ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
половое влечение к лицам своего пола.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
греч. homos - один и тот же, лат. sexus - пол). Половое влечение к лицам своего же пола. Нарушение психосексуальных ориентации по полу объекта.
Син.: у обоих полов - инверсия, у мужчин - уранизм, у женщин - лесбиянство, сапфизм, трибадия.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Гомосексуализм
Сексуальные действия, продиктованные гомосексуальностью. Обычно рассматриваются через призму социального осуждения, в контексте греха, аморального, противоправного действия, психопатологии. В атмосфере толерантности и плюрализма эта позиция ослабевает. Наблюдается женский гомосексуализм (сапфизм) и мужской (педерастия). Оба типа также называются геями. Существуют самые различные варианты геев. Например, среди мужчин-геев – как женственно-манерные, так и преувеличенно маскулинные.

Источник: Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия

Гомосексуализм
(Homosexualismus) (от греч. homos и лат. sexus - пол). Половое извращение, характеризующееся сексуальным влечением к лицам того же пола. Бывает активным и пассивным. Касается обоих полов. Причины гомосексуализма все еще невыяснены, несмотря на то, что утверждения о фамильной обременительности или о значении навязанных ограничений гетеросексуальных контактов имеют своих сторонников. Г уже не считается психическим отклонением. В ряде случаев оказывают помощь лицам, желающим изменить свою половую принадлежность. Не существуют лекарственные средства, способные изменить половую ориентацию данного лица, хотя возможно лекарственными препаратами подавить сексуальную активность. Лечение заключается в поведенческой терапии, с целью устранить гомосексуальное поведение и фантазии и усилить гетеросексуальные наклонности. Син. Гомоэротизм.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Гомосексуализм
(у обоих полов – инверсия: у мужчин – уранизм, у женщин – лесбиянство) – половое влечение к лицам своего пола. Критериями сексуальной нормы являются: парность, гетеросексуальность, половозрелость партнеров, добровольность связи, стремление к обоюдному согласию, отсутствие физического и морального ущерба здоровью партнеров и других лиц. Расстройство сексуального предпочтения означает всякое отклонение от нормы в сексуальном поведении независимо от его проявлений и характера, степени выраженности и этиологических факторов. Это понятие включает как расстройства в смысле отклонения от социальных норм, так и от норм медицинских.
Гомосексуализм, например, является абсолютным противопоказанием для отвода от донорства независимо от давности заболевания и результатов лечения.
См. Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. № 311 «Об утверждении клинического руководства „Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств”».

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.

Гомосексуализм
Словообразование. Происходит от греч. homois - одинаковый + лат. sexus - пол.
Автор. Венгерский врач Кара Мария Бенкерт (конец XIX в.).
Категория. Форма половой перверсии.
Специфика. Половое влечение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними.
Исследования. Объяснению возникновения гомосексуализма служит несколько теорий:
- в медико-биологической теории инверсии акцентируется неправильная половая идентификация в раннем возрасте под влиянием родителей;
- в теории сексуальной ориентации гомосексуализм квалифицируется как естественный процесс психосексуального развития, в котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида формируются гомосексуальные эротические предпочтения.
Динамика. По характеристикам психической сферы гомосексуалы, как правило, кроме направленности либидо, мало отличается от других людей. Но необходимость скрывать гомосексуальные наклонности и частая смена партнеров приводят к укоренению страха перед разоблачением и изменениям характера, к неврозам и депрессиям. Нередко происходит чередование гомо- и гетеросексуальных отношений.
Терапия. Для лечения гомосексуализма используют психотерапию, часто - в сочетании с гормонотерапией.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
/англ. Homosexualism; нем. Homosexualismus; от гомо… и лат. sexus – пол/ (однополая любовь), общее название влечения к лицам своего пола; то же, что инверсия; эквисексуализм. Ср. Псевдогомосексуализм.
Термин ввел в оборот в 1869 К. Кертбени. Различается муж. Г. (педерастия; уранизм) и жен. Г. (лесбийская любовь). С 1948 по 1973 Г. считался психическим заболеванием, вызванным нарушениями психики, эндокринной системы, наследственными, социо-культурными и иными факторами. В 1991 Всемирная организация здравоохранения исключила Г. из классификации психических болезней.
Ортодоксальная христианская мораль считает Г. тяжким грехом (1). В 76 странах-членах ООН Г. преследуется по закону. Начиная с середины 1960-ых, наблюдается значительная либерализация взглядов и оценок Г. Известную роль в этом процессе сыграли исследования А. Кинзи, борьба за права меньшинств сексуальных (см. Стоунуолл Инн) и др. В настоящее время термин Г. считается некорректным, т.к. содержит негативный оценочный смысл. В современной языковой практике предпочтение отдается терминам гомосексуальность и полиморфность. В юриспруденции проводится разграничение между Г. как типом ориентации половой и конкретными противоправными действиями, например, мужеложеством. См. также Гомофобия.
«Существует ли у нас гомосексуализм? Да, в какой-то мере пока существует.» С. Довлатов. Ремесло.

Источник: Словарь доктора либидо

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
Homosexuality; Homosexualitat) - психологически обычно характеризуется идентификацией с анимой (у мужчин) или анимусом (у женщин).
Юнг признавал возможность невротических последствий гомосексуальности, но не рассматривал ее как болезнь per se. Иначе говоря, он считал гомосексуальную практику ненормальной, хотя и понимал психологическую необходимость для некоторых людей пройти через гомосексуальный период.
"Ввиду признаваемой частоты данного явления отнесение его к патологической перверсии представляется весьма сомнительным. Психологические данные показывают, что здесь мы скорее всего имеем дело с незавершенным отделением от герафродитического архетипа вкупе с отчетливым сопротивлением отождествиться с ролью одностороннего сексуального бытия. Такая диспозиция не должна оцениваться отрицательно при всех обстоятельствах, поскольку она удерживает архетип Первочеловека (Original Man), односторонность сексуального бытия которого, до известной степени, утрачена" (CW 9i, par. 146).
Юнг отмечал, что мы не нуждались бы в динамических концепциях либидо или общей психической энергии, если бы сексуальность просто состояла из определенного количества гетеросексуальной энергии. Гомосексуализм, возможно, является остатком полиморфной детской сексуальности, но в качестве фактора внутреннего мира он неизбежен и в психологической потенции полезен (КСАП, с. 47).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
Этот термин употребляется в довольно общем смысле и относится к половому контакту между людьми одного и того же пола. Этот "контакт" может быть мимолетным, без оргазма и случайным, или он может представлять собой преобладающий у данного индивида (если не исключительный) способ сексуального выражения. Таким образом, в очень реальном смысле этот термин может встречаться в психологической литературе, охватывая людей в пределах от тех, кто имел не больше чем один или два смутных опыта, до тех, для кого гетеросексуальные контакты не существуют. Всесторонние обзоры предполагают, что около 40% населения имело, по крайней мере, один опыт гомосексуального контакта, приведшего к оргазму, в то время как, возможно, только 1% сексуально активного населения исключительно гомосексуальны. Исторически сложилось общественное предубеждение против гомосексуалистов, о чем свидетельствует тот факт, что вплоть до 1980 г. гомосексуализм был включен в перечень психических болезней в DSM (Руководство по диагностике и статистике Американской Психиатрической Ассоциации). Более современные, просвещенные перспективы имеют тенденцию расценить это явление просто как специфическое проявление сексуального предпочтения, без того чтобы выносить какое-либо клиническое решение (за единственным исключением эго-дистонического гомосексуализма). Обратите внимание, что в популярной литературе и даже в некоторых специальных работах имеется тенденция употреблять слово гомосексуалист (или гей) для обозначения мужчин и слово лесбиянка для обозначения женщин.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Гомосексуализм
от греч. homoios «одинаковый») – противоестественное половое влечение индивида к лицам одного с ним пола. Типичная реакция – неприятие, осуждение, даже ужас.
Привыкнув во время путешествия каждый день видеть Габрокома, Коримб полюбил его страстной любовью, а постоянное общение все больше его разжигало (Ксенофонт Эфесский, Повесть о Габрокоме и Антии).
На каждом шагу встречаешь здесь ту противоестественную любовь между людьми одного пола, которую проповедовал Сократ… Часто в истории мы находим примеры этой странной и нечистоплотной страсти, которой предавался Цезарь, которая была широко распространена среди римлян и греков, которую Генрих III ввел в моду во Франции и в которой подозревали многих великих людей… В Африке же эта ненормальная любовь глубоко вошла в быт (Г. Мопассан, Провинция Алжир).
Ср. диалог во французском фильме «Американец в Париже»: «Скажите, капитан, как вы решаете на вашем корабле проблему гомосексуализма?» «Я не занимаюсь такими пустяками!».
Как пишет Т. Рейк в «Психологии сексуальных отношений», гомосексуалистов-мужчин связывает вместе тайная ненависть к женщинам; то же и в отношении мужчин у лесбиянок. По сообщению А. Шейнфельда, 3–4% мужчин – сильные гомосексуалисты; та же цифра и для женщин («Женщины и мужчины»).
Гомосексуальная любовь обычно более страстная и более привязывает к объекту, чем гетеросексуальная любовь (Х. Дейч, Психология женщины).
Бог дал законы жизни и карает за их нарушение (Григорий Богослов).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
понятие, введенное в конце XIX в. венгерским врачом Карой Марией Бенкерт, означающее половое влечение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними. Мужской гомосексуализм также называется мужеложством, женский - лесбиянством. Нередко встречается чередование гомосексуальных и гетеросексуальных отношений. Однозначного объяснения гомосексуализма, как и других сексуальных ориентации, нет. Одни ученые связывают гомосексуализм с врожденной бисексуальностью человека, другие - с нарушением гормонального баланса в зародышевой фазе развития, третьи - с особенностями индивидуального развития и воспитания в раннем детстве или возрасте подростковом. В медико-биологической теории инверсии акцентируется неправильная половая идентификация в возрасте раннем под влиянием родителей. В теории сексуальной ориентации гомосексуализм квалифицируется как естественный процесс психосексуального развития, в коем в возрасте предподростковом и подростковом под влиянием сверстников у индивида формируются гомосексуальные эротические предпочтения. По ряду данных, исключительно гомосексуальную половую жизнь ведут 2-5% мужчин и 2-3% женщин. В возрасте подростковом эпизодические контакты такого рода (чаще в игровой форме) имеют около 25-30% мальчиков. Некоторые люди бисексуальны и чередуют гомосексуальные и гетеросексуальные связи на протяжении длительного времени. Отношение к гомосексуализму в разных обществах различно. У одних народов гомосексуальные контакты были обязательным элементом подростковых инициации: бытовало убеждение, что так мальчику передаются сила и прочие качества взрослого мужчины. Во многих обществах они считаются нормальными для подростков, но недопустимы для взрослых. В большинстве обществ гомосексуализм осуждается. В средние века он воспринимался как грех, порок, и заподозренные в нем люди жестоко карались. В XIX в. он стал считаться неизлечимой болезнью. Ныне большинство ученых склоняются к мнению, что гомосексуализм - это специфический стиль жизни. Эротические предпочтения для большинства людей не плод сознательного выбора, поэтому преследовать за них бессмысленно и жестоко. В большинстве государств уголовные наказания за добровольные гомосексуальные контакты между взрослыми отменены; гомосексуализм исключен из списка заболеваний психических, ибо ни по какому психологическому характеру гомосексуалисты не отличаются от гетеросексуалов. Как правило, отношение к гомосексуализму тесно связано с общей терпимостью некоей культуры: чем нетерпимее общество, тем сильнее неприятие гомосексуализма, как и других девиантных стилей жизни. На уровне индивидуального сознания ненависть к гомосексуализму - гомофобия - часто является средством психологической самозащиты против собственных неосознаваемых гомоэротических чувств. По характеристикам психической сферы гомосексуалы, как правило, кроме направленности либидо мало отличается от других людей. Но необходимость скрывать гомосексуальные наклонности частая смена партнеров приводят к укоренению страха перед разоблачением и изменениям характера, к неврозам и депрессиям. Поэтому психологические свойства гомосексуалистов зависят не столько от их сексуальной ориентации, сколько от отношения окружающих.
Гомосексуализм - серьезная психологическая проблема. Осознание своей психосексуальной необычности обычно переживается очень болезненно, ограничивает возможности психологического самораскрытия подростка, нередко становится причиной самоубийств. Никаких действенных способов предотвращения гомосексуализма у детей и подростков не существует, а некомпетентное вмешательство взрослых лишь увеличивает трудности. Психотерапевтическая коррекция сексуальных ориентации возможна лишь в отдельных случаях и весьма сложна; часто она применяется в сочетании с гормонотерапией. Согласно З. Фрейду, гомосексуализм вырабатывается не вследствие особенностей в самом влечении, но в выборе объекта. Гомосексуалисты - лица, кои вследствие эрогенного значения собственных половых органов лишены возможности принять сексуальный объект без органов, подобных своим. Все люди способны к выбору объекта своего пола и проделывают этот выбор в бессознательном.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
(Homosexuality; Homosexualitat). Необходимо установить, рассматривал ли Юнг Г. как внешнюю сексуальную ориентацию, ведущую к генитальной активности, или как скрытый вариант этой ориентации, или же он видел в Г. тенденцию внутреннего мира. Мало сомнений в том, что он считал гомосексуальную практику ненормальной, хотя и понимал психологическую необходимость некоторых людей пройти через гомосексуальный период. С другой стороны, гомосексуальность, как таковая, признается составной частью сексуальности. Юнг отмечал, что мы не нуждались бы в динамических концепциях либидо или общей психической энергии, если бы сексуальность просто состояла из определенного количества гетеросексуальной энергии. Г., возможно, является остатком полиморфной й детской сексуальности, но в качестве фактора внутреннего мира он неизбежен и в психологической потенции полезен. Рассматривая причины Г., Юнг, видимо, принимал разделение этой проблемы на аспект структуры и развития, хотя они частично совпадают друг с другом. С позиций психической структуры Г. можно рассматривать как идентификацию с компонентами противоположного пола (соответственно анима и анимус у мужчин и женщин. См. ПСИХИКА). Юнг придерживался взгляда, что в значительной степени бессознательный контрсексуальный компонент отражает сопротивление анатомическому полу человека. Личность анима-идентифицированного мужчины тяготеет к женскому образцу, анимус-ориентированной женщины — к мужскому. В такой ситуации женственный мужчина будет искать партнера-мужчину, мужеподобная женщина — партнера-женщину. Предположительно, таких партнеров привлекает друг к другу одинаковый психологический механизм. Мужчина проецирует свою мужественность на другого мужчину, женщина — свою женственность на другую женщину. (Данная формулировка применима и к гетеросексуальному браку.) Этот структурный подход Юнга иллюстрируется клинической ситуацией. Некоторые гомосексуалисты-мужчины идеализируют или переоценивают пенис, как таковой; в анализе обнаруживается, что он представляет их собственную мужественность. Такие мужчины склонны к переносу чувств к отцу на старших, более социально авторитетных мужчин. Некоторые гомосексуальные женщины идеализируют сестринство, которого, по их мнению, они достигают в своих однополых отношениях; здесь налицо повышенная оценка спроецированной на других женственности. С точки зрения развития Юнг видел в Г. выражение определенного рода взаимоотношений с родителем противоположного пола. Он имел в виду сверхувлеченность, необычно сильную привязанность, слишком развитый комплекс отца или комплекс матери (см. КОМПЛЕКС). Табу на инцест предотвращает доведение до конца гетеросексуальных импульсов, и гомосексуализм остается единственным способом разрядить сексуальную энергию, переведя всю эмоциональную живость в детские взаимоотношения с родителем того же пола Более того, детское не-гетеросексуальное самоопределение открывает дорогу и оказывается более безопасным для своего рода духовного брака между дитятей и родителем противоположного пола. Поддерживается атмосфера взаимного обожания. Такой образ бесполого брачного союза «дитя—родитель» был, согласно Юнгу, широко распространенным мотивом, предполагавшим определенную целостность и поэтому обладавшим собственной привлекательной силой. Мать, в частности, может получать бессознательное удовлетворение от гомосексуальности своего сына. Юнг считал, что это наполняет ее духовно, несмотря на сознательное беспокойство и печаль по поводу сложившейся ситуации. Юнг пояснил также роль родителя того же пола. Именно образ этого наказующего родителя, стоящего между ребенком и родителем противоположного пола, и усиливает не-гетеросексуальную направленность внимания. Здесь можно использовать и структурный подход (проекцию мужского начала мужчины и женского начала женщины). Образ отца может быть носителем проецируемых качеств и, следовательно, стать желанным объектом для мальчика. Позже это может привести к Г. Подобное происходит и между девочкой и матерью. К тому же поиск взрослой женщиной хорошей матери, которой, возможно, никогда не было, также может повести женщину в гомосексуальном направлении. Обращаясь к Г. как внутренней тенденции, Юнг определенно высказывается по поводу его значимости, в особенности если рассматривать его как часть некоего позитивного комплекса. Он пишет об этом с точки зрения мужчины, но значительное место уделяет и женскому Г., и там также не возникает сомнения в соответствующей возможности. Мужчина с позитивным комплексом матери и гомосексуальными тенденциями может также обладать «огромной способностью к дружбе, которая часто порождает удивительно нежную связь между мужчинами и даже может снять с дружбы между разными полами клеймо невозможности. Он может иметь хороший вкус и эстетическое чутье, что вызвано наличием женских черт. Он может стать чрезвычайно одаренным учителем в силу присущей ему почти женской интуиции и такта. Вероятно, он буде обладать чувством истории, консерватизмом в лучшем смысле этого слова, будет заботливо охранять ценности прошлого. Часто он наделен богатым религиозным чувством и духовной восприимчивостью» (Собр. соч. Т. 9. Парагр. 164). Следует различать «нарцистический» Г., имеющий ранние корни, и являющийся часть нарцистического расстройства личности (см. НАРЦИССИЗМ). Данный вид Г. отражает навязчивые поиски контроля для себя и страх перед инакородностью (отсюда тяга к гомо, т.е. однородному), но сексуальный элемент здесь вторичен; «эдилов» Г. — вариант произвольного сексуального самоопределения, подчиненный того же рода динамике, что и гетеросексуальный эдипов комплекс. Первый вид Г. можно считать психологически более проблематичным, чем второй. Многие из трудностей, с которыми сталкивается пациент с «эдиповым» Г., культурного или семейного происхождения.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
от греч. homoios -подобный + лат. sexualis - половой) - сексуальное влечение к лицам своего пола, а также сексуальные связи между ними. Син. гомоэротизм, гомофилия, сексуальная инверсия, экви- и амбисексуальность, гермафродитизм; кроме того, в каждой стране есть жаргонные названия (напр., у нас мужчин-гомосексуалистов называют "голубыми"). Термин "Г." ввел в конце XIX в. венгерский врач Карой Мария Бенкерт (псевдоним: Картеби).
Различают мужской и женский Г. К первому относят эфебофилию - влечение к юношам, подросткам и андрофилию (андроманию) - к взрослым мужчинам. Термин "педерастия" (мужеложество) в широком смысле синонимичен мужскому Г., а в узком и более употребительном обозначает анальный коитус между взрослым мужчиной и мальчиком. Женский Г. называют лесбианством (лесбийской любовью) или сапфизмом (по имени древнегреч. поэтессы Сапфо, жившей в VI в. до н. э. на острове Лесбос и воспевавшей эту форму любви). По объекту влечения женский Г. подразделяется на корофилию - влечение к девочке, партенофилию - к девушке, гинекофилию - к взрослой женщине и граофилию - к старухе.
Г. известен чуть ли не со времен позднего палеолита: найдены подтверждающие наскальные изображения. Сейчас Г. зафиксирован практически во всех странах, причем в некоторых (Нидерланды) официально разрешен гомосексуальный брак. Полученные разными авторами данные не совсем совпадают, но можно говорить, что исключительно гомосексуально ориентированы 1-6% мужчин и 1 -4% женщин; эпизодические гомосексуальные связи имеет по крайней мере треть мужчин.
Давно ведущиеся споры о природе Г. выявили принципиально разные подходы. Напр., в конце XIX в. фр. специалист по судебной медицине Огюст Тардье расценивал Г. как моральное и физическое уродство, проявляющееся даже в анатомо-морфологии половых органов и требующее карательных мер, вплоть до кастрации. Тогда же нем. юрист Карл Ульрихс выдвинул идею, что гомосексуалисты (в его терминах, "уринги" - в честь греч. богини Урании, вроде бы покровительствовавшей им) - жертвы неправильного эмбриогенеза, при котором гениталии развиваются по мужскому, а мозговые отделы - по женскому типу, вследствие чего уринги представляют собой женские души, заключенные в мужские тела. Р. фон Крафт-Эбинг и Генри X. Эллис считали Г. не патологией, а особой аномалией (подобно дальтонизму). 3. Фрейд объяснял Г. особенностями психосексуального развития. По мнению И. С. Кона, наиболее разработанными и поддерживаемыми являются 2 попытки объяснить Г. Согласно медико-биологическому подходу (теория инверсии), Г. - половое извращение, возникающее вследствие неправильной половой идентификации в раннем возрасте под влиянием родителей. Теория сексуальной ориентации квалифицирует Г. как процесс девиантного психосексуального развития, при котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида складываются гомосексуальные эротические предпочтения.
Вопрос о том, что представляет собой Г. - заболевание, половое извращение, порок, врожденную аномалию, свойство личности или что-то еще, далеко не решен: ни одна из теорий не объясняет всех известных фактов и механизма возникновения гомосексуального влечения. Положение осложняется нередким чередованием и сосуществованием гомо- и гетеросексуальных форм поведения. В середине XX в. Альфред Кинзи продемонстрировал, что гомо- и гетеросексуальность представляют собой не изолированные явления, а крайние полюсы шкалы, центр которой занимают бисексуалы. Существует также псевдо-Г. - ложный, или ситуативный, Г. (термин предложен Крафт-Эбингом; Фрейд пользовался понятием случайной инвертированности), когда сексуальные контакты с лицами своего пола обусловлены не направленностью либидо, а вынужденными обстоятельствами (принуждением, совращением, корыстью и пр.). Гомосексуальные связи, обычно возникающие в изолированных однополых группах (армия, места заключения), носят суррогатный характер и прекращаются при нахождении гетеросексуальных партнеров, т. е. могут считаться ложным Г. Умственно отсталые подростки и алкоголики, совращенные взрослыми гомосексуалистами, также являются псевдогомосексуалами.
Прямых и четких различий между гомо- и гетеросексуалами среди мужчин не смогли обнаружить ни генетики, ни эндокринологи. В психическом отношении гомосексуалы, как правило, совершенно нормальные люди, отличающиеся лишь направленностью либидо. С женским Г. дело обстоит сложнее: пассивные лесбианки сохраняют типично женские внешность, одежду, занятия и хобби, в то время как активные отличаются мужеподобным телосложением, огрубленными чертами лица, низким голосом, склонностью к типично мужской работе и одежде. Высказывается мнение, что у первых инверсия - приобретенная, а у вторых - следствие врожденного органического изменения мозга.
Там, где Г. не преследуется законом и обществом, часты устойчивые партнерские пары, связанные такими же эмоциональными, сексуальными и межличностными взаимоотношениями, как и гетеросексуальные. Преследование и осуждение Г. приводит к необходимости скрывать гомосексуальные наклонности и, как следствие, к неустойчивому характеру пар, частой смене анонимных партнеров. Постоянный страх перед разоблачением приводит к изменениям характера и поведения, неврозам, депрессиям. Показано, что нет связи между запрещением/разрешением Г. и его распространенностью: нетерпимость общества приводит лишь к усложнению условий жизни и социальной адаптации гомосексуалов. Негативное отношение общества родило особый язык костюма, кодирующий не только гомосексуальную ориентацию, но и предпочитаемую ее форму.
Неприязнь к гомосексуалистам, порою доходящая до гомофобии (иррациональная ненависть к гомосексуалистам, часто выражающая страх перед собственными сексуальными фантазиями и импульсами), обычно обосновывается тем, что Г.: а) аморален, греховен по сущности; б) снижает рождаемость; в) приводит к деградации личности; г) совращает молодежь; д) способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Многие из этих обвинений расцениваются специалистами как "мифы". Напр., тезису о деградации личности противопоставляется достаточно длинный список гомосексуалов, оставивших заметный след в культуре. С конца XIX в. началось движение за легализацию Г. В 1973 г. амер. психиатрическая ассоциация исключила Г. из списка психических заболеваний.
Лечение Г. базируется nancuxomepanuu (иногда в сочетании с гормонотерапией). Лучшие результаты достигаются, если пациент моложе 35 лет и имеет гетеросексуальный опыт. В любом случае необходимым условием является желание самого пациента изменить свою сексуальную ориентацию. Профилактика Г. должна строиться на правильном половом воспитании; на своевременном выявлении и лечении ряда заболеваний, которые могут приводить к невозможности или дискомфортности гетеросексуальных половых отношений; на предотвращении растления и совращения несовершеннолетних. См. Сексология. (И. А. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Гомосексуализм
греч. homos - равный, одинаковый; общий, взаимный; лат. sexualis - половой) – 1. половое влечение к лицам своего пола. Такое влечение к несовершеннолетним и лицам старческого возраста расценивается несколько иначе (гомосексуальные варианты педофилии и, соответственно, геронтофилии). Распространенность гомосексуализма составляет, по разным данным, от 1-2 до 30% и более – наглядный показатель того, насколько поверхностно это явление изучено, как умело, широко и произвольно некоторые авторы манипулируют показателями распространенности гомосексуализма и как складываются взаимоотношения геев и различных других культурных сообществ в настоящее время, – скорее всего, это происходит отнюдь не всегда самым адекватным и определенным образом,, начиная, по крайней мере, с античных времен.
Существует точка зрения, согласно которой гомосексуализм является социально обусловленным “специфическим проявлением сексуального предпочтения” и не подлежит клинической оценке, как и другие проявления индивидуальности (исключение делается для “эго-дистонического” гомосексуализма). Эта позиция является условной, лишенной научной достоверности, ее истоки лежат, повидимому, в идеях пресловутой «сексуальной революции», провозглашенной достаточно маргигинальным и, повидимому, радикальным , очень активным, если не фанатичным борцом за «сексуальную свободу» А.Ранком в 1936 г. Официально эа доктрина была принята небольшим большинством голосов на сессии американских попечителей психиатрических учреждений в 1973 году и, повидимому, не без нажима набирающего в то время силу движения за свободу геев с его вызывающими и глумливыми гей-парадами, провозгласившего гомосексуализм «благом», а гетеросексуализм, следовательно, неизбывным злом (когда говорят о гомофобии, представляя ее проявлением латентного гомосексуализма, то в этом виновны прежде всего сами хорошо организованные и психологически достаточно грамотные геи с их, с точки зрения психопатологии, явно неадекватным, безусловно антисоциальным, гиперкомпенсаторным поведением). Движения, несомненно, политизированного, экстремистски ориентированного, нацеленного, повидимому, на радикальное решение демографических проблем в тех странах, где традиционно гомосексуализм считается неприемлемым, а во врагах цивилизованного мира, в Иране и еще 6 странах мира он карается смертной казнью. В России, за всю ее историю ее существования, никогда не было такого, чтобы гомосексуализм принимался за норму сексуального поведения. Но вот уже несколько лет как гей-активисты упорно добиваются проведения манифестаций в Москве, хорошо еще, что не на Красной площади. Этот неслыханный после средневековья способ решать чрезвычайно сложную и во многом неясную проблему гомосекуализма путем голосования джентльменов с неизвестно какой сексуальной ориентацией за дружеской беседой с чашечкой с кофе должен, безусловно, войти в историю науки, и в первую очередь потому, что он дискредитирует психиатрию, как серьезную науку, и характеризует занятую далекую от научного подхода позицию части психиатров, как конформистов, которые в следующий, уже не первый раз, в угоду неким политическим силам могут покорно согласиться и с тем, что вполне нормальными явлениями отныне являются эксгибиционизм, навязчивости или паранойя. В пользу того, что гомосексуализм – это природно, то есть детерминированная вариация индивидуальности, говорит разве только то, что в каждом человеке заложено как мужское, так и женское биологическое начало, то есть выделяются и в том, и в другом организме как мужские, так и женские половые гормоны, только это длается в существенно разных пропорциях. То же самое, впрочем, свойственно и всем другим биологическим видам, но последние защищены от гомосексуализма прочными барьерами естественного отбора, как бы к нему не относится. Появись у животных ген или иной генетический фактор развития гомосексуальности, они автоматически были бы обречены на скорое вымирание, о них не осталось бы и следа в палеографии. В 2011 г. в США ожидается принятие закона, допускающего к службе в армии геев и лесбиянок. По некоторым сведениям, такой закон конгрессом США уже принят. Можно только предполагать, какое количество новобранцев станут жертвами активных гомосексуалистов в армии и как будет им это полезно. Будущему президенту США следовало бы об этом подумать заранее, ведь и ему придется служить в армии вместе с товарищами-геями, спать рядом с ними. Следует, если довести дело до логического завершения, заодно принять закон о годности гомосексуалистов мужчин и женщин и к воспитательной деятельности в школах, колледжах и вузах, гомосексуалисты явно знают лучше, как найти подход к детям и подросткам, которых они могли бы склонить на свою сторону, об этом существует едва ли не безбрежняя информация, но только малая часть которой становится достоянием гласности.
Другое, противоположное мнение принадлежит «ортодоксам от психиатрии» и заключается оно в том, что истинный гомосексуализм есть безусловное и, повидимому, связанное с генетическими и конституциональными факторами врожденное нарушение сексуальной ориентации, если будет установлено, что он представляет собой как бы парциальный вариант транссексуализма или проявление остаточного, резидуального транссексуализма либо нарушения трансролевой идентификации, у которых существует целый ряд переходных к нормальной сексуальной идентификации патологических форм. При этом не имеет значения, как сам индивид относится к своей однополой сексуальной ориентации. С позиции ортодоксов, подразумевается, что столь же категорическим и неадекватным является фанатически непримиримое отношение к этому сексуальному отклонению, базирующееся главным образом на религиозных, этических и иных культурально обусловленных установках, крайним выражением которой является требование смертной казни для практикующих гомоэротические отношения (в 7 странах мира оно издавно отражено в уголовном кодексе). Но очевидно, что лица с сексуальными извращениями любого типа не могут рассчитывать на то, что это останется без внимания обеспокоенного данной проблемой общества.
Согласно третьей точке зрения, она выражена в письме З.Фрейда матери сына-гомосексуалиста, «гомосексуализмом , конечно, нельзя гордиться, но и стыдиться его нечего; это не грех, не деградация, его нельзя назвать болезнью; мы видим в нем отклонение сексуальной функции, вызванное определенной задержкой сексуального развития...Преследовать гомосексуализм как преступление – великая несправедливость и жестокость». (1935) З.Фрейд успокаивает несчастную мать еще и тем, что сообщает ей, будто гомосексуалистами были или являются некоторые выдающиеся люди, такие, как Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и другие. Эта попытка психотерапии напоминает распространенный вариант актуализации защитной позиции лиц с алкогольной зависимостью (и иными формами болезней зависимости), охотно вспоминающих великих людей, которые страдали этим заболеванием, а также психологической защиты пациентов с другими отклонениями в поведении, которые сопровождаются чувствами вины и стыда. Тут можно вспомнить многое, в том числе и немало выдающихся людей, оказавшихся в зависимости от алкоголя (Ф.Энгельс, Д.Лондон, А.Толстой и т.д.), как и в сексуальной, так и иной зависимости.
Наконец, это четвертая, из основных, позиция, согласно ей, при определенных обстоятельствах значительную часть потенциально адекватных в половом отношении лиц удается в определенных обстоятельствах склонить или принудить к гомосексуальным контактам. Обычно это касается незрелых, не имеющих определенного сексуального опыта лиц, в основном, подростков, а также слабых в физическом отношении и неспособных за себя постоять заключенных или таких же лиц в других замкнутых социальных групп (например, в религиозных сектах). Такие люди, а их число остается неизвестным и вообще оно мало кого волнующим, являются фактически жертвами весьма распространенного сексуального насилия со стороны состоявшихся, «истинных», достаточно активных, экспансивных гомосексуалистов, которые страюся доказать прежде весго самим себе, что они являются нормальными или даже превосходящими хотя бы в плане секса других люднее. У некоторой части упомянутых впереди «опущенных» жертв активных геев поначалу вынужденные гомосексуальные контакты в будущем, несомненно, при определенных обстоятельствах, вполне могут зафиксироваться, превратиться в привычные и стать как бы естественными, изначально свойственными их природе. Человек, как говорит один из героев Ф.М.Достоевского, не свинья, он ко всему привыкает.
Все упомянутые мнения, известные со времен начала письменной эры, периодически меняются местами в плане их доминирования, поскольку научные сведения о гомосексуализме, его генезе, терапии, профилактике, биологическом и социальном значении все еще являются крайне недостаточными, так что любые категорические суждения на его счет являются преждевременными. Эффективных методов лечения и профилактики гомосексуализма в настоящее время не существует, этот вопрос фактически уже и не ставится.
2. в психоанализе гомосексуализм – проявление нарциссизма, при котором объект полового влечения делается «любимым» за свое сходство с объектом сексуального влечения, то есть с субъектом, таким, каков он есть сейчас, каким, в глазах гомосексуалиста, он был ранее или каким надеется стать в будущем. Гетеросексуальная любовь отличается от гомоэротической тем, что рассматривается как «опорная», относится к категории зависимости, так как дает субъекту то, чем он сам быть не может. З.Фрейд придавал гомосексуальным импульсам универсальный характер, с чем даже некоторые психоаналитики согласиться не могли, полагая, что гомосексуализм есть «бегство от гетеросексуальности» и что он несовместим с психическим здоровьем (Rado, 1962; и др.). З.Фрейд предполагал также, что гомосексуализм составляет бессознательную основу развития бреда преследования, как проекцию неосознаваемых гомосексуальных желаний. В психоанализе принято разграничивать две основные формы гомосексуализма.
1) Гомосексуализм эго-дистонический (гомосексуализм + лат. ego – я, dis – указывает на расстройство, tonus – напряжение) – гомосексуализм, при котором индивид обеспокоен отклонением своих сексуальных предпочтений от биологически целесообразных и принятых в обществе, испытывает по этому поводу значительный эмоциональный дискомфорт. Рассматривается как сексуальная патология.
2) Гомосексуализм эго-синтонический (гомосексуализм + лат. ego + syn – вместе + tonus) – в психоанализе – гомосексуализм, при котором индивид считает его своим естественным, адекватным качеством. Рассматривается как нормальное явление. Это разграничение является не менее убедительным, как если бы пациентов с благожелательными вербальными галлюцинациями или столь же охотно принимаемым бредом богатства считать вполне нормальными лицами, поскольку они этими нарушениями сами не только не обеспокоены, но и явно не желают расставаться со своими болезненными фантазиями. Проблема эго-синтогнического гомосексуализма, с точки зрения психопатологии, заключается в том, почему и в силу каких причин гомоэротическое влечение включается в структуру личности и рассматривается ею как свое природное, изначально присущее ей качество. Тот же вопрос может быть адресован другим сексуальным девиациям.
3. в более свободном значении – относящийся к любым установкам, чувствам и т.д., направленным на людей того же пола. Отсюда вытекает гомосексуальность, которая может быть женской и мужской, манифестной и латентной, заторможенной и сублимированной. Что касается латентной гомосексуальности, то некоторые авторы рассматривают ее как защитную установку покорности одних мужчин по отношению к другим более сильным в физическом и психологическом отношении мужчинам (тем самым предполагается, что у женщин латентный гомосексуализм не существует).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Гомосексуализм как социальный феномен

Усачева Александра Васильевна
Читать PDF
0.00 байт

Гомосексуализм в эпоху постмодерна. Смещение границ нормативности

Проворова Е. Н.
Во второй половине XX в. многие природные и культурные явления были переосмыслены в свете постмодернистского принципа ацентризма. Представления о норме и девиации радикально изменились.
Читать PDF
0.00 байт

СЕМЬЯ: ПРОКРЕАЦИЯ, ГЕДОНИЗМ, ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

Голод Сергей Исаевич
В статье речь идет об эволюции семьи. Мы указали на три семейных типа: «традиционный», «детоцентристский» и «супружеский». Первый просуществовал с римских веков до XVII в., а именно, до таких философов, как Дж.
Читать PDF
0.00 байт

Обоснование дифференциального подхода к объяснению феномена гомосексуализма в психологии: переосмысл

Курочкин О. Е.
В статье обоснована необходимость систематизации научного психологического знания о гомосексуализме.
Читать PDF
0.00 байт

Психосексуальные особенности юношей, переживших гомосексуальное насилие

Девятых Сергей Юрьевич
Статья содержит результаты эмпирического исследования психосексуальных особенностей юношей, переживших гомосексуальное насилие.
Читать PDF
0.00 байт

Механизмы психологической защиты и типы поведения лиц с гомосексуальной идентичностью

Константинова Т. В., Фомина А. В.
В данной статье изучаются личностные особенности лиц с гомосексуальной идентичностью. Выявлены основные стереотипы восприятия людей с гомосексуальной идентичностью.
Читать PDF
0.00 байт

Происхождение гомосексуальности: эссенциалистский подход

Григорьева Мария Валерьевна
Представлены социологические теории гомосексуальности, разработанные в рамках эссенциалистского подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности совладающего (копинг) поведения в трудных жизненных ситуациях у мужчин с гомосексуальной

Андронов Д. А.
В статье приводится сравнительная характеристика трудных жизненных ситуаций мужчин с гомои гетеросексуальной идентичностью, рассматриваются причины имеющихся различий.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности межличностных отношений мужчин с гомосексуальной ориентацией

Цветкова Наталья Афанасьевна, Цветков Андрей Владимирович, Слюсарев Николай Сергеевич
Высокий социальный интерес к нетрадиционным сексуальным отношениям контрастирует с малым числом исследований в отечественной психологической литературе, в которых раскрывались особенности гомосексуалов как социально-психологическо
Читать PDF
0.00 байт

Специфика трудных жизненных ситуаций, переживаемых мужчинами с гомосексуальной идентичностью

Андронов Д. А.
В статье приводится сравнительная характеристика трудных жизненных ситуаций у мужчин с гомои гетеросексуальной идентичностью, рассматриваются причины имеющихся различий.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические особенности, предшествующие формированию гомосексуальности

Исаев Дмитрий Дмитриевич
Опрошено 490 гомосексуальных и 235 гетеросексуальных мужчин с целью выявить частоту гендерной нонконформности в детском и подростковом возрасте. В результате обнаружены достоверные различия между двумя выборками.
Читать PDF
0.00 байт

Последствия для самосознания личности психотерапевтического «Лечения» гомосексуальности: обсуждение

Мелков Сергей

Похожие термины:

  • ГОМОСЕКСУАЛИЗМ, ЭГО-ДИСТОНИЧЕСКИЙ

    См гомосексуализм; эго-дистонический.
  • ГОМОСЕКСУАЛИЗМ, ЭГО-СИНТОНИЧЕСКИЙ

    См гомосексуализм, эго-синтонический.
  • ЛАТЕНТНЫЙ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

    Хотя психодинамические теории личности и сексуальности объясняют этот термин очень длинно и подробно, кажется очевидным, что латентная гомосексуальность это просто гетеросексуальность.
  • Транзиторный подростковый гомосексуализм

    встречается, по некоторым сведениям, у 10% подростков (мальчиков и девочек), особенно в воспитательных учреждениях закрытого типа. Проявляется взаимной мастурбацией, петтингом, минетом, анальными с
  • Истинный гомосексуализм

    Начинает проявляться с момента пробуждения полового влечения в предподростковом или подростковом возрасте. Сверстники другого пола никакого влечения не вызывают. Сама мысль о сексуальном конта
  • Ложный гомосексуализм

    Встречается чаще истинного, сочетается с гетеросексуальным влечением (бисексуализм - см.). Гомосексуальные склонности могут появиться вследствие совращения в подростковом возрасте или длительно
  • Антифетишизм гомосексуалистов

    греч. anti - анти, fetiche - волшебство) – в психоанализе - термин, обозначающий симптом гипотетического скрытого гомосексуализма. Состоит в том, что пациенту категорически не нравятся лица противополож
  • ГОМОСЕКСУАЛ

    индивид, имеющий сексуальное влечение к представителям своего пола.
  • ГОМОСЕКСУАЛИСТ

    Тот, чьи сексуальные предпочтения – представители собственного пола. Подробнее см. гомосексуализм.
  • ГОМОСЕКСУАЛИЗМА ВРОЖДЕННОГО ТРИАДА

    См. Триада врожденного гомосексуализма.
  • ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЙ

    относящийся к сексуальным связям между живыми существами одного пола. См. гомосексуальность.
  • КОИТУС ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЙ

    половой акт между представителями одного пола.
  • ОРИЕНТАЦИЯ ГОМОСЕКСУАЛЬНАЯ

    влечение к субъектам того же самого пола.
  • ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ

    homosexuality) - сексуальное предпочтение людей своего пола.
  • ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ

    (гомосексуалы), лица муж. или жен. пола страдающее гомосексуализмом; то же, что геи. По различным оценкам, во всем мире насчитывается от 10 до 15% Г. По данным А. Кинзи, в США 4% мужчин и 3% женщин являю
  • ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ЭГО-ДИСТОНИЧЕСКАЯ

    нервное заболевание, вызванное тяжелыми переживаниями человека по поводу своей гомосексуальности. См. гомосексуальность, гомосексуальность эго – синтоническая.
  • ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ЭГО-СИНТОНИЧЕСКАЯ

    гомосексуальная ориентация человека, при которой он не переживает по поводу своей необычной сексуальной ориентации. См. гомосексуальность, гомосексуальность эго – дистоническая.