ГЕРОЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕРОЙ
представление о ком-то как о владеющем выдающимися личностными способностями (в том числе к самопожертвованию). В наш утилитарный век становится архаизмом. Но тем не менее карта геройства иногда еще разыгрывается.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)

ГЕРОЙ
Hero; Held) - архетипический мотив, в основе которого лежит преодоление препятствий и трудностей и достижение определенных целей.
"Главный подвиг героя заключается в победе над чудовищем или монстром тьмы: это долгожданный и ожидаемый триумф сознания над бессознательным" (CW 9i, par. 284).
"Миф о герое есть бессознательная драма, обнаруживаемая только в проекции, наподобие рассказанного в платоновской притче о пещере" (CW 5, par. 612, СТ, пар. 612).
Мифологически мотив героя соотносится с бессознательной самостью человека, а сам герой выступает как "квазичеловеческое существо, символизирующее идеи, формы и силы, которые созидают или захватывают душу (CW 5, par. 259). Целью героя является обретение сокровища, принцессы, кольца, золотого яйца, эликсира жизни и т. д. Психологически все эти обретения выступают как метафоры подлинных чувств и уникального человеческого потенциала.
"Герой символизирует бессознательную самость человека, и это проявляет себя эмпирически, как общая сумма всех архетипов, и поэтому включает архетип отца и мудрого старца. В известной степени герой выступает как собственный отец и как свой собственный родитель" (там же, par. 516).
В процессе индивидуации героическая задача заключается в том, чтобы ассимилировать бессознательные содержания, в противовес тому, чтобы быть ими захваченными и подавленными. Потенциальным результатом здесь является освобождение энергии, связанной с бессознательными комплексами. Герой - существо переходное, мана-личность. Его наиболее близкая человеческая форма - священник. С интрапсихической точки зрения он представляет волю и способность добиваться своего и претерпевать неоднократные превращения в поисках целостности или смысла. Поэтому герой иногда выступает как эго, а иногда как самость. Он персонифицирует ось эго - самость.
"В мифах герой - это тот, кто побеждает дракона, а не тот, кого пожирает дракон. Однако оба вынуждены иметь дело с тем же самым драконом. Кроме того, не герой тот, кто никогда не встречал дракона, или тот, который, хотя однажды его и видел, утверждал впоследствии, что не видел ничего. В равной степени, только тот, кто вступал в рискованную схватку с драконом и не оказывался побежденным, овладевал кладом, "сокровищем, которое трудно добыть". Он, единственный, имел подлинное основание быть самоуверенным, так как он столкнулся с темной стороной своей самости и тем самым обрел себя <...> Он приобрел право уверенности в своей способности преодолевать все будущие напасти теми же средствами" (CW 14, par. 756, см. также К. Г. Юнг. Mysterium Coniunetionis. Киев. 1997, пар. 756).
Путешествие героя можно проиллюстрировать на диаграмме в виде круга. (Диаграмма приводится по: Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лиц. "София", К. С. 182. 1997.)
В мифах и легендах герой, как правило, перемещается на морском судне, сражается с морским чудовищем, после чего им проглатывается. Герой прилагает все силы в борьбе, чтобы избежать смерти или опасности быть смертельно искусанным, и, как библейский Иона, странствует внутри чрева кита. По дороге он добирается до жизненно важного органа своего "тюремщика" и отрезает его, тем самым добиваясь своего освобождения. В конце концов, он вынужден возвратиться к своему началу и засвидетельствовать все с ним происшедшее.
В контексте индивидуации человека кит-чудовище-дракон является матерью или материнской анимой. Жизненно важный орган, который здесь необходимо отделить - пуповина. Герой целенаправленно идет навстречу опасности быть "поглощенным матереподобным чудовищем" и не единожды, но много раз, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. Материнское чудовище Юнг отождествлял с коллективной психикой.
"Герой - это идеальный мужской тип. Оставив мать, источник жизни, он влеком бессознательным желанием обрести ее вновь, вернуться в ее лоно. Любое препятствие, встающее на его пути и мешающее его восхождению, носит теневые черты Ужасной Матери, которая истощает его силу ядом тайного сомнения и страстного желания вернуться в прошлое" (CW 9i, par. 146).
В женской психологии путешествие героя изживается путем земных подвигов анимуса или с помощью проекции через партнера-мужчину.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Герой как культурное означающее

Рягузова Елена Владимировна
Представлен теоретический анализ роли Героя на личностном, социальном и культурном уровнях анализа; рассмотрены психологические теории и концепции, проблематизирующие взаимодействия Я и Другого; показана перспективность изучения о
Читать PDF

Диссоциация и персонификация репрезентации «Герой» у современных подростков

Рягузова Елена Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования, про-веденного на выборке подростков 11-13 лет (N = 100), с помощью методики рефлексивного самоотчета «Я и Другой», включающей в себя вербальные и графические репрезентации личнос
Читать PDF

Мифологический герой в культуре XX века

Гусарова Л. Д.
В статье исследуется проблема существования мифа и его элементов в культуре XX века. Рассматриваются функции мифа, его символическое наполнение в современной культуре.
Читать PDF

«Народный герой» современного психоанализа

Аксенов Ф. О.
Современная экранная культура нуждается в осмыслении происходящих в культуре процессов.
Читать PDF

«Культовая фигура» как герой в современной массовой культуре

Афанасьев К. С.
Читать PDF

Я — ГЕРОЙ. СКАЖИТЕ МНЕ, КАКОГО РОМАНА...

Иванеско Антон Евгеньевич
Читать PDF

«Герой дня» в современных СМИ: очевидные следствия ценностного плюрализма

Фотиева Ирина Валерьевна
Читать PDF

Профессор Светлана Сергеевна Маренникова герой глобальной ликвидации оспы

Читать PDF

Культурный и народный герой в современной экранной культуре. Постановка проблемы

Аксенов Ф. О.
Современная экранная культура нуждается в глубоком осмыслении происходящих в массовой культуре процессов.
Читать PDF

Д. С. Мережковский, как автор, представитель романтической школы, и романтический герой

Малашонок Михаил Геннадьевич
В данной статье рассматривается творчество писателя, критика и моралиста Д.С. Мережковского, как представителя романтизма, особенности его мировоззрения, а также причины, которые сыграли свою роль в его формировании.
Читать PDF

Грифон и герой-олень в космологической композиции на Пазырыкском ковре (v В. До Н. Э. ) как практиче

Полякова Ольга Олеговна
In Eurasian traditions in general and in the Scythian world-view in particular there exist two astral parallels of social relations building by analogy with the observed picture of the starry heaven, which is reflected in the monu
Читать PDF

Актуальная маргинальность или некультурный герой современной культуры (теоретические аспекты и практ

Зубанова Людмила Борисовна
Данная статья посвящена осмыслению актуальности маргинального: пониманию основных причин популяризации маргинального начала в современной культуре и, как следствие, в культурологических исследованиях конца XX начала XXI вв.