ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Гештальтпсихология
(от нем. Gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Гештальтпсихология
от нем. gestalt - форма, образ, структура) одна из основных школ научной психологии 1-й половины ХХ в; подчеркивала целостный, структурный характер психических явлений. Сложившись первоначально на основе исследования зрительного восприятия, распространила принцип структурности на изучение мышления, памяти, личности и социальной группы. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Гештальтпсихология
(нем. Gestaltpsychologie) (от нем. Gestalt - форма, образ, фигура; греч. psyche - душа и logos - наука, учение). Одно из основных направлений в психологии (преимущественно немецкой и американской), возникшее в начале XX ст., которое - в противовес «психологии элементов» - рассматривает психику человека как совокупность целостных психических структур («гештальтов»), формирующихся независимо от объективной реальности. См. Гештальттерапия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

гештальтпсихология

(от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам (см.: инсайт). Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

от нем Gestalt — образ, структура, целостная форма) — одно из направлений в психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип целостности. Г. считает первичными и основными элементами психики не ощущения, а целостные образы — гештальты. Принципы их образования таковы: они возникают будто бы вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать «хорошие», т. е. простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры. Последние обладают константностью, устойчивостью, определенной степенью расчлененности. Г. выдвинула на передний план качественно своеобразный, целостный характер восприятия, для анализа которого введен ряд новых понятий — фигура, фон и др. Однако целостный характер восприятия она объясняет не целостностью предметов, с которыми имеет дело человек, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию. Г. принадлежат фундаментальные исследования в области восприятия, мышления и личности, однако в целом ей свойственны черты ограниченности: внеисторичность понимания психики, абсолютизация некоторых положений, не исследуется и не принимается во внимание роль практики в формировании восприятия.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
нем. Gestalt - образ, целостная форма, греч. psyche - душа, logos - учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX - первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890; Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v. Ehrenfels. Г. изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. выдвигала принцип внутренней системной организации психики, определявшей и особенности ее составных частей. Гештальт не является простой суммой, составленной из отдельных элементов, это целостное переживание, данное первично, изначально присущая душе человека психическая форма, структура [Koffka К.]. Гештальт не является ощущением, чувственным образом отдельных свойств предметов и явлений. Развитие Г. способствовало обогащению знаний о психических процессах, хотя ее методология препятствовала каузальному их анализу. Тем не менее Г. была шагом вперед по сравнению с механистической структурной психологией, она внесла новое в изучение восприятия и мышления в эксперименте и теории, стимулировала развитие социальной психологии, патопсихологии.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Гештальтпсихология
направление психологической науки, возникшее в начале XX в. Основывается на представлении о целостности восприятия окружающего мира и построении в сознании целостных психических образований — гештальтов.
Основателями Г. принято считать М. Вертхаймера, К. Кофку, В. Келера. Главная ее идея заключается в изучении психики как целостной структуры в противовес концепции накопления в сознании отдельных представлений и последующем их синтезе, которая отстаивалась структурной психологией. Элементы, одинаковые или близкие друг другу, стремятся к объединению, а несходные или далекие друг от друга не объединяются. Ученые, работавшие в рамках Г., провели большое число исследований и выявили такие принципы организации восприятия, как близость (мы стремимся воспринимать вместе элементы, расположенные близко друг к другу во времени и пространстве), непрерывность (воспринимаемые предметы и явления человек организует в непрерывную последовательность и придает им определенное направление), сходство (подобные элементы воспринимаются человеком вместе, образуя замкнутые группы), замыкание (при восприятии стремление завершить незаконченные предметы и заполнить пустые промежутки), простота (человек стремится строить гештальты, симметричные, простые, неизменные), фигура—фон (мы стремимся организовывать восприятие так, чтобы отчетливо видеть главный предмет — объект и задний план — фон).
Достижения Г. признаны психологами всего мира; они предвосхитили ряд положений общей теории систем.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Гештальтпсихология

(нем. Geschtalt + греч. psyche - душа, logos - слово, учение, наука) - психологическая школа в Германии (1910-е гг.), главная идея исследований которой состоит в том, что психологические явления следует рассматривать как первично данное и организованное структурное целое (гештальты), а не как механическую сумму перцептивных элементов. Возникла в противовес структурализму (атомистической психологии) и набиравшему в те годы силу бихевиоризму. Многие открытия гештальтпсихологии. вошли в структуру современных знаний, особенно в области восприятия и когнитивной психологии. Основные представители: М. Вергеймер, К. Коффка, В.Келер, К.Левин. Идеи гештальтпсихологии существенно важны и для понимания природы психопатологических феноменов, таких, в частности, как навязчивости, бред, галлюцинации. Последние представляют собой не разрозненные и существующие как бы сами по себе анормальные ощущения, мысли, эмоции или побуждения, как это обычно представляют в учебниках и руководствах по психиатрии, а чаще всего или как правило являются элементами некоей патологической целостной структуры, которая существует и развивается в полной или относительной автономии от остальной части личности пациента и находится вне сферы контроля последней. С позиций принципов гештальтпсихологии механистическое сравнение или статистический анализ каких-то элементов целостных структур (например, отдельных симптомов болезненного состояния) не имеет большого смысла, так как любой такой элемент в контексте определенной системы имеет уникальное, несопоставимое с его идентичными гомологами в других системах значение.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Каролина сидит в своем любимом кресле с бокалом хереса в одной руке и сладким пирожком в другой. Она смотрит на огни рождественской елки, и ей кажется, будто они ходят по кругу. Многие из нас испытывали чувство, когда кажется, будто мигающие огоньки в электрической гирлянде движутся. На самом деле их движение — это иллюзия, создаваемая посредством включения и выключения ламп в определенном порядке. Хотя все лампы неподвижны, их взаимное действие создает эффект движения.
Гештальтпсихология возникла в Германии в начале XX века; основным ее положением является то, что целое важнее суммы составляющих его частей. «Гештальт» (Gestalt) — это немецкое слово, которое означает «форма, образ, структура». Развитие гештальтпсихологии было во многом реакцией на структуралистский подход при анализе сложных явлений.
Главным представителем гештальтпсихологии был немецкий психолог Макс Вертхаймер; считается, что он же ее и основал. Вертхаймер утверждал, что было бы ошибкой анализировать поведение человека, разбивая его на отдельные мелкие элементы.
Гештальтпсихология определила ряд принципов для описания процесса, посредством которого ощущения создают картину единого целого. Один из принципов гласит, что мы объединяем физически близкие друг к другу объекты. Например, группу (II II II) мы воспримем как три пары. В то же время группа (I I I I I I) скорее представится нам как шесть отдельных объектов.
Гештальтпсихология породила отдельный вид терапии — гештальттерапию, которая предполагает, что сознание пациента может быть расчлененным и неполным. Она направлена на то, чтобы, концентрируясь на непосредственном опыте человека, заполнить пропуски в его памяти и сознании. Мы часто стараемся скрыть свои чувства; такие попытки и создают «пробелы». В гештальттерапии пациентов побуждают выражать свои чувства «здесь и сейчас», а не обсуждать, почему они их испытывают.
См. также статьи «Восприятие», «Гуманистическая психология», «Кёлер, Вольфганг», «Принятие решения», «Психотерапия».

Источник: 101 ключевая идея психологии

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
ГЕШТАЛЬТПСІХАЛОГІЯ / GESTALT PSYCHOLOGY (от нем. Gestalt– образ, форма)– одно из направлений психологии, возникшее в Герма нии во втором десятилетии XX в. Это направление связано в первую очередь с именами германских исследователей М. Вертгеймера (1880–1943), К. Коффки (1886–1941) и В. Келера (1887–1967). М. Вертгеймер, обнаружив в своем эксперименте в составе сознания целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы, стал одним из создателей школы Г., основным принципом которой была направленность на исследование целостной структуры объекта сознания, не объясняемого как простая сумма его частей. Мышление он рассматривал как процесс последовательной смены разных типов видения ситуации под воздействием поставленной задачи. «Гештальт» означает структурированное целое, подчеркивает важность полноты контекста и коммуникации. Это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Г. обосновывала тенденцию этих процессов к принятию отчетливо завершенной формы. Г. выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы (см. Ассоциация). Г. считала, что целое определяет свойства и функции его частей. Это положение было применено к изучению восприятия («фигура и фон»). Аналогично при изучении мышления Г. подчеркивала приоритет целого познавательных структур, благодаря которым умственные процессы приобретают продуктивный характер. Г. изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами– гештальтами. «Психические “гештальты” и их изменения трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма. … Близкие общенаучные позиции занимали К. Левин с теорией поля и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения, К. Гольдштейн, сторонник холизма (целостности), в патопсихологии, Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в социальную психологию с целью объяснения межличностного восприятия». Использование гештальтистами термина «поле» в психологическом смысле подвергалось критике. «…Что касается физических структур и полей, то они действительно не имеют другого основания, кроме физического. К сознанию такой подход неприменим. Сознание не является самостоятельным миром, и его динамика не может быть научно объяснена из него самого». Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Психологическая школа, основанная в Германии в 1910-х гг. Первоначально, выступая против структурализма, гешталь-тисты утверждали, что психологические явления могут быть поняты только, если рассматривать их как организованное, структурное целое (или гешталь-ты). Структуралистской позиции, согласно которой эти явления могут быть интроспективно разложены на простейшие перцептивные элементы, была противопоставлена гештальтистская точка зрения, что такой анализ не учитывает понятие целого, единой "сущности" явлений (например, является ли яблоко действительно определенной комбинацией простейших элементов, таких как краснота, форма, очертания, твердость и т.д., или этот анализ пропускает некоторую основную "яблочность", которая поддается восприятию только, когда целое рассматривается в целом?).
Ранние гештальтисты были мастерами изящных контрпримеров и представляли достаточно убедительные аргументы, наносившие серьезный ущерб ортодоксальной точке зрения структуралистов. Например, определенная мелодия легко распознается даже тогда, когда ее составляющие части значительно изменены: она может быть спета (в любом голосовом диапазоне), проиграна (любой комбинацией музыкальных инструментов), представлена во множестве вариаций и т.д., но при этом не разрушается ее распознаваемый геш-тапьт. Более того, каждая из нот в любой конкретной мелодии имеет различное феноменологическое значение в зависимости от того, проиграна ли она отдельно или включена в новую мелодию. Во всех случаях, утверждали они, целое доминирует над ощущением, и оно воспринимается не так, как просто сумма отдельных частей.
Научение рассматривалось гештальтистами не как связь между стимулами и реакциями (как утверждали бихевиористы), но как перестройка или реорганизация всей ситуации, часто с участием инсайта как важнейшей характеристики. Физиология мозга рассматривалась ими в той же манере. Не соглашаясь с общепринятой в то время точкой зрения, что кора головного мозга является статической, хорошо дифференцированной системой, они приводили доводы в пользу координированной физиологии, в которой кора головного мозга понималась как место, где входящие стимулы взаимодействуют в силовых полях. См. здесь изоморфизм (2). В социальной психологии их работа привела к созданию теории поля, а в образовании основное внимание уделялось продуктивному мышлению и творчеству.
Вообще, гештальтпсихология является антитезой атомистической психологии во всех ее вариациях (см. атомизм, элементаризм), и в равной степени враждебно это направление выступало против бихевиоризма и структурализма. Хотя вряд ли можно сказать, что гештальтпсихология существует сегодня как отдельная теория, многие из ее открытий вошли в структуру современных знаний, особенно в области восприятия. Основные представители этой школы: Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер, и приверженцем их философии был Курт Левин.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Гештальтпсихология
Словообразование. Происходит от нем. Gestalt - форма, структура + греч. psyche - душа + logos - учение.
Авторы. Была основана М.Вертгеймером, В.Келером, К.Коффкой.
Категория. Психологическое направление.
Специфика. Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Приход нацистов к власти в Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся Э.Герингом, Э.Махом, Э.Гуссерлем, И.Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух" - и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К.Дункер). При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу "New Look".
Синоним. Берлинская школа.
Литература. Koffka K. Principles of Gestalt Psychology. B.-N.Y., 1971

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Гештальтпсихология
нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине XX в. и получило развитие, прежде всего, в трудах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название «гештальтов». На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.
Первый из них — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.
Второй принцип, часто называемый законом прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».
Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии.
Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение.
На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания). Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.
Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергией озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.
На этой стадии индивид переходит от собственно восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому «присвоению» или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.
В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.
Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.
По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов.
На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
431.89 кб

Гештальтпсихология: исследования творческого мышления

Мазилов В. А.
В работе рассмотрены основные задачи исследования мышления в гештельтистской школе в историческом контексте ее развития. Выделены и подробно описаны этапы эволюции гештальттеории мышления.
Читать PDF
184.00 кб

Гештальтпсихология и моделирование интеллекта

Трушкина Наталья Юрьевна
The article deals with the problem of an implicit definition of intelligence in Gestalt psychology and in a Framework theory as applied to the problem of artificial intellect.
Читать PDF
338.28 кб

Герменевтика и гештальтпсихология: разные аспекты одной научной парадигмы

Машков В. Н.
Статья посвящена проблеме разведения предметных областей философии и психологии, ставшей актуальной в последнее время. Сравниваются взгляды основателей герменевтики Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, Х.-Г.Гадамера и гештальтпсихологов М.
Читать PDF
140.80 кб

Проблема адаптации личности в рамках гештальтпсихологии

Попов Дмитрий Евгеньевич
Проблема социально-психологической адаптации привлекает внимание в связи с исследованием нарушений взаимодействия человека и окружающей социальной среды.
Читать PDF
706.11 кб

Эволюция гештальтпсихологии (проблемы творческого мышления в работах Лайоша Секея)

Мазилов Владимир Александрович
В статье анализируются взгляды на творчество и творческое мышление известного психолога и психоаналитика Лайоша Секея (1906-1995). Прослеживаются основные вехи биографии этого неординарного ученого. Показано, что Л.
Читать PDF
311.98 кб

Гештальтпсихологический подход в социальной работе

Мусаева Нургуль Кусейиновна
В данной статье гештальтпсихология рассматривается как модель социальной работы, направленной на оказание помощи человеку, который самостоятельно не может добиться положительных социально-психологических изменений.

Похожие термины:

  • законы гештальтпсихологии

    (от нем. gestalt – образ, форма) – теоретические основы гештальтпсихологии, сформулированные в начале ХХ в, (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и др.). Сформулировано более 100 з.г. Наиболее важные из них –
  • Гештальтпсихологическая концепция ощущений

    Словообразование. Происходит от нем. Gestalt - форма, структура. Категория. Теория, объясняющая возникновение ощущений. Специфика. В соответствии с ней, единицей чувственного познания, как и познания в