ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
Син.: у обоих полов - инверсия, у мужчин - уранизм, у женщин - лесбиянство, сапфизм, трибадия.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Гомосексуализм, например, является абсолютным противопоказанием для отвода от донорства независимо от давности заболевания и результатов лечения.
См. Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. № 311 «Об утверждении клинического руководства „Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств”».
Автор. Венгерский врач Кара Мария Бенкерт (конец XIX в.).
Категория. Форма половой перверсии.
Специфика. Половое влечение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними.
Исследования. Объяснению возникновения гомосексуализма служит несколько теорий:
- в медико-биологической теории инверсии акцентируется неправильная половая идентификация в раннем возрасте под влиянием родителей;
- в теории сексуальной ориентации гомосексуализм квалифицируется как естественный процесс психосексуального развития, в котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида формируются гомосексуальные эротические предпочтения.
Динамика. По характеристикам психической сферы гомосексуалы, как правило, кроме направленности либидо, мало отличается от других людей. Но необходимость скрывать гомосексуальные наклонности и частая смена партнеров приводят к укоренению страха перед разоблачением и изменениям характера, к неврозам и депрессиям. Нередко происходит чередование гомо- и гетеросексуальных отношений.
Терапия. Для лечения гомосексуализма используют психотерапию, часто - в сочетании с гормонотерапией.
Термин ввел в оборот в 1869 К. Кертбени. Различается муж. Г. (педерастия; уранизм) и жен. Г. (лесбийская любовь). С 1948 по 1973 Г. считался психическим заболеванием, вызванным нарушениями психики, эндокринной системы, наследственными, социо-культурными и иными факторами. В 1991 Всемирная организация здравоохранения исключила Г. из классификации психических болезней.
Ортодоксальная христианская мораль считает Г. тяжким грехом (1). В 76 странах-членах ООН Г. преследуется по закону. Начиная с середины 1960-ых, наблюдается значительная либерализация взглядов и оценок Г. Известную роль в этом процессе сыграли исследования А. Кинзи, борьба за права меньшинств сексуальных (см. Стоунуолл Инн) и др. В настоящее время термин Г. считается некорректным, т.к. содержит негативный оценочный смысл. В современной языковой практике предпочтение отдается терминам гомосексуальность и полиморфность. В юриспруденции проводится разграничение между Г. как типом ориентации половой и конкретными противоправными действиями, например, мужеложеством. См. также Гомофобия.
«Существует ли у нас гомосексуализм? Да, в какой-то мере пока существует.» С. Довлатов. Ремесло.
Источник: Словарь доктора либидо
Юнг признавал возможность невротических последствий гомосексуальности, но не рассматривал ее как болезнь per se. Иначе говоря, он считал гомосексуальную практику ненормальной, хотя и понимал психологическую необходимость для некоторых людей пройти через гомосексуальный период.
"Ввиду признаваемой частоты данного явления отнесение его к патологической перверсии представляется весьма сомнительным. Психологические данные показывают, что здесь мы скорее всего имеем дело с незавершенным отделением от герафродитического архетипа вкупе с отчетливым сопротивлением отождествиться с ролью одностороннего сексуального бытия. Такая диспозиция не должна оцениваться отрицательно при всех обстоятельствах, поскольку она удерживает архетип Первочеловека (Original Man), односторонность сексуального бытия которого, до известной степени, утрачена" (CW 9i, par. 146).
Юнг отмечал, что мы не нуждались бы в динамических концепциях либидо или общей психической энергии, если бы сексуальность просто состояла из определенного количества гетеросексуальной энергии. Гомосексуализм, возможно, является остатком полиморфной детской сексуальности, но в качестве фактора внутреннего мира он неизбежен и в психологической потенции полезен (КСАП, с. 47).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Привыкнув во время путешествия каждый день видеть Габрокома, Коримб полюбил его страстной любовью, а постоянное общение все больше его разжигало (Ксенофонт Эфесский, Повесть о Габрокоме и Антии).
На каждом шагу встречаешь здесь ту противоестественную любовь между людьми одного пола, которую проповедовал Сократ… Часто в истории мы находим примеры этой странной и нечистоплотной страсти, которой предавался Цезарь, которая была широко распространена среди римлян и греков, которую Генрих III ввел в моду во Франции и в которой подозревали многих великих людей… В Африке же эта ненормальная любовь глубоко вошла в быт (Г. Мопассан, Провинция Алжир).
Ср. диалог во французском фильме «Американец в Париже»: «Скажите, капитан, как вы решаете на вашем корабле проблему гомосексуализма?» «Я не занимаюсь такими пустяками!».
Как пишет Т. Рейк в «Психологии сексуальных отношений», гомосексуалистов-мужчин связывает вместе тайная ненависть к женщинам; то же и в отношении мужчин у лесбиянок. По сообщению А. Шейнфельда, 3–4% мужчин – сильные гомосексуалисты; та же цифра и для женщин («Женщины и мужчины»).
Гомосексуальная любовь обычно более страстная и более привязывает к объекту, чем гетеросексуальная любовь (Х. Дейч, Психология женщины).
Бог дал законы жизни и карает за их нарушение (Григорий Богослов).
Гомосексуализм - серьезная психологическая проблема. Осознание своей психосексуальной необычности обычно переживается очень болезненно, ограничивает возможности психологического самораскрытия подростка, нередко становится причиной самоубийств. Никаких действенных способов предотвращения гомосексуализма у детей и подростков не существует, а некомпетентное вмешательство взрослых лишь увеличивает трудности. Психотерапевтическая коррекция сексуальных ориентации возможна лишь в отдельных случаях и весьма сложна; часто она применяется в сочетании с гормонотерапией. Согласно З. Фрейду, гомосексуализм вырабатывается не вследствие особенностей в самом влечении, но в выборе объекта. Гомосексуалисты - лица, кои вследствие эрогенного значения собственных половых органов лишены возможности принять сексуальный объект без органов, подобных своим. Все люди способны к выбору объекта своего пола и проделывают этот выбор в бессознательном.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Различают мужской и женский Г. К первому относят эфебофилию - влечение к юношам, подросткам и андрофилию (андроманию) - к взрослым мужчинам. Термин "педерастия" (мужеложество) в широком смысле синонимичен мужскому Г., а в узком и более употребительном обозначает анальный коитус между взрослым мужчиной и мальчиком. Женский Г. называют лесбианством (лесбийской любовью) или сапфизмом (по имени древнегреч. поэтессы Сапфо, жившей в VI в. до н. э. на острове Лесбос и воспевавшей эту форму любви). По объекту влечения женский Г. подразделяется на корофилию - влечение к девочке, партенофилию - к девушке, гинекофилию - к взрослой женщине и граофилию - к старухе.
Г. известен чуть ли не со времен позднего палеолита: найдены подтверждающие наскальные изображения. Сейчас Г. зафиксирован практически во всех странах, причем в некоторых (Нидерланды) официально разрешен гомосексуальный брак. Полученные разными авторами данные не совсем совпадают, но можно говорить, что исключительно гомосексуально ориентированы 1-6% мужчин и 1 -4% женщин; эпизодические гомосексуальные связи имеет по крайней мере треть мужчин.
Давно ведущиеся споры о природе Г. выявили принципиально разные подходы. Напр., в конце XIX в. фр. специалист по судебной медицине Огюст Тардье расценивал Г. как моральное и физическое уродство, проявляющееся даже в анатомо-морфологии половых органов и требующее карательных мер, вплоть до кастрации. Тогда же нем. юрист Карл Ульрихс выдвинул идею, что гомосексуалисты (в его терминах, "уринги" - в честь греч. богини Урании, вроде бы покровительствовавшей им) - жертвы неправильного эмбриогенеза, при котором гениталии развиваются по мужскому, а мозговые отделы - по женскому типу, вследствие чего уринги представляют собой женские души, заключенные в мужские тела. Р. фон Крафт-Эбинг и Генри X. Эллис считали Г. не патологией, а особой аномалией (подобно дальтонизму). 3. Фрейд объяснял Г. особенностями психосексуального развития. По мнению И. С. Кона, наиболее разработанными и поддерживаемыми являются 2 попытки объяснить Г. Согласно медико-биологическому подходу (теория инверсии), Г. - половое извращение, возникающее вследствие неправильной половой идентификации в раннем возрасте под влиянием родителей. Теория сексуальной ориентации квалифицирует Г. как процесс девиантного психосексуального развития, при котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида складываются гомосексуальные эротические предпочтения.
Вопрос о том, что представляет собой Г. - заболевание, половое извращение, порок, врожденную аномалию, свойство личности или что-то еще, далеко не решен: ни одна из теорий не объясняет всех известных фактов и механизма возникновения гомосексуального влечения. Положение осложняется нередким чередованием и сосуществованием гомо- и гетеросексуальных форм поведения. В середине XX в. Альфред Кинзи продемонстрировал, что гомо- и гетеросексуальность представляют собой не изолированные явления, а крайние полюсы шкалы, центр которой занимают бисексуалы. Существует также псевдо-Г. - ложный, или ситуативный, Г. (термин предложен Крафт-Эбингом; Фрейд пользовался понятием случайной инвертированности), когда сексуальные контакты с лицами своего пола обусловлены не направленностью либидо, а вынужденными обстоятельствами (принуждением, совращением, корыстью и пр.). Гомосексуальные связи, обычно возникающие в изолированных однополых группах (армия, места заключения), носят суррогатный характер и прекращаются при нахождении гетеросексуальных партнеров, т. е. могут считаться ложным Г. Умственно отсталые подростки и алкоголики, совращенные взрослыми гомосексуалистами, также являются псевдогомосексуалами.
Прямых и четких различий между гомо- и гетеросексуалами среди мужчин не смогли обнаружить ни генетики, ни эндокринологи. В психическом отношении гомосексуалы, как правило, совершенно нормальные люди, отличающиеся лишь направленностью либидо. С женским Г. дело обстоит сложнее: пассивные лесбианки сохраняют типично женские внешность, одежду, занятия и хобби, в то время как активные отличаются мужеподобным телосложением, огрубленными чертами лица, низким голосом, склонностью к типично мужской работе и одежде. Высказывается мнение, что у первых инверсия - приобретенная, а у вторых - следствие врожденного органического изменения мозга.
Там, где Г. не преследуется законом и обществом, часты устойчивые партнерские пары, связанные такими же эмоциональными, сексуальными и межличностными взаимоотношениями, как и гетеросексуальные. Преследование и осуждение Г. приводит к необходимости скрывать гомосексуальные наклонности и, как следствие, к неустойчивому характеру пар, частой смене анонимных партнеров. Постоянный страх перед разоблачением приводит к изменениям характера и поведения, неврозам, депрессиям. Показано, что нет связи между запрещением/разрешением Г. и его распространенностью: нетерпимость общества приводит лишь к усложнению условий жизни и социальной адаптации гомосексуалов. Негативное отношение общества родило особый язык костюма, кодирующий не только гомосексуальную ориентацию, но и предпочитаемую ее форму.
Неприязнь к гомосексуалистам, порою доходящая до гомофобии (иррациональная ненависть к гомосексуалистам, часто выражающая страх перед собственными сексуальными фантазиями и импульсами), обычно обосновывается тем, что Г.: а) аморален, греховен по сущности; б) снижает рождаемость; в) приводит к деградации личности; г) совращает молодежь; д) способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Многие из этих обвинений расцениваются специалистами как "мифы". Напр., тезису о деградации личности противопоставляется достаточно длинный список гомосексуалов, оставивших заметный след в культуре. С конца XIX в. началось движение за легализацию Г. В 1973 г. амер. психиатрическая ассоциация исключила Г. из списка психических заболеваний.
Лечение Г. базируется nancuxomepanuu (иногда в сочетании с гормонотерапией). Лучшие результаты достигаются, если пациент моложе 35 лет и имеет гетеросексуальный опыт. В любом случае необходимым условием является желание самого пациента изменить свою сексуальную ориентацию. Профилактика Г. должна строиться на правильном половом воспитании; на своевременном выявлении и лечении ряда заболеваний, которые могут приводить к невозможности или дискомфортности гетеросексуальных половых отношений; на предотвращении растления и совращения несовершеннолетних. См. Сексология. (И. А. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Существует точка зрения, согласно которой гомосексуализм является социально обусловленным “специфическим проявлением сексуального предпочтения” и не подлежит клинической оценке, как и другие проявления индивидуальности (исключение делается для “эго-дистонического” гомосексуализма). Эта позиция является условной, лишенной научной достоверности, ее истоки лежат, повидимому, в идеях пресловутой «сексуальной революции», провозглашенной достаточно маргигинальным и, повидимому, радикальным , очень активным, если не фанатичным борцом за «сексуальную свободу» А.Ранком в 1936 г. Официально эа доктрина была принята небольшим большинством голосов на сессии американских попечителей психиатрических учреждений в 1973 году и, повидимому, не без нажима набирающего в то время силу движения за свободу геев с его вызывающими и глумливыми гей-парадами, провозгласившего гомосексуализм «благом», а гетеросексуализм, следовательно, неизбывным злом (когда говорят о гомофобии, представляя ее проявлением латентного гомосексуализма, то в этом виновны прежде всего сами хорошо организованные и психологически достаточно грамотные геи с их, с точки зрения психопатологии, явно неадекватным, безусловно антисоциальным, гиперкомпенсаторным поведением). Движения, несомненно, политизированного, экстремистски ориентированного, нацеленного, повидимому, на радикальное решение демографических проблем в тех странах, где традиционно гомосексуализм считается неприемлемым, а во врагах цивилизованного мира, в Иране и еще 6 странах мира он карается смертной казнью. В России, за всю ее историю ее существования, никогда не было такого, чтобы гомосексуализм принимался за норму сексуального поведения. Но вот уже несколько лет как гей-активисты упорно добиваются проведения манифестаций в Москве, хорошо еще, что не на Красной площади. Этот неслыханный после средневековья способ решать чрезвычайно сложную и во многом неясную проблему гомосекуализма путем голосования джентльменов с неизвестно какой сексуальной ориентацией за дружеской беседой с чашечкой с кофе должен, безусловно, войти в историю науки, и в первую очередь потому, что он дискредитирует психиатрию, как серьезную науку, и характеризует занятую далекую от научного подхода позицию части психиатров, как конформистов, которые в следующий, уже не первый раз, в угоду неким политическим силам могут покорно согласиться и с тем, что вполне нормальными явлениями отныне являются эксгибиционизм, навязчивости или паранойя. В пользу того, что гомосексуализм – это природно, то есть детерминированная вариация индивидуальности, говорит разве только то, что в каждом человеке заложено как мужское, так и женское биологическое начало, то есть выделяются и в том, и в другом организме как мужские, так и женские половые гормоны, только это длается в существенно разных пропорциях. То же самое, впрочем, свойственно и всем другим биологическим видам, но последние защищены от гомосексуализма прочными барьерами естественного отбора, как бы к нему не относится. Появись у животных ген или иной генетический фактор развития гомосексуальности, они автоматически были бы обречены на скорое вымирание, о них не осталось бы и следа в палеографии. В 2011 г. в США ожидается принятие закона, допускающего к службе в армии геев и лесбиянок. По некоторым сведениям, такой закон конгрессом США уже принят. Можно только предполагать, какое количество новобранцев станут жертвами активных гомосексуалистов в армии и как будет им это полезно. Будущему президенту США следовало бы об этом подумать заранее, ведь и ему придется служить в армии вместе с товарищами-геями, спать рядом с ними. Следует, если довести дело до логического завершения, заодно принять закон о годности гомосексуалистов мужчин и женщин и к воспитательной деятельности в школах, колледжах и вузах, гомосексуалисты явно знают лучше, как найти подход к детям и подросткам, которых они могли бы склонить на свою сторону, об этом существует едва ли не безбрежняя информация, но только малая часть которой становится достоянием гласности.
Другое, противоположное мнение принадлежит «ортодоксам от психиатрии» и заключается оно в том, что истинный гомосексуализм есть безусловное и, повидимому, связанное с генетическими и конституциональными факторами врожденное нарушение сексуальной ориентации, если будет установлено, что он представляет собой как бы парциальный вариант транссексуализма или проявление остаточного, резидуального транссексуализма либо нарушения трансролевой идентификации, у которых существует целый ряд переходных к нормальной сексуальной идентификации патологических форм. При этом не имеет значения, как сам индивид относится к своей однополой сексуальной ориентации. С позиции ортодоксов, подразумевается, что столь же категорическим и неадекватным является фанатически непримиримое отношение к этому сексуальному отклонению, базирующееся главным образом на религиозных, этических и иных культурально обусловленных установках, крайним выражением которой является требование смертной казни для практикующих гомоэротические отношения (в 7 странах мира оно издавно отражено в уголовном кодексе). Но очевидно, что лица с сексуальными извращениями любого типа не могут рассчитывать на то, что это останется без внимания обеспокоенного данной проблемой общества.
Согласно третьей точке зрения, она выражена в письме З.Фрейда матери сына-гомосексуалиста, «гомосексуализмом , конечно, нельзя гордиться, но и стыдиться его нечего; это не грех, не деградация, его нельзя назвать болезнью; мы видим в нем отклонение сексуальной функции, вызванное определенной задержкой сексуального развития...Преследовать гомосексуализм как преступление – великая несправедливость и жестокость». (1935) З.Фрейд успокаивает несчастную мать еще и тем, что сообщает ей, будто гомосексуалистами были или являются некоторые выдающиеся люди, такие, как Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и другие. Эта попытка психотерапии напоминает распространенный вариант актуализации защитной позиции лиц с алкогольной зависимостью (и иными формами болезней зависимости), охотно вспоминающих великих людей, которые страдали этим заболеванием, а также психологической защиты пациентов с другими отклонениями в поведении, которые сопровождаются чувствами вины и стыда. Тут можно вспомнить многое, в том числе и немало выдающихся людей, оказавшихся в зависимости от алкоголя (Ф.Энгельс, Д.Лондон, А.Толстой и т.д.), как и в сексуальной, так и иной зависимости.
Наконец, это четвертая, из основных, позиция, согласно ей, при определенных обстоятельствах значительную часть потенциально адекватных в половом отношении лиц удается в определенных обстоятельствах склонить или принудить к гомосексуальным контактам. Обычно это касается незрелых, не имеющих определенного сексуального опыта лиц, в основном, подростков, а также слабых в физическом отношении и неспособных за себя постоять заключенных или таких же лиц в других замкнутых социальных групп (например, в религиозных сектах). Такие люди, а их число остается неизвестным и вообще оно мало кого волнующим, являются фактически жертвами весьма распространенного сексуального насилия со стороны состоявшихся, «истинных», достаточно активных, экспансивных гомосексуалистов, которые страюся доказать прежде весго самим себе, что они являются нормальными или даже превосходящими хотя бы в плане секса других люднее. У некоторой части упомянутых впереди «опущенных» жертв активных геев поначалу вынужденные гомосексуальные контакты в будущем, несомненно, при определенных обстоятельствах, вполне могут зафиксироваться, превратиться в привычные и стать как бы естественными, изначально свойственными их природе. Человек, как говорит один из героев Ф.М.Достоевского, не свинья, он ко всему привыкает.
Все упомянутые мнения, известные со времен начала письменной эры, периодически меняются местами в плане их доминирования, поскольку научные сведения о гомосексуализме, его генезе, терапии, профилактике, биологическом и социальном значении все еще являются крайне недостаточными, так что любые категорические суждения на его счет являются преждевременными. Эффективных методов лечения и профилактики гомосексуализма в настоящее время не существует, этот вопрос фактически уже и не ставится.
2. в психоанализе гомосексуализм – проявление нарциссизма, при котором объект полового влечения делается «любимым» за свое сходство с объектом сексуального влечения, то есть с субъектом, таким, каков он есть сейчас, каким, в глазах гомосексуалиста, он был ранее или каким надеется стать в будущем. Гетеросексуальная любовь отличается от гомоэротической тем, что рассматривается как «опорная», относится к категории зависимости, так как дает субъекту то, чем он сам быть не может. З.Фрейд придавал гомосексуальным импульсам универсальный характер, с чем даже некоторые психоаналитики согласиться не могли, полагая, что гомосексуализм есть «бегство от гетеросексуальности» и что он несовместим с психическим здоровьем (Rado, 1962; и др.). З.Фрейд предполагал также, что гомосексуализм составляет бессознательную основу развития бреда преследования, как проекцию неосознаваемых гомосексуальных желаний. В психоанализе принято разграничивать две основные формы гомосексуализма.
1) Гомосексуализм эго-дистонический (гомосексуализм + лат. ego – я, dis – указывает на расстройство, tonus – напряжение) – гомосексуализм, при котором индивид обеспокоен отклонением своих сексуальных предпочтений от биологически целесообразных и принятых в обществе, испытывает по этому поводу значительный эмоциональный дискомфорт. Рассматривается как сексуальная патология.
2) Гомосексуализм эго-синтонический (гомосексуализм + лат. ego + syn – вместе + tonus) – в психоанализе – гомосексуализм, при котором индивид считает его своим естественным, адекватным качеством. Рассматривается как нормальное явление. Это разграничение является не менее убедительным, как если бы пациентов с благожелательными вербальными галлюцинациями или столь же охотно принимаемым бредом богатства считать вполне нормальными лицами, поскольку они этими нарушениями сами не только не обеспокоены, но и явно не желают расставаться со своими болезненными фантазиями. Проблема эго-синтогнического гомосексуализма, с точки зрения психопатологии, заключается в том, почему и в силу каких причин гомоэротическое влечение включается в структуру личности и рассматривается ею как свое природное, изначально присущее ей качество. Тот же вопрос может быть адресован другим сексуальным девиациям.
3. в более свободном значении – относящийся к любым установкам, чувствам и т.д., направленным на людей того же пола. Отсюда вытекает гомосексуальность, которая может быть женской и мужской, манифестной и латентной, заторможенной и сублимированной. Что касается латентной гомосексуальности, то некоторые авторы рассматривают ее как защитную установку покорности одних мужчин по отношению к другим более сильным в физическом и психологическом отношении мужчинам (тем самым предполагается, что у женщин латентный гомосексуализм не существует).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012