ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гештальтпсихология
немецкая школа психологии, возникшая в 20х годах XX века, подчеркивающая целостную природу сознательного восприятия.

Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013

Гештальт-психология
Возникшее в Германии направление в психологической науке, основой которого является представление об организованной природе восприятия, развитое Вертхаймером, Кехлером и Коффкой. В переводе с немецкого слово Gestalt означает «форма» или «конфигурация».

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Гештальт-психология
(от нем. Gestalt — целостная форма, структура) — одна их школ зарубежной психологии 1-й половины XX века; первичным и основным элементом психики считает психические структуры, целостные образования (гештальты). Гештальты обеспечивают различные врожденные виды поведенческих реакций.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале ХХ в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциационизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности (см. гештальт), в организации психических процессов, законах и динамике их протекания.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
(нем. Gestalt—форма, образ) — одно из ведущих направлений западно-европейской психологии, возникшее в Германии в 20—30-х гг. XX в. (М. Вертхеймер — 1880— 1943, В. Келер — 1887—1967, К. Левин — 1890—1947 и др.) как протест против интроспективной психологии.
Основной смысл Г.— поиск целостности психики. Но в поисках целостности Г. «потеряла» ряд психических явлений. Ее достижение — учение о «фигуре и фоне».

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
или Гештальт-теория, а также Теория формы. Течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений Гештапьт-психологии является следующее: "целое отлично от суммы его частей" и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гештальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

Гештальт-психология
Gestalt psychology). Направление психологии, оформившейся в 1910 году, направленное на изучение целостных феноменов, "гештальтов". Основатели: М. Вертгеймер, К. Коффка и В. Келер. Впоследствии гештальт-психологом себя считал и Курт Левин. Гештальт-психологи считали, что образы не являются суммой отдельных ощущений, а представляют собой целостные феномены, формирующиеся сразу же и несводимые к отдельным элементам.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
(гештальт – структура, целое, система) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основным положением новой школы стало утверждение о том, что исходными первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих гештальт компонентов. Это направление связано в первую очередь с именами германских исследователей Макса Вертгеймера (1880–1943), Курта Коффки (1886– 1941) и Вольфганга Келера (1887–1967). Гештальт означает структурированное целое, подчеркивает важность полноты контекста и коммуникации. Это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Г. обосновывала тенденцию этих процессов к принятию отчетливо завершенной формы. Г. выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы (см. Ассоциация). Г. считала, что целое определяет свойства и функции его частей. Это положение было применено к изучению восприятия («фигура и фон»). Аналогично при изучении мышления Г. подчеркивала приоритет целого познавательных структур, благодаря которым умственные процессы приобретают продуктивный характер. Г. изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами – гештальтами.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Гештальт-психология
нем. gestalt - форма, образ, структура), одна из основных школ зарубежной психологии первой половины XX в., представители которой исходят из целостности человеческой психики, не сводимой к ее простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Исходила из учения Ф. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности (см. Интенция) сознания. Возникла в Германии в начале 10-х и просуществовала до середины 30-х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали). Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы".
В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух" и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инсайт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К. Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу "New Look".

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
направление научных психологических исследований, возникшее в Германии в начала ХХ в., в период общего кризиса психологической науки на волне критики атомистической и редукционистской интроспективной психологии. Гештальт-психологи, в отличие от бихевиористов и фрейдистов – представителей двух других направлений в психологии, возникших в этот же период и стремившихся изменить сам предмет психологии, – по-прежнему считали предметом психологии сознание человека, исследование содержания его познавательных процессов, а также структуры и динамики развития человека как личности. Формально считается, что Г. возникла и оформилась как новое направление в психологии после опубликования в 1910 г. результатов исследований Макса Вертгеймера по фи-феномену. Главная идея, которую активно защищал он и другие сторонники Г., заключалась в утверждении, что сложные психологические явления обладают особыми качествами, не сводимыми к элементарным психологическим явлениям и не выводимыми из них и связей (ассоциаций) между ними. Эту идею сторонники Г. кратко выражали словами: целое не равно сумме его частей; законы целого не выводимы и не сводимы к законам частей. Термины «гештальт» и «структура» для сторонников этого направления стали основными понятиями и главными объяснительными принципами всех психологических и поведенческих явлений. В отличие от ассоциативной психологии, Г. утверждала приоритет гештальта или структуры над отдельно взятыми элементами и частными связями или ассоциациями между ними. Методологический подход Г. к изучению психических явлений базировался на понятиях психологического поля, изоморфизма и феноменологии. Психические явления понимались как психические структуры – гештальты, которые располагаются в виде различных схем в психологическом поле. Утверждалось, что психические структуры, составляющие психологическое поле, изоморфны физическим структурам, составляющим физическое поле. Сами гештальты или структуры, которые они образуют, могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего, физического поля. Принципиально новые изменения этих структур (гештальтов) происходят внезапно, в результате озарения или инсайта. Исследования гешталь-психологов распространялись на многие явления: восприятие, память, интеллект, внимание, личность, межличностные (в частности групповые) отношения. Основные концепции (теории) в Г. были созданы М. Вертгеймером, К. Коффкой, В. Келером, К. Левином. М. Вертгеймер изучал творческое (продуктивное) мышление человека, исследуя в связи с этим феномены психического поля, законы образования участвующих в мышлении гештальтов. К. Коффка изучал с позиций Г. законы восприятия. В. Келер ввел понятия образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей, применив свои идеи в оригинальных исследованиях мышления человекообразных обезьян. К. Левин распространил идеи Г. на психологию личности и социальную психологию, интерпретировав структуру личности и процессы, происходящие в малых группах, в терминах психологического поля. Исследования гештальт-психологов в Германии были прерваны с приходом к власти фашистов. Многие из представителей Г. были вынуждены в тридцатые годы ХХ в. эмигрировать из Германии в другие страны, и в связи с распадом группы ученых, разрабатывавших это перспективное направление в психологии, Г. прекратила свое существование.
Г. оказала заметное положительное влияние на разработку проблем восприятия, научения, мышления, психологии личности и мотивации, особенно – на развитие современной когнитивной и социальной психологии. См. ассоциационизм (ассоцианизм), атомизм, Вертгеймер Макс, гештальт, гештальта законы, интроспекционизм, Келер Вольфганг, Коффка Курт, Левин Курт, личность, научение, мотивация, мышление, психология ассоциативная, психология когнитивная, психологической науки кризис, психология социальная, редукционизм, структура, феноменология, фи-феномен.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
англ. Gestalt psychology) - психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой. В Г.-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.
Философской основой Г.-п. является "критический реализм", основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга "мира": мир физический, лежащий "за" переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. называли в разных контекстах "объективным" или "субъективным". Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).
Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, "поле", каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает гешталът как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.
Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения., формы (в т. ч. отношений "фигуры-фона"), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему "психологическом поле" в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения" (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), "фактор общей судьбы" (объединение в 1 гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля - закон прегнантности, т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. С т. зр. Г.-п., данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, "насыщение" отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.). В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. зр. "антилокализационизма" (см. Локализация высших психических функций), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.
При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование "навыков" путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления - метод "рассуждения вслух", который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении "продуктивного мышления" у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования "хороших гештальтов" в "здесь и теперь" складывающемся "психологическом поле".
В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее "личностное измерение" (см. Временная перспектива, Топологическая и векторная психология).
После прихода к власти нацистов Г.-п. как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу "New Look"), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт.-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе в тем критики Г.-п. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др. С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. "Общества гештальт-теории и ее приложений" и выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
гештальтизм) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них - по законам ассоциации или творческого синтеза - сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементов была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов; в связи с этим часто подчеркивается роль гештальт-психологии в становлении системного подхода - не только в психологии, но и науке в целом. По мнению ее теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, кои должны интегрироваться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обусловливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения - это предположение подтверждается наблюдениями. Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Изучение деятельности мозга головного и самонаблюдение феноменологическое, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в мозге головном. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальт-психологии понимается как динамическое целое - поле, в коем каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для исследования экспериментального этого поля вводится единица анализа, в качестве коей выступает гештальт. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности - как стремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, - такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор судьбы общей. Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия - преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры - от его окружения - фона, и пр. Понятия фигуры и фона (-> фигура фон) - важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пытались обнаружить законы, по коим фигура выделяется из фона - как структурированная целостность менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, Симметричность, сходство, замкнутость и пр. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами - происходит внезапное "реструктурирование". Понятия фигуры и фона и явление реструктурирования - внезапного усмотрения новых отношений между элементами - распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением, применяется также термин "озарение" ("инсайт"). Оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных. Усмотрение новых, отношений - центральный момент мышления творческого. При этом появление некоего решения в продуктивном мышлении животных и человека трактуется как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В области психологии мышления в гештальт-психологи применялся метод экспериментального исследования мышления - метод рассуждения вслух. При этом было внесено понятие ситуации проблемной (М. Вертхаймер, К. Дункер). При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации реакций двигательных. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему поведение в ситуации проблемной перебором двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов мышления основной упор делался на преобразование структур познавательных, благодаря коему эти процессы становятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций, алгоритмов и пр. В 20-х гг. XX в. К. Левин расширил сферу применения гештальт-психологии путем введения личностного измерения. Хотя гештальт-психология как таковая уступила место другим направлениям, ее вкладом не стоит пренебрегать. Многие концепции, выдвинутые в ней, вошли в различные разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп. Она оказала существенное влияние на необихевиоризм, психологию когнитивную, школу "Нового Взгляда" (New Look). Ее идеи оказались весьма эвристичными - по сути, был открыт новый способ психологического мышления. Хотя в "чистом" виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего значением в культуре и практике конкретного человека), многие идеи оказали глубокое влияние на появление и развитие ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальт-психологии во многом определили идею обучения проблемного. Однако свойственная гештальт-психологии методология, восходящая к феноменологии, препятствовала детерминистскому анализу этих процессов психических. Психические гештальты и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость коего от предметного мира и деятельности системы нервной представлялась организованной по типу изоморфизма - структурного подобия, варианта параллелизма психофизического. Выделенные как законы гештальта положения отразили общую методологическую ориентацию, порой придавшую характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, и склонную толковать само восприятие как чистый феномен сознания, а не как психический образ реальности. Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучные позиции занимали: 1) К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения; 2) К. Гольдштейн - сторонник холизма в патопсихологии; 3) Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Гештальт-психология
gestalt psychology) Г. возникла в начале XX в. как дополнение к традиционному методу научного анализа. Общепринятый способ анализа сложных явлений заключался в описании частей и воссоздании целого путем суммирования полученных описаний. Однако новые достижения в биологии, психологии и социол. поставили под сомнение применимость такой процедуры к явлениям, представляющим собой полевые процессы, т. е. данности, образованные взаимодействующими силами. Потребность в ревизии метода сначала появилась у наук о жизни, но затем с неизбежностью обнаружила себя и в науках о неживой природе. Т. о., Г. явилась составной частью более широкой теории гештальта, касающейся научного метода вообще. Это распространение на область наук о физ. мире стало неотъемлемой стороной гештальтистского подхода но двум причинам. Во-первых, мн. психол. явления, особенно феномены восприятия, м. б. охарактеризованы, но не м. б. объяснены тем, что доступно наблюдению на уровне сознательного опыта. Опираясь на законы или правила, можно определить, какие условия приводят к определенным последствиям, но единственный способ указать причины таких явлений - обратиться к физиолог. эквиваленту наблюдаемых явлений. Подобный подход базировался на идее параллелизма между психол. опытом и коррелирующими с ним процессами в НС. Ее сторонники исходили из того, что законы, управляющие деятельностью мозга (и распространяющиеся тж на мир в целом), отражаются и в психич. деятельности. Эта т. зр. - вторая причина, по к-рой гештальт-психологи подчеркивают связь своей науки с науками о физ. мире, - сделала возможным согласование функционирования разума с органическим и неорганическим миром как единым целым. В учебниках психологии гештальтистский подход часто иллюстрируется примерами "принципов группировки". Хотя эти принципы легко согласуются с традиционным анализом, они были введены в научный оборот М. Вертгеймером в процессе подготовки того, что могло бы быть названо "коперниковским поворотом" от простого связывания элементов "снизу" к первоначальному рассмотрению "сверху" целостной структуры феномена. В своей статье "Законы орг-ции воспринимаемых форм" (Laws of organization in perceptual forms) Вертгеймер показал, что образование целостных форм направляется высшим принципом, к-рый он называл тенденцией к "хорошей форме", или законом прегнантности, подразумевая под этим строго объективную тенденцию к наибольшей простоте и регулярности. Эта тенденция к наипростейшей структуре, какая только доступна при данных конкретных условиях, или, используя родственный критерий, к наименьшему из возможных уровней напряжения, оказалась исключительно полезной для объяснения ряда явлений, особенно при изучении чувственного восприятия. Однако одного принципа простоты оказалось недостаточно для объяснения перцептивных гештальтов. Если бы действовал только этот единственный принцип, он бы довел перцепты до уровня аморфной однородности, предельного случая структуры. Необходима противодействующая, анаболическая тенденция, к-рая накладывала бы ограничения на организующие силы поля. Что касается восприятия, то главным поставщиком таких ограничений выступает мир стимулов, воздействующих на рецепторы всех органов чувств, и прежде всего на зрительные, слуховые и тактильные рецепторы. На ретинальном уровне орг-ция гештальта если и имеет место, то лишь в очень незначительной степени. (Рецептивные поля, обнаруженные недавно в клетках сетчатки или коры головного мозга нек-рых животных, не инициируют гештальт-процессы.) На более высоких уровнях зрительного аппарата стимульная конфигурация сдерживает физиолог. полевой процесс, к-рый определяется в первую очередь тенденцией к наипростейшей структуре (т. е. физиолог. эквивалент перцепта принимает наипростейшую структуру, совместимую со стимульной ситуацией). Гештальт образуется благодаря взаимодействию стимульной конфигурации и организующих сил зрительного поля. Именно это взаимодействие между увеличивающими и уменьшающими напряжение силами приводит к тому состоянию, к-рое Вертгеймер назвал прегнантностью. Структуры гештальта располагаются на непрерывной шкале между двумя гипотетическими полюсами. Один из этих полюсов соответствует состоянию полного взаимодействия частей, второй - состоянию, при к-ром части целого полностью независимы друг от друга, так что изменение, происходящее в одном месте такой констелляции, никак не отражается на остальных ее частях. Взаимодействие в контексте гештальта диаметрально противоположно функционированию машин, в к-рых, по выражению В. Келера, форма действия в системе целиком и полностью предписывается конкретным ограничивающим условием. Машина работает так, как ей предписано, в соответствии со своей конструкцией, и никак иначе. Машины тж могут служить в качестве иллюстративных моделей сетей определенных понятий, к-рые составляют рациональное обоснование, такое как научные теории. Сразу необходимо пояснить, что хотя и в психологии, и в др. науках полевые процессы должны рассматриваться и пониматься как гештальты, любое научное положение, по самой природе своей, никогда не м. б. гештальтом. Гештальты существуют в восприятии, в умственных образах, в динамике челов. личности, в физиолог. и физ. состояниях взаимодействия, но они м. б. концептуализированы только через системы отношений. Достоверность научного описания зависит от того, насколько точен создаваемый им (с помощью собственных средств) эквивалент целостных структур, или гештальтов. Гештальтистский подход требует, чтобы разбиение целого на более мелкие составные части осуществлялось в строгом соответствии с линиями разбиения, свойственными самой этой структуре. Практически это означает следующее: границы выбираемой для исслед. проблемы не могут устанавливаться произвольно, но находятся в строгой зависимости от того, что релевантно изучаемым процессам. Определить истинные границы проблемы почти столь же трудно, как и найти ее решение. Гештальтистский подход распространяется не только на восприятие пространственных форм, но и на восприятие времени; принципы, управляющие восприятием времени и пространства, весьма сходны. Гештальтистский анализ пространственных отношений почти не вызвал споров и возражений, но когда он был применен к временным последовательностям элементов, Г. пришлось столкнуться с традицией объяснения всех временных связей законами ассоц. Аристотель, впервые изложивший законы ассоц., утверждал, что ассоциативные связи основываются либо на чем-то сходном с тем, к чему мы стремимся, или на противоположном ему, либо на чем-то смежном с ним (во времени). Такие критерии не противоречили усилиям гештальтистов вывести связи из структурной орг-ции. Но утверждение, что ассоц. - явление, зависящее просто от частоты событий, вызвало активную критику сторонников гештальтистского подхода. Учение, согласно к-рому любое явление может ассоциироваться с любым явлением, лишь бы они достаточно часто оказывались по соседству друг с другом, заменяло имеющую физ. смысл принадлежность непредсказуемой субъективностью. Гештальт-психологи считали обусловливание посредством простого повторения низшей формой научения и противопоставляли ему научение через понимание. Как теперь утверждалось, продуктивное научение происходит в тех случаях, когда чел. или животное действуют в соответствии с требованиями данной структуры. Обучение м. б. эффективным лишь при условии, что ученик воспринимает связи между решающими элементами данной ситуации посредством того, что было названо "инсайтом". Здесь уместно упомянуть о существенном различии между чисто перцептивным "схватыванием" данной структуры и "проблемной ситуацией" в более точном смысле этого термина. При простом восприятии решение задачи ограничивается обнаружением структуры в стимульной информ. Когда же наблюдатель сталкивается с ситуацией, предстающей в таком виде, что связи, необходимые для принятия решения, оказываются замаскированными, перед ним возникает более сложная задача. Для реструктурирования ситуации иногда достаточно просто взглянуть на нее под др. углом зрения, но иногда может возникнуть необходимость в перегруппировке компонентов. Переструктурирование гештальта - в высшей степени динамическая активность сил поля, но именно этим характеризуется любое структурирование. В действительности, каждая структура - по определению - никогда не перестает быть констелляцией сил. Даже такая, казалось бы, стабильная соц. структура, как семья, никогда не перестает быть более или менее сбалансированной системой мотивационных тенденций, так что в ее внешних проявлениях чувствительный глаз сразу увидит систему векторов, направленных в разные стороны и уравновешивающих друг друга. Это отражение соотв. сил физиолог. поля в опыте и представляет собой то, что гештальт-психологи называют перцептивной (воспринимаемой) экспрессией. Экспрессивные качества являются аутентичными и объективными свойствами всех перцептов. Их можно даже назвать первичными качествами, к-рые передаются воспринимаемыми формой, размером, движением, интенсивностью, тембром и т. д. Возможно, наиболее характерная особенность гештальтистской т. зр. - полное признание "данности" мира как объективно существующего Космоса, единство к-рого зиждется на законе и порядке. Подобная т. зр. ведет к теории ценностей, осн. на критерии объективной необходимости. Г. считает любую ценность - будь то иррациональное давление инстинкта или требования категорического императива - силой поля, т. е. силой, отнюдь не всегда исходящей от потребностей эго того чел., к-рый определяет ценности. А это значит, что Г. находится в убежденной филос. оппозиции взглядам на мир, согласно к-рым ценности исключительно субъективны и произвольны, а потому - как сугубо индивидуальные особенности - должны быть исключены из научной картины мира. См. также Теория поля, Восприятие (перцепция), Теория систем Р. Арнхейм

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
97.21 кб

Использование гештальт-подхода в профессиональном обучении психологов

Середа Елена Ивановна

Похожие термины: