ГУМАНИЗМ

Найдено 7 определений термина ГУМАНИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Гуманизм

от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Оцените определение:

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Гуманизм

лат. humanus - человечный) – в философии - теория, утверждающая равную ценность любого человека независимо от его общественного положения и защищающая неотъемлемое, изначальное право каждой личности на свободное развитие ее способностей, творческих сил, разделяющая принципы социальной справедливости, человечности в отношениях между людьми и социальными группами. Гуманистическое направление мысли существует издревле, с момента осознания человеком того факта, что люди относятся друг к другу подобно хищным животным, как бы не подозревая о том, что последние не суть вершина достижения эволюции биосферы. Концепции гуманизма, в таком ее представлении, отвечает не имеющая никаких научных оснований гипотеза, согласно которой люди всегда делились, делятся и будут деляться на две разные антропологические категории: элиту, господствующую во всех сферах общественной жизни и так назывемых париев, «простых» людей, «быдло-класс», на котором упомянутая элита фактически паразитирует вот уже несколько тысячелетий и не собирается от этого своего привилегированного положения отказываться ни при каких обстоятельствах. Гуманизм, как научное движение мысли возник и формирование которого состоялось как реакция на духовное господство церкви, эксплуатацию множества народов, на рабство, на широкое распространение философских и психологических концепций, обезличивающих, унижающих человека, человеческое достоинство, отождествляющих общественные процессы в сущности с теми относительно элементарными взаимоотношениями, которые существуют в мире животных, и априорно занимающих позиции жесткого детерминизма, при котором люди, соглано писаным и негласным законам лишаются свободы выбора, автономности, права на невмешательство в их внутреннюю жизнь и стремление к самостоятельности в поведении, таких, в частности, как бихевиоризм и психоанализ. Данным термином злоупотребляют столь часто, что это грозит ему полной дискредитацией.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Гуманизм

принцип мировоззрения, основанный на утверждении человеческого достоинства, признающий высшей целью общества всестороннее развитие человека, все более полное удовлетворение его потребностей. Г. возник на основе широкого идейного течения эпохи Возрождения как противодействие Средневековому монархическому тоталитаризму.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

ГУМАНИЗМ

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, ее прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

ГУМАНИЗМ

от лат. humanus – человечный) – признание человека как высшей ценности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Г. – исторически изменяющаяся система воззрений, считающая принципы равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации человека человеком желаемой нормой отношений между людьми. Система взглядов Г. начала формироваться в эпоху Возрождения, а затем постоянно развивалась. Новый этап в развитии Г. связан с марксизмом, в котором критикуется абстрактный Г. вообще и впервые определяются реальные пути воплощения идеалов Г. Достаточно значительные нарушения принципов Г., допущенные при построении социализма в СССР и др. странах, – скорее извращение марксизма, нежели практика, опровергающая всю теорию. Американцы в свое время практически полностью уничтожили коренное население – индейцев и торговали рабами; турки в 1915–1916 гг. вырезали свыше 1,5 млн армян; испанцы пролили реки крови невинных людей в Америке; французы за одну Варфоломеевскую ночь и только в Париже умертвили сограждан больше, чем было казнено на Руси за все время царствования Ивана Грозного; Германия развязала две мировые войны, унесшие более 70 млн жизней. В истории большинства стран есть факты нарушения Г. не менее серьезные, чем у нас в сталинский период. Критериями Г. является не степень отражения его в текстах, в т. ч. в законах. К основным из них относятся: количество погибающих в войнах, в результате убийств и самоубийств; средняя продолжительность жизни; степень распространенности пьянства, наркомании; коэффициент разрыва в доходах богатых и бедных; доступность и качество медицины и образования и др. Движение от абстрактного Г., которого на планете переизбыток, к конкретному Г., который не имеет заметной мировой тенденции к развитию, является важнейшим условием профилактики любых конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

гуманизм

(от лат. humanus – человеческий, человечный) – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека с критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – нормой отношений между людьми.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ГУМАНИЗМ

Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Гуманитарно-смысловая экспертиза как метод оценки уровня гуманизации образования в вузе

Ермаков П.Н., Абакумова И.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования

Дзгоева Нателла Михайловна
В статье упоминаются общие особенности гуманистических подходов к образованию. Поднимается проблема обучения на основе сотрудничества как одного из гуманистических подходов к образованию. Анализируется термин «сотрудничество» в рамках гуманизации образовательного процесса, разводятся понятия «педагогика сотрудничества» и «учебное сотрудничество», подчеркивается значимость применения учебного сотрудничества для интеллектуального и личностного развития учащихся.General peculiarities of humanitarian treatment of education are mentioned in the article. Such problem as teaching on the basis of cooperation being one of the humanitarian educational approaches is touched upon. The term cooperation is analyzed within the frameworks of humanizing the educational process, such terms as cooperation pedagogy and cooperative learning are differentiated, the importance of using the cooperative learning for intellectual and personal developing of pupils is accentuated
Скачать PDF

Гуманитарность против гуманизма?

Тульчинский Г.Л.
Скачать PDF

Ценностные изменения в структуре семьи, связанные с гуманизацией социальных ценностей

Шапошникова Т.Е.
Скачать PDF

Проблемы жизненного самоопределения пожилого человека в условиях гуманизации общества

Третьякова Вера Степановна, Шилова Светлана Николаевна
В статье представлены группы проблем пожилых людей, их иерархия и классификация, дано их описание в конкретных условиях семьи и стационарного учреждения социального обслуживания. Предложены пути решения проблем пожилых людей через обращение к важной подструктуре личности пожилого человека, обеспечивающей его саморегуляцию, к его самосознанию.
Скачать PDF

К вопросу о гуманизации военной подготовки в гражданских вузах

Маркелова Татьяна Владимировна
Скачать PDF

Некоторые особенности гуманизации межличностных отношений часто болеющих детей младшего школьного во

Голованова Е. Г.
В статье анализируются последствия негативных влияний часто повторяющихся соматических заболеваний на социальное самочувствие и межличностные отношения детей младшего школьного возраста, которые вынуждены в этой связи пропускать занятия. Раскрыты механизмы возникновения по этой причине у отдельной части детей тревожных эмоциональных переживаний и неуверенности в себе. Определены пути гуманизации межличностных отношений со сверстниками у часто болеющих детей.
Скачать PDF

ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»)

А.Б. Орлов
Скачать PDF

Гуманизация исполнения наказания в виде предоставления права осужденным на получение высшего професс

Салахова Валентина Борисовна, Агаджанова Эмилия Рафаэловна
В статье представлен теоретический анализ проблемы гуманизации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также исправления и коррекции делинквентной личности. Высшее профессиональное образование рассмотрено как средство ресоциализации осужденных.
Скачать PDF

Психологические аспекты гуманизации образования

Крамаренко Алла Николаевна
В статье рассматриваются психологические аспекты гуманизации образования, как процесса, не предусматривающего простую передачу знаний в системе „учитель-ученик", а включающего в себя эмоции и чувства. Исследование имеет большую перспективу, так как на современном этапе развития образования внимание сконцентрировано на вопросах гуманизма, гуманистической педагогики и психологии.
Скачать PDF

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Черных Лариса Анатольевна
В статье рассмотрены понятия гуманизма и гуманизации, обозначена их важность для образовательного процесса высшей школы. Выявлена роль гуманизации образования, и высшего образования в частности, для духовного развития личности. Подчеркивается роль субъект-субъектного общения в системе «преподаватель-студент» для формирования коммуникативной культуры студента как составляющей профессионализма, выделена ее структура и дано авторское понятие феномена «коммуникативная культура». В статье приведены тезисы в доказательство того, что в условиях гуманизации оптимально происходит формирование коммуникативной культуры студента. Была показана ведущая роль личностно ориентированного обучения, а также эффективность таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают развитие индивидуальности студента, его познавательных интересов, личностных качеств, таких условий, при которых он может и хочет учиться, лично заинтересован в том, чтобы воспринимать учебные и воспитательные влияния. В статье подчеркнуто, что основной функцией обучения при этом становится не столько формирование высокого интеллекта, сколько формирование развитой личности с высокими целями и идеалами. Для достижения этих целей выделены условия гуманизации, в которых наиболее успешно будет происходить всестороннее развитие личности студента и формирование его коммуникативной культуры как будущего профессионала.
Скачать PDF

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСОВ СТУДЕНЧЕСТВА

Жедунова Людмила Николаевна, Юрасова Елена Николаевна
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!