Гендер

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гендер
пол как продукт культуры, социальный пол.

Источник: Психология лидерства. 2009 г.

Гендер
(от лат. gender — «род») — обозначение пола как социокультурного конструкта, социальный аспект отношений мужчин и женщин.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ГЕНДЕР
Термин, используемый в настоящее время при обсуждении различий и сходства между мужчинами и женщинами, их социальными ролями и т.п. В следующих статьях приводятся примеры современного использования; см. пол и др.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

гендер
Публичное (и обычно законно признанное) полоролевое поведение в качестве мальчика или девочки, мужчины или женщины. Биологические признаки рассматриваются как влияющие на взаимодействие между социальными и психологическими факторами полового развития.

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Гендер
англ. hender - пол) - 1. различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2. термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей, в значительной степени культурально обусловленному.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Гендер (психологический пол)
формы поведения и паттерны деятельности, считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Гендер
Gender) . В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям "мужчина" и "женщина". Поскольку "пол" является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на биологически основанные гендерные различия как "половые различия".

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Гендер
социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный — женский (последнее — в основном в феминистской литературе).

Источник: Бендас Т. Гендерная психология. 2009

ГЕНДЕР
(от англ. gender – обозначение в англ. языке грамматического рода) – использовалось вначале для обозначения социальных ролей в шутливом, ироническом контексте, но затем прочно укрепилось в научном обиходе как социальный пол. Понятие, учитывающее не только биологическое различие между мужчиной и женщиной, но и весь комплекс социальных и культурных характеристик полового разделения общества; социально-обусловленное поведение и ожидания, связанные с мужчинами и женщинами.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Гендер
Социальная роль, закрепленная за полом. Опирается на инстинкты и биологические предпосылки. Создается воспитанием, общественными установками, нормативным давлением. Гендер воспринимается через совокупность показателей: 1) биологические особенности (размеры тела, физическая сила, особенности анатомии, физиологии и психофизиологии), 2) внешние атрибуты (одежда, прическа, предметы быта и др.), 3) социальные установки (аттитюды, стереотипы и др.), 4) жизненная стратегия и тактика (неодинаковая для мужского и женского гендера).

Источник: Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия

Гендер
1) "Социальный пол". 2). Социокультурный конструкт пола, представляющий собой заданные характеристики так называемого «мужского» и «женского» поведения, стиля и образа жизни, норм, предпочтений, жизненных устремлений и т.д. В отличие от биологического пола, гендер строится в определенном социокультурном контексте в определенный исторический период и, следовательно, различен во времени и пространстве. "Гендер" не синоним "женщин" или "женского". Он относится как к мужчинам, так и к женщинам, а также к их социально и культурно обусловленным отношениям. 
    

Источник: Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ. 2001

ГЕНДЕР
в грамматике — термин, означающий человека, животное или предмет мужского, женского или среднего рода. В некоторых англоговорящих странах Г. в настоящее время означает совокупность определяемых культурой знаний, верований, мнений и убеждений о мужчинах и женщинах и, иногда, об их сексуальной ориентации. Такое словоупотребление может быть политкорректным (Х.У. Фаулер называет это genteelism — нарочитая вежливость ). Когда Г. заменяет более семантически корректное слово «пол», — например в заголовках статистических таблиц, — это может смущать людей, в чьем родном языке существительные могут быть любого рода, что не обязательно относится к полу индивидуума (например, в немецком: das Mdchen, девушка).
1 Fowler H.W. Modern English Usage, 2nd ed. Rev. and ed. by Sir Ernest Gowers. Oxford and New York: Oxford University Press, 1965.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Гендер
англ. gender — род, пол) — социальный пол индивида в отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин Г. вошел в употребление под влиянием женских исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское", причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (О. А. Воронина, Т. А. Клименкова. Гендер и культура / Женщины и социальная политика. 1992). Исследование Г. разными науками привело к переосмыслению концепции биологической детерминированности пола. Например, в дифференциальной психологии гендерные исследования позволили раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам одни игры (например, в "дочки-матери"), тогда как мальчики более свободны в изучении визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерные исследования показали, что зачастую психологическая норма базируется на "мужской" модели поведения, как иерархически более высокой и социально ценной. Однако в исследованиях этнографов (М. Мид и др.), изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами, была показана относительность данной модели и ее социальной обусловленности.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ГЕНДЕР
/от лат. gender – род/, социокультурный пол индивидуума.
Набор социальных признаков (происхождение, воспитание, образование, профессиональная занятость, социально-психологические установки и др.), определяющий сознание половое. Ср. Идентичность половая.
В силу неустоявшейся научной терминологии, в рус.-язычной литературе понятия Г., «гендерные роли», «гендерная ориентация» часто употребляются как синонимы понятий «пол», «половые роли», «половая ориентация». В ряде исследований Г. называют третичным половым признаком, имея в виду психологические и социально-культурные различия в поведении полов. См. также Роль половая; Трансгендерность.
«Несхожесть в характеристиках мужчин и женщин, обусловленная как биологическими, так и социальными факторами, привела к использованию различных терминов, обозначающих эту дифференциацию, – „пол“ и „гендер“. Однако нельзя не отметить: часто эти термины отождествляются, что создает трудности в понимании того, о чем пойдет речь в той или иной ситуации, и создает почву для непродуктивных дискуссий.» Е. Ильин. Пол и гендер.
Гендерный (-ая; -ое) – присущий или свойственный Г.
«Честное слово, я не знаю, что такое гендерное равенство или гендерное неравенство. Это когда женщина шпалоукладчицей может работать? Ну, тогда у нас страна победившего гендерного равенства.» Т. Соломатина. Акушер-Ха!

Источник: Словарь доктора либидо

ГЕНДЕР
ГЕНДАР / GENDER (от англ. gender– род)– социокультурная, символическая конструкция пола, смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстом бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола. Идея различения биологического и социального пола впервые высказана в 1935 г. М. Мид в книге «Пол и темперамент в трех примитивных обществах». Широкое употребление термин получил на западе в 1970-х гг. (в отечественной науке– в 1990-х гг.) благодаря трудам Р. Д. Столлера. Его концепция строилась на разделении биологического и культурного: Столлер считал, что изучение пола является предметной областью биологии и физиологии, а анализ Г. может быть рассмотрен как предметная область исследований психологии и социологии. В психологической практике и исследованиях разделяют половые особенности психики (те, которые связаны с физиологическими особенностями мужчин и женщин) и гендерные (те, которые обусловлены воспитанием, социализацией и т. д.). Особое значение такое разделение имеет при проведении исследований и интерпретации. Если исследователь разделяет группы испытуемых по биологическому полу, то получившиеся различия он не имеет права интерпретировать за счет гендерных факторов. Для этой цели необходимо определить гендерную идентичность испытуемых.
Гендерная идентичность (Психологический пол) / Гендэрная iдэнтычнасць / Gender identity– базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека, его внутреннее самоощущение как представителя того или иного гендера (мужчины, женщины, представителя другой категории), связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерами, а те, у кого эти характеристики не совпадают,– трансгендерами. Изменения в человеке и обществе, вызванные процессами глобализации, информатизации, достижениями в биологии, медицине и т. п., ставят вопрос о необходимости появления новых концепций и подходов в понимании гендерной идентичности. Все это обусловливает возникновение междисциплинарного дискурса о необходимости, возможности, перспективах расширения вариантов полоролевой идентичности, о разграничении и принципиальном существовании понятий «норма» и «патология» применительно к гендерной идентичности..
Гендерная роль / Гендэрная роля / Gender role– совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, т. е. принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру. Несовпадение поведения человека с гендерной ролью называется гендерной неконформностью. В целом имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на гендерное развитие влияют не только биологические, но также когнитивные и социальные факторы. Для диагностики гендерной идентичности и гендерной роли разработан широкий спектр методик для различных возрастных групп. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Гендер
Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.
Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.
Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

ГЕНДЕР
(от англ. gender - пол, род) - одна из основных характеристик личности, оказывающая влияние на психологическое и социальное развитие человека. Г. определяет стиль поведения, свойственный конкретному полу в данном обществе в данное время. Структуру Г. можно представить в виде четырех компонентов: биологического пола, гендерных стереотипов, гендерных норм (ролей) и гендерной идентичности. Биологический пол (англ. sex - пол) складывается из нескольких уровней сексуальной организации человека: генетический пол (определенный набор генов); гонадный пол (железы внутренней секреции); морфологический пол (наружные и внутренние половые органы); церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона). Их сочетание определяет многообразие конституциональных особенностей каждого человека, в то время как традиционное деление людей на два пола опирается только на морфологический критерий: наличие того или иного детородного органа. Биологический пол отражает и устанавливает естественные физические различия между женщинами и мужчинами. Принципом развития в фило- и онтогенезе является движение от биологического пола к Г. Дети до двух лет обычно не знают того, что пол является постоянной характеристикой или что обычно пол определяют по строению наружных половых органов. Примерно в два года дети научаются обозначать себя точно в соответствии со своим полом. Примерно в три года они уже могут практически безошибочно определить по полу (сначала людей одного с ними пола, а только затем противоположного) других людей. Следующий шаг - понимание устойчивости пола. В семь лет дети приходят к пониманию постоянства пола: пол человека не изменяется вместе с изменением его имени, одежды или поведения.
В период между 5 и 7 годами дети осознают, что пол человека определяется по внешнему виду гениталий. Г. стереотип - это обобщенный эмоционально окрашенный образ мужчины и женщины. Выделяют три группы Г. стереотипов. К первой группе относятся стереотипы маскулинности («мужского») - фемининности («женского»): социально-психологические качества и свойства личности, стиль поведения. «Мужское» отождествляется с доминирующим, рациональным, активным, а «женское» - с чувственным, эмоциональным, пассивно-репродуктивным. Вторая группа Г. стереотипов связана с закреплением профессиональных и семейных ролей в зависимости от пола. Традиционно для женщин основной ролью считается семейная, для мужчин - профессиональная, и оценка успешности личности связана с выполнением этой роли. Развитие современного общества вносит коррективы в данную группу Г. стереотипов. Многие женщины становятся ориентированными на карьеру, в то время как мужчины не хотят нести ответственность за совершенные поступки в силу своей инфантильности. Третья группа Г. стереотипов связана с половыми различиями в содержании труда. Традиционно женщина задействована в экспрессивной сфере деятельности (исполнительский и обслуживающий труд), а мужчина - в инструментальной (творческий, созидательный, руководящий труд). Г. стереотипы приобретаются и осознаются индивидом в ходе социализации и зависят от той группы, к которой он принадлежит (родителей, приятелей, учителей, СМИ и т.д.). В период от раннего дошкольного до младшего школьного возраста Г. стереотипы детей зависят от их знаний о половых ролях. Однако в некоторых случаях маленькие дети освобождают себя от следования полоролевым нормам и правилам, причем девочки чаще, чем мальчики. На протяжении обучения в начальной и младшей средней школе половая типизация Г. стереотипов уменьшается. На следующем этапе развития (средняя школа) тенденции развития Г. стереотипов не достаточно конкретизированы, но некоторые из Г. стереотипов подростков опять приобретают выраженную половую типизацию. Взрослые, активно участвующие в воспитании своих детей, наиболее традиционны в своих Г. стереотипах.
Бездетные молодые супружеские пары и супружеские пары, ожидающие рождения ребенка, занимают в этом отношении промежуточное положение. Наименьшая половая типизация Г. стереотипов отмечается у одиноких взрослых и взрослых с выросшими детьми. Г. роль - система социальных стереотипов, стандартов, требований, предъявляемых той или иной культурой индивиду, которым он должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину (мальчика) или женщину (девочку). Человек осваивает систему культурных норм поведения и взаимоотношений между мужчинами и женщинами в процессе половой социализации. По теории психологической андрогинии наиболее адаптивны индивиды, обладающие высокими потенциалами и маскулинности и фемининности, и сохраняющие отчетливую Г. идентичность. Для выявления Г. роли индивида наиболее распространен опросник BSRI (Bem Sex Role Inventory). Знания детей о Г. ролях увеличиваются с возрастом. К трем годам дети узнают о некоторых простых аспектах половых ролей, особенно тех, что связаны с внешностью (напр. длина волос, величина, одежда), игрушками, вещами, и в некоторой степени с профессиями и занятиями. С возрастом знания детей углубляются и расширяются, охватывая представления о большинстве профессий и будущих ролях, мужских и женских занятиях, характеристиках внешности и чертах личности. После обучения в начальной школе детям становятся известны большинство аспектов Г. ролей своей культуры. Г. идентичность (англ. gender - род, пол; лат. identicus - тождественный, одинаковый) - аспект самосознания, описывающий внутреннее ощущение человеком своей половой принадлежности и осознание им своей маскулинности-фемининности. Анормальная Г. идентичность диагностируется у людей (чаще у лиц мужского пола), которые ведут себя вразрез со своими санкционированными культурой половыми ролями. К таким лицам чаще всего относят изнеженных, женоподобных мальчиков, гомосексуалов, транссексуалов и трансвеститов. Клинический опыт показал, что образование устойчивой Г. идентичности происходит в возрасте примерно 1,5 лет.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Гендер
от англ. gender — род, пол] — а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе; б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин «гендер», а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым «женским» исследованиям. Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: «применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях — использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на «мужской» модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами»1. Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного «передергивания» самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то; б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то. В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: «мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному». Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки — если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определение различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.
Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода, направлены на доказательство одной и той же «парадоксальной» гипотезы: «Мужчины и женщины отличаются друг от друга». Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. Н. Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной «моде» и буквально «за уши» притягивать в любую работу понятия, которые, что называется «на слуху».
Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь, не на доказательстве факта их наличия.
Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. Хорни, появившихся задолго до введения понятия «гендер» в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, «Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за “завистью к пенису”, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом»1. С точки зрения К. Хорни, «...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское “превосходство”. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными»2. По этой причине, как считает К. Хорни, «Женщины ... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений»3. При этом на взглядах и выводах К. Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам. Так, по словам Д. Майерса, «В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков». Лишь «начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались “углублять представление о равенстве полов”, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем “существенные” поведенческие, изучаемые в других областях психологии» 1.
Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам «независимость — привязанность». Как отмечает Д. Майерс, «разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.
Во взрослых взаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины — на отношениях между людьми. В группах разговоры мужчин чаще информативны; женщинам важнее поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку. ... Согласно опросам, женщины в большей степени склонны описывать себя как эмпатичных, способных понять чувства других... Различие в эмпатии прослеживается и в лабораторных экспериментах, хотя и не так явно. Во время просмотра слайдов или слушания рассказов реакции девочек отличались большей эмпатией. ... Одним из объяснений таких различий в эмпатии мужчин и женщин может послужить факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав результаты 125 экспериментов, исследующих сензитивность мужчин и женщин к невербальным признакам, Джудит Холл обнаружила следующее: в общем женщины превосходят мужчин в декодировании эмоциональных сообщений, поступающих от окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрезка немого фильма, во время которого на экране было показано огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, что происходило — критиковала она кого-то либо обсуждала свой развод. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях»2.
Гендерные различия по признакам «независимость — привязанность» не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей «Азбуки», выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале «Мышление — Чувствование» в рамках типологии К. Юнга и ее последующего развития К. Майерс и И. Бриггс. Большинство женщин относятся к «чувствующему типу», а большинство мужчин — к «думающему». В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.
Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего «численного превосходства» мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.
То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа — о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских «зонах» встречаются ничуть не реже, чем в мужских.
Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.
Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Социально-психологические детерминанты преступного поведения: субъект криминального деликта и гендер

Романова Наталия Михайловна
Работа посвящена рассмотрению социально-психологических аспектов преступного поведения с точки зрения гендерного подхода; дан анализ особенностей женского поведения при совершении преступления и его классификация
Читать PDF
0.00 байт

Гендер и межличностное общение

Шустова Любовь Порфирьевна
В своей статье автор продолжает1 рассматривать проблему формирования толерантности у старшеклассников, используя гендерный подход.
Читать PDF
0.00 байт

Пол, гендер, маскулинность и женский спорт

Соболева Татьяна Сергеевна, Азарных Татьяна Дмитриевна, Соболев Дмитрий Валерьевич
В статье рассматриваются проблема феминизма в начале двадцатого столе-тия, которая характеризуется повышенным стремлением женщин заниматься мужской деятельностью.
Читать PDF
0.00 байт

Гендер в игровой деятельности (к постановке проблемы)

Казанова Н. В.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 03. 018. Беккер Ю. , Вагнер У. Гендер для женщины: отношение женщин к сексизму в зависимости о

Якимова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Гендер организованной преступности

Сочивко Д. В.
В статье приводятся результаты сравнительных эмпирических исследований мужской и женской преступности. На основе чего делаются выводы о гендерных различиях современной организованной преступности.
Читать PDF
0.00 байт

Женщины: гендер и темперамент

Азарных Татьяна Дмитриевна, Соболев Дмитрий Валерьевич, Азарных Наталия Александровна
Проведено сопоставление высокой маскулинности у женщин с формально-динамическими свойствами индивидуальности (темперамента).
Читать PDF
0.00 байт

Посттравматические стрессы, женский пол и гендер

Азарных Татьяна Дмитриевна
В статье излагаются результаты изучения выраженности посттравматического стресса (ПТС) у девушек-студенток вузов в возрасте 18-20 лет с высокой и низкой маскулинностью.
Читать PDF
0.00 байт

Гендер для чайников / Т. Барчунова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, Л. Попкова, Е. О

Николаева Елена
Читать PDF
0.00 байт

Гендер и удовлетворённость брачными отношениями в юридическом и фактическом браке

Голенищева Е. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Гендер-менеджмент: новые исследования в Узбекистане

Нигматова Солиха Фатхуллаевна
Читать PDF
0.00 байт

Гендер: междисциплинарный анализ

Воронова Анастасия Валерьевна, Мазилов Владимир Александрович
В статье рассматривается история возникновения термина «гендер», получившего широкое распространение в науке в последние десятилетия, подчеркивается междисциплинарный характер данного понятия, анализируются подходы к его определен

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Гендер и детско-родительские отношения

    Отношение к детям разных полов при пристальном сравнении оказывается совершенно различным, хотя большей частью неосознаваемым. Это проявляется в отношении родителей к еще не родившемуся ребенку
  • Гендер и взаимодействие в детском возрасте

    Ритуалы межличностного взаимодействия наполнены содержанием в зависимости от социального положения, возраста, национальности и, конечно же, пола принимающих в нем участие людей. Многие важные ас
  • Гендер и социальная перцепция

    Основными источниками формирования представлений о личности др. человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, по
  • ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАССТРОЙСТВА (ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРУШЕНИЯ)

    группа нарушений или нервных расстройств, характеризующихся сильным, весьма устойчивым чувством несоответствия психологии и поведения человека его действительному биологическому полу. У детей
  • Опросник учета гендерных различий. А. А. Чекалина

    Предназначен для сбора информации о том, как учитываются полоролевые и гендерные различия в образовательном процессе. Исходными теорет. идеями для разработки данной методики явились следующие : 1
  • Гендерная адаптация

    социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психическо
  • Агенты гендерной социализации

    основные факторы гендерной социализации) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. (см. Полоролевая социализация).
  • Гендерный анализ

    Анализ социальных процессов, занимающийся исследованием роли женщин и мужчин в таких сферах как разделение труда, принятие решений на различных уровнях, продуктивная и репродуктивная деятельнос
  • Гендерная асимметрия

    непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют б
  • Гендерная асимметрия в языке

    неравномерная представленность в языке лиц разного пола, которая отмечена феминистской критикой языка, а также ведущими постмодернистскими теоретиками (Деррида). Идеология феминизма часто рассм
  • Гендерно-атипичное поведение

    проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для противоположного пола.
  • Гендерный аутостереотип

    шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей своего пола.
  • Гендерный баланс

    Гендерный баланс - это равенство женщин и мужчин на всех уровнях организационной структуры. Для достижения гендерного баланса могут использоваться специальные меры по стратегии найма и продвиже
  • Гендерный бюджет

    Инструмент для оценки воздействия государственного бюджета на различные группы мужчин и женщин посредством выявления путей, которыми гендерные отношения воздействуют на  общество и экономику.
  • Гендерная чувствительность

    Понимание и принятие во внимание социо-культурных факторов, лежащих в основе дискриминации по признаку пола. Гендерно-чувствительное планирование использует специальные методы и средства для пр
  • Диагностическое интервью Гендерсона

    Gunderson’s Diagnostic Interview for Borderlines, DIB) — опросник-анкета, предназначенный для оценки симптомов и особенностей у больных с пограничными психическими расстройствами. Д. и. Г. включает 29 пунктов, относящих
  • Гендерная дифференциация

    англ. hender + лат. differеentia – разность) - наделение биологических различий между мужчинами и женщинами социальным значением в целях социальной классификации.
  • Гендерная дифференциация оплаты труда

    разница в оплате труда женщин и мужчин. Она всегда имеет перевес в пользу последних и наблюдается во всех регионах мира на протяжении всего ХХ века. Вариации между странами колеблются от 75% до 30%. В
  • Гендерная дисфория

    то же, что Половая дисфория.
  • Гендерная дискриминация

    нарушение прав человека по признаку пола, лишение возможности удовлетворения основных потребностей и развития личности.