалога все внимание партнеров, к-рые могут быть заменены, сосредоточено на исполнении правил. Игра характеризуется повторяемостью, временной и пространственной организацией. Если в ней усваиваются базовые (общечеловеческие) ценности, она сопровождается бытийными переживаниями. Но игра может носить и элемент напряжения, связанный с контролем за ее «исполнением». С позиций онтопсихологии О. игра ценностно-смысловая форма О., определяющим признаком к-рой является приобщение к социокультурным и обществ. ценностям. Она характеризуется социально-функц. равенством, отношением к другому как к исполнителю социальных функций, выработанных обществом. Предназначение игры - объединение людей за счет формирования социального Мы, переживаемого как сопричастность к совместной жизнедеятельности. Благодаря этому усваиваются социальные нормы и ценности, что способствует адаптации к конкретным социокультурным и обществ. условиям, а также развитию социальных групп и индивидов в этих условиях. В связи с социальностью человеческой жизни игра самая распространенная форма О., но кроме собственных специфических характеристик она содержит характеристики, к-рые сближают ее с др. формами О. С диалогом ее объединяет наличие «равенства», а с манипуляциями ее сближает вынужденная личностная закрытость в связи с выполнением социальной роли или статуса. Игра, в опр. степени обезличивая партнеров, «спасает» от манипуляций, т. к. жесткое следование правилам не нарушает взаимности, задаваемой социально-функц. равенством. Поскольку игра ограничена во времени, она динамична и не может существовать долго. Возможность взаимопереходов между формами О. связана с глубиной погружения в него: начинаясь с формальных, ролевых контактов, центрированных на «исполнении» правил, по мере разворачивающегося процесса игра может приобретать в большей или меньшей мере форму диалога или манипуляции. Наполняясь ценностно-смысловым содержанием, соответствующим диалогу, она переходит в диалог и по форме. Наполняясь манипулятивным содержанием, она переходит в манипуляцию как форму О. Лит.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992; Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенцицкого. СПб., 2000; Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М., 1992; Эльконин Б. Д. Психология игры. М., 1978. Л. И. Рюмшина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Речевое общение как форма проявления толерантности в дошкольном возрасте

Ильяшенко Марина Владимировна
В статье рассматривается актуальная проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор акцентирует своё внимание на речевом общении как форме проявления толерантности. Актуальность исследования проблемы речевого общения как формы проявления толерантности в дошкольном возрасте обусловлена появлением в дошкольных учреждениях полинационального состава детей, детей-беженцев и вынужденных переселенцев с других государств. Ребёнок должен не только научиться проявлять толерантность как умение сопереживать, понимать, но и уметь выразить это с помощью речевых форм общения. Для выявления особенностей речевого общения как формы проявления толерантности в дошкольном возрасте автор проводит комплексную диагностику (беседа, наблюдение, решение проблемных ситуаций). В ходе данной диагностики у детей отмечены некоторые проблемы в применении речевого общения как формы проявления толерантности. В частности, обнаружены случаи расхождения использования детьми средств речевого общения в воображаемых и реальных ситуациях, требующих проявления толерантности, трудности в общении с больными, некрасивыми людьми, детьми младшего возраста. На основании проведённой диагностики были установлены уровни сформированности речевого общения как формы проявления толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать PDF

Пенитенциарный моббинг как особая форма межличностного конфликтного взаимодействия в системе общения

Маняхин А. В.
В статье вводится новое понятие - пенитенциарный моббинг. Данное негативное социально-психологическое явление анализируется с позиции психологии общения как форма межличностного конфликтного взаимодействия, обусловленного профессиональной деятельностью, личностными особенностями, доминирующими стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Излагаются основные цели, причины, виды и последствия пенитенциарного моббинга.
Скачать PDF

Обида как форма реагирования на проявления агрессивности в общении

Царева Е.С.
Обида рассматривается как дизъюнктивное чувство, потенциально приводящее к невротизации личности. Она порождает гнев, ненависть, мысли о мести. Умение прощать присуще зрелым людям, но это не означает, что виновник обиды не должен нести ответственность. В статье рассмотрены возможности примирения сторон на основе медиации при конфликте между студентами, студентами и преподавателями.Resentment is considered as disjunctive sense, potentially leading to a neurotic personality. It generates anger, hate, thoughts of revenge. Forgiveness inherent in mature people, but that does not mean that the perpetrator of offenses should not be held responsible. The possibilities of reconciliation through mediation in the conflict between students, students and teachers.
Скачать PDF

Игра: проблема дефиниции и классификации

Поликарпов В.С., Лысак И.В.
Скачать PDF

Онлайн-игра как способ преодоления кризиса в разные возрастные периоды

Горьковая Ирина Алексеевна
В статье рассматривается онлайн-игра, виртуальная среда которой создает феномен присутствия, что позволяет проявлять способность к осознанной саморегуляции субъекта и повышать ее эффективность находить новые креативные решения жизненных ситуаций повышать возможности нравственного воспитания. Проведен феноменологический анализ преодоления семейного, духовного и возрастного кризисов при помощи онлайн-игры при разводе родителей с подростком, у мужчины среднего возраста и пожилого мужчины.
Скачать PDF

Игра

Брудный Арон Абрамович
Предметом лекции является игра с точки зрения психологии. Игра рассматривается как процесс, который в плане поведения представляет собой условное моделирование реальных жизненных ситуаций. Игра обладает такими характеристиками, как сцепной вес, периметр, и имеет моделирующий аспект, важной стороной которого в жизненных ситуациях является рефлексия. Игра также предполагает интериоризацию правил.
Скачать PDF

«Музыкальный язык» как не-знаковая форма мышления, или несколько замечаний по поводу «Застоявшейся т

Нехаева И. Н.
Статья посвящена критическому анализу музыкального искусства как области демонстрации языка, представляющего собой знаковую систему и, согласно традиционному взгляду, элиминирующего музыкальную область, которая сама по себе не содержит знаков, а также значений, поскольку не имеет условий для взаимодействия означаемого и означающего, что последовательно рассматривается и аргументируется посредством нахождения и противопоставления особенностей и специфики языковой и музыкальной сфер.
Скачать PDF

Игра как метод исследования социальной действительности

Ветренко И.А.
Скачать PDF

Псевдострахование как форма криминального поведения в страховом деле и его уголовно-правовая оценка

Боровских Р.Н.
Скачать PDF

Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразви

Серебрякова Ольга Валерьевна
Раскрывается методика диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием, основанная на творческой сюжетно-ролевой игре. Получены данные, характеризующие особенности межличностных взаимоотношений детей с общим недоразвитием речи.
Скачать PDF

Высокий инновационный потенциал форма деградации высокого личностного потенциала

Лукьянов Олег Валерьевич, Шмырёва Мария Анатольевна
Представлены результаты исследования (2010-2011 г.), посвященного уточнению смысла явления, которое в современной психологии обозначается термином «высокий инновационный потенциал» (речь идет об индивидуальном потенциале человека). В исследовании приняли участие лидеры проектных групп конкурса «БИТ Сибирь-2011», предприниматели с различным по параметрам продолжительности и успешности опытом ведения бизнеса. Представлены результаты экзистенциально-феноменологического анализа автобиографических интервью, проведенных и проинтерпретированных с целью оценки качественных характеристик инновационного потенциала, и результаты, полученные с помощью пакета опросников для оценки общепсихологических параметров личностного потенциала. Выдвинуты две гипотезы в отношении изучаемого явления: 1. Для изучения инновационного потенциала возможно, а в некоторых случаях достаточно использовать методики изучения личностного потенциала в комплексе с экзистенциально-феноменологическим анализом. 2. Проявление высоких значений инновационного потенциала есть проявление деградации личностей с высоким личностным потенциалом в аспекте отчужденности от исторического видения реальности и доминирования прогрессистского взгляда.
Скачать PDF

Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций

Статья посвящена результатам сравнительного анализа терминологического аппарата, используемого для обозначения феномена «выгорания», и современных эмпирических исследований данного феномена у представителей различных профессиональных групп. Подчеркивается необходимость исследования динамики структуры профессионального выгорания в процессе профессио нализации с позиций системогенетического подхода.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16