ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гомосексуальность
homosexuality) - сексуальное предпочтение людей своего пола.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Гомосексуальность
сексуальная ориентация поведения и чувств индивида на лиц того же пола (Гидденс).

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Гомосексуальность
Сексуальное влечение, проявление эротизма, чувственной любви к людям своего пола.

Источник: Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия

Гомосексуальность
Склонность к половому контакту или сексуальное предпочтение к лицам того же пола. В обществе существует традиционно сильное предубеждение против людей с гомосексуальной ориентацией, и до 1980 года гомосексуализм считался психическим расстройством. Термин «гомосексуальный» чаще используется по отношению к мужчинам, а термин «лесбийский» — по отношению к женщинам. И тех, и других еще называют «геями».

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ
/от гомо… и лат. sexus – пол; англ. homosexuality/, совокупность мотиваций, установок, поведения и др., направленная на лиц своего пола. Ср. Бисексуальность; Гетеросексуальность.
«Отвечая на вопросы, связанные с гомосексуальностью, я имею в виду эти проявления как у мужчин, так и у женщин, ибо гомосексуальность – это зачастую практически непреодолимое влечение к своему полу, обусловленное многими причинами.» В. Шахиджанян. 1001 вопрос про ЭТО
Гомосексуальный (-ая; -ое) – имеющий свойства Г.
«Я весь был, как сейчас вижу, запутан в гомосексуальные связи.» Э. Лимонов. Это я – Эдичка.

Источник: Словарь доктора либидо

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ
характеристика сексуальных контактов человека с людьми одного с ним пола. Эти контакты могут принимать различные формы: поверхностные и глубокие, случайные и постоянные, организмические и не связанные с функционированием организма. В психологической литературе термин Г. употребляется в широком контексте: от обозначения сексуальных предпочтений людей, которые вступают друг с другом в случайные, поверхностные гомосексуальные связи, до людей, между которыми существуют только такие связи и отсутствуют обычные, гетеросексуальные контакты. Экспериментальная статистика показывает, что примерно только 1% населения является исключительно Г., в то время как около 40% людей имели в своей жизни эпизодические Г. контакты, доставившие им удовольствие.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ
homosexuality) - эротическое влечение (тайное или явное) к представителям собственного пола; встречается у представителей обоих полов (см. также Лесбиянство). Причины гомосексуальности до сих пор остаются неясными, хотя существуют предположения об их генетическом происхождении. Гомосексуальность больше не считается связанной с какими-либо психическими нарушениями, однако иногда такое рассмотрение может оказать людям, желающим изменить свою сексуальную ориентацию, значительную помощь. В настоящее время не существует никаких лекарственных веществ, которые могли бы помочь человеку изменить свою сексуальную ориентацию, хотя имеются средства, подавляющие сексуальное влечение. Люди, которые ищут помощи для изменения своей сексуальной ориентации, скорее всего смогут получить пользу от консультации со специалистом, который устранит любые возникающие у них тревоги и волнения, а также чувство вины, которое может пересилить стремление изменить свое сексуальное поведение. - Гомосексуальный (homosexual). - Гомосексуал (homosexual).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Гомосексуальность
Гомосексуальность… это слово впервые появляется в Англии во время викторианской эпохи, эпохи Оскара Уайльда. Психоанализ занялся этим самостоятельно, когда термин «гетеросексуальность» оказался психоаналитически бесполезным, и не только потому, что это слово объединяет то, чего почти уже нет, а мужской и женский гомосексуализм – это не просто параллели, но и потому, что внутри каждого из них разнообразие важнее однородности. Это единство, даже «сообщество», более социальное, чем психическое. Независимо от принадлежности сексуального объекта к одинаковому или противоположному полу, его выбор связан с психогенезом, главным образом бессознательным, с историей каждого человека. Слово Homos делает упор на «одинаковый», что иногда оправданно, особенно когда объект является скорее двойником, чем «другим». Особенно двойником ребенка, в прошлом мальчика, которого мать так сильно любила и которого мы любим сейчас в образе эфеба, напоминающего юного лютниста на картине Караваджо. Но это всего лишь один психический путь из множества других возможных. Первая сексуальная идентификация соответствует полу, она возможна, если только родитель не будет упорствовать в своем желании, несмотря на то, что анатомия новорожденного ребенка не соответствует родительскому фантазму; психический пол ребенка, обрисованный в бессознательном взрослого, обязательно наложит свой отпечаток на реальный пол ребенка. Девушка с мальчишескими замашками будет любить девушек, женоподобный мальчик будет любить мужчин. Однако и выбор партнера противоположного пола не освобождает от гомосексуальности. Иногда она присутствует в негативе, когда страх и ужас перед противоположным полом играет решающую роль в выборе сексуального партнера. «Вагина? – спрашивает такой мужчина, – это бездонный колодец, красный, липкий, это зияющая дыра, которую пенис никогда не сможет заполнить». Ненависть к другому полу присутствует и в определенной женской гомосексуальности, при которой фаллос идентифицируется с садистическим инструментом, которая запрещает любую практику пенетрации, обрекая при этом эротизм лишь скользить по поверхности кожи. Ничего уже не ценится: искусственный пенис является неотъемлемым инструментом женщины, убежденной в примате фаллоса и в своем воображаемом обладании им. В «гомосексуальном» выборе присутствует одна константа: выбор никогда не совершается по простой прямой линии, он никогда не идет напрямую от любви ребенка, направленной на однополого родителя, к объекту, выбранному позже. Идентификации взаимопроникаются, пути смешиваются. Равновесие часто нарушается: мать чаще, чем отец, является инфантильным партнером человека, который в будущем сделает гомосексуальный выбор независимо от пола, будет ли он женским или мужским. Так, взрослая женщина вновь видит себя девочкой, лежащей в кровати матери, два тела, прижатые друг к другу, формируя вместе спусковой крючок пистолета, спиной к материнскому животу, ритм дыхания которой совпадает с ритмом спящей.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

Гомосексуальность
гомосексуализм) (от греч. homos — тот же самый, такой же + sexus — пол) — многозначный термин, введенный в 1869 г. венгерским врачом К. М. Бенкертом (Benkert), писавшим под псевдонимом Кертбени (Kertbeny), и обозначающий: 1) однополую любовь, гомоэротизм, сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола; 2) соответствующее сексуальное поведение и 3) свойства индивидов, носителей данной сексуальной ориентации. Однополая любовь существует во всех человеческих обществах, но символизируется по-разному. Средневековое христианство считало мужеложство (содомию) смертным грехом, неназываемым пороком. В новое время она стала уголовным преступлением, которое каралось смертью или длительным тюремным заключением. Женская Г. (лесбиянство) наказывалась мягче, поскольку мужчины-законодатели не принимали ее всерьез. В XIX в. Г. стали считать неизлечимым половым извращением, психической болезнью. Однако во многих других обществах, например, в античной Греции, к ней относились терпимо. Кое-где, например, на Новой Гвинее, сексуальные контакты между мужчинами и мальчиками даже институционализировались как элемент подростковых инициаций и как способ передачи мальчику силы и мужества взрослого мужчины. В тоталитарных государствах (фашистская Германия, Советский Союз) гомосексуалы (привычное русское слово "гомосексуалист" не имеет "гетеросексуального" эквивалента, по той же причине термин "Г." точнее "гомосексуализма") подвергались жестоким преследованиям, форменному геноциду. В демократических странах Г. легализована, дискриминация людей в зависимости от их сексуальной ориентации осуждается. Геи (современное самоназвание мужчин-гомосексуалов), лесбиянки и бисексуалы имеют собственную субкультуру, общинную жизнь и политические организации. Тем не менее гомофобия, т. е. иррациональный страх и ненависть к гомосексуалам, весьма живуча. Социально-психологически она тесно связана с общей социальной нетерпимостью, сексуальной тревожностью, сексизмом и сексуальным невежеством. Ее, как и антисемитизм, активно пропагандируют фашистские организации. На индивидуально-психологическом уровне гомофобия часто является средством мимикрии, психологической самозащиты против собственных неосознанных или неприемлемых гомоэротических чувств. Современная сексология не считает Г. ни извращением, ни болезнью. Американская психиатрическая ассоциация уже в 1973 г. исключила Г. из своего списка диагнозов. Единой, общепринятой теории Г. не существует. Г. — многомерное и многофакторное явление, в ней выделяют [Ф. Клайн (Klein)] ряд автономных параметров: 1) сексуальное влечение (предпочитаемый пол сексуальных партнеров), 2) сексуальное поведение (пол реальных сексуальных партнеров), 3) эротические фантазии, 4) эмоциональные предпочтения (с лицами какого пола индивид предпочитает общаться), 5) социальные предпочтения (с кем он фактически проводит больше времени), 6) самоидентификация (как он определяет свою сексуальную идентичность), 7) стиль жизни (мера включенности личности в ту или иную субкультуру). Поскольку эти параметры могут не совпадать друг с другом и по-разному проявляются на разных стадиях жизненного пути, однозначное разделение индивидов на гетеро-, гомо- и бисексуалов, как и их количественный подсчет, весьма проблематичны. По мнению специалистов, общее число людей, ведущих более или менее регулярный гомосексуальный образ жизни, значительно меньше полученных Кинзи (Kinsey) 10% и не превышает 5—6% у мужчин и 2—3% у женщин, однако, данные разных исследователей сильно расходятся, это зависит как от особенностей выборки, так и от методов исследования (массовые социологические анкеты, как правило, дают более низкие показатели, чем детальные клинические интервью). Согласно новейшим данным, исключительная, постоянная Г. в значительной степени обусловлена генетически. Однако баланс гетеро/гомосексуальных влечений и контактов личности зависит также от особенностей индивидуального развития. Многие гомосексуалы имели в детстве проблемы с полоролевым поведением, играли "не в те" игры, с "не теми" партнерами и т. п. Психическое состояние геев и лесбиянок и их потребность в медико-психологической помощи зависит не столько от их сексуальной ориентации, сколько от отношения к ним окружающих и от их собственного самосознания. В обстановке всеобщей враждебности, вынужденные подавлять и скрывать свои чувства, они часто становятся жертвами неврозов. Особенно трудно переживают осознание своей психосексуальной необычности подростки и юноши, это одна из существенных причин подростковых самоубийств. В более терпимой обстановке человеку легче принять себя, открыться и найти приемлемый для себя и для общества стиль жизни. Психотерапевтическая помощь в этих случаях состоит не в изменении сексуальной ориентации, которое возможно лишь в редких случаях, а в том, чтобы помочь человеку осознать и принять себя.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ
одна из форм проявления сексуальности человека, характеризующаяся сексуальным влечением к лицам того же пола.
   Отношение к гомосексуальности зависит от норм и ценностей, преобладающих в той или иной культуре. В Древней Греции гомосексуальность среди высших слоев общества воспринималась в качестве нормального явления. В других культурах она в отличие от гетеросексуальности (сексуального влечения к противоположному полу) считалась перверсией, то есть извращением, подлежащим осуждению со стороны общества. В Германии и России 30 – 40-х годов лица, придерживавшиеся гомосексуальной ориентации, подлежали уголовному преследованию. В США только в 1973 г. Американская психиатрическая ассоциация перестала считать гомосексуальность психическим заболеванием.
   З. Фрейд выступил против распространенной точки зрения, согласно которой гомосексуальность является результатом дегенерации. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он провел различие между сексуальным объектом и сексуальной целью, рассмотрел гомосексуальность в качестве такой сексуальной ориентации человека, которая формируется не вследствие особенности сексуального влечения, а в результате соответствующего выбора объекта, и выделил три типа гомосексуальности – абсолютный (ориентация исключительно на тот же пол), амфигенный (способность к вступлению в сексуальную связь с обоими полами), контингентный (вступление в сексуальную связь с одинаковым полом в том случае, если противоположный пол недоступен). Он показал, что на окончательный выбор сексуального объекта значительное влияние оказывают переживания детства, связанные с отношением ребенка к своим родителям и воспитателям. По мнению З. Фрейда, воспитание мальчиков мужчинами (рабами древнего мира) «способствовало гомосексуальности».
   В работах «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» (1910) и «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа сделал акцент на психологическом генезисе гомосексуальности. Он показал, что объект любви может выбираться человеком в соответствии со своим собственным образом. Некоторые люди в объекте любви ищут самих себя, представляют такой тип выбора объекта, который называется нарциссическим. Гомосексуальность является типичным примером нарциссического типа выбора сексуального объекта. Так, мальчик вытесняет любовь к матери, отождествляет себя с нею и свою собственную личность берет за образец, выбирая схожий с ним объект любви.
   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд отмечал, что довольно часто люди, придерживающиеся гомосексуальной ориентации, являются образованными, интеллектуально развитыми, высоконравственными. Они могут выдавать себя за особую разновидность человеческого типа и причислять себя к «элите» человечества. В действительности же они отягощены лишь одним отклонением – отказом от участия в продолжении рода. Они не являются «элитой» человечества, среди них, отмечал З. Фрейд, столько же «неполноценных и никчемных индивидов», сколько и у людей гетеросексуальной ориентации.
   С точки зрения З. Фрейда, гомосексуальность связана с особенностями психосексуального развития человека, уходящими своими корнями в детство. Она является не психическим заболеванием, как это обычно принято считать в медицине, а результатом воздействия условий жизни на формирование соответствующей психосексуальной ориентации человека. Тесно связанная с бисексуальностью, психосексуальная ориентация человека может иметь гетеросексуальную или гомосексуальную направленность. Также не исключено такое развитие, когда у человека наблюдается периодическое колебание между гетеросексуальным и гомосексуальным опытом. Возможен и такой вариант, сочетающий в себе сильное влечение к исследованию с бедностью половой жизни, который может быть назван «идеальной гомосексуальностью», что было характерно, по мнению З. Фрейда, для Леонардо да Винчи.
   Как полагал основатель психоанализа, склонность к гомосексуальности проявляется в раннем детстве. В играх между детьми одного и того же пола, в эмоциональной дружбе со сверстниками можно наблюдать латентную (скрытую) гомосексуальность. Решающий момент в отношении окончательного выбора сексуального объекта и формирования соответствующей психосексуальной ориентации наступает после половой зрелости. Вместе с тем, подчеркивал З. Фрейд, «все люди способны на выбор объекта одинакового с собой пола и проделывают этот выбор в своем бессознательном» или, как писал он позднее в «Автобиографии» (1924), психоанализ позволяет выявить у каждого «элемент гомосексуального выбора объекта».
   Представления З. Фрейда о причинах возникновения и природе гомосексуальности получили свое развитие у ряда психоаналитиков. В частности, Ш. Ференци (1873–1933) внес уточнение в само понятие гомосексуальности. В статье «К нозологии мужской гомосексуальности (гомоэротики)» (1914) он подверг осуждению тот факт, что термин «гомосексуальность» ведет к смешению различных, неравноценных между собой органических и психических процессов, характеризующих состояние человека. Предложив заменить термин «гомосексуальность» понятием «гомоэротика», Ш. Ференци провел различие между двумя типами: субъект-гомоэротиком, чувствующим и ведущим себя как женщина, и объект-гомоэротиком, мужественным и заменяющим женский объект объектом одинакового с собой пола. В его понимании первый тип является промежуточно-сексуальным, второй – невротиком, страдающим навязчивостью.
   Идеи З. Фрейда о гомосексуальности находят свое отражение и в современной психоаналитической литературе. Так, в работе американского автора Д. Ранкур-Лаферрьера (р. 1943) «Психика Сталина. Психоаналитическое исследование» (1988; пер. с англ. 1996) подчеркивается, что враждебность Сталина в отношении гомосексуализма (в декабре 1933 г. вступил в силу законодательный акт, запрещающий гомосексуальные отношения между взрослыми) не исключала наличия в его жизни «гомосексуальных фантазий и даже гомосексуальных поступков».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ (HOMOSEXUALITY)

Выбор объекта того же пола для достижения субъектом сексуального возбуждения и удовлетворения. Гомосексуальная склонность может быть открытой (то есть сознательно приемлемой и выражающейся в сексуальной активности с соответствующим партнером либо в фантазиях, сопровождающихся мастурбацией и оргазмом), латентной или бессознательной. При латентной гомосексуальности эротическое предпочтение скрыто, но обладает потенциалом для того, чтобы проявиться. Этот термин применяется по отношению к лицам, не вступающим в гомосексуальные отношения по причине социальных запретов либо внутренних конфликтов, временно блокирующих принятие или осознание собственной гомосексуальности. Бессознательная гомосексуальность может быть распознана в скрытой форме при анализе характерологических нарушений, неврозов, сновидений и психозов, хотя такие пациенты редко становятся открытыми гомосексуалистами. Такое разграничение может с пользой применяться во многих случаях, но оно не является общепринятым; часто термины 'латентная гомосексуальность' и 'бессознательная гомосексуальность' используются как взаимозаменяемые. Бессознательная гомосексуальность в той или иной степени присутствует у каждого гетеросексуольного индивида.
Фрейд полагал, что гомосексуальное либидо отвлекается от физических объектов к социально приемлемым (сублимация) либо 'направляется на службу' вызывающему восхищение лицу или делу (в границах, определенных Я-идеалом). Оно может проявляться в сновидениях или других регрессивных состояниях и в усилении тревожности. Вместе с тем даже у лиц с явной гомосексуальностью имеются элементы гетеросексуальности.
Фрейдом (1905) описаны три типа гомосексуалистов: абсолютные, амфигенные и контингентные. Абсолютный, эксклюзивный или облигаторный гомосексуальный индивид возбуждается только лицами того же пола; к лицам противоположного поло он индифферентен или враждебен. Амфигенный индивид способен вступать в сексуальные контакты с лицами обоего пола. В настоящее время для обозначения такого открытого сексуального поведения термину амфигенный предпочитают обозначение бисексуальный- он не обязательно соотносится с тем, что Фрейд считал общей бисексуальной предрасположенностью человека. Радо (1949) назвал это 'вориативной' гомосексуальностью.
Контингентно гомосексуальные индивиды (ситуативные по Радо) - это лица, способные принять гомосексуальный способ удовлетворения, если объекты противоположного пола недоступны (например, в тюремном заключении). Значительно труднее классифицировать лиц, чья сексуальная ориентация изначально гетеросексуально, но которые по тем или иным причинам эпизодически вступают в гомосексуальные связи. К этой группе относятся подростки (гомосексуальная активность защищает их от тревоги, характерной для данной стадии развития), а также лица, мотивированные оппортунистическими соображениями.
Рассмотренные классификации различают виды гомосексуальности соответственно проявлениям сексуального поведения. Они полезны в описательном смысле, однако не учитывают психологические и психодинамические факторы, во многом бессознательные, отвечающие за гомо- или гетеросексуальный выбор объекта. С психоаналитической точки зрения, всякое сексуальное поведение человека предопределяется многочисленными факторами развития в сочетании с влияниями внешней среды. Возникая на доэдиповой и эдиповой стадиях, эти факторы подвергаются вытеснению, становятся бессознательными и не пробуждаются в обычных обстоятельствах. Поэтому некоторые авторы утверждают, что мы не знаем ничего о том, какие ранние факторы определяют выбор объекта. Например, по мнению ряда исследователей и клиницистов, семейные констелляции у многих гетеросексуальных индивидов идентичны тем, что считаются способствующими гомосексуализму, а родительское отношение ко многим гомосексуалистам соответствует 'среднеожидаемому' (Isay, 1986). Релевантные динамические факторы могут быть обнаружены только при последовательном применении психоаналитических техник.
Попытки установить соматические (хромосомные и гормональные) факторы, влияющие на формирование сексуальной ориентации, пока неубедительны.
Соматические факторы, особенно в пренатальный период, определяют анатомический пол; выбор же объекта, кок представляется, детерминирован средой. Как постулируют психоаналитики, конфликты стадии сепарации-индивидуации или эдиповой стадии могут приводить к идентификации с родителем противоположного пола и к гомосексуальному выбору объекта.
До 50-х годов текущего столетия исход эдиповой стадии рассматривался как главное объяснение возникновения гомо- и гетеросексуальности. Многие гомосексуальные мужчины переживали чрезмерную привязанность к матери в период ранних эдиповых взаимоотношений. Оставаясь 'верными' ей, они не могли перенести свои сексуальные чувства на других женщин без того, чтобы не испытывать инцестуозные фантазии и соответствующие запреты, а поэтому переориентируются с женщины, на мужчину. Негативному разрешению эдиповой стадии способствуют также страхи кастрации, сопровождающиеся частичной регрессией к оральному или анальному уровню интеграции и фиксации. Хотя мальчик и боится вмешательство и проникновения в свой мир (или кастрации) со стороны более могущественного мужчины (отца), он может желать инкорпорировать отцовскую силу- оральным либо анальным путем- и стремиться к безопасности, основанной на зависимости от отца. Негативный эдипов комплекс, способствующий гомосексуальному исходу, обычно связан также с проблемами более ранних доэдиповых взаимоотношений с матерью, во многом влияющими на чрезмерную привязанность к отцу.
Новейшие исследования в области сексуальной ориентации и раннего детского развития подчеркивают значимость доэдиповых влияний, определяющих неудачный переход от единства матери и ребенка (в младенческом возрасте) к индивидуации. Хотя в некоторых случаях выявлены преобладающие доэдиповы и эдиповы влияния, большинство включает механизмы, соответствующие многим уровням фиксации и регрессии. Корреляции с различными уровнями психопатологии, зависящими от точки фиксации или задержки развития, уровня функций Я и использования примитивных защит, могут быть аналогичны как для гомо-, ток и для гетеросексуальных лиц. Соответственно, хотя психоаналитические исследования детской сексуальности, конфликтов, защит и компромиссных образований предоставляют базовые данные относительно психосексуальности, детерминанты гомосексуального выбора объекта до сих пор не отслежены с достаточной ясностью. Бессознательные основы гомосексуального и гетеросексуального выбора объекта различны. Они не обязательно коррелирует с клинической картиной, наблюдениями, о распознаются только при психоаналитическом исследовании.
Многие гомосексуалисты способны к адаптации и не обнаруживают явных признаков психопатологических нарушений. Гомосексуальный акт может являться защитой от конфликтов и тревоги, допуская тем самым высокий уровень личностного развития и достижений в иных областях. Нарушения по одной из линий развития может не оказывать заметного разрушающего влияния на другие линии. Таким образом, вполне возможно, что объектные отношения детерминированы своего рода психопатологией, которая может сосуществовать с гомосексуальностью так же, как и с гетеросексуальностью. Кок гомо-, так и гетеросексуальные индивиды в равной степени способны поддерживать зрелые и длительные привязанности; в то же время те и другие могут обнаруживать признаки Мазохистских, нарциссических, депрессивных, пограничных или психотических расстройств. В связи с этим Фрейд писал:
1. Инверсия [этому термину он отдавал предпочтение перед термином гомосексуальность] обнаруживается у людей без признаков каких-либо других существенных отклонений от нормы.
2. Оно обнаруживается у людей с несниженной продуктивностью, отличающихся при этом высоким интеллектуальным развитием и уровнем этической культуры (с. 138- 139).
Женская гомосексуальность (лесбиянство) исследуется и описывается аналитиками не столь активно, как мужская, и сформулированные положения относительно этого феномена более спорны. Как и в случае мужской гомосексуальности, в ранних теоретических представлениях внимание концентрировалось на конфликтах фаллически-эдиповой фазы, инцестуозных желаниях девочки по отношению к отцу (и братьям), соперничестве и неприязни по отношению к матери (и сестрам); то и другое порождают тревогу и чувство вины, что может завершиться защитной регрессией на уровень доэдиповых отношений девочки с матерью. Интенсивность конфликтов часто подкрепляется реальной или воображаемой первичной сценой обнажения, а также садомазохистскими представлениями о половом акте. Острый страх кастрации и зависть к пенису, страх пассивных желаний и пенетрации, разочарование в отце ассоциируются с возрастающей тенденцией к маскулинной идентификации. Девочка может идеализировать мать, но иногда в ходе анализа обнаруживается, что мать была отчуждена, назойлива, контролировала телесные функции и запрещала инфантильное сексуальное удовлетворение (включая мастурбацию). В этом контексте партнер становится эрзацем 'хорошей матери', и в гомосексуальной активности, по-видимому, отыгрываются счастливые симбиотические отношения, что являет попытку отрицать эдипов конфликт: дочь не ненавидит мать, а любит ее, мать же не фрустрирует сексуальные желания, а удовлетворяет их. Такое разрешение конфликта, однако, как правило, является нестабильным, поскольку интенсивная близость может нести угрозу, а маскулинная идентификация может возникать как защита от тревоги, основанная но фантазии о слиянии с матерью.
Современные авторы также признают значение эдипова конфликта, но большее внимание уделяют нарушениям взаимоотношений матери и ребенка в доэдиповой фазе процесса сепарации-индивидуации. Эти нарушения могут усиливаться, а половая идентичность искажаться врожденными дефектами, повторяющимися медицинскими процедурами, физическим или эмоциональным отсутствием матери. Это приводит к фиксации и делает более вероятной регрессию вследствие эдипова конфликта. В ситуациях депривации и пренебрежения со стороны матери гомосексуальный партнер может представлять собой переходный объект, утрата которого вызывает острую тревогу или депрессию, угрожает интеграции личности или половой идентификации. Острая физическая или душевная боль усиливает зависимость ребенка от матери, а также обостряет враждебность и агрессию по отношению к ней; как следствие, иногда возникает защитный мазохизм. Если мать поощряет зависимость дочери или принижает значение ее телесности, интенсифицируются фантазии и страхи, связанные с кастрацией. Большое значение в формировании женской гомосексуальной ориентации имеет позиция отца, критикующего и дискредитирующего мужчин, которые интересуются дочерью, разочарование в гетеросексуальной любовной жизни или супружестве или же сомнение в доступности гетеросексуальных объектов. Таким образом, феномен гомосексуальности обусловливается комплексным взаимодействием биологических, онтогенетических, интрапсихических и культурных влияний.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Гомосексуальность
homosexuality) Термин "Г." используется для обозначения сексуальных форм поведения, желаний, влечений и отношений между представителями одного и того же пола, а тж соотв. культуры, особых идентичностей и сообществ. Важно проводить различие между четырьмя разными феноменами, обычно включаемыми в категорию Г. Во-первых, этот термин используется для обозначения специфических половых актов. Второе значение термина относится к стойкому паттерну сексуального или романтического тяготения к людям своего пола. Третьим аспектом Г. является психол. идентичность, чувство Я, определяемое на основе влечений человека. В США люди, сформировавшие идентичность гомосексуальной личности, обычно называют себя словом "гей"; мн. женщины предпочитают термин "лесбийская" для обозначения собственной сексуальности. Наконец, этот термин обозначает причастность к группе сексуальных меньшинств. Гомосексуальное поведение, похоже, существовало во все периоды челов. истории. Наше совр. понимание такого поведения и его отношения к более широкой космологии развилось лишь относительно недавно. Совр. отношение к Г. имеет религиозную, юридическую и мед. основу. До наступления позднего средневековья христианская церковь терпимо относилась к гомосексуальному поведению или игнорировала его вовсе, хотя уже с конца XII в. начало укореняться враждебное отношение к Г. и со временем оно распространилось на все европейские религиозные и светские институты. Осуждение гомосексуального поведения как "неестественного", к-рое достигло пика в трудах Фомы Аквинского и др., стало широко распространенным и сохраняется до настоящего времени. В эпоху ранней колонизации Америки акты содомии преследовались по закону. В нек-рых местах, напр. в колонии Нью Хэвен, гомосексуальное поведение мужчин и женщин каралось смертной казнью. В конце XIX в. медицина и психиатрия соревновались с церковью и законом за то, в чьем ведении должна находиться сексуальность. Споры о Г. были тематически весьма разнообразными - от области греха и преступления до области патологии. Обычно они рассматриваются как прогресс в отношении к Г., поскольку больной человек порицался меньше, чем грешник или преступник. Однако Г. не всегда считалась патологическим проявлением. В то время как Рихард фон Крафт-Эббинг в своей книге "Сексуальная психопатия" называл ее дегенеративным заболеванием, Зигмунд Фрейд и Хэвелок Эллис занимали менее жесткую позицию. Эллис настаивал на том, что к Г. следует относиться как к нормальному варианту поведения человека вроде леворукости. Хотя Фрейд полагал, что Г. не является оптимальным результатом психосексуального развития, он, тем не менее, писал в 1935 г., что "ее не следует считать чем-то постыдным, пороком, деградацией и болезнью". Отношение церкви и закона к Г., тем не менее, оставалось влиятельным. Гомосексуальные отношения осуждались в большинстве осн. религий и карались законом в США и большинстве др. стран. В американском психоан., психиатрии и психологии Г. в течение б. ч. XX в. рассматривалась в качестве формы психопатологии. Эта т. зр. являлась официальной политикой правительства во время Второй мировой войны. Хотя в первые годы войны, когда нужда в военнослужащих была самой острой, гомосексуалисты часто призывались в армию, в конце войны их там почти не осталось вследствие неск. эпизодов "охоты на ведьм". Как это ни парадоксально, но именно приговоры военных трибуналов и массовые увольнения из армии дали толчок к появлению сообществ геев и лесбиянок и совр. движению за права сексуальных меньшинств. Мужчинам и женщинам, уволенным из армии за Г., было отказано в получении льгот, полагавшихся гос. служащим, поскольку мотивом для увольнения было нежелательное поведение "сексуального психопата". Поскольку причина увольнения сообщалась по месту призыва (от военных комиссариатов не требовалось сохранение конфиденциальности), эти люди часто подвергались остракизму, не имели возможности поступить на работу или в учеб. заведение. В результате этого мн. гомосексуалисты предпочитали не возвращаться на прежнее место жительства, оседая в больших городах. Там они формировали свои сообщества с соотв. структурами, включ. бары и частные клубы, в к-рых они могли конфиденциально общаться. В 70-е гг. эти немногочисленные попытки переросли в движение за права геев и лесбиянок. Толчком к этому послужило событие, происшедшее 27 июня 1969 г., когда полиция произвела облаву в Стоунуолл Инн, одном из гомосексуальных баров Нью-Йорка. Хотя такое притеснение было прежде довольно обычным делом, владельцы бара в тот вечер не стали с этим мириться. Они оказали сопротивление полиции; последовавшая конфронтация вылилась в бунт, длившийся в течение трех дней. За годы, прошедшие после стоунуоллского мятежа, движение за освобождение геев набрало силы под влиянием кампании за расовое, этническое равноправие и равноправие полов, зародившейся в 60-е гг. Одной из первых мишеней для нападок нового движения было психиатрическое здравоохранение. Г. была включена в первую версию DSM Американской психиатрической ассоц. (АПА), опубликованного в 1952 г. Первая из опубликованных работ, в к-рой сравнивалось психол. функционирование неклинической выборки гомосексуалов со уравненной по всем параметрам группой гетеросексуалов, была проведена Эвелин Хукер. Были использованы проективные тесты в основной и контрольной группах лиц мужского пола, уравненных между собой по возрасту, уровню образования и интеллекта. Группа экспертов, не имевшая информ. о сексуальной ориентации испытуемых, дала заключение об отсутствии проявлений психопатологии у большинства представителей обеих групп. Они не смогли тж отдифференцировать гомосексуалистов от гетеросексуалов на уровне выше случайного. Хукер сделала вывод о том, что Г. не представляет собой клинического состояния и по своему существу не связана с патологией. Рез-ты, полученные Хукер, были впоследствии воспроизведены в др. многочисленных эмпирических исслед. В 1973 г. под давлением накопленных исследовательских данных, а тж в связи с изменением соц. норм и развитием в США политически активного сообщества геев, совет директоров АПА вынужден был исключить Г. из DSM. Это решение было подтверждено в 1974 г. голосованием членов ассоц. С тех пор АПА активно поддерживала движение за снятие с Г. ярлыка диагноза. АПА приняла многочисленные резолюции в поддержку равноправия лесбиянок и геев в трудоустройстве (включ. образование и воинскую службу), усыновлении детей и доступе к разного рода службам. Аналогичную политику проводили др. профессиональные и академические группы. Распространенность гомосексуальности Вследствие стигматизации, к-рой все еще подвергаются гомосексуалы, а тж сложности вопроса о том, кого следует называть гомосексуалом, в настоящий момент в США не существует точных данных об их числе. Часто фигурирует цифра 10%, со ссылкой на исслед., проведенные А. Кинси и его сотрудниками в 40-е и 50-е гг. Кинси, однако, никогда не определял, являются ли его респонденты гомосексуалами. Спрашивая об их сексуальном поведении и фантазиях, он обнаружил, что 10% мужчин в исследованной им группе были б. или м. исключительно гомосексуалами в течение по меньшей мере 3 лет в возрастном промежутке между 16 и 55 годами. Для женщин соотв. цифра составляет 2-6%, в зависимости от их семейного положения. К сожалению, с тех пор не проводилось исслед., сравнимых с работами Кинси. Отсутствуют совр. данные о сексуальном поведении человека в общем, включая гомосексуальное поведение и идентичность. Анализ пяти эпидемиологических исслед. групп риска, проведенных в 70-80-е гг., приводит к выводу о том, что в США примерно от 5 до 7% взрослых мужчин сообщают о своем гомосексуальном поведении во взрослом возрасте. Эти исслед. ограничивались опросом мужчин и ставили перед собой задачи по изучению сексуального поведения, а не сексуальных предпочтений или сексуальной ориентации. Согласно телефонному опросу, проведенному в 1989 г. в Сан-Франциско газетой "Икзэминер" (Examiner), 6,2% респондентов считают себя геями, лесбиянками или бисексуалами. Эта цифра, скорее всего, отражает минимальный уровень распространенности, поскольку значительная стигматизация, связанная с Г., удерживает мн. респондентов от признания в своей идентичности, а тж потому, что не все индивидуумы (гетеросексуалы или гомосексуалы) являются сексуально активными. Поведенческие и социальные исследования До 70-х гг. научные исслед., посвященные Г., были в значительной мере направлены на раскрытие ее этиологии. В последнее время мн. ученые признают, что причины гетеросексуальности столь же загадочны. Вследствие этого внимание исследователей сейчас сосредоточено на более общем вопросе формирования сексуальной ориентации. В этой области исслед. можно выделить 3 соперничающих между собой направления. Мн. ученые считают Г. и гетеросексуальность универсальными характеристиками чел. (а иногда и нек-рых видов животных) и ищут биолог. или средовые факторы, определяющие сексуальную ориентацию. Биолог. концепции ориентированы на генетические или пренатальные гормональные факторы, в то время как теории, связанные с факторами окружающей среды, указывают на ранние семейные отношения, классическое обусловливание, соц. научение в течение жизни и др. факторы. Теоретикам, высказывающимся в пользу каждого из этих факторов, обычно удавалось найти какое-то эмпирическое подтверждение своим концепциям и какие-то эмпирические данные, ниспровергающие теории их соперников. Хотя 2 главных подхода когда-то противостояли друг другу в вопросе о роли природы и воспитания в развитии Г., совр. авторы признают, что биолог. и средовые факторы в равной мере важны; их относительный вклад в формирование взрослой сексуальной ориентации остается, однако, неизвестным. Вторая общая теория формирования сексуальной ориентации рассматривает ее как феномен, специфичный для определенной культурной среды. Согласно этой конструктивистской парадигме, сексуальные отношения людей различным образом организованы в разных об-вах. При том что гетеро- и гомосексуальные акты отмечаются во всех об-вах, они не обязательно наделяют субъектов действия той идентичностью или соц. ролью, к-рые соответствует понятиям гетеросексуальности и Г. в зап. культуре. Следовательно, любая попытка идентификации биолог. причин сексуальной ориентации в основе своей ошибочна, поскольку представляет собой поиск биолог. объяснения культурному феномену. В поисках золотой середины между этими двумя направлениями нек-рые ученые предложили третий подход. Хотя эта интеракционистская теория еще не приняла свою окончательную форму, ее общей предпосылкой является существование культурной общности (commonalities) паттернов сексуального поведения и влечений; эта общность до известной степени биологически обусловлена. Одним из положительных результатов споров о сексуальной ориентации стал плюралистический взгляд на сексуальность чел. Ученые все больше признают, что Г. и гетеросексуальность не являются унитарными феноменами, что даже в рамках одной и той же культуры разные индивидуумы формируют и выражают свои сексуальную ориентацию различными способами. Следовательно, ученые все больше исходят из того, что не существует к.-л. одной теории, к-рая могла бы объяснить формирование гетеросексуальности или Г. у всех людей. Нек-рые исследователи подчеркивают это, используя множественное число для обозначения гетеросексуальностей и гомосексуальностей. Вне зависимости от того, является ли сексуальная ориентация универсальным челов. феноменом или нет, она воспринимается в США и др. промышленно развитых странах Запада как глубоко укоренившаяся и неизменчивая часть личности. Взрослые люди сообщают, что никогда не выбирали свою сексуальную ориентацию сознательно и всегда ощущали одни и те же сексуальные влечения и желания. Тем не менее, когда Г. считалась одной из форм психопатологии, психиатры и психологи часто пытались "лечить" ее (т. е. превращать гомосексуалистов в гетеросексуалистов). Даже сейчас нек-рые психотерапевты и консультанты, особенно верующие, пытаются изменить людей таким образом. "Успех" их методик, однако, весьма сомнителен, так же как и этическая сторона этой терапии, о чем говорят мн. представители медицины и правозащитники. Большинство психотерапевтов стремятся сейчас помочь гомосексуалистам в успешной адаптации к своей сексуальной ориентации, в формировании значимых интимных отношений и преодолении соц. стигматизации. Мн. гомосексуалисты обращаются к психотерапевтам, прося их помочь признаться самим себе в наличии гомосексуальной ориентации и рассказать о ней другим. "Открыться" другому особенно трудно тем людям, к-рые интернализовали негативные установки об-ва по отношению к Г. и разделяют негативные стереотипные представления о геях. Мн. психотерапевты уделяют особое внимание преодолению интернализованной гомофобии у клиентов. Сейчас в большинстве городов и при мн. ун-тах функционируют группы самопомощи, в к-рых гомосексуалисты делятся опытом открытия окружающим своих сексуальных наклонностей и формируют положительное отношение к своей сексуальности. По мере того как в последние годы менялись задачи психотер. с гомосексуалистами, менялось и направление эмпирических исслед. Работы по изучению Г. все больше обращаются к проблемам и трудностям, с к-рыми сталкиваются гомосексуалисты вследствие соц. предрассудков и дискриминации. Возможно, наиболее важным общим результатом этих исслед. является понимание того, что гомосексуалисты не более гомогенны, чем гетеросексуальная популяция. Гомосексуальность и стигматизация Хотя предрассудки в отношении Г. все еще широко распространены в США, после стоунуоллского бунта люди с гетеросексуальной ориентацией стали более либерально относиться к геям и лесбиянкам. Многочисленные опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство респондентов продолжают считать гомосексуальное поведение аморальным. Все больше людей, однако, считает недопустимой дискриминацию на основе сексуальной ориентации при приеме на работу. Институт Гэллапа зарегистрировал с 1977 по 1992 г. постепенное увеличение признания того, что гомосексуалисты могут быть военнослужащими, священнослужителями и учителями. Население США все больше поддерживает тж инициативы по отмене законов о содомии, принятых на уровне штатов. В 1977 г., согласно опросу, проведенному институтом Гэллапа, мнения респондентов относительно допустимости добровольных гомосексуальных отношений между взрослыми людьми разделились поровну (43%). Наблюдалась тенденция в пользу легализации этих отношений. Эта тенденция сохранялась до середины 80-х, пока перед об-вом не встала новая проблема - СПИД. В США заболевшими СПИДом и ВИЧ-инфицированными оказались преим. гомосексуалисты, хотя статистика по всему миру показывала, что причиной заражения являются в первую очередь гетеросексуальные контакты. В 1986 г. лишь 32% опрошенных поддерживали легализацию гомосексуальных отношений, в то время как 57% были против. В том же году Верховный суд США вынес вердикт по делу "Боуэрс против Хардвик", поддержавший право штатов на использование законов о содомии, несмотря на протест, высказанный одновременно Американской психол. ассоц., Американской психиатрической ассоц. и Американской ассоц. общественного здоровья. В 1989 г., однако, когда население больше узнало о СПИДе, тенденция вернулась снова. В 1992 г. большинство американцев поддержали легализацию (48% против 44%). Несмотря на эти изменения в общественном мнении, законы о содомии все еще существуют почти в половине штатов. Кроме того, федеральное законодательство не запрещает дискриминации на основе сексуальной ориентации при приеме на работу и обеспечении жильем. Тем не менее законы, запрещающие такую дискриминацию, приняты в большинстве крупных городов США и в неск. штатах. Предвзятое отношение к гомосексуалистам в связи с их сексуальной ориентацией называлось по-разному. Наиболее популярное название - гомофобия. Этот термин подразумевает, что враждебное отношение к гомосексуалистам представляет собой клиническую патологию, а не соц. феномен вроде расизма и антисемитизма. Др. термины, напр. гетеросексизм, возможно, лучше характеризуют эти аттитюды. Эмпирические исслед. установили неск. устойчивых коррелятов гетеросексуальных предрассудков по отношению к гомосексуалистам. Индивидуумы с более негативным отношением обычно старше, менее образованы и проживают в сельской местности, в особенности на Среднем Западе и Юге США. Они чаще посещают церковные службы и придерживаются традиционных представлений о мужских и женских соц. ролях, а тж узких взглядов на сексуальное поведение. Они тж реже поддерживают дружеские отношения с гомосексуалистами, открыто признавшимися в своей ориентации. В 80-е гг. росло общественное признание проблемы насилия по отношению к геям и лесбиянкам. Участились сообщения об избиениях, изнасилованиях и убийствах. Ограниченные опросы, проведенные на нерепрезентативных выборках, показали, что значительное число лесбиянок и геев подвергались, по их словам, физ. агрессии из-за их сексуальной ориентации. В ответ на акты насилия гомосексуалисты организовали патрули и специальные службы в таких городах, как Сан-Франциско и Нью-Йорк. Объединившись с членами расовых и религиозных меньшинств, к-рые тж страдали от участившихся т. н. преступлений на почве ненависти, члены гомосексуального сообщества лоббировали представителей штатов и Конгресса США в целях принятия законов, контролирующих насилие. Во мн. штатах были приняты законы, предусматривающие суровые наказания за преступления на почве ненависти. В 1990 г. вступил в силу федеральный закон о преступлениях на почве ненависти (Plate Crimes Statistics Act). Он обязывает правительство фиксировать данные о распространенности и природе таких преступлений для последующей разработки эффективной программы по борьбе с ними. Этот законодательный акт яв-ся историческим в том отношении, что он включает в сферу своего действия преступления против гомосексуалистов и представляет собой первый федеральный закон, прямо защищающий эту часть населения. В целом можно сказать, что взгляды на Г. претерпели разительные изменения в 70-е и 80-е гг. Психология рассматривает сейчас Г. как особую, а не патологическую форму сексуальности, признает то значительное разнообразие, к-рое существует среди гомосексуалистов, и ориентируется на проблемы, возникающие у них в результате исторически обусловленной в США стигматизации этой группы населения. См. также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Американская психиатрическая ассоциация, Бисексуальность, Диагнозы, Сексуальность человека, Отношения "родитель-ребенок", Предрассудок и дискриминация, Насилие Г. М. Герек

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Гомосексуальность в провинции: Аннотация книги

Максим Касянчук
Стулова А. В., Касянчук М. Г., Лещинский Е. Б. , Остапенко А. И. Биоповеденческое и сетевое исследование МСМ г. Мариуполя : отчёт / ЛГБТ-центр «Донбас-СоцПроект». – Донецк, 2013. – 120 c.
Читать PDF
0.00 байт

Дмитрий Исаев. Демонизированная гомосексуальность

Фетисова Т.А.
Читать PDF
0.00 байт

Психосексуальные особенности юношей, переживших гомосексуальное насилие

Девятых Сергей Юрьевич
Статья содержит результаты эмпирического исследования психосексуальных особенностей юношей, переживших гомосексуальное насилие.
Читать PDF
0.00 байт

Механизмы психологической защиты и типы поведения лиц с гомосексуальной идентичностью

Константинова Т. В., Фомина А. В.
В данной статье изучаются личностные особенности лиц с гомосексуальной идентичностью. Выявлены основные стереотипы восприятия людей с гомосексуальной идентичностью.
Читать PDF
0.00 байт

Происхождение гомосексуальности: эссенциалистский подход

Григорьева Мария Валерьевна
Представлены социологические теории гомосексуальности, разработанные в рамках эссенциалистского подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности совладающего (копинг) поведения в трудных жизненных ситуациях у мужчин с гомосексуальной

Андронов Д. А.
В статье приводится сравнительная характеристика трудных жизненных ситуаций мужчин с гомои гетеросексуальной идентичностью, рассматриваются причины имеющихся различий.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности межличностных отношений мужчин с гомосексуальной ориентацией

Цветкова Наталья Афанасьевна, Цветков Андрей Владимирович, Слюсарев Николай Сергеевич
Высокий социальный интерес к нетрадиционным сексуальным отношениям контрастирует с малым числом исследований в отечественной психологической литературе, в которых раскрывались особенности гомосексуалов как социально-психологическо
Читать PDF
0.00 байт

Специфика трудных жизненных ситуаций, переживаемых мужчинами с гомосексуальной идентичностью

Андронов Д. А.
В статье приводится сравнительная характеристика трудных жизненных ситуаций у мужчин с гомои гетеросексуальной идентичностью, рассматриваются причины имеющихся различий.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические особенности, предшествующие формированию гомосексуальности

Исаев Дмитрий Дмитриевич
Опрошено 490 гомосексуальных и 235 гетеросексуальных мужчин с целью выявить частоту гендерной нонконформности в детском и подростковом возрасте. В результате обнаружены достоверные различия между двумя выборками.
Читать PDF
0.00 байт

Последствия для самосознания личности психотерапевтического «Лечения» гомосексуальности: обсуждение

Мелков Сергей
Читать PDF
0.00 байт

СОВРЕМЕННЫЕ КЛИНИКО-ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ ПЕДОФИЛИИ

Колоколов Антон Викторович
В обзоре представлен анализ проведенных исследований, касающийся распространенности гомосексуальной педофилии, отражены результаты исследований патогенетических, клинических, психологических и нейрофизиологических особенностей лиц
Читать PDF
0.00 байт

Международные дискуссии о гомосексуальности: эффекты бумеранга в потоках власти

Кондаков Александр Александрович
Гомосексуальность с недавних пор особый объект международной политики.

Похожие термины:

  • ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ЭГО-ДИСТОНИЧЕСКАЯ

    нервное заболевание, вызванное тяжелыми переживаниями человека по поводу своей гомосексуальности. См. гомосексуальность, гомосексуальность эго – синтоническая.
  • ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ЭГО-СИНТОНИЧЕСКАЯ

    гомосексуальная ориентация человека, при которой он не переживает по поводу своей необычной сексуальной ориентации. См. гомосексуальность, гомосексуальность эго – дистоническая.