ГЕРОЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕРОЙ
представление о ком-то как о владеющем выдающимися личностными способностями (в том числе к самопожертвованию). В наш утилитарный век становится архаизмом. Но тем не менее карта геройства иногда еще разыгрывается.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)

ГЕРОЙ
(Hero; Held). Мифологический мотив, соотносимый с бессознательной самостью человека, согласно Юнгу, «квази-человеческое существо, символизирующее идеи, формы и силы, которые созидают или захватывают душу» (Собр. соч. Г. 5. Парагр. 259). См. МИФ. Образ Г. воплощает наиболее мощные устремления человека и показывает способ их идеальной реализации. Г. — существо переходное, мана-личность. Его наиболее близкая человеческая форма — священник. С интрапсихической точки зрения он представляет волю и способность добиваться своего и претерпевать неоднократные превращения в поисках целостности или смысла. Поэтому иногда Г. выступает как эго, а иногда как самость. Он персонифицирует ось эго-самости. Целостность Г. подразумевает не только способность противостоять, но и сознательно выдерживать громадное напряжение противоположностей. Это достигается, Ъо Юнгу, при постоянной угрозе регрессии; Г. целенаправленно идет навстречу опасности быть «поглощенным матереподобным чудовищем» не единожды, но много раз, начиная с младенчества и всю жизнь. Материнское чудовище Юнг отождествлял с коллективной психикой. Обсуждая мотив Г., Юнг стремился указать на связанные с ним опасности. Фигура такого размаха, как Г., не может быть представлена во всей своей полноте, но требует более внимательного аналитического описания и дифференциации (см. АНАЛИЗ). Ценность этого образа заключается в его внутрипсихическом функционировании. Абсурдность идентификации с образом героя становится очевидной только тогда, когда при столкновении с архетипом зачастую теряются юмор и чувство соразмерности. Серьезную опасность представляет образ Г., когда предназначенной цели отдается первенство перед путем к ней, что ведет к сверхинтеллектуализации и искусственно сознательной погоне за целями, постижимыми лишь постепенно и путем диалога с собственным бессознательным (см. АНАЛИТИК И ПАЦИЕНТ; СНОВИДЕНИЯ; ИНДИВИДУАЦИЯ). Как верно предвидел Юнг, архетип с такой широкой коллективной притягательностью неизбежно найдет коллективное выражение и вызовет проекцию. Аналитическая психология, по причине своей профессиональной молодости и динамизма ее ранних интерпретаторов, должна была столкнуться с этой проблемой. В последние годы наметилась тенденция несколько приглушать тему Г. из-за ее нуминозной притягательности и заразительности.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ГЕРОЙ
Hero; Held) - архетипический мотив, в основе которого лежит преодоление препятствий и трудностей и достижение определенных целей.
"Главный подвиг героя заключается в победе над чудовищем или монстром тьмы: это долгожданный и ожидаемый триумф сознания над бессознательным" (CW 9i, par. 284).
"Миф о герое есть бессознательная драма, обнаруживаемая только в проекции, наподобие рассказанного в платоновской притче о пещере" (CW 5, par. 612, СТ, пар. 612).
Мифологически мотив героя соотносится с бессознательной самостью человека, а сам герой выступает как "квазичеловеческое существо, символизирующее идеи, формы и силы, которые созидают или захватывают душу (CW 5, par. 259). Целью героя является обретение сокровища, принцессы, кольца, золотого яйца, эликсира жизни и т. д. Психологически все эти обретения выступают как метафоры подлинных чувств и уникального человеческого потенциала.
"Герой символизирует бессознательную самость человека, и это проявляет себя эмпирически, как общая сумма всех архетипов, и поэтому включает архетип отца и мудрого старца. В известной степени герой выступает как собственный отец и как свой собственный родитель" (там же, par. 516).
В процессе индивидуации героическая задача заключается в том, чтобы ассимилировать бессознательные содержания, в противовес тому, чтобы быть ими захваченными и подавленными. Потенциальным результатом здесь является освобождение энергии, связанной с бессознательными комплексами. Герой - существо переходное, мана-личность. Его наиболее близкая человеческая форма - священник. С интрапсихической точки зрения он представляет волю и способность добиваться своего и претерпевать неоднократные превращения в поисках целостности или смысла. Поэтому герой иногда выступает как эго, а иногда как самость. Он персонифицирует ось эго - самость.
"В мифах герой - это тот, кто побеждает дракона, а не тот, кого пожирает дракон. Однако оба вынуждены иметь дело с тем же самым драконом. Кроме того, не герой тот, кто никогда не встречал дракона, или тот, который, хотя однажды его и видел, утверждал впоследствии, что не видел ничего. В равной степени, только тот, кто вступал в рискованную схватку с драконом и не оказывался побежденным, овладевал кладом, "сокровищем, которое трудно добыть". Он, единственный, имел подлинное основание быть самоуверенным, так как он столкнулся с темной стороной своей самости и тем самым обрел себя <...> Он приобрел право уверенности в своей способности преодолевать все будущие напасти теми же средствами" (CW 14, par. 756, см. также К. Г. Юнг. Mysterium Coniunetionis. Киев. 1997, пар. 756).
Путешествие героя можно проиллюстрировать на диаграмме в виде круга. (Диаграмма приводится по: Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лиц. "София", К. С. 182. 1997.)
В мифах и легендах герой, как правило, перемещается на морском судне, сражается с морским чудовищем, после чего им проглатывается. Герой прилагает все силы в борьбе, чтобы избежать смерти или опасности быть смертельно искусанным, и, как библейский Иона, странствует внутри чрева кита. По дороге он добирается до жизненно важного органа своего "тюремщика" и отрезает его, тем самым добиваясь своего освобождения. В конце концов, он вынужден возвратиться к своему началу и засвидетельствовать все с ним происшедшее.
В контексте индивидуации человека кит-чудовище-дракон является матерью или материнской анимой. Жизненно важный орган, который здесь необходимо отделить - пуповина. Герой целенаправленно идет навстречу опасности быть "поглощенным матереподобным чудовищем" и не единожды, но много раз, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. Материнское чудовище Юнг отождествлял с коллективной психикой.
"Герой - это идеальный мужской тип. Оставив мать, источник жизни, он влеком бессознательным желанием обрести ее вновь, вернуться в ее лоно. Любое препятствие, встающее на его пути и мешающее его восхождению, носит теневые черты Ужасной Матери, которая истощает его силу ядом тайного сомнения и страстного желания вернуться в прошлое" (CW 9i, par. 146).
В женской психологии путешествие героя изживается путем земных подвигов анимуса или с помощью проекции через партнера-мужчину.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
432.65 кб

Герой как культурное означающее

Рягузова Елена Владимировна
Представлен теоретический анализ роли Героя на личностном, социальном и культурном уровнях анализа; рассмотрены психологические теории и концепции, проблематизирующие взаимодействия Я и Другого; показана перспективность изучения о
Читать PDF
271.82 кб

Диссоциация и персонификация репрезентации «Герой» у современных подростков

Рягузова Елена Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования, про-веденного на выборке подростков 11-13 лет (N = 100), с помощью методики рефлексивного самоотчета «Я и Другой», включающей в себя вербальные и графические репрезентации личнос
Читать PDF
58.78 кб

Мифологический герой в культуре XX века

Гусарова Л. Д.
В статье исследуется проблема существования мифа и его элементов в культуре XX века. Рассматриваются функции мифа, его символическое наполнение в современной культуре.
Читать PDF
141.69 кб

«Народный герой» современного психоанализа

Аксенов Ф. О.
Современная экранная культура нуждается в осмыслении происходящих в культуре процессов.
Читать PDF
373.43 кб

«Культовая фигура» как герой в современной массовой культуре

Афанасьев К. С.
Читать PDF
127.54 кб

Я — ГЕРОЙ. СКАЖИТЕ МНЕ, КАКОГО РОМАНА...

Иванеско Антон Евгеньевич
Читать PDF
134.53 кб

«Герой дня» в современных СМИ: очевидные следствия ценностного плюрализма

Фотиева Ирина Валерьевна
Читать PDF
544.15 кб

Профессор Светлана Сергеевна Маренникова герой глобальной ликвидации оспы

Читать PDF
195.89 кб

Культурный и народный герой в современной экранной культуре. Постановка проблемы

Аксенов Ф. О.
Современная экранная культура нуждается в глубоком осмыслении происходящих в массовой культуре процессов.
Читать PDF
239.07 кб

Д. С. Мережковский, как автор, представитель романтической школы, и романтический герой

Малашонок Михаил Геннадьевич
В данной статье рассматривается творчество писателя, критика и моралиста Д.С. Мережковского, как представителя романтизма, особенности его мировоззрения, а также причины, которые сыграли свою роль в его формировании.
Читать PDF
368.61 кб

Грифон и герой-олень в космологической композиции на Пазырыкском ковре (v В. До Н. Э. ) как практиче

Полякова Ольга Олеговна
In Eurasian traditions in general and in the Scythian world-view in particular there exist two astral parallels of social relations building by analogy with the observed picture of the starry heaven, which is reflected in the monu
Читать PDF
42.69 мб

Актуальная маргинальность или некультурный герой современной культуры (теоретические аспекты и практ

Зубанова Людмила Борисовна
Данная статья посвящена осмыслению актуальности маргинального: пониманию основных причин популяризации маргинального начала в современной культуре и, как следствие, в культурологических исследованиях конца XX начала XXI вв.
Читать PDF
0.00 байт

Виталий Алексеевич кабатов герой Великой Отечественной войны и нашего времени

Лебедев Сергей Николаевич
Читать PDF
1.49 мб

Герой социалистического труда николай Николаевич любимов профессор МГИМО (1894-1975 гг. )

Ливенцев Николай Николаевич
Читать PDF
143.36 кб

«Герой культуры» в картине мира: к теории культурологического исследования

Найдорф Марк Исаакович
В статье обсуждается категория «герой культуры» и её применение в рамках культурологического исследования.