Гендер
Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004
Источник: Бендас Т. Гендерная психология. 2009
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия
1 Fowler H.W. Modern English Usage, 2nd ed. Rev. and ed. by Sir Ernest Gowers. Oxford and New York: Oxford University Press, 1965.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Источник: Клиническая психология. Словарь
Набор социальных признаков (происхождение, воспитание, образование, профессиональная занятость, социально-психологические установки и др.), определяющий сознание половое. Ср. Идентичность половая.
В силу неустоявшейся научной терминологии, в рус.-язычной литературе понятия Г., «гендерные роли», «гендерная ориентация» часто употребляются как синонимы понятий «пол», «половые роли», «половая ориентация». В ряде исследований Г. называют третичным половым признаком, имея в виду психологические и социально-культурные различия в поведении полов. См. также Роль половая; Трансгендерность.
«Несхожесть в характеристиках мужчин и женщин, обусловленная как биологическими, так и социальными факторами, привела к использованию различных терминов, обозначающих эту дифференциацию, – „пол“ и „гендер“. Однако нельзя не отметить: часто эти термины отождествляются, что создает трудности в понимании того, о чем пойдет речь в той или иной ситуации, и создает почву для непродуктивных дискуссий.» Е. Ильин. Пол и гендер.
Гендерный (-ая; -ое) – присущий или свойственный Г.
«Честное слово, я не знаю, что такое гендерное равенство или гендерное неравенство. Это когда женщина шпалоукладчицей может работать? Ну, тогда у нас страна победившего гендерного равенства.» Т. Соломатина. Акушер-Ха!
Источник: Словарь доктора либидо
Гендерная идентичность (Психологический пол) / Гендэрная iдэнтычнасць / Gender identity– базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека, его внутреннее самоощущение как представителя того или иного гендера (мужчины, женщины, представителя другой категории), связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерами, а те, у кого эти характеристики не совпадают,– трансгендерами. Изменения в человеке и обществе, вызванные процессами глобализации, информатизации, достижениями в биологии, медицине и т. п., ставят вопрос о необходимости появления новых концепций и подходов в понимании гендерной идентичности. Все это обусловливает возникновение междисциплинарного дискурса о необходимости, возможности, перспективах расширения вариантов полоролевой идентичности, о разграничении и принципиальном существовании понятий «норма» и «патология» применительно к гендерной идентичности..
Гендерная роль / Гендэрная роля / Gender role– совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, т. е. принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру. Несовпадение поведения человека с гендерной ролью называется гендерной неконформностью. В целом имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на гендерное развитие влияют не только биологические, но также когнитивные и социальные факторы. Для диагностики гендерной идентичности и гендерной роли разработан широкий спектр методик для различных возрастных групп. Т. В. Разина
Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.
Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.
Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.
Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"
В период между 5 и 7 годами дети осознают, что пол человека определяется по внешнему виду гениталий. Г. стереотип - это обобщенный эмоционально окрашенный образ мужчины и женщины. Выделяют три группы Г. стереотипов. К первой группе относятся стереотипы маскулинности («мужского») - фемининности («женского»): социально-психологические качества и свойства личности, стиль поведения. «Мужское» отождествляется с доминирующим, рациональным, активным, а «женское» - с чувственным, эмоциональным, пассивно-репродуктивным. Вторая группа Г. стереотипов связана с закреплением профессиональных и семейных ролей в зависимости от пола. Традиционно для женщин основной ролью считается семейная, для мужчин - профессиональная, и оценка успешности личности связана с выполнением этой роли. Развитие современного общества вносит коррективы в данную группу Г. стереотипов. Многие женщины становятся ориентированными на карьеру, в то время как мужчины не хотят нести ответственность за совершенные поступки в силу своей инфантильности. Третья группа Г. стереотипов связана с половыми различиями в содержании труда. Традиционно женщина задействована в экспрессивной сфере деятельности (исполнительский и обслуживающий труд), а мужчина - в инструментальной (творческий, созидательный, руководящий труд). Г. стереотипы приобретаются и осознаются индивидом в ходе социализации и зависят от той группы, к которой он принадлежит (родителей, приятелей, учителей, СМИ и т.д.). В период от раннего дошкольного до младшего школьного возраста Г. стереотипы детей зависят от их знаний о половых ролях. Однако в некоторых случаях маленькие дети освобождают себя от следования полоролевым нормам и правилам, причем девочки чаще, чем мальчики. На протяжении обучения в начальной и младшей средней школе половая типизация Г. стереотипов уменьшается. На следующем этапе развития (средняя школа) тенденции развития Г. стереотипов не достаточно конкретизированы, но некоторые из Г. стереотипов подростков опять приобретают выраженную половую типизацию. Взрослые, активно участвующие в воспитании своих детей, наиболее традиционны в своих Г. стереотипах.
Бездетные молодые супружеские пары и супружеские пары, ожидающие рождения ребенка, занимают в этом отношении промежуточное положение. Наименьшая половая типизация Г. стереотипов отмечается у одиноких взрослых и взрослых с выросшими детьми. Г. роль - система социальных стереотипов, стандартов, требований, предъявляемых той или иной культурой индивиду, которым он должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину (мальчика) или женщину (девочку). Человек осваивает систему культурных норм поведения и взаимоотношений между мужчинами и женщинами в процессе половой социализации. По теории психологической андрогинии наиболее адаптивны индивиды, обладающие высокими потенциалами и маскулинности и фемининности, и сохраняющие отчетливую Г. идентичность. Для выявления Г. роли индивида наиболее распространен опросник BSRI (Bem Sex Role Inventory). Знания детей о Г. ролях увеличиваются с возрастом. К трем годам дети узнают о некоторых простых аспектах половых ролей, особенно тех, что связаны с внешностью (напр. длина волос, величина, одежда), игрушками, вещами, и в некоторой степени с профессиями и занятиями. С возрастом знания детей углубляются и расширяются, охватывая представления о большинстве профессий и будущих ролях, мужских и женских занятиях, характеристиках внешности и чертах личности. После обучения в начальной школе детям становятся известны большинство аспектов Г. ролей своей культуры. Г. идентичность (англ. gender - род, пол; лат. identicus - тождественный, одинаковый) - аспект самосознания, описывающий внутреннее ощущение человеком своей половой принадлежности и осознание им своей маскулинности-фемининности. Анормальная Г. идентичность диагностируется у людей (чаще у лиц мужского пола), которые ведут себя вразрез со своими санкционированными культурой половыми ролями. К таким лицам чаще всего относят изнеженных, женоподобных мальчиков, гомосексуалов, транссексуалов и трансвеститов. Клинический опыт показал, что образование устойчивой Г. идентичности происходит в возрасте примерно 1,5 лет.
Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода, направлены на доказательство одной и той же «парадоксальной» гипотезы: «Мужчины и женщины отличаются друг от друга». Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. Н. Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной «моде» и буквально «за уши» притягивать в любую работу понятия, которые, что называется «на слуху».
Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь, не на доказательстве факта их наличия.
Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. Хорни, появившихся задолго до введения понятия «гендер» в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, «Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за “завистью к пенису”, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом»1. С точки зрения К. Хорни, «...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское “превосходство”. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными»2. По этой причине, как считает К. Хорни, «Женщины ... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений»3. При этом на взглядах и выводах К. Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам. Так, по словам Д. Майерса, «В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков». Лишь «начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались “углублять представление о равенстве полов”, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем “существенные” поведенческие, изучаемые в других областях психологии» 1.
Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам «независимость — привязанность». Как отмечает Д. Майерс, «разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.
Во взрослых взаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины — на отношениях между людьми. В группах разговоры мужчин чаще информативны; женщинам важнее поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку. ... Согласно опросам, женщины в большей степени склонны описывать себя как эмпатичных, способных понять чувства других... Различие в эмпатии прослеживается и в лабораторных экспериментах, хотя и не так явно. Во время просмотра слайдов или слушания рассказов реакции девочек отличались большей эмпатией. ... Одним из объяснений таких различий в эмпатии мужчин и женщин может послужить факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав результаты 125 экспериментов, исследующих сензитивность мужчин и женщин к невербальным признакам, Джудит Холл обнаружила следующее: в общем женщины превосходят мужчин в декодировании эмоциональных сообщений, поступающих от окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрезка немого фильма, во время которого на экране было показано огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, что происходило — критиковала она кого-то либо обсуждала свой развод. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях»2.
Гендерные различия по признакам «независимость — привязанность» не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей «Азбуки», выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале «Мышление — Чувствование» в рамках типологии К. Юнга и ее последующего развития К. Майерс и И. Бриггс. Большинство женщин относятся к «чувствующему типу», а большинство мужчин — к «думающему». В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.
Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего «численного превосходства» мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.
То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа — о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских «зонах» встречаются ничуть не реже, чем в мужских.
Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.
Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.
Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007