Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

гиперактивное расстройство сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
(F84.4) [overactive disorder associated with mental retardation and stereotyped movements] Недостаточно точно определенное расстройство у детей с тяжелой умственной отсталостью, у которых отмечаются значительные проявления гиперактивности, неспособности к сосредоточению внимания, а также стереотипные формы поведения. Стимуляторы, как правило, не улучшают их состояния-более того, при приеме этих препаратов могут наблюдаться тяжелые дисфорические реакции. В подростковом возрасте гиперактивность часто сменяется сниженной активностью.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

А. Тяжелая моторная гиперактивность проявляется минимум двумя из следующих проблем активности и внимания:
1) непрерывное двигательное беспокойство проявляется в бегании, прыгании и других движениях всего тела;
2) выраженные затруднения в сохранении сидячего положения: ребенок обычно остается сидеть самое большое на несколько секунд, за исключением тех случаев, когда он занят стереотипной деятельностью (см. критерий Б);
3) явно чрезмерная активность в ситуациях, когда ожидается относительная неподвижность;
4) очень быстрая смена деятельности, так что один вид деятельности обычно занимает минуту (редкие периоды большей продолжительности, которые проводятся за самыми любимыми занятиями не исключают этого критерия, а очень длительные периоды проводимые в стереотипной активности, также совместимы с наличием указываемой здесь проблемы в другое время).
Б. Повторяющееся и стереотипное поведение и деятельность проявляются минимум одним из следующих признаков:
1) установившиеся и часто повторяющиеся моторные маннеризмы: они могут включать или сложные движения всего тела, или частичные движения такие как похлопывание в ладоши;
2) чрезмерное и нефункциональное повторение деятельности, которая постоянна по форме: может иметь место игра с единственным предметом (например, с текущей водой) или ритуальная активность (в одиночестве или с включением в нее других людей);
3) периодическое самотравмирование. В. Коэффициент интеллектуальности ниже 50.
Г. Социальное нарушение аутистического типа отсутствует, т. е. ребенок должен обнаруживать по меньшей мере три признака из числа следующих:
1) использование взора, выражения лица и позы для регулирования социального взаимодействия используются адекватно развитию;
2) соответствующее развитию формирование взаимосвязей со сверстниками, включающими общие интересы, деятельность и т. д.;
3) ребенок хотя бы иногда подходит к другим людям за утешением и проявляемым к нему участием;
4) способность разделять иногда радость, испытываемую другими людьми; другие формы социального нарушения, например, расторможенность в общении с незнакомыми людьми, не противоречат данному диагнозу.
Д. Расстройство не отвечает диагностическим критериям аутизма (F84.0 и F84.1), дезинтегративного расстройства детского возраста (F84.3) или гиперкинетического расстройства (F90-).

Источник: ВОЗ. Классификация психических расстройств МКБ-10