Формирование впечатления

Найдено 3 определения термина Формирование впечатления

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Формирование впечатления

impression formation) Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша "Формирование впечатлений о личности" (Forming impressions of personality), В этой статье были обозначены две осн. проблемы. Во-первых, при Ф. в. наблюдатель должен каким-то образом справляться с тем, что зачастую яв-ся просто разнородным набором фактов о др. чел. Вторая проблема заключается в точном знании того, какое именно впечатление возникает у наблюдателя. Как исследователю приступить к измерению столь запутанного - и к тому же аморфного - явления, как впечатление? Наиболее серьезной проблемой, поднятой Ашем, была важность понимания того, как люди справляются с тем разнообразием информ., к-рое они получают в отношении др. чел. Ее иногда называют проблемой интеграции информации. Существуют два различных теорет. подхода к ее решению. Согласно гештальт-подходу (gestalt approach), люди используют конфигурационную стратегию. Они оценивают сразу весь информ. массив и достигают тематической интерпретации, на основе к-рой все отдельные и разрозненные элементы интегрируются в логически непротиворечивое целое. Этот процесс зачастую предполагает повторную интерпретацию нек-рых элементов информ. и игнорирование др. В соответствии с подходом когнитивной алгебры (cognitive algebra approach), каждый элемент информ. вносит независимый вклад в формирование общего впечатления. В отличие от гештальт-подхода, здесь предполагается, что отдельные элементы информ. не увязываются активно в единую осмысленную конфигурацию. Скорее оценочные импликации каждого элемента извлекаются сразу же, по мере их поступления, и сочетаются с к.-л. из предсуществующих оценочных реакций, дабы обеспечить текущее оценочное впечатление о др. чел. Этот подход называют когнитивной алгеброй, потому что элементы информ. могут комбинироваться при помощи таких алгебраических правил, как "усреднение", "сложение" или "умножение". Несмотря на то, что эти два теорет. подхода чрезвычайно различаются в своих концептуальных предпосылках, они оказались в равной степени полезными в объяснении первичных эмпирических данных в данной области исслед. Большая часть исслед. в области Ф. в. была посвящена первым впечатлениям. Участникам такого рода экспериментов предъявлялся список личностных черт в виде определений и предлагалось сформировать свое впечатление о той гипотетической личности, обладающей данным конкретным набором черт. Обнаружилось, что на итоговые впечатления влияют разнообразные характеристики элементов информ. При последовательном предъявлении элементов информ. возникают эффекты первичности и недавности (primacy and recency effects). После того как первое впечатление было сформировано, участникам в ряде случаев предлагалось дать отдельную оценку какому-нибудь из элементов этого набора. В этом случае фиксировались отчетливые эффекты смещения значения (meaning shift effects). В частности, такая черта, как "сотрудничающий", оценивалась более положительно (напр., приближалась по значению к "бескорыстный"), когда др. черты в данном наборе оказывались положительными. Когда остальные элементы информ. были отрицательными, она подвергалась менее благоприятной интерпретации (напр., приближалась по значению к "податливый"). Общее количество элементов информ. в наборе могло быть большим в одних случаях и малым в др. В исслед. Ф. в. были обнаружены устойчивые эффекты величины набора (set size effects). По мере возрастания числа положительных элементов впечатления становились все более благоприятными, и, напротив, по мере увеличения числа отрицательных элементов впечатления становились все более неблагоприятными. В большинстве исслед. в данной области в качестве предоставляемой субъекту стимульной информ. используются исключительно личностные черты. Представляется вероятным, что при использовании др. видов информ. о личности (напр., сведений о поведении, соц. контактах, физ. внешности и демографических характеристиках), получаемые рез-ты могут оказаться существенно иными. Однако сравнительно небольшое количество исслед., проводившихся с использованием не связанного с личностными чертами стимульного материала, позволяет предполагать, что эта проблема, вероятно, не яв-ся столь значительной. В этой области исслед. участников, как правило, инструктируют, что они должны оценить свое впечатление после того, как ознакомятся со всем набором предложенных черт. Следовательно, они, без сомнения, активно вырабатывают свои оценочные реакции по мере того, как они сталкиваются с теми или иными элементами информ. Это означает, что при таком способе выполнения задания на формирование впечатления роль памяти оказывается незначительной или вовсе сводится на нет. С др. стороны, формирование впечатлений (даже первых впечатлений) в наших повседневных соц. контактах с неизбежностью предполагает участие процессов памяти. В настоящее время представляется не вполне ясным, какие изменения следует внести в положения гештальт-подхода и когнитивной алгебры для учета роли памяти о предыдущей информ. См. также Измерение аттитюдов, Социальное познание Т. Остром
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Координация различных частей и фрагментов информации в общее интегрированное впечатление (2). Этот термин чаще всего употребляется в социальной психологии для обозначения различных частей и фрагментов межличностного восприятия, которые приводят к формированию впечатления о других людях, но, строго говоря, это значение применяется также и в других областях психологии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Формирование впечатления

координация различных частей и фрагментов информации в общее интегрированное впечатление. Например, ощущений разной модальности в целостный образ воспринятого.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛОСТНОЙ И ПОЭЛЕМЕНТНОЙ ОБРАБОТКИ ЛИЦЕВЫХ СИГНАЛО

Зорина С.В., Камзина О.А.
Впечатление о человеке формируется как результат взаимодействия нескольких сигналов. Согласно целостному (конфигуральному) пути формирования впечатления значение лицевых сигналов зависит от контекста (может изменяться при наличии других знаков). В соответствии с поэлементным путем социальные суждения зависят от вклада каждого из лицевых факторов, обладающих инвариантным значением. В настоящей работе изучалось формирование впечатления при восприятии двух лицевых характеристик: физической привлекательности и аномальности (представленной орбитальным гипертелоризмом) для вынесения социальных суждений о чертах личности, межличностной привлекательности и надежности. Мы ожидали, что впечатление от лиц в зависимости от физической привлекательности и аномальности будет сформировано с использованием целостного и поэлементного путей. В эксперименте 4 группы испытуемых (144 человека) оценивали физически привлекательные и непривлекательные лица с увеличенным и нормальным межглазным расстоянием. Взаимодействие физической привлекательности и аномальности, соответствующее целостному пути, определило оценку надежности, выраженную через приписываемые черты (опасность) и криминальные потенции (вероятность совершения разных типов преступлений). Независимое влияние физической привлекательности и лицевых признаков орбитального гипертелоризма оказало влияние на оценку степени потенциальной межличностной близости. Формирование впечатления при наличии двух лицевых сигналов было осуществлено в соответствии с целостным и поэлементным путями. Актуализация путей формирования впечатления зависит от релевантности лицевого фактора и социальных суждений.
Скачать PDF

Формирование концепта политической реальности в неклассической философии

Штанько М.А.
Статья посвящена анализу процесса формирования концепта политической реальности в неклассической философии. Дается определение базовой категории «реальность» посредством соотнесения ее с тождественными философскими дефинициями. Показано многообразие представлений о политической реальности в философских концепциях XX в. Охарактеризовано соотношение между социальной и политической реальностью человека.
Скачать PDF

Влияние чтения иноязычных художественных текстов на формирование мотивации студентов

Канищева Т.В.
Скачать PDF

Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения

Павлова Ольга Петровна
В статье говориться о необходимости формирования профессиональной мотивации в процессе обучения. Рассматриваются способы совершенствования профессиональной направленности, компоненты трудовой мотивации.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Теоретические и методические аспекты формирования профессиональной мотивации педагогической деятельн

Мелетичев В.В.
Статья посвящена актуальной для военной педагогики проблеме формированию профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов технических военно-учебных заведений, являющемуся одним из направлений оптимизации подготовки преподавателей для высшей военной школы. В статье аргументирована значимость проблемы, представлено теоретическое обоснование профессиональной мотивации как важнейшего условия результативности педагогической деятельности. Рассмотрены методические основы формирования профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов.
Скачать PDF

Профессиографический анализ деятельности в аспекте формирования психофизической надежности специалис

Петров Сергей Александрович
В работе представлены результаты пилотажного исследования по разработке профессиографической модели специалиста в сфере организации и управления перевозоками на транспорте. Оценивалась значимость для профессиональной деятельности личностных качеств, сенсорно-перцептивных, психомоторных, мыслительных свойств; выявлялись факторы, влияющие на профессиональное здоровье специалиста, динамику работоспособности.
Скачать PDF

О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрица

Сизикова Олеся Анатольевна, Филатова Нина Петровна
Рассматривается актуальная проблема формирования у спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.
Скачать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Проблема формирования позитивного самоотношения у слабовидящих подростков из России и республики Йем

Альшавеа Набила Али
В статье акцентируется внимание на значении формирования позитивного самоотношения слабовидящих подростков как условия их успешной социализации и реабилитации. Анализируются условия и факторы, определяющие специфику развития оценочного отношения к себе слабовидящих подростков. В статье представлены экспериментальные данные по этому вопросу. Подчеркивается необходимость более детального изучения проблемы самоотношения детей подросткового возраста в условиях слабовидения.The article focuses on the importance of forming starblind teenagers' positive self-attitude as a condition of their successful socialisation and rehabilitation. Conditions and factors determining the specificity of development of starblind teenagers' self-attitude are analysed. The article presents the experimental data on the subject. The author underlines the necessity of more detailed study of the problem of starblind teenagers' self-attitude.
Скачать PDF

Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности

Денисенкова М. В.
В статье подчеркивается необходимость формирования интеллектуальных умений с учетом физиологических и психологических аспектов мышления, обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость мышления, умственных способностей и интеллектуальных умений.The article points out the necessity of forming intelligent skills with taking into consideration physiological and psychological aspects of cognition. It argues for the interconnection and interdependence of cognition, intellectual gifts and skills.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: