ГЕРМЕНЕВТИКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ

Найдено 2 определения термина ГЕРМЕНЕВТИКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕРМЕНЕВТИКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ

одно из психоаналитически ориентированных течений современной философии - определенная совокупность модифицированных идей З. Фрейда и философской герменевтики. Создатель течения - немецкий исследователь Альфред Лоренцер, который стремился развить герменевтические функции психоанализа. По его мнению, формирование символов происходит не в бессознательном, а в сознании. При этом следует четко различать символы, соотносящиеся с сознательными представлениями, и стереотипы, соотносящиеся с бессознательными представлениями. В герменевтике психоаналитической также исследуются проблемы лингвистической коммуникации и процессы социализации, в коих, как предполагается, формируется символика.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

одно из направлений исследовательской и терапевтической деятельности, ориентированной на рассмотрение психоаналитических методов познания в плане герменевтического искусства, то есть искусства толкования психических процессов и интерпретации их смысла, а также интерпретационной техники как процессуальной модели анализа симптомов психических расстройств, структуры характера, сопротивлений и переноса.

   Термин «герменевтика» ведет свое происхождение от греческого слова «hermeneuo», означающего «разъяснять». Постепенно герменевтика стала не только разъяснением, но искусством толкования классических текстов. Со временем она превратилась в экзогетику, связанную с толкованием священного писания. В конце ХVIII – начале ХIХ века произошло возрождение герменевтики как способа толкования философских текстов. На рубеже ХIХ – ХХ столетия благодаря усилиям В. Дильтея, опубликовавшего работу «Возникновение герменевтики» (1900), она стала одним из методов понимания гуманитарных наук, противостоящего методам объяснения естественных наук.

   Представления о психоаналитической герменевтики как искусстве толкования уходят своими корнями в исследовательскую и терапевтическую деятельность З. Фрейда. Фактически в большинстве его работ на передний план выступала проблематика толкования, интерпретации. В теоретическом плане психоаналитическая методика толкования стала обобщенным инструментом психоаналитического понимания, который использовался как при толковании сновидений и расшифровке языка бессознательного, так и при попытках проникновения в тайну художественных произведений и в глубины исторического прошлого. В клиническом отношении соответствующая методика превратилась в инструментальную дисциплину, включающую в себя набор правил интерпретации психических феноменов и разработанные процедуры анализа, с помощью которой вскрывались вытесненные желания, механизмы защиты, различные виды сопротивлений и переноса.

   Герменевтическое понимание в психоанализе – это понимание, основанное на символической интерпретации, в соответствии с которой симптомы невротических заболеваний являются замещающими образованиями, возникающими в процессе компромиссного разрешения внутриличностных конфликтов. Правда, З. Фрейд не проводил четких различий между символами и знаками, полагая, что симптомы психических заболеваний можно рассматривать «как знаки воспоминаний». Однако уже К.Г. Юнг всячески стремился подчеркнуть символическую, а не семиотическую природу бессознательного и принимал во внимание реальную значимость символа, а не знака.

   Если, говоря о психоанализе как искусстве толкования, З. Фрейд не апеллировал к термину «герменевтика», то К.Г. Юнг непосредственно использовал его. В работе «Структура бессознательного» (1916) он писал о необходимости толковать фантазии «герменевтически», то есть как настоящие символы, и считал, что герменевтическое толкование отвечает истинной ценности и смыслу символа как такового. Он исходил из того, что изучение фантазий при «герменевтическом методе лечения» приводит к синтезу индивидуальных и коллективных структур человеческой психики. С точки зрения К.Г. Юнга, сущность герменевтики заключается в нанизывании на данную символом аналогию сперва субъективных аналогий, приходящих пациенту на ум в процессе аналитического сеанса, а затем объективных аналогий, которые аналитик черпает из сокровищницы приобретенных им знаний.

   Проблема интерпретации символического языка привлекла к себе внимание многих психоаналитиков. Некоторые из них сосредоточили свое внимание на рассмотрении вопроса о природе символов в связи с психоаналитической трактовкой бессознательного, симптоматики заболеваний.

   Видными представителями психоаналитической герменевтики являются А. Лоренцер, Ю. Хабермас, П. Рикер и ряд практикующих аналитиков, с точки зрения которых психоанализ является интерпретационной дисциплиной и включает в себя систему инструментальных технических приемов, позволяющих раскрывать глубинные связи и структурные отношения, лежащие в основе бессознательного мышления и поведения человека.

   Выступающий с идеей развития психоаналитической герменевтики, А. Лоренцер полагает, что в отличие от фрейдовского толкования бессознательной символики необходимо по-новому рассматривать значение и смысл, присущие символам. Согласно его представлениям, можно говорить о биполярной структуре формирования восприятий, в соответствии с которой сохраняется различие между сознанием и бессознательным, но в то же время «психоаналитическая теория очищается от онтологизации бессознательного». Если в психоаналитическом учении З. Фрейда бессознательное является сферой, где происходит формирование символов, то, по мнению А. Лоренцера, не бессознательное, а сознание представляет собой ту область человеческой психики, в рамках которой возникает символика. Подобно основателю психоанализа он признает бессознательное в качестве важной составной части организации психического. Однако в отличие от него он воспринимает бессознательное как «резервуар материальных побуждений», не имеющих отношения к реальному образованию символов.

   В психоаналитической герменевтике А. Лоренцера бессознательное не обладает символической структурой. Исходя из этого, он провел различие между символами и стереотипами, что нашло отражение в его работе «Символы и стереотипы» (1976). Первые он соотнес с сознательными представлениями, вторые – с бессознательным. Символика формируется в процессе социализации, в то время как стереотипы являются «десимволизированными представлениями». Поэтому если в классическом психоанализе вытесненное бессознательное имеет символическую окраску, то в психоаналитической герменевтике А. Лоренцера процесс вытеснения описывается «как десимволизация». В рамках подобного понимания символической и вытесняющей деятельности он акцентирует внимание на процессах лингвистической коммуникации, полагая, что стереотипное поведение развертывается вне коммуникационного уровня, в то время как символические представления функционируют в рамках данных процессов.

   Проблема коммуникационной деятельности представляла значительный интерес для Ю. Хабермаса, который считал, что психоанализ – это «глубинная герменевтика». Он поднял вопрос о коммуникативной компетенции аналитика и искаженной коммуникации, как источнике психических заболеваний.

   П. Рикер попытался раскрыть суть интерпретации как таковой и осмыслить процедуры понимания и толкования, включенные в контекст отношений между интерпретируемым текстом и интерпретатором. Рассматривая психоанализ как «герменевтику культуры», он выделил два вида интерпретации – символическую и аллегорическую. На этом основании он предпринял попытку обосновать точку зрения, согласно которой символы предшествуют герменевтике, в то время как аллегории являются герменевтическими по своей сути. В таких работах, как «Об интерпретации. Очерки о Фрейде» (1965) и «Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике» (1969), П. Рикер дал свою интерпретацию психоанализа как техники анализа ночной жизни и высказал соображения о необходимости соединении фрейдовской экономики желания с гегелевской телеологией духа.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Найдено научных статей по теме — 12

Герменевтический подход в педагогической деятельности руководителя ОВД

Сердюк Наталья Владимировна
В статье раскрывается сущность концепции понимания, используемой в педагогической деятельности руководителя органа внутренних дел и направленной на формирование ценностей и целей служебной деятельности, самоидентификацию сотрудника в профессиональной среде, в контексте герменевтического подхода.
Скачать PDF

Герменевтический психологический метод исследования в деятельности по обеспечению информационной без

Астахова Людмила Викторовна, Харлампьева Татьяна Васильевна
В статье рассмотрены герменевтические психологические методы исследования в отношении к деятельности по обеспечению информационной безопасности, отражены педагогические условия, обеспечивающие их эффективное освоение будущими специалистами по защите информации в процессе обучения в вузе.
Скачать PDF

Герменевтическое понимание в коммуникации авторов граффити

Белкин Антон Игоревич
В статье рассматриваются современные граффити как феномен возникающей информационной среды и порождение конфликтов современного общества. Представлены результаты теоретического анализа граффити как формы коммуникации и эмпирического исследования функции общения граффити.
Скачать PDF

Герменевтическое обеспечение профессиональной деятельности руководителя органа внутренних дел

Н. В. Сердюк
Скачать PDF

Психология и герменевтика: герменевтический анализ понимания в математических схемах и моделях

Радина Надежда Константиновна, Поршнев Александр Валерьевич
В статье обсуждается обращение к герменевтике и герменевтическому анализу в российской социогуманитаристике и в частности в психологии. Описаны некоторые закономерности понимания текстов на основе интеграции качественного подхода, представленного герменевтическим анализом, и количественного, представленного методами математической обработки категориальных данных. При анализе результатов эмпирического исследования было использовано определение понимания как «набрасывания смыслов» (М. Хай деггер), а также определение понимания как структуры коммуникации, задающей интерсубъективную значимость познания (Ю. Хабермас). Художественный поэтический, художественный прозаический и научный исторический тексты о Бородинском сражении группой респондентовчитателей были сегментированы и категоризованы на основе индивидуального понимания. Далее группа экспертов классифицировала категории из текста. По результатам классификации тексты были перекодированы, для каждого текста реконструировалась категориальная матрица его интерпретации. В ходе количественного анализа для анализа согласованности был использован K-критерий, основанный на каппа-статистике. Для поиска последовательностей интерпретаций применялись ассоциативные правила. Герменевтический анализ интерпретации текстов с опорой на математические методы показал, что понимание текста личностью относительно уникально, степень согласованности понимания «культурных текстов» зависит не столько от обучения («образованности»), сколько от опыта коммуникации. На основе проведенного анализа интерпретаций с применением математического аппарата было выявлено, что поэтический текст прочитывается читателями более согласованно, а научный – более логичен в последовательности его интерпретаций. Был также идентифицирован и описан феномен поглощения исторических событий «личной историей» героя в том случае, если речь идет о понимании исторической художественной прозы. Авторы считают, что комплексный герменевтический анализ, представленный в русле интеграции качественных и количественных методов, может быть востребован в современной психологии для изучения персональной идентичности, ценностей, переживаний и т.д.
Скачать PDF

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Буякас Татьяна Марковна, Михеев Вячеслав Александрович
В статье обсуждаются основные идеи и положения феноменологически-герменевтического, понимающего подхода к профессиональному становлению в противовес объективирующим методам психодиагностического (психометрического) и формирующего подходов. Вводится принцип субъектности/авторства и нравственного отношения к осуществляемой деятельности. Предлагаются психотехники, направляющие и поддерживающие усилия «адепта» (человека, выбравшего сферу своей будущей профессиональной деятельности) на личностное отношение к задачам и ходу своего профессионального развития.
Скачать PDF

Символ в психоаналитическом исследовании Средневековья

Спирова Эльвира Маратовна
Скачать PDF

Психоаналитическое исследование стереотипа милиции

Бондаренко Т.А.
Скачать PDF

Особенности психоаналитического подхода в исследованиях феномена пищи

Сохань Ирина Владимировна
Анализируется специфика психоаналитического подхода к изучению феномена пищи. Пищевой опыт рассматривается психоанализом как опыт первичного взаимодействия человека и мира, в котором закладываются основные коммуникативные паттерны индивида. Cходство пищевого и ментального метаболизма позволяет утверждать, что специфика гастрономических практик и принятый в обществе формат культуры еды оказывают фундаментальное значение на конструирование социальной и культурной идентичности человека.
Скачать PDF

Философская интерпретация конструирования врага в контексте психологических и психоаналитических тео

Щукин Денис Андреевич
Произведена предполагающая обращение к традициям социальной психологии и психоанализа попытка аналитической реконструкции процесса реализации субъективной агрессии, в результате которого враг конструируется в топической системе индивида. Современный человек находится в состоянии постоянного выбора одной из двух альтернатив обеспечить себе стратегическую безопасность, узнав врага, но рискуя при этом столкнуться со всем ужасом встречи с ним, и краткосрочную, тактическую избежать встречи, сохранив великую иллюзию мира как пространства всеобщего благоденствия.
Скачать PDF

Феноменология ошибочных действий: психоаналитический и когнитивный подходы

Агафонов Андрей Юрьевич, Гришакова Екатерина Максимовна, Найдич Елена Александровна
В статье рассмотрены психоаналитический и когнитивный подходы к изучению природы ошибочных действий. Показано, что впервые ошибки как специфический предмет анализа, стали привлекать внимание исследователей в русле психоаналитической традиции. В частности, З.Фрейд расценивал ошибки как эффекты, вызванные латентными, неосознаваемыми детерминантами. Когнитивный подход, при всех его принципиальных отличиях от психоаналитической идеологии, проблему объяснения ошибочных действий решает сходным образом, т.к. опирается на допущение о существовании неосознаваемого когнитивного механизма, ответственного за совершение ошибок. Вместе с тем, когнитивисты ориентированы на поиск когнитивного смысла феномена осознанности. В этой связи, проблема ошибочных действий приобретает совершенно иной смысл.
Скачать PDF

Диссоциированная личность в модусе самостановления (психоаналитический аспект)

Букловский С.Г.
Феномен личностной диссоциации недостаточно изучен в современной психологии. В статье рассматривается сущность феномена диссоциативного расстройства личности с позиций классического психоанализа и постаналитических концепций. Анализируется представленность личностных расстройств в бессознательном и общем психическом аппарате. Осуществляется попытка авторского понимания происхождения феномена и выявление взаимосвязи с бессознательными процессами. Обозначаются актуальные направления исследований.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!