ГЕРМЕНЕВТИКА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕРМЕНЕВТИКА
1. Искусство, теория, традиция и способы толкования текстов многозначных или не поддающихся уточнению. 2. Искусство понимания, толкования, интерпретации иносказаний, многозначных символов и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ГЕРМЕНЕВТИКА
Интерпретативные процедуры или наука о них. Первоначально этот термин употреблялся для обозначения интерпретации священного писания, но сегодня он используется более широко и охватывает любые интерпретативные действия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ГЕРМЕНЕВТИКА
1. Процедуры интерпретации фактов, событий и т. п. или наука о таких интерпретациях. Первоначально термин Г. использовался по отношению к интерпретации библейских текстов, но в настоящее время его применяют более широко – для обозначения различного рода процедур интерпретации, применяемых к любому по содержанию материалу. 2. Концепция, согласно которой психотерапия должна быть наукой, интерпретирующей факты и помогающей клиентам глубже понимать связь, существующую между их прошлой и настоящей жизнью (прошлыми и настоящими проблемами). С этой точки зрения задача психотерапевта состоит не в том, чтобы открыть клиенту «реальную правду» о его проблеме, а в том, чтобы сам клиент стал луше понимать свое настоящее состояние. См. интерпретация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Герменевтика
(греч. hermēneutikós — разъясняющий, истолковывающий), первоначально в античной культуре искусство толкования смысла, внутреннего содержания иносказаний, неясных текстов (предсказаний оракула, в эллинизме — классических поэтических текстов, например, Гомера), в христианстве — текстов Священного писания (то же, что «экзегетика» — раздел фундаментальной теологии). В широком смысле — учение об интерпретации, ее теория и методология. Принципиальный шаг в этом отношении сделал Ф. Д. Э. Шлейермахер (1768—1834), превратив Г. в «учение об искусстве понимания» любых письменных текстов. С конца XIX в. Г. превращается в философское направление. В «философии жизни» В. Дилтея Г. — учение о «понимании» вообще как основе историко–гуманитарных наук, средство передачи целостности, именуемой Жизнью (в отличие от «объяснения» в естественных науках). В XX в. Г. — одно из ведущих философских течений (М. Хайдеггер, Г. Г. Гадамер, Г. Г. Шпет, П. Рикёр). В Г. Хайдеггера, например, «понимание» рассматривается не как способ познания, а как способ существования человека, т. е. не в гносеологическом, а в онтологическом смысле. (Шекалов В. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Герменевтика
греч. hermeneutike /techne/ - истолковательное /искусство/) - процедуры интерпретации какого-либо текста и наука о них. Различные тексты большей частью содержат искажения объективности, особенно в той ее части, в какой представлены социальная, культуральная, политическая и личностная позиция их автора, что необходимо уметь видеть и по возможности устранять или принимать во внимание. Герменевтика имеет прямое отношение не только к интерпретации специальной психиатрической литературы или соответствующих высказываний, но и к практической, повседневной работе с психиатрическими пациентами, так как понимание их высказываний, письменных текстов и иных, созданных такими пациентами информационных продуктов, обычно выражаемых в образной, метафорической и культурально зависимой форме, требует серьезного знания правил и практических навыков их адекватного перевода на язык клинических понятий и терминов. Такие правила являются неписанными и неформализованными, они постигаются каждым врачом в значительной степени самостоятельно и в силу его специфических способностей, но случающиеся ошибки интерпретации обходятся очень дорого, особенно больным и их родственникам. Дилетанту в области психиатрии в процедуре общения врача с пациентом многое кажется очень легким, импровизированным, произвольным и, в итоге, весьма субъективным, но в действительности это далеко не так, на самом деле за поверхностью кажущейся хаотичной, лишенной плана и цели беседы скрывается накопленный многими годами бесценный опыт напряженной и творческой внутренней работы, итогом которой является профессионализм. Клинический расспрос, что бы о нем не говорили не сведующие об этом люди, был и поныне день является главным источником информации о пациенте и никакими тестами заменить такой расспрос в принципе невозможно. Потому, что истолкование многих и бесконечных по своему разнообразию сообщений пациентов о событиях их внутренней жизни является в сущности крайне важным аспектом психиатрической науки. Нередко пациенты, со своей стороны, сами, с позиций их болезненного состояния истолковывают свои впечатления (каждое из которых в отдельности может быть вполне адекватным) о себе и о происходящем вокруг них таким образом, что создают по существу новую, во многом несвойственную им до появления психического расстройства картину мира, позволяющую им чувствовать себя в некоей гармонии с событиями в их теперешней жизни и/или в прошлом; например, это бред толкования, при котором у таких пациентов нередко формируется совершенно новое мировоззрение.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГЕРМЕНЕВТИКА
от греч. hermeneutike -истолковательное искусство; по имени бога Гермеса, выполнявшего, согласно древнегреч. мифологии, роль вестника и толкователя посланий богов людям) - (первоначально) учение об истолковании текстов, преимущественно древних (в первую очередь библейских), понимание смысла которых затруднено вследствие недостаточной сохранности источников и дополняющих их сведений. Понимание достигалось последовательным вскрытием всех сопровождающих текст аспектов (от изучения языка и вскрытия намеков до анализа исторического контекста и психологических особенностей личности автора). Формально Г. можно рассматривать по аналогии с известной в математике идеологией решения "обратных задач" (таких, напр., как восстановление изображений по зашумленным измерениям). Особенностью герменевтической процедуры является итерационный подход, при котором анализ каждой из частей текста производится в соответствии и с учетом особенностей, обнаруженных на предыдущих этапах.
Г. широко применяется в гуманитарных исследованиях для решения разных задач: восстанавливается мысль автора, реконструируется событие, описанное автором, и смысл проблемы, поставленной им, и т. д. Эта проблематика интенсивно исследовалась в философии с середины XIX в. (Ф. Шлейермахер, Г. Г. Шпет, Х.-Г. Гадамер). Если традиционная (филологическая) Г. прежде всего была "искусством понимания", ориентированным на интерпретацию текстов, то Шлейермахер поставил общий вопрос о принципиальных условиях возможности понимания. Для Гадамера Г. уже имеет дело с общей проблемой универсальности понимания и интерпретации. Основной вопрос философской Г., по Гадамеру, состоит в том, что понимание есть "род круга" - повторяющаяся структура, где всякая новая интерпретация ссылается на предпонимания (определяющаяся традицией предпосылка понимания) и возвращается к ним. В такой интерпретации понимание является открытым эволюционным процессом, в котором любой потенциальный интерпретирующий и любое потенциальное интерпретируемое м. б. включены в общую традицию понимания. Т. о., вопросы типологии предпонимания (в статистической интерпретации обратных задач речь шла бы о способах задания априорной вероятности) приобретают особо важную роль. В. Дильтей выделяет 3 основных типа предпонимания (фиксируемых в культурных установках): натурализм (ориентированный на когнитивный поиск максимально объективных законов), идеализм свободы (ориентированный на максимальное волевое раскрытие приоритета субъективной свободы интерпретации личности) и пантеизм (ориентация на гармонию личности и мира). В дискуссии с Ж. Деррида о сравнении Г. и деконструкции Гадамер выходит на проблематику границы герменевтических процедур (фактически ограничивая их самостоятельными корпусами текстов, наличием традиции и возможностью и ценностью герменевтического диалога). В этом проявляется одно из важнейших положений самого Гадамера, рассматривающего вслед за М. Хайдеггером трактовку феномена понимания не как инструментально-логического акта, а как способа человеческого бытия. (Б. Н. Еникеев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

99. 02. 022-023. Герменевтика и качественные методы в социальной психологии. Сводный реферат

Якимова Е. В.
Читать PDF

Психология и герменевтика: герменевтический анализ понимания в математических схемах и моделях

Радина Надежда Константиновна, Поршнев Александр Валерьевич
В статье обсуждается обращение к герменевтике и герменевтическому анализу в российской социогуманитаристике и в частности в психологии.
Читать PDF

Феноменологическая герменевтика профессионального становления

Буякас Татьяна Марковна, Михеев Вячеслав Александрович
В статье обсуждаются основные идеи и положения феноменологически-герменевтического, понимающего подхода к профессиональному становлению в противовес объективирующим методам психодиагностического (психометрического) и формирующего
Читать PDF

Постмодернистская библейская герменевтика

Арапов Александр Владиленович
Статья посвящена постмодернистским подходам в библейской герменевтике. Рассмотрены деконструктивистскиий, контекстуальный и социориторический подходы. Дан обзор феминистской, либерационистской и афроцентрической герменевтики.
Читать PDF

Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор)

Читать PDF

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF

Герменевтика, лингвистика и эзотерическая космология: история взаимоотношений

Александров Д.Г.
Читать PDF

О.Н. ЕРЧЕНКОВ. ГЕРМЕНЕВТИКА ОБРАЗА ХАМСЫ КАК СИМВОЛА ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА

С.Г.
Читать PDF

Герменевтика Вячеслава иванова

Исупов К. Г., Никулушкин К. В.
В статье дается характеристика герменевтического метода Вячеслава Иванова. Основной материал статьи его книга 1932 г. «Достоевский. Трагедия миф мистика».
Читать PDF

Герменевтика культурной политики в современной России

Ремизов Вячеслав Александрович
Рассмотрены подходы к культурной политике в современной России. Сформулирована суть культурной политики в политологическом ключе.
Читать PDF

Герменевтика граффити: Нью-Йоркский «Бомбинг»

Тылик Артём Юрьевич
В статье предлагается аналитика Нью-Йоркских граффити конца 1960-х начала 1970-х гг. как сложного феномена, тесно связанного с социокультурными трансформациями, происходившими на Западе.
Читать PDF

Герменевтика гимна. Часть II

Воробьева Елена Юрьевна
Основная задача герменевтики понимание не может быть решена без диалектического к ней подхода. Понимание это поиск не только понятного в непонятном, но и непонятного в понятном.

Похожие термины:

  • Двойная герменевтика

    Описывает ситуацию, когда специалист в области социальных наук, который изучает какой-то поведенческий феномен, изменяет характер этого феномена, повышая его осознание. Например, ученые изучают с
  • Герменевтика общения

    Являясь направлением философии и гуманитарных наук, герменевтика рассматривает понимание как условие осмысления бытия. К истор. разновидностям герменевтики относятся: перевод (наличного смысла
  • ГЕРМЕНЕВТИКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ

    одно из психоаналитически ориентированных течений современной философии - определенная совокупность модифицированных идей З. Фрейда и философской герменевтики. Создатель течения - немецкий исс
  • ТЕРАПИЯ СИНТЕТИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ

    метод психотерапии, разработанный К. Г. Юнгом. Предназначен для содействия процессу индивидуации клиента. Характерная его черта - то, что после обсуждения с клиентом его актуальных проблем психоте
  • Бред герменевтический

    греч. hеrmeneutike /techne/ - истолковательное /искусство/) - бред, наполняемый определенным содержанием посредством тенденциозного, одностороннего истолкования каких-то реальных текущих и прошлых впечатл
  • Герменевтический круг

    понимание, достигающееся благодаря циклическому движению от частных фактов к включающей их целостности и обратно, с одной стороны, и от обретенной таким образом системности знания, теории - к новы